рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русский мир в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин

Русский мир в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин - раздел Литература, Русский мир в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин Русский Мир В Романе А.с. Пушкина Евгений Онегин. Историзм И Онтологический О...

Русский мир в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин. Историзм и онтологический охват действительности в романе А.С. Пушкина.

Пушкинская картина мира - это русская картина мира пишет литературовед В.С. Непомнящий весь жанр и вся структура романа как нельзя более ярко демонстрируют национальную суть восприятия абсолютного - тот первоэлемент этого восприятия, в котором главное - личное переживание отношений с абсолютным.

В картине мира, опирающейся на такое восприятие, нет ничего от однозначного результата, в ней все - процесс контуры ее несколько размыты Онегина воздушная громада сказала Ахматова, но вовсе не от неясности они размыты оттого, что сохраняют связи с тайнами бытия Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира, с. 272. Суть здесь не в стремлении проникнуть в смысл бытия, суть в том, чтобы проникнуться этим смыслом.

Евгений Онегин писался Пушкиным около 8 лет, выходя в свет отдельными главами, по мере их создания. В связи с этим большинство критиков того времени считало, что поэт прихотливо и капризно, без всякой предварительной перспективы, пишет главу за главой своего Онегина в тоне легкой болтовни - стремительного и непринужденного перехода от темы к теме. Мы действительно можем считать это одной из бросающихся в глаза стилевых примет пушкинского романа в стихах, соглашаясь с исследователем Ю.М. Лотманом, который справедливо писал Болтовня - сознательная ориентация на повествование, которое воспринималось бы читателем как непринужденный, непосредственный нелитературный рассказ определила поиски новаторского построения поэтической интонации в Онегине Лотман Ю.М. В школе поэтического слова Пушкин. Лермонтов.

Гоголь, с. 68 Можно говорить о том, что устная речь в романе имитируется средствами письменного литературного повествования. По наблюдению Ю.М. Лотмана, такая имитация создавала в читательском восприятии эффект непосредственного присутствия, что резко повышало степень соучастия и доверия читателя по отношению к тексту Лотман Ю.М. В школе поэтического слова Пушкин.

Лермонтов. Гоголь, с. 68 В тексте романа есть конструкции, заимствованные из живой каждодневной речи. Иллюзия разговорных интонаций Ю.М. Лотман действительно способствует художественному воссозданию действительности. Пушкин в VIII главе замечал, что, начиная работу, он сквозь магический кристалл даль свободного романа еще не ясно различал V, 191 . Действительно, многое в будущем содержании Евгения Онегина с самого начала не было, да и не могло быть еще ясно Пушкину.

Ведь замысел этого новаторского произведения заключался в том, чтобы правдиво показать и раскрыть образ и судьбу героя времени, представителя данной исторической эпохи, олицетворяющего, сосредоточивающего в себе основные черты пушкинской эпохи. А зеркалом, энциклопедией эпохи и должен был явиться пушкинский роман в стихах. Отсюда особая динамичность этого произведения.

Ведь содержание его росло и развивалось вместе или почти одновременно с развитием общества и самого автора. Но именно наличие в произведении Пушкина с самого начала работы над ним четко осознанного замысла позволило поэту сделать из собранья пестрых глав целостное произведение. Общая художественная концепция романа существовала у поэта уже в начале его работы над Евгением Онегиным. В строках I главы Я думал уж о форме плана, И как героя назову V, 35 мы видим явное подтверждение тому, какое большое значение придавал Пушкин образно-творческой идее произведения.

Вся напряженная духовная жизнь поэта была посвящена роману. Но в посвящении П.А. Плетневу он пишет Не мысля гордый свет забавить, Вниманье дружбы возлюбя, Хотел бы я тебе представить Залог достойнее тебя V, 7 То есть Пушкин так высоко ценит дружбу, что и этого подарка мало. А Онегин - это вся его жизнь Небрежный плод моих забав, Бессонниц, легких вдохновений, Незрелых и увядших лет, Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет.

V, 7 Действительно, по словам Н.Н. Скатова, создание Онегина - это подвиг как подвижничество. Семь лет неустанного, напряженнейшего труда для того, чтобы достичь иллюзии его полного отсутствия Скатов Н.Н. Пушкин. Очерк жизни и творчества, с. 181 Поэт настойчиво стремится создать впечатление о небрежности исполнения собранья пестрых глав. А между тем по окончании романа в стихотворении Труд 1830 сам Пушкин скажет мой труд многолетний, а не небрежный плод моих забав. Откуда такое противоречие? Можно объяснить его лишь тем, что, учитывая свободу поэтического выражения и вместе с тем стремление автора охватить современную ему действительность с ее типическими чертами, в самооценке Пушкина сопрягаются понятия свободный роман и онтологический роман. Посвящение П.А. Плетневу появилось в печати в начале 1828 г. вместе с IV и V главами романа.

Главы готовились к печати в те горестные месяцы, когда все мысли поэта занимала трагедия декабря 1825 г. И именно в это время появляются строки о горестных заметах сердца. Посвящение последовало за III главой с ее всем известным письмом Татьяны, в котором прозвучали такие слова Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю Легко предположить, что у читателей романа, ожидавших продолжения, были в памяти эти строки.

В таком случае, внимательному читателю не могли не броситься в глаза строки посвящения Но так и быть - рукой пристрастной Прими собранье пестрых глав И.С. Збарский полагает, что Пушкин с его абсолютным поэтическим слухом не мог не заметить этого самоцитирования.

Оно не было случайным. Это было намеренной подсказкой поэта нет, не просто собранье пестрых глав, не небрежный плод забав перед тобой, читатель судьбу мою отныне я тебе вручаю. Яснее сказать поэт не мог Збарский И.С. Но так и быть Пушкинские уроки учителя и методиста Лит. в школе, 2004, 11, с. 30 Духовное и поэтическое развитие поэта, его настроения, радости и печали, его постоянная связь с поколением, обществом, Россией, историей все отразилось в романе Евгений Онегин. О чем бы ни рассказывал поэт - о светской ли жизни своего разочарованного героя, о печальной ли судьбе милой Тани, о восторженном ли поэте Ленском, Ольге, старушке ли няне - всегда мы слышим его личный голос, биение его сердца Мочульский К.В. Великие русские писатели XIX в, с. 47 - писал К.В. Мочульский.

И все же, несмотря на разнообразие материала, который вошел в роман, он един, закончен и открыт в жизнь, в нем есть гармония с ее стремлением охватить все, даже невыразимое. Это подтверждает высказывание Н.Н. Скатова, справедливо считающего роман Евгений Онегин вершиной творческого пути поэта Если видеть в пушкинском творчестве воплощенную гармонию, то прежде всего это Евгений Онегин Скатов Н.Н. Пушкин.

Очерк жизни и творчества, с. 181 Многие современные исследователи отмечают соединение сложности и простоты, божественного и земного, гармонии и красоты, выраженных в совершенной художественной форме как суть пушкинской эстетики Пищулин Н.П Волосков И.В Егоров П.А. Философия А.С. Пушкина.

М 2002, с. 92 Энциклопедизм романа в стихах состоит в умении поэта описывать любое явление несколькими чертами. В.С. Непомнящий справедливо пишет Роман Евгений Онегин - не только и не столько энциклопедия жизни России в первой трети XIX века, сколько русская картина мира в ней воплощены представления о мире, жизни, любви, совести, правде, которые выстраданы Россией, всем ее огромным опытом, историческим и духовным, ее судьбой и верой.

Евгения Онегина можно назвать поэтому первым русским проблемным романом на его протяжении Пушкин ставит и решает для себя - и для нас - проблему человека Непомнящий В.С. Книга, обращенная к нам Евгений Онегин как проблемный роман, с. 173 1. Москва как исторический, духовный и культурный центр России. Петербург светский и европейский. Пушкин реализовал себя в романе Евгений Онегин не только как человек, поэт, философ и психолог, но и как историк.

Он пытался понять, как историческая закономерность воплощается в современной ему России. Вслед за В.С. Непомнящим скажем, что роман Евгений Онегин - не только о любви, но и о судьбах России ибо дело коснулось судеб России и русского человека, а это - проблема всемирно-исторического масштаба Там же. С. 165-166 Академик Д.С. Лихачев, рассматривая проблемы, обозначенные им как историческая миссия России и Москва - Третий Рим, писал Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные народы Историческая миссия России определяется тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов Культура России сложилась в условиях этой многонациональности.

Не случайно расцвет русской культуры в XVIII и XIX вв. совершился на многонациональной почве в Москве Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб 1999, с. 55-56 VII главу Евгения Онегина можно назвать московской. Одним из эпиграфов к ней служат строки поэта М.А. Дмитриева Москва, России дочь любима, Где равную тебе сыскать? Е.А. Баратынского Как не любить родной Москвы? и А.С. Грибоедова из комедии Горе от ума. Примечательно, что первые же строки, в которых упоминается о приезде Татьяны в Москву, связаны с христианскими храмами, сияние золотых куполов и крестов которых видно еще до въезда в город Но вот уж близко.

Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы V, 155-156 Эпитет белокаменная, который поэт дает Москве, придает строфе торжественное звучание, а упоминание о главах, которые как жар горят, вызывают в памяти образы богатырей в Сказке о царе Салтане. Так христианские образы приобретают эпическое и сказочное звучание. Ах, братцы! как я был доволен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг V, 156 В VII главе сказались и воспоминания Пушкина о детстве, и новые впечатления поэта, вернувшегося в 1826 г. в Москву из михайловской ссылки.

Простое и непосредственное обращение к читателям Ах, братцы помогает понять овладевающие поэтом глубоко личные чувства, близкие каждому. Пушкин передает свое восхищение обликом Москвы, но вспоминает и о расставании с ней, о странствиях, в которых мысленно он всегда был с родным городом Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! V, 156 Москва - предмет постоянных дум и гордости поэта, истинно русского человека.

По мысли Н.И. Михайловой, то, о чем говорит Пушкин больше, чем любовь это Россия, это Родина.

Поэтому и кончается строфа словами о том, как много для русского человека значит само слово Москва, как много для русского сердца отзывается в нем Михайлова Н.И. Москва Онегинская энциклопедия. Т. 2. М 1999, с. 133 Московский Кремль, его храмы, колокола для Пушкина связаны с важнейшими историческими событиями, с кризисными временами в истории России. Великий город пережил немало смут, испытаний, одно из которых - Отечественная война 1812 г. Гордая, независимая Москва предстает перед читателем Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою V, 156 Москва, поэт с его судьбой, Россия и русский народ с их историей - вот то, что оказалось в маленьком и вместе с тем огромном пространстве онегинской строфы. И, обратившись к историческому прошлому, к его мрачному и гордому свидетелю - Петровскому замку , Пушкин со свойственной ему живостью мысли переводит взгляд на движение жизни.

Движение в прямом смысле, потому что бросаются в глаза строки Ну! не стой! Пошел и вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы И мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри V, 156-157 . Ю.М. Лотман обратил внимание на пестроту как особенность московского пейзажа в Евгении Онегине. Он как бы рассыпается на картины, здания, предметы.

В Москве есть и мозаика лиц, домашних, светских привычек, исторических примет. Все мелькающее поэтические детали, они же - знаки московской действительности связано между собой, пестрота передает стихию московской жизни, ее неупорядоченность, смесь величественного и бытового, обычного. Заметим, что Пушкин точно передает в стихотворном тексте многие московские реалии, что дало возможность Ю.М. Лотману проследить путь приехавшей в Москву Татьяны Возок Лариных через Тверскую заставу едет по московским улицами и переулкам, знакомым Пушкину с детских лет по Тверской-Ямской, проезжает Триумфальную площадь мимо Страстного монастыря по Кузнецкому мосту и Мясницкой улице до Харитоньевского переулка Лотман Ю.М. Евгений Онегин. Комментарий.

Л 1980, с. 68. тетка Татьяны живет у Харитонья в переулке. Внешнее, в быстром и в то же время точном наброске улиц, пересекается с внутренним - с диалогами кумушек, с наивным удивлением родни, знакомыми лицами.

Читатель также видит их глазами героини У тетушки княжны Елены Все тот же тюлевый чепец Все белится Лукерья Львовна, Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп V, 159 Интересна мысль Н.И. Михайловой Пушкин создает собирательный портрет московского общества в духе комедии Грибоедова Горе от ума Михайлова Н.И. Москва Онегинская энциклопедия. Т. 2. М 1999, с. 135 Но, разумеется, этот стиль изображения жителей Москвы, напоминающий грибоедовский лишь одна из граней ее образа в Евгении Онегине. Кроме того, здесь Пушкин явно не ставит своей целью обличительно-язвительное осмеяние.

Перед читателем предстает гостеприимная старина, в которой много смешного и в то же время органичного, истинно русского, глубоко поэтичного. Недаром юных родственниц Татьяны, которые дружатся с ней, к себе ведут , Пушкин именует младыми грациями Москвы. Москва для героини Пушкина - это и театральная Москва, где Терпсихоре лишь одной Дивится зритель молодой V, 162 , Москва балов и развлечений, которая холодно принимает скромную провинциалку Не обратились на нее Ни дам ревнивые лорнеты, Ни трубки модных знатоков, Из лож и кресельных рядов V, 162 Что касается отчуждения Татьяны, ее неприятия гостиных с архивными юношами, с любопытными сочувствующими К ней как-то Вяземский подсел И душу ей занять успел V, 161 , это, скорее всего, не означает авторского отрицания.

Можно сказать, что Москва для героини - это своеобразное испытание, которое неизбежно при переходе из прошлого в новую жизнь.

Именно на московском балу решается судьба Татьяны, которая становится избранницей важного генерала. Две последние строфы московской главы Онегина позволяют увидеть, что судьба героини предрешена Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою И в сторону свой путь направим, Чтоб не забыть, о ком пою V, 165 Москва не так аристократична, как блестящий светский Петербург, в ней много домашнего, купеческого, все на старый образец, но в то же время она доступна благому просвещенью. Как мы можем заметить, в VII главе сливаются воедино два разных облика Москвы перед нами предстает Москва историческая и Москва бытовая.

И ее онтологические начала постоянны в размышлениях автора. Образ Петербурга в творчестве Пушкина в целом и в Евгении Онегине в частности имеет большое художественное значение. Это место действия первой и последней глав основного текста романа Евгений Онегин, родина главного героя, и именно там, по выражению исследователя В.С. Непомнящего, совершается большое и драматическое событие - онегинская хандра Непомнящий В.С. Пушкин.

Русская картина мира, с. 68 Как ни парадоксально, образ Петербурга создавался вдали от брегов Невы, поскольку I глава романа была написана в Одессе 9,28 мая - 22 октября 1823 , VIII глава - в Болдине 24 декабря 1829 - 25 сентября 1830 и в Царском Селе письмо Онегина к Татьяне. Петербург - это северная столица город, ставший средоточием и символом петербургского периода русской истории, драматическую роль которого в судьбах России осмысляет автор Евгения Онегина Непомнящий В.С. Пушкин.

Русская картина мира, с. 242 Зададимся вопросом нужно ли рассматривать величественный город на Неве как полную противоположность патриархальной Москве? Или же эти два поэтических образа - две стороны русской жизни, в каждом из которых объединяются национальное русское и европейское начала? Мы считаем возможным согласиться с мнением Н.А. Казаковой Петербург в Евгении Онегине сопоставлен с Москвой и в то же время противопоставлен ей две столицы предстают в романе в сложном диалектическом единстве здесь сталкиваются старое и новое, Запад и Восток, отечественное и мировое Казакова Н.А. Петербург Онегинская энциклопедия.

Т. 2. М 1999, с. 271 Петербург является средоточием европейских ценностей, однако в Москве воплощаются ценности национальные оба города имеют равные основания считаться столицей России.

Петербург с полным правом можно считать окном в Европу. В романе реализовался гигантский диалог между русской и западной культурой, развернувшийся на протяжении XVII-XIX веков Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М 1999, с. 201 В связи с этим вспомним, как уже в I главе перед тем, как описать кабинет в петербургском доме Онегина, автор как бы мельком замечает, что в нем было Все, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит нам, Все, что в Париже вкус голодный, Полезный промысел избрав, Изобретает для забав, Для роскоши, для неги модной V, 19 В этих строках, несмотря на их кажущуюся поверхностность, на самом деле прослеживается широта пушкинского обобщения, так как вызывает в воображении читателя целую цепь ассоциаций и образов.

Если обратить внимание на пушкинский принцип изображения облика Петербурга, то этот облик открывается читателю постепенно. Мы видим балтические волны, невские берега, бульвар, Невский проспект, Мильонную, Летний сад, Охту, Царское Село Автор любуется неповторимыми белыми ночами северной столицы воспетыми им позже и в петербургской поэме Медный всадник, которые неизменно пробуждают в нем воспоминания Как часто летнею порою, Когда прозрачно и светло Ночное небо над Невою И вод веселое стекло Не отражает лик Дианы, Воспомня прежних лет романы, Воспомня прежнюю любовь, Чувствительны, беспечны вновь, Дыханьем ночи благосклонной Безмолвно упивались мы V, 29 Полнокровная жизнь в столице не замирает ни на минуту Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит.

Проснулся утра шум приятный.

Открыты ставни трубный дым Столбом восходит голубым, И хлебник, немец аккуратный, В бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой васисдас. V, 25 Здесь уже не возникает ощущения мелькания, как при описании Москвы напротив, на некоторых фрагментах движущейся картины, которая показывает горожан, занятых обычными утренними делами, взор поэта ненадолго останавливается.

И, конечно, еще одна сторона многогранного образа Петербурга в пушкинском художественном мире - большой свет. Город предстает перед нами неугомонным, шумным, многоцветным, праздничным. Оживленное движение экипажей, сверкание бальных зал, гром музыки - вихрь петербургской великосветской жизни затягивает. И в ее кружении, по словам автора, на разные забавы Я много жизни погубил! Но если б не страдали нравы, Я балы б до сих пор любил V, 22 . Еще в первой главе, едва начав описывать петербургский бал Музыка уж греметь устала Толпа мазуркой занята Кругом и шум и теснота Бренчат кавалергардов шпоры Летают ножки милых дам - V, 22 он бросил описывать его не из-за ножек, якобы совлекших его с романного пути, а потому, что музыка уж греметь устала - та музыка, которая своим триумфальным грохотом сопровождала казавшуюся блестящей и ослепительной, но оказавшуюся ослепляющей светскую круговерть героя, от которой он и сам устал Ему наскучил света шум V, 26 Красухин Г.Г. Покой и воля. Некоторые проблемы пушкинского творчества.

М 1987, с. 36-37 Петербургский свет конца 1810-х годов в изображении Пушкина, как можно заметить, очень во многом отличается от московского.

Именно в это время происходят кардинальные перемены в типологии поведения светского молодого человека. Изысканное остроумие и культ парижской моды становится архаичным и остается принадлежностью Москвы Казакова Н.А. Петербург Онегинская энциклопедия.

Т. 2, с. 273 Что касается Петербурга, то можно заметить, что там складывается новый тип светского человека - модного тирана, dandy, ориентированного на английскую моду с ее небрежностью. По мысли Ю.М. Лотмана, в связи с образом денди сюжет первой главы может быть осмыслен как день щеголя - сатирическая картина жизни петербургского света Лотман Ю.М. В школе поэтического слова Пушкин. Лермонтов. Гоголь, с. 87 В VIII главе Пушкин противопоставляет спокойную гордость и хороший тон comme il faut родовой аристократии суетной вульгарности vulgar новейших россиян Казакова Н.А. Петербург Онегинская энциклопедия.

Т. 2, с. 273 Описывая званый вечер в петербургском доме Татьяны, автор выделяет в свете тесный круг дворянской элиты, принадлежащей не только к аристократии крови, но и к аристократии духа. Москва и Петербург для поэта - это живая история и поэтические образы. Эти русские города с их органичным сочетанием старого и нового, русского и европейского с полным правом можно считать составляющими русского мира. Это о них Пушкин говорит с любовью и гордостью, это о них все мысли поэта и его надежды, связанные с ними. В этой связи интересной и глубокой представляется мысль Ю.М. Лотмана о том, что молодая русская цивилизация противопоставляется старой западноевропейской как способная осуществить то, что задумал, но не осуществил Запад Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров.

Человек - текст - семиосфера - история, с. 201 Мы считаем возможным согласиться с Н.А. Казаковой, которая высказывает мысль об особом значении образов Москвы и Петербурга в романе и об их связи с героями романа Символический смысл приобретает то обстоятельство, что Онегин родился на брегах Невы, а Татьяна, скорее всего, в Москве взаимоотношения героев опосредованно отражают пушкинский поиск соединения общечеловеческих и национальных идеалов Казакова Н.А. Петербург Онегинская энциклопедия. Т. 2, с. 271 Наконец, с полным основанием можно утверждать, что облик двух великих русских столиц подсказывал Пушкину видение всей России. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русский мир в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин

М 1976, с. 166 Слова эти, сказанные более ста лет назад, сохраняют свою справедливость до сих пор. И сейчас одно только ощущение неисчерпаемости… Уже современники Пушкина отзывались о нем как о грандиозном, безусловном… Солнце нашей поэзии - Россия навсегда запомнила эти слова Владимира Одоевского. При имени Пушкина сказал Н.В. Гоголь…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русский мир в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К постановке проблемы пушкинский концепт русского мира
К постановке проблемы пушкинский концепт русского мира. Картина мира - это система интуитивных представлений о реальности Руднев В.П. Словарь культуры XX века ключевые понятия и тексты. М 1999, с.

Русская деревня и природа в романе Евгений Онегин . Пространственная картина мира
Русская деревня и природа в романе Евгений Онегин. Пространственная картина мира. Разумеется, художественное пространство в Евгении Онегине не исчерпывается только изображением городов. Одно

Образы героя времени и русской героини в контексте пушкинской картины русского мира
Образы героя времени и русской героини в контексте пушкинской картины русского мира. Стихи Онегина - это национальный опыт социально-бытовой, нравственно-этической и интеллектуальной жизни, уже зак

Авторский идеал в романе Евгений Онегин
Авторский идеал в романе Евгений Онегин. В романе Евгений Онегин проявилась пушкинская полнота духа как способность вмещать и выражать все многообразие жизни. Пушкин в Евгении Онегине истори

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги