рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

К постановке проблемы пушкинский концепт русского мира

К постановке проблемы пушкинский концепт русского мира - раздел Литература, Русский мир в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин К Постановке Проблемы Пушкинский Концепт Русского Мира. Картина Мира - Это Си...

К постановке проблемы пушкинский концепт русского мира. Картина мира - это система интуитивных представлений о реальности Руднев В.П. Словарь культуры XX века ключевые понятия и тексты. М 1999, с. 127 Термин картина мира Weltbild впервые был введен Людвигом Витгенштейном в Логико-философском трактате, но в антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера 1899 - 1985 . Картину мира можно выделить, описать или реконструировать - от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности Там же пишет В.П. Руднев.

При этом своя картина мира существует в каждом отрезке исторического времени, но в то же время есть и универсальная картина мира, свойственная всему человечеству.

Правда, она довольно абстрактна, так как у каждого народа существуют свои представления о добре и зле, о нормах и ценностях. Что касается отдельной личности, то картина мира будет детерминирована прежде всего индивидуальным характером.

Говоря о представлениях о мире в XIX веке, нельзя не отметить самое фундаментальное традиционное философское противопоставление бытия и сознания. Картина мира была материалистической, материальность мира и его бытие рассматривались как понятия тождественные Философский словарь Под ред. И.Т. Фролова. М 1986, с. 55 Бытие представлялось первичным, а сознание вторичным большую роль в то время играли также идеалистические попытки вывести бытие из акта сознания Там же Нужно учесть и тот факт, что наблюдатель и наблюдаемое, какими они представали в литературном произведении, противополагались.

Уже в искусстве XVIII в. субъектно-объектные отношения в тексте выводились за пределы личности автора, совмещались с понятием истины, которую выражал художественный текст. Таким образом, создатель художественного произведения созерцал действительность не просто со стороны, а находился над ней, выступал в сознании читателя как всеведущий носитель оценок всего, о чем говорится в произведении.

Читатель же, переживая текст произведения, как отмечает Ю.М. Лотман, находится вне литературы Лотман Ю.М. В школе поэтического слова Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М 1988, с. 98. и оценивает произведение, сопоставляя его с жизнью, реконструируя в своем восприятии личность и сознание автора. Автор творчески воспринимает мир, проникая в его суть мыслью, чувствами и переживаниями художника, в своем творчестве он осмысливает и воспроизводит мир во всем его многообразии.

И в этом смысле творчество Пушкина, как верно отметил С.С. Аверинцев, дает читателю переживание особой гармонии между формой и содержанием - между движением стиха, с одной стороны, и предметом изображения, с другой стороны Аверинцев С.С. Гете и Пушкин Новый мир, 1999, 6, с. 195 Для творчества Пушкина действительно характерно особое гармоничное философское видение мира. Бытие для него - непостижимая тайна, каждая человеческая душа - тоже тайна. И поэт пристально наблюдает за человеком, оказавшимся перед лицом онтологических ценностей, а художественной точкой зрения, как обоснованно указал Ю.М. Лотман, становится отношение истины к изображаемому миру Лотман Ю.М. В школе поэтического слова Пушкин.

Лермонтов. Гоголь, с. 57 По образному выражению В.С. Непомнящего, в пушкинском мире, свет истины, общей для всех, заставляет тени ложиться в точном соответствии с действительным положением вещей Непомнящий В.С. Пушкин.

Русская картина мира, с. 507 Божественная свобода Пушкина простирается очень далеко в его видении мира нет ничего осуждаемого, однозначно отрицательного. Если и есть что-то действительно трагическое в его мироощущении, так это то, что истина беззащитна, ею легко пренебречь, потому что она известна всем. Л.А. Коган также обращает внимание на этот факт и указывает на то, что высокое назначение творца - быть первопроходцем на пути к истине, как духовный учитель он призван ставить вопросы, пробуждающие и просветляющие человека, предвидеть и облегчать их решение Коган Л.А. Самостоянье человека философское кредо Пушкина Вопр. философии, 1999, 7, с. 48 Нельзя не согласиться с исследователями философия поэзии Пушкина состоит именно в ее общечеловеческой, правдоискательской направленности, в своем художественном мироощущении он стремится к сокровенному и возвышенному.

Бытие выступает перед творцом как некая сверхзадача, а поскольку бытие неисчерпаемо, у поэзии нет и не может быть последнего слова.

О том, что пушкинская поэзия является фактом глубинного и полного осмысления бытия, писал Н.О. Лосский Даже в изображении обыденной действительности он умеет достигнуть такой многосторонности и гармонии, такого синтеза, в силу которых творение его фантазии оказывается таким же содержательным и полным смысла, трудно постижимого нами, как и сама мировая действительность Лосский Н.О. Условия абсолютного добра Основы этики Характер русского народа. М 1991, с. 94 Поддерживая это высказывание, добавим, что основа творческой силы и подлинной свободы поэта в видении мировой действительности - это любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам Два чувства дивно близки нам , 1830 г Доказательством этой мысли может служить высказывание С.Л. Франка Укорененность в родной почве, ведя к расцвету духовной жизни, тем самым расширяет человеческий дух и делает его восприимчивым ко всему общечеловеческому.

Этот мотив проникает и всю поэзию, и всю мысль Пушкина Франк С.Л. Этюды о Пушкине.

М 1999, с. 137 В этом и состоит народность поэта. И эта народность совсем не предполагает замкнутости от чужих влияний, обособленности национальной культуры. Современный исследователь А. Панарин справедливо отмечает, что проблему российской самобытности, своеобразия национальной судьбы Пушкин решал не в этнографическом ключе, а в историческом и цивилизационном Панарин А. Миссия А.С. Пушкина на исходе ХХ века Москва, 1999, 6, с. 7 В настоящее время исследователями актуализируется высказанная еще русскими символистами и западноевропейскими философами мысль о том, что два противоположных начала якобы легли в основу формации русской души природная, языческая стихия и аскетически-монашеское православие Ярославцева И.П. Русский мир в контексте мировых цивилизаций.

М 2002, с. 8 В этом схематизированном концепте загадочной русской души упущено, может быть, самое существенное, что было так чутко и точно угадано русским гением. Ведь Пушкин видит в России онтологически и эстетически закономерное, драматически сложное и мощное движение от язычества к православной цивилизации.

В противоположность западному потребительскому мировоззрению, его культу материального человека Пушкин судит о людях и народах не по критериям развитости или неразвитости, успеха или неуспеха, а по универсальным критериям духовного плана Панарин А. Миссия А.С. Пушкина на исходе XX века, с. 7 Эта истинно христианская позиция стала источником силы поэта и его творческой самостоятельности.

Как верно отмечает В.К. Кантор, критерием Пушкина при подходе к изображению любого социального слоя российского государства были ценности цивилизации, так как она была той высшей точкой, движение к которой объединяло и в этом смысле уравнивало народы, разные по национальности и по уровню развития Кантор В.К. Пушкин, или Формула русской истории Вопр. философии, 1999, 7, с. 42 Широко известно признание Пушкина в письме к П.Я. Чаадаеву, которое в полной мере характеризует отношение поэта к особенностям русской истории я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя как литератора - меня раздражают, как человек с предрассудками - я оскорблен но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал Пушкин А.С. Письмо к П.Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. Русская идея. М 1992, с.51 Пушкин вмещает весь космос народного духа со всеми его гранями и оттенками - и поэтому он так же не укладывается в определения, как и то, что называют русской духовностью. В.С. Непомнящий очень тонко определил сущность пушкинского гения Из гигантов мировой культуры лишь он один соединяет в себе предельную недоступность с предельной же фамильяризованностью, царственный статус с родственной близостью каждому Непомнящий В.С. Пушкин через двести лет Москва, 1999, 12, с. 192. Россия знаменовала для Пушкина нелегкую, но плодотворную встречу разных пространств, разных жизненных укладов, народов, верований, языков, человеческих характеров.

Пушкин твердо убежден в своеобразии русского мира, в существенном отличии между историей России и историей Западной Европы.

Никогда не переступив западной границы России, Пушкин воспринял западную культуру, воспитывался сначала на Вольтере и французской литературе, потом на Байроне, Шекспире, Гете Но в его душе утонченность влияния европейской культуры уживалась с русским духом. Мы говорим о гениальной способности Пушкина к синтезу, примиряющему противоположности, открывающему широкие духовные и исторические перспективы.

Он защищает ценность русской культуры, но утверждает и необходимость западной культуры для России.

В искусстве, в художественном творчестве он проявил эту всемирность стремления русского духа неоспоримо Достоевский Ф.М. Пушкин Дань признательной любви. Русские писатели о Пушкине, с. 67 - утверждал Ф.М. Достоевский. Говоря о романе в стихах Евгений Онегин, мы понимаем, что это произведение не только о любви, но и о судьбах России Непомнящий В.С. Книга, обращенная к нам Евгений Онегин как проблемный роман Москва, 1999, 6, с. 164 Сюжет его строится на притяжении-противостоянии героя века, скованного европейским воспитанием, усвоившего чуждое России мировоззрение и уездной барышни, оставшейся русской по своим идеалам, жизненным и религиозным представлениям, несмотря на французский язык и английские романы.

Само это притяжение-противостояние Запад - Россия заключает в себе огромный исторический смысл.

Проблему судьбы России и русского человека, проблему всемирно-исторического масштаба решает в своем произведении великий поэт. 1.2. А.С. Пушкин и его эпоха. Проблема человека и русского национального характера. В ходе написания романа Евгений Онегин и его публикации менялся автор, менялся читатель, менялась эпоха. Замысел первой главы романа возник в Кишиневе в связи с постоянным и тесным общением с декабристским кружком Орлова и Раевского.

По наблюдению Ю.М. Лотмана, одной из характерных сторон пушкинского творчества 1822-1823 гг наряду с тяготением к гражданственной тематике, является обострение интереса к сатире Лотман Ю.М. В школе поэтического слова Пушкин. Лермонтов. Гоголь, с. 33 который находился в русле развития передовой литературы той эпохи Там же. С. 36 Исследователь отмечает, что замысел Евгения Онегина первоначально намечался в плане сатирического противопоставления светского общества и светского героя высокому авторскому идеалу поэт стремился создать сатирический образ представителя изнеженного племени переродившихся славян Там же. С. 37 В своей книге Роман Пушкина Евгений Онегин Г.П. Макогоненко отмечает, что типичными чертами характера молодого человека этой поры было недовольство, равнодушие, охлажденность души Макогоненко Г.П. Роман Пушкина Евгений Онегин. М 1968, с. 23 Центральной темой романа Евгений Онегин явилась судьба героя времени, его духовно-нравственное самоопределение, неудовлетворенность сущим и поиски места в жизни. Определяющей чертой своего поколения и его судьбы, смыслом его исторической драмы Пушкин считал трагическое противоречие между огромными скрытыми возможностями личности и ее общественной невостребованностью.

В своих современниках Чаадаеве, Каверине, Пущине поэт видел выдающихся русских людей эпического масштаба Гроссман Л.П. Пушкин.

М 1958, с. 224 которые в большом свете вынуждены были вести жизнь заурядных людей - помещиков, офицеров, чиновников.

Это было следствием колоссального трагического разрыва двух сословий и двух Россий. Впервые тип человека, созданный временем, Пушкин запечатлел в характере пленника в поэме Кавказский пленник 1821 , показав равнодушие к жизни, к ее радостям, старость души, которые сделались отличительными чертами молодых людей его времени. Впоследствии Пушкина начинает преследовать мысль запечатлеть новый тип молодого современника в поэтическом образе, и этот тип представляется ему уже яснее, чем в пору создания Кавказского пленника. В творчестве Пушкина шло становление реалистического стиля в споре, взаимопритяжении, взаимообогащении и взаимоотталкивании со стилем высокого романтизма.

К роману в стихах Пушкина вело внутреннее развитие его гения и все развитие русской литературы Баевский В.С. Присутствие Байрона в Евгении Онегине Изв. РАН, сер. лит. и яз 1996, т. 55, 6, с. 6 В начале XIX века ведущее место в литературе начинает занимать жанр романа, который вытесняет эпическую поэму.

Еще Гегель и Бальзак а в России - В.Г. Белинский определяли роман как эпос частной жизни, в то время как эпическую поэму характеризуют нераздельность индивидуальной и народной души А. Веселовский и такие инициативные действия героя, которые стимулировались общенациональными, государственными идеалами и целями Брагинский И.С. Роман Краткая литературная энциклопедия. М 1971, т. 6, ст. 350 В сравнении с поэмой эпической античной, средневековой, а также романтической, где действуют исключительные, возвышенные лица, роман XVIII и XIX вв жанр не высокий, а прозаичный, точнее, прозаизированный.

В нем появляется особый тип героя, который, как отмечал М.М. Бахтин, формулируя отчетливо индивидуальные принципы частного и общего поведения, выражает неудовлетворенность образом жизни большинства Бахтин М. Эпос и роман Вопр. литературы, 1970, 1, с. 120 Конфликт с обществом открывает зависимость личности от общественных коллизий, которые она, как правило, преодолеть не в силах и удаляется от общества в поисках самой себя. Образцы нового западноевропейского романа с его новым типом героя учитывались Пушкиным при создании его Онегина. Это роман Рене Р. Шатобриана, Мельмот-скиталец Ч. Мэтьюрина, Адольф Б. Констана и, конечно, произведения Дж. Г. Байрона, такие, как поэма Паломничество Чайльд-Гарольда и стихотворный роман Дон-Жуан. Душевный мир героя может раскрыться перед нами при сопоставлении мира Онегина с миром привлекающих его внимание книжных образов.

Автор не раз сопоставляет Онегина с байроновским Чайльд-Гарольдом Гарольдов плащ - символ байронического разочарования в мире и в людях - становится важнейшей приметой героя в романе.

Вспомним эти случаи сопоставления Как Child-Harold, угрюмый, томный, В гостиных появлялся он Пушкин А.С. Полн. собр. соч. В 10-ти т. 3-е изд. М Наука, 1964, т. 5, с. 26 далее ссылки на это собрание сочинений даются в тексте в скобках с указанием тома и страницы. В IV главе Прямым Онегин Чильд Гарольдом Вдался в задумчивую лень V, 94 В VII главе упоминается лорда Байрона портрет, который видит Татьяна в кабинете Онегина, и то, что певца Гяура и Жуана он из опалы исключил V, 149 . Продолжая этот ряд, можно упомянуть появление Онегина в VIII главе перед встречей с законодательницей зал Татьяной Чем ныне явится? Мельмотом, Космополитом, патриотом, Гарольдом, квакером, ханжой V, 168 . Смысл этих настойчивых сопоставлений, по верному наблюдению Г.Г. Красухина, состоит в следующем Онегин ориентируется на Чайльд-Гарольда эта черта характеризует тогдашнее время, она - его яркая примета.

Мы помним, что первая глава описывает светскую жизнь петербургского молодого человека в конце 1819 года. А в то время Чайльд-Гарольд был кумиром молодежи Красухин Г.Г. Покой и воля. Некоторые проблемы пушкинского творчества. М 1987, с. 66 Однако характеры Чайльд-Гарольда и Онегина неоднородны, о чем писал в 1859 г. А. Григорьев Мрачный сплин и язвительный скептицизм Чайльд-Гарольда заменился в лице Онегина тоскою человека, который внутри себя гораздо проще, лучше и добрее своих идеалов, который наделен критическою способностию здорового русского смысла который - критик, потому что даровит, а не потому, что озлоблен Григорьев А. Литературная критика, с. 174 И тем не менее, сравнение Онегина с разочарованным героем Байрона автор проводит почти до конца романа.

Почему? Возможно, здесь имеет место явление, которое литературовед А.М. Гуревич обозначил как поэтика подразумеваний. Автор для прояснения и конкретизации романных ситуаций, мотивов поступков своих героев, или же для углубления их психологической характеристики, более полного раскрытия сути их жизненной позиции проводит явные или скрытые параллели между чужими персонажами и героями своего романа в стихах Гуревич А.М. Евгений Онегин поэтика подразумеваний Изв. РАН, сер. лит. и яз 1999, т. 58, 3, с. 29 Судьбы героев действительно развертываются в сложном пересечении литературных реминисценций.

Руссо, Сталь, Ричардсон, Байрон, Констан - далеко не полный список авторов, чьи тексты составляют фон, в проекции на который обрисовывается судьба героев Лотман Ю.М. В школе поэтического слова Пушкин.

Лермонтов.

Гоголь, с. 85 В этом смысле мы можем говорить об интертекстуальной картине мира, которая в пушкинском художественном мире служит задаче изображения духовного мира человека. Собственно говоря, вся проблема духовной жизни или духовной смерти человека предстает у Пушкина как проблема русского мыслящего человека его назначения, его роли в судьбах страны и народа.

Драматизм этой проблемы в литературе был реальным драматизмом становления и существования личности в сложных условиях послепетровской России. Создание Онегина и его литературных потомков Печорина, Бельтова, Рудина, Обломова, как справедливо заметил В.С. Непомнящий, суть акты беспощадной требовательности русского мыслящего человека к себе, предельной интеллектуальной отваги, величайшей совестливости и духовной высоты Непомнящий В.С. Пушкин.

Русская картина мира, с. 277 Попытки концептуального художественного, социально-исторического и этического осмысления и построения русского национального характера заметно активизировались уже в XVIII веке. С проблемой национального характера оказалась тесно связана проблема народности. Тема народности вошла в роман Евгений Онегин именно как положительное начало, противостоящее европейской индивидуалистической культуре. Романтический индивидуализм, конечно, позволял порывать с толпой, с ее моралью и законами, но, отделяя человека от всего мира, ожесточал его. И Пушкин указывает на существование духовной, национальной, исторической общности людей, определяющей основы истинной человеческой морали.

Онегин отделен от этой общности, от истинно русского мира, и именно в этом его драма. Автор Евгения Онегина понимал, что он участвует в решении задачи, поставленной самой историей. Сам он был одним из первых и крупнейших представителей новой категории русских людей, и, значит, его внутренний опыт имел важное историческое значение.

Проблемой, волнующей автора, становится проблема человека. Но со свойственной ему совестливостью и глубоким внутренним прозрением поэт ставит эту проблему и перед самим собой. Об этом очень точно сказал В.С. Непомнящий тончайшая и сложнейшая художественная структура романа отмечена - при феноменальном многообразии - необычайной монолитностью. Это значит, помимо прочего, что роман написан о себе, о своей устремленности Там же. С. 275 По мнению исследователя, именно интерес проблемы является формообразующим и жанрообразующим фактором, строит архитектонику и поэтику романа Это делает роман насквозь значимой поэтической системой, сплошным сюжетом, иначе говоря - большим стихотворением Непомнящий В.С. Пушкин.

Русская картина мира, с. 277 1.3. Евгений Онегин как целостное и вечно движущееся явление. Специфика жанра, композиции и стиля свободного романа. Знаменитая формула В.Г. Белинского энциклопедия русской жизни, оставаясь замечательной в своем роде и для своего времени, уже тогда заключала в себе неразрешимое противоречие она разошлась с его же определением Евгения Онегина как вечно живущего и вечно движущегося явления. Ведь энциклопедия не живет вечно и не движется, это свод остановленных знаний.

Тем не менее, слова об энциклопедии на протяжении долгого времени сохраняют свою авторитетность и как бы служат методологическим руководством в изучении романа. Таким образом, основу поэтики романа Евгений Онегин составляют энциклопедизм и в то же время процесс, движение.

Именно как процесс Онегин сознавался и автором. Пушкин его издавал по главам первая - 1825, восьмая - 1832 издавал как открытое, становящееся произведение пишет В.С. Непомнящий Свободный роман вырастал из жизни и размывался в жизнь, захватывая, втягивая в себя читателя, превращая его восприятие в свой содержательный и структурный элемент Там же. С. 263 Свободный роман Пушкина организуется на каждом шагу, постепенно и, по выражению Ю.М. Лотмана, его текстом оказывается Жизнь Лотман Ю.М. В школе поэтического слова Пушкин.

Лермонтов. Гоголь, с. 107 Однако сам процесс, само движение понимается часто только во внешнем, временном плане время шло, автор менялся, менялись и его оценки, оттого возникали противоречия, которые Пушкин принципиально не устранял Пересмотрел все это строго Противоречий очень много, Но их исправить не хочу V, 35 Это нежелание, возможно, объясняется тем, что, разрушая плавность и последовательность истории своего героя, равно как и единство характера, автор переносил в литературный текст непосредственность впечатлений от общения с живой человеческой личностью Там же. С. 106 Возможно также и то, что благодаря меньшей организованности и упорядоченности автор хотел сохранить роману, отражающему все противоречия жизни, его живое движение во времени.

Значит, Евгений Онегин - это создание творческой личности, которая, по мнению исследователя Е.В. Каманиной, опознает себя только в Диалоге Каманина Е.В. Л. Шестов о Пушкине Вест. Моск. ун-та, сер. 9 филология , 1999, 3, с. 128 т.е. в противоречиях действительности.

О диалогической природе Лотман Ю.М. В школе поэтического слова Пушкин. Лермонтов. Гоголь, с. 32. текста романа говорит и Ю.М. Лотман. Вслед за исследователями мы называем роман Евгений Онегин романом-диалогом. Формула даль свободного романа очень точно определила направление творческих поисков поэта в области романического жанра.

Он создал в русской литературе роман нового типа, который не укладывался в традиционные жанровые границы. В романе повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности, на процессе становления и развития ее характера и самосознания Брагинский И.С. Роман Краткая литературная энциклопедия. М 1971, т. 6, ст. 350 На наш взгляд, высказывание о романе исследователя И.С. Брагинского во многом верно определяет специфику жанра свободного романа Роман не терпит жесткой регламентации, не имеет канона предстает предельно свободным образованием Там же Роман в стихах - это сочетание можно назвать парадоксальным. Известно, что романы в стихах были и до Пушкина, например, рыцарские романы позднего Средневековья, но вряд ли их жанр был обозначен.

Мы признаем справедливым высказывание литературоведа Ю.Н. Чумакова, считающего, что поэт стремился заранее сделать установку на восприятие читателями текста произведения Вот где она, пушкинская дьявольская разница, согласно которой он не просто написал роман в стихах, но вынес жанр в подзаголовок роман должен читаться, как читается лирическое стихотворение, и эта ориентировка читателей, сделанная Пушкиным, составляет всю изюминку восприятия текста Чумаков Ю.Н. Из размышлений о жанре, стилистике и строфике Евгения Онегина Вест. Моск. ун-та, сер. 9 филология , 1999, 1, с. 7 О языке Евгения Онегина А.В. Чичерин писал Непринужденность, разговорность, легкость онегинских стихов таковы, что они ни в чем не стесняли автора Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи.

М 1975, с. 73 Исследователь очень верно отметил, что свободный роман Пушкина потому и свободен, что это - роман в стихах.

Об этом говорил и Н.Н. Скатов Достигнута абсолютная свобода владения словом, может быть, в самом искусственном его выражении - в стихе Скатов Н.Н. Пушкин. Очерк жизни и творчества, с. 182 Действительно, в определенном смысле поэт чувствует себя в мире стихов менее стесненным, чем в прозе, смешивая в повествовании временные планы, допуская больше стилевой и художественной игры, уходя от событийной линии сюжета и вновь возвращаясь к ней. Таким образом, писать стихами роман - это значило для Пушкина писать иначе, чем прозой, подчиняться иным художественным законам, создавать иной по своей внутренней структуре художественный мир. Здесь необходимо сказать о лиро-эпическом жанре как о смешанном виде стихотворного произведения, которое соединяет в себе особенности лирического и эпического изображения действительности Аникин В. Лиро-эпический жанр Краткая литературная энциклопедия.

М 1971, т. 4, ст. 215 В этом жанре проявляется синкретизм сюжетности с передачей переживаний автора, и широкие возможности для объединения лирического и эпического начала предоставляет именно роман в стихах.

На примере эпопеи мы убеждаемся, что жанр уже сам содержит в себе высказывание о том, что есть мир отмечает современный литературовед Г.Д. Гачев Это тот угол зрения, который предопределяет поворот мыслей и трактовку проблем, входящих в его поле. Эпос предполагает объятность необъятного лирика - взволнованна, ее образ и произведение всегда - символ слово выхватывает из потока бытия одно мгновенное переживание мысль и должно через него дать законченное высказывание обо всем бытии Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм Эпос. Лирика.

Театр. М 1968, с. 144 Это точное высказывание можно с полным правом отнести к пушкинскому роману в стихах. Автор всегда, о чем бы он ни писал, вольно и невольно изображает и себя самого, раскрывает свой внутренний мир. Поэтому, справедливо пишет В.С. Непомнящий, как бы ни старался он описать жизнь других людей - она все равно предстанет перед нами в свете его внутреннего мира, прожитая поэтом, прошедшая через его сердце Непомнящий В.С. Книга, обращенная к нам Евгений Онегин как проблемный роман, с. 154 Пушкин решил создать картину эпохи которая всегда была предметом романа как процесс собственной духовной жизни, поэтому из-под пера поэта вышел именно роман в стихах.

Таким образом, авторское Я с его непосредственными переживаниями во многом определило своеобразие романа в стихах.

Интересен в этой связи вопрос о лирических отступлениях в романе. Посредством лирического отступления вводится образ автора-повествователя, и оно возникает в первую очередь как эмоциональная беседа автора с читателем. А.Ю. Большакова говорит о внутреннем диалоге между автором и читателем в повествовательной речи, в самом тексте произведения, а не в процессе его реального прочтения Большакова А.Ю. Образ читателя как литературоведческая категория Изв. РАН, сер. лит. и яз 2003, т. 62, 2, с. 17 Для нас представляется интересным мнение исследователя В.Е. Хализева, который особо выделяет категорию образ читателя, подчеркивая ее материальную природу и рассматривая ее как неотъемлемую часть художественной материи произведения правомерно говорить об образе читателя как одной из граней художественной предметности Хализев В.Е. Теория литературы.

М 2002, с. 116 Получается, что образ авторского собеседника воплощен в художественном произведении.

Читатель вступает в диалектические отношения с другими образами героев и автора Большакова А.Ю. Образ читателя как литературоведческая категория, с. 20 Действительно, в Евгении Онегине читатель становится собеседником автора, и автор постоянно обращается к нему как к своему хорошему знакомому И вы, читатель благосклонный, В своей коляске выписной Оставьте град неугомонный, Где веселились вы зимой С моею музой своенравной Пойдемте слушать шум дубравный Над безыменною рекой V, 142 И читатель, и автор способны к состраданию по отношению к героям автор часто приглашает своего незримого собеседника разделить свою точку зрения, свой взгляд на поступки героев Вы согласитесь, мой читатель, Что очень мило поступил С печальной Таней наш приятель V, 83 , Друзья мои, вам жаль поэта V, 134 Диалог автора и читателя происходит на всех уровнях произведения в эпиграфах, примечаниях, конкретно-исторических, географических, бытовых, фольклорных и других реалиях автор постоянно апеллирует к читателю, дает ему своего рода сигналы, которые фиксируют внимание читателя в процессе чтения и определенным образом ориентируют его. Они же дают возможность приблизиться к автору, к его эмоциональной и духовной жизни.

В.М. Жирмунский определял композиционно обособленные лирические отступления как признак эмоциональной манеры повествования Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин.

Л 1978, с. 113 И.Б. Роднянская также отмечает, что эмоциональные возможности поэтической речи делают лирические отступления весьма органичными Роднянская И.Б. Лирическое отступление Краткая литературная энциклопедия. М 1971, т. 4, ст. 214 Они - опорные точки всего романа, поддерживающие всю его конструкцию, и это, пожалуй, самая главная их роль. Лирические отступления в романе Пушкина содержат рассуждения автора о жизни и смерти, молодости и старости Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана V, 171 , о семье и связанных с ней воспоминаньях старины и добрых традициях Но просто вам перескажу Преданья русского семейства Любви пленительные сны Да нравы нашей старины V, 61 , о моде, привычках, вкусах Припрыжки, каблуки, усы Все те же их не изменила Лихая мода, наш тиран V, 117-118 В пушкинских лирических отступлениях мы находим и высказывания о значении в жизни поэта художественного творчества Без неприметного следа Мне было б грустно мир оставить V, 54 , воспоминания о прошлом и мысли о будущем самого автора.

Действительность дается поэтом через призму собственного неповторимого опыта В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал, В те дни в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. V, 165 Здесь сказано не только о юности Александра Пушкина, но и о пробуждении великого поэтического дара. В этом свете подобные лирические отступления автобиографического характера имеют глубокий общекультурный и общеисторический смысл.

Авторские лирические отступления тесно связаны и с образами героев.

Интересно мнение К.В. Мочульского, утверждавшего, что чувства поэта объективируются в образы Вот почему, рассказывая о жизни Онегина, Пушкин так легко переходит к личным признаниям, размышлениям о своей судьбе, воспоминаниям о былых романах Мочульский К.В. Великие русские писатели XIX в. СПб 2001, с. 49 Таким образом, личность автора выступает в тесной связи с действительностью и с миром художественного произведения.

И при этом, как справедливо пишет К.И. Соколова, жизнь будто не сочиняется им вовсе, но легко и свободно создается сама собою, без сознательных усилий творца, как бы самозарождается Соколова К.И. Лирика Пушкина и роман в стихах Некоторые аспекты взаимодействия Проблемы современного пушкиноведения.

Л 1981, с. 9 Лирика пушкинского романа пишет С.Г. Бочаров не в лирических отступлениях во всяком случае, не главным образом в них, не на периферии или в отдельных участках, но прежде всего в том, как охвачен эпос героев образом авторского сознания Бочаров С.Г. Форма плана Некоторые вопросы поэтики Пушкина Вопр. литературы, 1967, 12, с. 119 Об этом очень точно сказал и исследователь Б.И. Бурсов в Онегине весь Пушкин со всеми его представлениями о себе и своем назначении, как и о целом мире, начиная с ближайшего окружения и кончая вопросами, к которым было приковано внимание лучших умов на протяжении всей истории человечества Бурсов Б.И. Судьба Пушкина.

Л 1989, с. 554 На этом основании мы можем сделать вывод, что мир творческого воображения, став основой жанра романа в стихах, обрел новое содержание благодаря постоянному взаимодействию, взаимообогащению эпического и лирического начал в единстве движения романа. Говоря о движении романа в стихах, отметим, что существует одна особенность читательского восприятия осознаваемый как целостное единство роман нередко предстает перед читателем как сумма отдельных элементов, замкнутых каждый на себе и соединяемых механически и произвольно. Но, разумеется, такое впечатление обманчиво.

Как справедливо писал Б.И. Бурсов, давно пора отвергнуть поверхностное представление об Онегине как о совокупности элегий либо как о механическом сплаве фабульного повествования с так называемыми лирическими отступлениями, будто имеющими лишь косвенное отношение к фабуле Бурсов Б.И. Судьба Пушкина, с. 555 О том, что Евгений Онегин представляет собой вполне целостное и законченное произведение, нагляднее всего свидетельствует его композиционная структура.

В роман, посвященный изображению жизни русского общества в его развитии, из самой этой жизни входил разнообразный материал, который автор не мог во всем предусмотреть, но поэт подчинял его своему основному художественному замыслу и композиционному чертежу.

Н.Н. Скатов обоснованно указывает на то, что Пушкин, всегда ясный и строгий, неизменно придавал громадное значение плану в своем творчестве и высоко ценил прежде всего план в творчестве других Скатов Н.Н. Пушкин.

Очерк жизни и творчества, с. 180 Известно, что Пушкин восхищался композицией Божественной комедии Данте, говоря, что единый план Ада уже есть плод высокого гения Цит. по Скатов Н.Н. Пушкин. Очерк жизни и творчества, с. 181 Принципу тройственного членения Пушкин следует в композиции Евгения Онегина нетрудно заметить, что весь роман делится на три части, и каждая из них состоит из трех песен. В каждой из глав дается развернутый образ-характеристика каждого из трех главных героев романа Онегина, Ленского, Татьяны.

Ю.М. Лотман высказал интересную мысль о принципе свободного наращивания новых глав и циклизации их вокруг одного и того же героя Лотман Ю.М. В школе поэтического слова Пушкин. Лермонтов. Гоголь, с. 82 который постоянно вступает в новые сюжетные столкновения. И каждый раз читателей радует встреча с героем, каков бы он ни был в новых ситуациях они узнают все тот же полюбившийся им тип Там же В самом деле, основные образы романа, при всей индивидуальной жизненности каждого из них, носят обобщенный, типизированный характер.

Это позволяет Пушкину построить фабулу своего произведения, воссоздающего широчайшую картину пушкинской современности, на отношениях всего лишь четырех лиц - двух молодых людей и двух юных девушек. Остальные лица, входящие в роман не в качестве бытового фона, а в той или иной степени его участников мать и няня Татьяны, генерал - муж Татьяны и т.д имеют чисто эпизодическое значение.

И оба героя, и обе героини подчеркнуто контрастны и прямо противоположны друг другу. Об Онегине и Ленском Пушкин говорит Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. V, 42 Об Ольге Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Все в Ольге но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет V, 46 И о Татьяне Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. V, 47 Обратной симметрией построены взаимоотношения между четырьмя основными персонажами.

Татьяна полюбила Онегина, который остается к ней равнодушен, Ленский трепетно влюблен в Ольгу, которая, хотя и является его невестой, по существу относится к нему легкомысленно. Д.Д. Благой в своей работе Мастерство Пушкина Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М 1955. дает интересную характеристику частей романа в связи с развитием сюжета и отношений героев. По мнению исследователя, первая часть романа дает экспозицию, вторая живописует столкновения, конфликты, которые возникают между героями, и является наиболее динамичной и драматичной.

Третья часть в смысле своего построения носит как бы синтетический характер - в ней совмещены и экспозиция, и конфликт. Ленского не стало в начале седьмой главы из романа уходит и Ольга, которая очень скоро забыла Ленского, вышла замуж за офицера-улана и вместе с ним уехала в полк. В романе остаются два главных героя - Онегин и Татьяна.

VII глава посвящена одной Татьяне, и хотя Онегина в этой главе нет, мы замечаем, что образ его мучительно живет в сердце влюбленной в него девушки И в одиночестве жестоком Сильнее страсть ее горит, И об Онегине далеком Ей сердце громче говорит. V, 145 Напротив, поскольку Онегин довольно равнодушно отнесся к любви Татьяны, в VIII главе, посвященной описанию путешествия героя, Татьяна не упоминается. Роман в стихах, как мы можем заметить, заканчивается там же, где он и начался в Петербурге, в большом свете. Однако если в первой главе Онегин покидает свет, то в последней главе он в него снова возвращается конец совсем не случайно перекликается с началом Для всех он кажется чужим.

Мелькают лица перед ним, Как ряд докучных привидений. Что, сплин иль страждущая спесь В его лице? Зачем он здесь? V, 168 События, описанные в романе в особенности убийство друга превратили владевшую Онегиным скуку, хандру в нечто более глубокое, в мучительную тоску. Эта тоска, мучащая героя, заставляет его вновь оставить светское общество.

Об этом мы узнаем из главы Отрывки из путешествия Онегина, которая, по наблюдению В.Г. Одинокова, дает возможность Пушкину еще раз обратиться к оценке своего спутника Онегина В.К а заодно осмыслить и свой жизненный путь, но уже по-новому, в свете обретенного опыта, нашедшего отражение в лирической линии романа Одиноков В.Г. И даль свободного романа Новосибирск, 1983, с. 75 С нарочито неясными, намеренно затуманенными финалами мы сталкиваемся во многих произведениях Пушкина.

Прием намеренной недосказанности, недоговоренности Пушкин использует довольно часто, не преследуя цель только внешней занимательности, а вкладывая в него глубокий идейный смысл. Вспомним исключительное по своей глубочайшей исторической перспективности безмолвие народа, которым так нетрадиционно заканчивается пушкинский Борис Годунов. Наиболее концептуально значимым примером в этом отношении может быть и финал Евгения Онегина Она ушла. Стоит Евгений, Как будто громом поражен.

В какую бурю ощущений Теперь он сердцем погружен! Но шпор внезапный звон раздался, И муж Татьянин показался, И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго навсегда V, 190 Этот своеобразный конец без конца немало смущал критиков и ближайших друзей Пушкина. Поскольку роман в стихах не был доведен до привычных фабульных границ герой жив и не женат, многие друзья Пушкина убеждали его продолжить свое произведение.

Мы соглашаемся с Б.И. Бурсовым, который указывает на то, что не в духе автора было взяться снова за Евгения Онегина, ведь Пушкину никогда не требовалась окончательность в чем бы то ни было, особенно в творчестве Бурсов Б.И. Судьба Пушкина, с. 564 И в то же время мы можем с уверенностью рассматривать роман как целостное художественное произведение. Незавершенность отсутствие логического конца дала поэту возможность наложить последний выразительный штрих на образ-тип лишнего человека, который был впервые показан им в лице Онегина.

А соразмерность частей, их переклички не только придают композиции романа архитектурную точность, но и показывают коренные перемены, которые произошли в положении героя и героини по отношению друг к другу они дают наиболее верный ключ к пониманию их характеров и судеб. Какова же общая стилевая картина романа в стихах? Начнем с особенностей пушкинского стихотворного слова. Пушкин создавал свои стихотворения в различной стилистике, соблюдая, однако, внутри текста уравновешенную стилистическую манеру.

Можно сразу отметить, что для лексики романа характерно сочетание слов с различной речевой окраской, притом очень гармоничное. То есть поэт создает текст как бы на пересечении несовпадающих лексико-стилистических сфер. Это возможно потому отмечает Ю.Н. Чумаков что Пушкин как лирический поэт с глубокой эпической подосновой умеет и входить в ту или иную стилистику и вместе с тем как бы дистанцироваться от нее. Для Пушкина материалом является не только язык, но и стиль, и поэтому можно сказать, что он пишет не в том или ином стиле, а стилями Чумаков Ю.Н. Из размышлений о жанре, стилистике и строфике Евгения Онегина, с. 8 Действительно, уже в 1822 г. Пушкин высказал убеждение, что путем к художественной правде является отказ от ложной условности соответствующих литературных стилей Лотман Ю.М. В школе поэтического слова Пушкин.

Лермонтов. Гоголь, с. 59 Возьмем знакомое описание природы 5 Уж небо осенью дышало, 6 Уж реже солнышко блистало, 7 Короче становился день, 8 Лесов таинственная сень 9 С печальным шумом обнажалась, 10 Ложился на поля туман V, 92-93 Этот отрывок кажется стилистически однородным, но здесь есть почти незаметные колебания стиля.

Уже в первых двух стихах 5,6 на фоне единого ритма, анафор, глагольных рифм есть стилистическое неравенство двух олицетворений, где небо, дышащее осенью, напоминает о торжественной, приподнятой стилистике XVIII в а солнышко веет детством и сказочностью.

Те же явления в стихах 7-10. Если взять вне контекста стих Короче становился день, он будет звучать информационно-прозаически. В стихах 8-9 мы видим торжественно-литературное олицетворение, стих 10 снова возвращает к простому выражению. Как можно заметить, в стиле автора царит атмосфера непринужденной болтовни, доверительно-интимный тон, не мешающий лирике, патетике и иронии. Ю.М. Лотман очень верно отметил, что именно эта сознательная ориентация на повествование, которое воспринималось бы читателем как непринужденный, непосредственный нелитературный рассказ определила поиски новаторского построения поэтической интонации в Евгении Онегине Лотман Ю.М. В школе поэтического слова Пушкин.

Лермонтов. Гоголь, с. 68 Эта интонация создавала в читательском восприятии эффект непосредственного присутствия, что резко повышало степень соучастия и доверия читателя по отношению к тексту Там же Далее исследователь связывает лексико-семантический строй стиха и тип интонации с ритмико-синтаксическим построением стиха.

Обратим внимание на то, что роман написан классическим размером золотого века русской поэзии, четырехстопным ямбом. В.С. Баевский называет четырехстопный ямб универсальным размером большой лиро-эпической формы, считая, что он одинаково естественно проявляет себя и в напевной, и в ораторской интонации, в эпическом повествовании и в лирических излияниях, в высокой и бытовой тематике Баевский В.С. Присутствие Байрона в Евгении Онегине, с. 6-7 Впервые этот размер был великолепно разработан в Руслане и Людмиле. Что касается романа Евгений Онегин, то он явился вершиной строфического творчества поэта.

Онегинская строфа романа по своей длине принадлежит к самым большим в русской поэзии, но в то же время она проста и гениальна. Пушкин соединил вместе три четырехстишия со всеми вариантами парной рифмовки перекрестной, смежной и опоясывающей. Тогдашние правила стихосложения не допускали столкновения рифм одинакового типа на переходе от строфы к строфе, и Пушкин добавил к 12 стихам еще 2 со смежной мужской рифмой.

Получилась формула АбАбВВггДееДжж, где замыкающее двустишие композиционно оформляет всю строфу, придавая ей интонационно-ритмическую и содержательную устойчивость. 14-стишие Онегина по протяженности равно сонету, т.н. твердой форме, хотя неизвестно, имел ли в виду это сходство Пушкин. Но, возможно, 14 стихов являются оптимальной единицей для читательского восприятия. Для свободного романа сам строфический принцип композиционного построения оказался наиболее целесообразным.

И, как ни парадоксально, именно в строго очерченных рамках достигается божественная творческая свобода Пушкина согласно образному высказыванию Н.Н. Скатова, колоссальное здание, составленное из тысяч стихотворных строк, легко и воздушно Скатов Н.Н. Пушкин. Очерк жизни и творчества, с. 181 Каждая строфа является миниатюрной, относительно завершенной главкой, и, естественно, писателю всегда легче переходить в новой главе к новой теме, то есть вести многотемное повествование и вмещать полное и разнообразное содержание Там же Это соответствует идее отражения в литературе черт многообразной и противоречивой жизни.

Можно сказать, что естественная многотемность, заключенная в строфическом построении, позволила Пушкину создать широкий по охвату материала современный и одновременно исторический роман, и в полной мере проявить свое авторское я - во взгляде на реальность через призму своей духовной жизни. Пожалуй, одной из важнейших особенностей Евгения Онегина является то, что и текстом романа, и собеседником автора оказывается сама Жизнь, ее роман Непомнящий В.С. Пушкин.

Русская картина мира, с. 264 Как верно указывает Ю.М. Лотман, такой взгляд связывает пушкинский роман не только с многообразными явлениями последующей русской литературы, но и с глубинной и в истоках своих весьма архаической традицией Лотман Ю.М. В школе поэтического слова Пушкин. Лермонтов. Гоголь, с. 107 Таким образом, художественное своеобразие романа в стихах подчеркивает его глубокую двустороннюю связь с культурой предшествующих и последующих эпох Лотман Ю.М. В школе поэтического слова Пушкин.

Лермонтов. Гоголь, с. 107 Подводя итоги наблюдений над жанром, стилистикой и композицией Евгения Онегина, мы имеем все основания утверждать, что пушкинский роман в стихах в жанровом отношении - произведение, органично соотнесенное с предшествующей классической традицией и в то же время новаторское, а в композиционном отношении - полностью художественно законченное, но в то же время сохраняющее открытый финал.

Современный исследователь Ю.В. Лебедев пишет о стыдливости художественной формы, свойственной многим русским писателям-классикам, отмечая, что в пушкинской гармонии нет самодовольного чувства, нет претензии на полную завершенность и совершенство Для русской эстетики характерна незавершенность жанровых форм, даже принципиальная их незавершенность. Так русский писатель обозначает потенциальные возможности жизни к движению, к переменам Лебедев Ю.В. Духовные основы поэтики русской классической литературы Лит. в школе, 2002, 1, с. 19-20. Глава 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русский мир в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин

М 1976, с. 166 Слова эти, сказанные более ста лет назад, сохраняют свою справедливость до сих пор. И сейчас одно только ощущение неисчерпаемости… Уже современники Пушкина отзывались о нем как о грандиозном, безусловном… Солнце нашей поэзии - Россия навсегда запомнила эти слова Владимира Одоевского. При имени Пушкина сказал Н.В. Гоголь…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: К постановке проблемы пушкинский концепт русского мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Русский мир в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин
Русский мир в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин. Историзм и онтологический охват действительности в романе А.С. Пушкина. Пушкинская картина мира - это русская картина мира пишет литературов

Русская деревня и природа в романе Евгений Онегин . Пространственная картина мира
Русская деревня и природа в романе Евгений Онегин. Пространственная картина мира. Разумеется, художественное пространство в Евгении Онегине не исчерпывается только изображением городов. Одно

Образы героя времени и русской героини в контексте пушкинской картины русского мира
Образы героя времени и русской героини в контексте пушкинской картины русского мира. Стихи Онегина - это национальный опыт социально-бытовой, нравственно-этической и интеллектуальной жизни, уже зак

Авторский идеал в романе Евгений Онегин
Авторский идеал в романе Евгений Онегин. В романе Евгений Онегин проявилась пушкинская полнота духа как способность вмещать и выражать все многообразие жизни. Пушкин в Евгении Онегине истори

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги