рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глава II. Романтическая исключительность лирического Я в поэзии Н. С. Гумилева

Работа сделанна в 2006 году

Глава II. Романтическая исключительность лирического Я в поэзии Н. С. Гумилева - Дипломная Работа, раздел Литература, - 2006 год - Романтические мотивы в поэзии Н. С. Гумилева Глава Ii. Романтическая Исключительность Лирического Я В Поэзии Н. С. Гумилев...

Глава II. Романтическая исключительность лирического Я в поэзии Н. С. Гумилева.

По выбору тем, по приемам творчества автор явно примыкает к Новой школе в поэзии. Но пока его стихи - только перепевы и подражания, далеко не всегда удачные Цитируется по статье Л. А. Смирновой Припомнить всю жестокую, милую жизнь Гумилев Н. С. Избранное. Сост. Л. А. Смирново М 1989 С. 10 - писал В. Брюсов о первом сборнике Н. Гумилева Путь конквистадоров 1905 . Конечно, в какой-то мере Брюсов был прав. И все-таки юношеские, Конквистадорские стихи имели свой нерв, свой настрой. Н. Гумилев сразу заявил об особом подходе к миру Как смутно в небе диком и беззвездном! Растет туман но я молчу и жду, И верю, я любовь свою найду Я конквистадор в панцире железном. 33 Конквистадор завоевал не земли, не страны, а новую любовь, вметал в воинственный наряд звезду долин, Лилею голубую, проникал в тайны дивных снов добывал звезды с заснувшего небосклона. Будто очень знакомы по символистической поэзии воспеваемые ценности голубая высота, вечное блаженство мечты, чары красоты. Но они, утонченные, возвышенные, отстаиваются дерзновенным мечом, вихрем грозовым, и громом, и огнем. Возникают всегда живые, всегда могучие герои героев сверкая доспехами, они подымают меч к великим войнам во имя божественной любви. Мужественная интонация, волевое начало становятся доминирующими.

Вот оно - отличие Н. Гумилева от его старших современников К. Бальмонта, А. Белого, А. Блока. Название Путь конквистадоров оттеняло новизну избранной порции.

Идеалы утверждались в битве, огневой, даже кровавой.

Чем владели и с кем сражался лирический герой Гумилева? Владел многим Жаркое сердце поэта Блещет, как звонкая сталь. Перед жаждущим взором нет преград Мне все открыто в этом мире - И ночи тень, и солнца свет Гумилев не столько чувствовал себя первооткрывателем Прекрасного, сколько стремился приблизить возможную гармонию. На этом пути фантазия подсказывала образы богов, королей, царей и пророков - символы отнюдь не власти над людьми, а противоположения их слабости.

Он как гроза, он гордо губит В палящем зареве мечты, За то, что он безмерно любит Безумно - белые цветы. 49 Путь конквистадоров состоит из разделов, озаглавленных свечи и поцелуи , Высоты и бездны , Сущее сложно, противоречиво. Много трудно совместимых образов гордый король и бродячий певец с песней больной дева солнца и суровый, гневный царь юная дриада, дитя греха и наслаждений, и печальная жена. Но все по-разному контрастные и фантасмагоричные картины овеяны одной мечтой узнать сон вселенной увидеть лучи жизни обновленной, выйти за пределы наших знаний. В любом состоянии проявлена цельность мироощущения.

Даже когда сомнения теснят мужественную душу, раздается призыв к полному самоотречению Жертвой бурь голубой, предрассветной В темных безднах беззвучно сгори И ты будешь Звездою Обетной, Возвещающей близость Зари. 73 Страстная притяженность к грядущим зорям тесно связала Путь конквистадоров с поэзией начала XX в. Гумилев писал о балладах английского поэта Роберта Саути Это мир творческой фантазии, мир предчувствий, страхов, загадок, о котором лирический герой говорит с тревогой Цитируется по статье Л. А. Смирновой Припомнить всю жестокую, милую жизнь Гумилев Н. С. Избранное.

Сост. Л. А. Смирново М 1989 С. 12 Нечто подобное, хотя с многими акцентами, создал Гумилев в начале своих творческих поисков. Многие стихотворения напоминали романтическую балладу с ее причудливыми персонажами, прихотливым сюжетом, взволнованным лирическим подтекстом. Выраженные в первом, юношеском сборнике духовные запросы получили дальнейшее развитие.

Это особенно чувствуется во второй книге - Романтические цветы 1908 , при всем ее коренном отличии от первой. Новые впечатления жизнь во Франции, путешествие в Африку Отлились в особую образную систему. Пережитое вызвало к жизни другие эмоции. Тем не менее и здесь читается жажда предельно сильных и прекрасных чувств Ты среди кровавого тумана к небесам прорезывала путь пред ним неслась, белее пены, его великая любовь. Но теперь желанное видится лишь в грезах, видениях, однако не зря Гумилев сказал Сам мечту свою создам. И создал ее, обратившись к обычным, земным явлениям.

О своей способности заглянуть за черту обыденного говорит поэт Сады моей души всегда узорны, В них ветры так свежи и тиховейны, В них золотой песок и мрамор черный, Глубокие, прозрачные бассейны. Я не смотрю на мир бегущих линий, Мои мечты лишь вечному покорны. Пускай сирокко бесится в пустыне, Сады моей души всегда узорны. 97 Нет, Гумилев не был равнодушен к миру бегущих линий. Но конкретное преображал своей мечтой иль болью - угадывал дальним зрением. Сборник волнует грустными авторскими ощущениями непрочности высоких порывов, призрачности счастья в скучной жизни - и одновременно стремлением к Прекрасному.

В Романтических цветах драма неразделенной либо неверной любви дана расширительно, как знак разобщения, отчуждения людей друг от друга. Потому горечь обманутого лирического героя приобретает особую значимость.

А вечная тема - новые грани. Большинство стихотворений обладают спокойной интонацией. Мы слышим рассказ, диалог. Но необычайный, часто парадоксальный образный строй сообщает редкую внутреннюю напряженность. В неповторимом облике оживляет поэт легендарные мотивы, творит фантастические превращения. Обычно принято ссылаться на экзотику географическую, историческую как определяющую феномен Гумилева. Конечно, многое почерпнуто из впечатлений об Африке. Тем не менее обращение к ней все-таки вторично. Оно только способствует воссозданию состояний, как бы требующий небывалых зримых соответствий.

Колоритные фигуры древности Востока предстают в своем неожиданном облике. И это завораживает. Памятная пленительная и преступная царица Нила вдруг овеществляется в зловещей, кровожадной гиене. Во взоре неверной возлюбленной улавливается утонувший корабль, голубая гробница предшествующей жертвы. Ужас воплощен в страшном существе Я встретил голову гиены на стройных девичьих плечах. С не меньшей зрелищностью и эмоциональностью запечатлены светлые явления - Много чудесного видит земля. Достаточно представить удивительного изысканного жирафа - и скучная вера только в дождь рассеивается взоры в розовых туманах мысль далеко уведут. Брюсов воспринял лирику Романтических цветов как объективную, где больше дано глазу, чем слуху, а внутренние переживания притуплены.

Вряд ли можно с этим согласиться. Объективизация душевных порывов поэзии Гумилева настолько их сгущает, что об ослаблении впечатления говорить не приходиться.

К тому же опасно было оспаривать развивающиеся творческие принципы художника. Можно наблюдать, как его дар сотворения второй реальности совершенствовался даже в процессе переиздания Романтических цветов. В ряде новых стихотворений как, впрочем, во многих прежних поэт не только подчиняет своему переживанию. Он доносит общее трагическое состояние мира. Ироничная Неоромантическая сказка опосредованно и остроумно передала угрожающие масштабы застоя его с радостью принимают даже сказочные чудовища - людоед.

Игры открыли в конкретной сцене кровавых развлечений сущность порочной цивилизации, а в противовес ей - тайну природной гармонии. Сонет вариант вступительного стихотворения к Пути конквистадоров с помощь ирреального образа выразил желание преодолеть ограниченность возможностей. Пусть смерь приходит, я зову любую. Я с нею буду драться до конца, И, может быть, рукою мертвеца Я лилию добуду голубую. 77 Первые сборники Гумилева были встречены в печати критически.

Жемчуга 1910 тоже не остались без такого внимания. С мягкой иронией Вячеслав Иванов заметил, что автор сборника в такой мере смешивает мечту и жизнь, что совершенное им одинокое путешествие за парой леопардовых шкур в Африку немногим отличается от задуманного - в Китай - с метром Рабле Аполлон 1910 7 С. 40. А Брюсов вообще отказал Гумилеву в связях с современностью. Гумилев находит одинаковую нецеломудренность отношения к художественному творчеству в двух тезисах Искусство для жизни и искусство для искусства. Но делал такой вывод Все же в первом больше уважения к искусству и понимания его сущности. И далее подводил итог своим раздумьям искусство, родившись от жизни, снова идет к ней, но никак грошовый поденщик, никак сварливый брюзга, а как равный к равному.

Гумилев Н. Жизнь стиха Гумилев Н. С. Стихи Письма о русской поэзии. составитель Н. Богомолов М 1990. При всем максимализме этой точки зрения отказать ей в справедливости невозможно.

В поэзии Гумилев следовал этому же принципу. Веяние внешнего мира он воспринимал сквозь магический кристалл внутреннего. От прославления романтических идеалов поэт не случайно пришел к теме исканий, собственных и общественных. Чувством пути определение Блока проникнут сборник Жемчуга. Самое его название исходит от образа прекрасных стран Куда не ступала людская нога, Где в солнечных рощах живут великаны И светят в прозрачной воде жемчуга. Открытие ценностей оправдывает и одухотворяет жизнь.

Символом этих ценностей и стали жемчуга. А символом поиска - путешествия. Так реагировал Гумилев на духовную атмосферу своего времени, когда определение новой позиции было главным для интеллигенции. По-прежнему лирический герой поэта неиссякаемо мужественен. В пути оголенный утес с драконом - вздох его - огненный смерч. Но покоритель вершин не знает отступлений Лучше слепое Ничто, Чем золотое вчера Поэтому так влечет взор полет гордого орла. Авторская фантазия как бы дорисовывает перспективу его движения - не зная тленья, он летел вперед Он умер, да! Но он не мог упасть, Войдя в круги планетного движенья, Бездонная внизу зияла пасть, Но были слабы силы притяженья. 130 Небольшой цикл Капитаны, о котором так много высказывалось несправедливых суждений, рожден тем же стремлением вперед, тем же преклонением перед подвигом Ни один пред грозой не трепещет, ни один не свернет паруса. Гумилеву дороги деяния незабвенных путешественников Гонзальво и Кука, Лаперуза и де Гамма С их именами входит в Капитаны поэзия великих открытий, несгибаемой силы духа всех, кто дерзает, кто хочет, кто ищет. В Жемчугах есть точные реалии, скажем, в картине жизни моряков Капитаны. Однако, отвлекаясь от скучного настоящего, поэт ищет созвучие с богатым миром свершений и свободно перемещает свой взгляд в пространстве и времени. Вот почему возникают образы разных веков и стран, в частности вынесенные в заглавия стихотворений Старый конквистадор , Варвары , Рыцарь с цепью , Путешествие в Китай. Именно движение вперед дает уверенность автору в избранной идее пути. А также - форму выражения.

Ощутимы в Жемчугах и трагические мотивы - неведомых врагов, чудовищного горя. Такова власть бесславного окружающего.

Его яды проникают в сознание лирического героя. Всегда узорный сад души превращается в висячий сад, куда так страшно, так низко наклоняется лик луны - не солнца.

Испытания любви исполнены глубокой горечи. Теперь пугают не измены, а потеря умения летать знаки мертвой томительной скуки поцелуи - окрашены кровью желание заворожить садов мучительную даль, в смерти найти острова совершенного счастья. И здесь мы видим подлинно гумилевское - поиск страны счастья даже за чертой бытия. Чем мрачнее впечатление, тем упорней тяготение к свету.

Лирический герой стремится к предельно сильным испытаниям Еще один раз отпылаю упоительной жизнью огня. Творчество - тоже вид самосожжения На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача. Самый якобы акмеистический сборник Чужое небо 1912 был тоже логическим продолжением предшествующих.

В Чужом небе снова ощущается беспокойный дух автора. В сборник были включены небольшие поэмы Блудный сын и Открытие Америки. Казалось бы, они написаны на подлинно гумилевскую тему. Но как она изменилась! Рядом с героем Колумба в Открытии Америки встала не менее значительная героиня Муза Дальних Странствий. Автора теперь увлекаем не величие деяния, а его смысл и душа избранника судьбы.

Может быть, впервые во внутреннем облике героев нет гармонии. В Чужом небе - явственная попытка установить подлинные ценности сущего. Гумилева влечет феномен жизни. В необычном и емком образе представлена она - с иронической усмешкой царь - ребенок на шкуре льва, забывающий игрушки между белых усталых рук. Таинственна, сложна, противоречива и маняща жизнь. Но сущность ее использует. Отвергнув зыбкий свет неведомых жемчужин, поэт все-таки оказывается во власти прежних представлений - о спасительном движении к дальним пределам.

Мы идем сквозь туманные годы, Смутно чувствуя веянье роз, У веков, у пространств, у природы Отвоевывать древний Родос. 208 В Чужое небо включает Гумилев подборку стихов Теофиля Готье в своем переводе. Среди них - вдохновенные строки о созданной человеком нетленной красоте. Вот идеал на века Все прах Одно, ликуя, Искусство не умрет. Статуя Переживет народ. 233 У обоих поэтов были близкие принципы избегать как случайного, конкретного, так и туманного, отвлеченного познать величественный идеал жизни в искусстве и для искусства. Гумилев Н. Теофиль Готье Аполлон 1911 11 С. 53, 56. В сборнике Колчан 1906 много военных стихов, но в стихах по прежнему живет образ Муза Дальних Странствий.

Муза Дальних Странствий теперь пробуждается не зовом пространства или времен, а самоуглублением, огнедышащей беседой, усмирением усталой плоти. Гумилев обращается к мифологии, творчеству ушедших из жизни мастеров.

Но лишь за тем, чтобы выверить в чужом опыте свой поиск Прекрасного в человеческой душе. И ее певцам сообщена высокая цель - слагать окрыленные стихи, расковывая сон стихий. Стихи сборника насыщены говорящими контрастами дня и ночи, реального, зримого и созданного фантазией мира. Точность поэтического восприятия и воображения неповторима. Мы ясно чувствуем запах смол, и пыли, и травы, пахнет тлением заманчиво земля видим ослепительную высоту, дикую прелесть степных раздолий, таинство лесной глуши. А рядом - зыбкие дали зеркал, сатану в нестерпимом блеске, человечное в страданиях когда-то страшные глаза мифической Медузы.

И всюду краски, краски - ярки и чисты. Но все это радужное царство строго организованно авторской чеканной мыслью. Теперь мой голос медлен и размерен - признание самого поэта. И все-таки высшие запросы души остаются без ответа. Значительной вехой после Колчана стали произведения его парижского и лондонского альбомов, опубликованные в Костре 1918 . Уже здесь преобладают раздумья автора о собственном мироощущении.

Он исходит из самых малых наблюдений за деревьями, оранжево-красным небом, медом пахнущим лучом, больной в ледоходе рекой и т. д. Редкая выразительность пейзажа восхищает. Только отнюдь не сама природа увлекает поэта. Мгновенно, на наших глазах, открывается тайное яркой зарисовки. Оно-то и проясняет подлинное назначение стихов. Можно ли, например, сомневаться в смелости человека, услышав его призыв к скудной земле И стань, как ты и есть, звездою, Огнем пронизанной насквозь Всюду ищет он возможности умчаться вдогонку свету. Будто прежний мечтательный, романтичный герой Гумилева вернулся на страницы новой книги.

Нет, это впечатление минуты. Зрелое, грустное постижение сущего и своего места в нем эпицентр Костра. Теперь, пожалуй, можно объяснить, почему дальняя дорога звала поэта. Стихотворение Про память заключает в себе антиномию И вот вся жизнь! Круженье, пенье, Моря, пустыни, города, Мелькающее отраженье Потерянного навсегда.

И вот опять восторг и горе, Опять, как прежде, как всегда, Седою гривой машет море, Встают пустыни, города. 318 Вернуть потерянное навсегда человечеством, не пропустить что-то настоящее и неведомое во внутреннем бытии людей - хочет герой. Поэтому называет себя хмурым странником, который снова должен ехать, должен видеть. Под этим знаком предстают встречи со Швецией, норвежскими горами, Северным морем, садом в Каире. И складываются на вещной основе емкие, обобщающие образы печального странничества блуждание - как по руслам высохших рек, слепые переходы пространств и времен. Даже в цикле любовной лирики читаются те же мотивы. Возлюбленная ведет сердце к высоте, рассыпая звезды и цветы. Нигде, как здесь, не звучал такой сладостный восторг перед женщиной.

Но счастье - лишь во сне, в бреду. А реально - томление по недостижимому Вот стою перед дверью твоею, Не дано мне иного пути. Хоть я знаю, что не посмею Никогда в эту дверь войти. 325 Неизмеримо глубже, многограннее и бесстрашнее воплощены уже знакомые духовные коллизии в произведениях лучшего сборника Гумилева - книге Огненный столп 1921 Стихотворения рождены вечными проблемами - смысла жизни и счастья, противоречия души и тела, идеала и действительности.

Обращение к ним сообщает поэзии величавую строгость, чеканность звучания, мудрость притчи, афористическую точность. В богатое, казалось бы, сочетание этих особенностей органично вплетена еще одна. Она исходит от теплого, взволнованного человеческого голоса.

Чаще самого автора в раскованном лирическом монологе. Иногда - объективизированных, хотя весьма необычно, героев. Эмоциональная окраска сложного философского поиска делает его частью живого мира, вызывая сопереживание. Чтение Огненного столпа побуждает чувство восхождения на разные высоты. Невозможно сказать, какие повороты авторской мысли больше тревожат в Памяти , Лесе , Душе и теле. Уже вступительная строфа Памяти магнетизирует горьким обобщением Только змеи сбрасывают кожи, Чтоб душа старела и росла.

Мы, увы, со змеями не схожи, Мы меняем души, не тела. 415 Но затем воображение потрясено конкретной исповедью поэта о своем прошлом. И одновременно - понимаем несовершенство людских судеб. Эти первые девять проникновенных четверостиший подводят к преобразующему тему аккорду Я - угрюмый и упрямый зодчий Храма, восстающего во тьме, Я возревновал о славе Отчей Как на небесах, и на земле. 416 А от него - к мечте о расцвете земли, родной страны. Здесь, однако, еще не поставлена точка.

Заключительные строки, частично повторяющие изначальные, несут новый грустный смысл - ощущение временной ограниченности человеческой жизни. Симфонизмом развития обладает небольшое стихотворение, как и многие другие в сборнике. Редкой выразительности достигает Гумилев соединением несоединимых элементов. Лес в одноименном лирическом произведении неповторимо причудлив. В нем живут великаны, карлики и львы, появляются женщина с кошачьей головой. Это страна, о которой не загрезишь и во сне. Однако кошачьеголовому существу дает причастье обычный кюре. Рядом с великанами упоминаются и рыбаки и пэры Франции.

Что это - возвращение к фантасмагории ранней гумилевской романтики? Нет, фантастическое снято автором Может быть, тот лес - душа моя Для воплощения сложных запутанных внутренних порывов и предприняты столь смелые ассоциации. В Слоненке с заглавным образом связано трудно связуемое - переживание любви.

Она предстает в двух ипостасях заточенной в тесную клетку и сильной подобной тому слону, что когда-то нес к трепетному Риму Ганнибала. Шестое чувство сразу увлекает контрастом между скудными утехами людей и подлинной красотой поэзии. Кажется, что эффект достигнут. Как вдруг в последней строфе мысль вырывается к иным рубежам Так, век за веком - скоро ли, Господь Под скальпелем природы и искусства, Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства. 429 И построчные образы чудесным совмещением простейших слов-понятий уводят нашу душу к дальним горизонтам.

Невозможно иначе реагировать на такие находки, как скальпель природы и искусства, билет в Индию Духа, сад ослепительных планет, персидская больная бирюза Тайн поэтического колдовства в Огненном столпе не счесть. Но они на одном пути, трудном в своей главной цели - проникнуть в несовершенство человеческой природы. предсказать желанные перспективы ее перерождения. Несмотря на переломы революционного времени, на разочарование Гумилева в своей судьбе Заблудившийся трамвай , Огненный столп дарит и светлое, прекрасное чувство, преклонения перед красотой, любовью, поэзией.

Мрачные силы всюду воспринимаются недопустимой преградой духовному подъему Там, где все сверканье, все движенье, Пенье все мы там с тобой живем. Здесь не только наше отраженье Полонил гниющий водоем. 445 Сама по себе мечта представить героическую душу была светлой и очень нужной эпохе 20-х годов. В Костре и Огненном столпе находи касания к миру таинственного, порывания в мир непознаваемого. Имелось, наверное, ввиду обращения Гумилева к сокрытому в глубине его невыразимому прозванью и пр. Но тут скорее противоположность ограниченным силам слабого человека, символическое обозначение возвышенных идеалов.

Им сродни образы звезд, неба, планет. При некоторой космичности ассоциаций, стихи сборников выражали взгляд на вполне земные процессы. Но, несмотря на это, поэт сохраняет и здесь романтическую исключительность своего лирического Я . В заключении данной главы мы хотим представить вашему вниманию анализ одного из стихотворений сборника Жемчуга. Герои данного произведения - подлинно гумилевский тип романтика, искателя приключений, поэтому и само творение поэта можно смело назвать одним из ярких примеров романтической лирики.

Анализ стихотворения Старый конквистадор Н. С. Гумилева. Старый конквистадор. Углубясь в неведомы горы, Заблудился старый конквистадор, В дымном небе плавали кондоры, Нависали снежные громады.

Восемь дней скитался он без пищи, Конь издох, но под большим уступом Он нашел уютное жилище Чтоб не разлучаться с милым трупом. Там он жил в тени сухих смоковниц, Песни пел о солнечной Кастилье, Вспоминал сраженья и любовниц, Видел то пищали, то мантильи. Как всегда, был дерзок и спокоен И не знал ни ужаса, ни злости, Смерть пришла, и предложил ей воин Поиграть в изломанные кости. Стихотворение Старый конквистадор было написано в 1908 году и входит в сборник стихов Жемчуга 1910 , третий по счету.

В самом начале анализа этого стихотворения следует обратить внимание на два следующих факта. Во-первых, книга Жемчуга знаменует завершение первого периода творчество Гумилева, это своего рода элегическое прощание с символами и романтическими декорациями ранних стихов. Во-вторых, образ конквистадора не нов для Гумилева символ первого сборника поэта, герой стихотворения Я конквистадор в панцире железном, завоеватель жизни, покоритель судьбы изменяется в Жемчугах. В центре анализируемого нами произведения - старый конквистадор словосочетание вынесено в заглавие стихотворения. Возникает вопрос как изменился герой ранней лирики Гумилева, остался ли он тем же покорителем, завоевателем, отважным героем, поклоняющимся мечте, любви, звезде, не страшащийся преград? Или конквистадор теперь действительно старый, не только телом, но и душой? Стихотворение Старый конквистадор органично сливается с другими произведениями сборка.

От прославления романтических идеалов поэт не случайно пришел к теме исканий, собственных, и общечеловеческих. Чувством пути определение Блока проникнут сборник Жемчуга. Вот и старый конквистадор, путешествуя, заблудился.

Первое четверостишие проникнуто тяжелым, мрачным настроением Углубясь в неведомые горы, Заблудился старый конквистадор, В дымном небе плавали кондоры, Нависали снежные громады. Эпитеты в этом отрывке неведомые горы, дымное небо, снежные громады создают чувство тревоги.

В четверостишии ощутим трагический мотив неведомых врагов, мотив власти окружающего поэт не случайно использует образ кондора, хищной, огромной, страшной птицы. Глагол нависали и деепричастие углубясь как бы нагнетают тяжелое чувство опасности, гибели. Целый лексический ряд существительных первой строфы содержит сему огромный, большой, гигантский горы, кондоры, громады они словно давят на лирического героя, окружают его со всех сторон. Аллитерация на р, к, д, ассонанс на о также работает на создание общего чувства опасности.

Гумилев писал Под жестом в стихотворении я подразумеваю такую расстановку слов, подбор гласных и согласных звуков, ускорение и замедление ритма, что читающий стихотворение невольно становится в позу героя испытывает тоже, что сам поэт Таким мастерством владел Гумилев. Хорей, осложненный пиррихием, доносит до читателя охватившую конквистадора тревогу. Во второй строфе повествуется о дальнейшей судьбе героя Восемь дней скитался он без пищи, Конь издох, но под большим уступом Он нашел уютное жилище, Чтоб не разлучаться с милым трупом.

Настроение тревоги сменяется в этом четверостишии чувством безысходности на это работают глаголы скитался, издох. И даже светлый эпитет, слова с положительной коннотацией уютное жилище, вносящее в общие контекст сему тепла, даже сему надежды ведь во второй строке возникает противительный союз но Скитался Конь издох, но он нашел уютное жилище, меркнет, когда в последней строке возникает оксюморон, страшное словосочетание милый труп. Конквистадору больше ничего не остается, как предаться воспоминаниям о прежней кипучей жизни Там он жил в тени сухих смоковниц, Песни пел о солнечной Кастилье, Вспоминал сраженья и любовниц, Видел то пищали, то мантильи.

Лексические ряды сраженья война - пищали оружие, любовниц - мантильи женская накидка дают представление о прошлом лирического героя, о прошлом героическом, увлекательном. Лексическая близость слов сраженье - пищали и любовниц - мантильи подчеркивается параллелизмом синтаксического строения последних двух строк отрывка Вспоминал сраженья и любовниц, Видел то пищали, то мантильи.

Настроение этой строфы приподнятое, а эпитет солнечная Кастилья озаряет все стихотворение светом, блеском, но словосочетание тень сухих смоковниц не дают забыть о трагическом положении героя, о месте его пленения, контрастирует с содержанием отрывка. Получается после анализа трех первых строф, что конквистадор действительно пал духом, потерял былое мужество, отвагу, способность к борьбе, зачах, как старая смоковница, стал стар сердцем? Нет, это не так. Стоит только прочесть последнее четверостишие, заключающее в себе лирическое обобщение Как всегда, был дерзок и спокоен, И не знал ни ужаса, ни злости, Смерть пришла, и предложил ей воин Поиграть в изломанные кости, чтобы убедиться по-прежнему лирический герой поэта неиссякаемо мужественен.

Слова с, казалось бы, отрицательной коннотацией ужас, злость, смерть перечеркиваются отрицательной частицей не не знал, усилительными частицами ни-ни, прилагательными дерзок, спокоен, глаголом поиграть даже перед лицом смерти конквистадор не утратил прежнего азарта, отваги, остался покорителем, завоевателем, воином. Стихотворение имеет неожиданный финал.

В последних двух строчках Смерть пришла, и предложил ей воин Поиграть в изломанные кости между двумя предикативными частями хочется в место союза и поставить противительный союз но, подчеркнувший бы непримиримость конквистадора, его готовность сражаться с судьбой до конца.

Итак, стихотворение Старый конквистадор по идейному содержанию традиционно для романтической лирики конквистадора мотивы пути, неведомых стран, героического, мотивы исканий, смерти здесь налицо. Традиционно стихотворение и в художественном оформлении оно наполнено экзотизмами, столь свойственными поэзии Гумилева конквистадор, кондор, смоковница, Кастилья, мантильи, что создает конкретный колорит произведения, поэт наполняет свое стихотворение знакомыми по прежним сборникам ассоциативными образами полет, солнце можно смело сказать, что это произведение, как и большинство творений Гумилева, безупречно по форме его слог как всегда отточен например, для всех четырех строф характерна женская, чаще точная рифма уступом - трупом, злости - кости, смоковниц - любовниц.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Романтические мотивы в поэзии Н. С. Гумилева

Подвиг новый - Живой земле пропеть хвалы. С. Городецкий. Адам . Гумилев живет в мире воображаемом и почти призрачном. Он… Н. Гумилев. Введение. До последнего времени - конца 80-х годов XX века - имя Николая Степановича Гумилева 1886-1921…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глава II. Романтическая исключительность лирического Я в поэзии Н. С. Гумилева

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Глава I. Истоки романтизма в поэзии Н. С. Гумилева
Глава I. Истоки романтизма в поэзии Н. С. Гумилева. Общепринятый - после работ К. Чуковского и Ю. Тынянова о Блоке, Б. Эйхенбаума и В. Жирмунского об Ахматовой - подход к стихам как к личном

Глава III. Экзотическая тема в поэзии Н. С. Гумилева
Глава III. Экзотическая тема в поэзии Н. С. Гумилева. Любовь к Африке, страсть к путешествиям, жажда приключений определили темы и мотивы творчества Гумилева, среди которых одним из ведущих являетс

Глава IV. Всеохватывающее чувство любви в поэзии Н. С. Гумилева
Глава IV. Всеохватывающее чувство любви в поэзии Н. С. Гумилева. Всеохватывающее чувство любви в поэзии Н. С. Гумилева Да, именно так мы решили назвать четвертую главу нашей работы. Тему любви, без

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги