рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русская деревня и природа в романе Евгений Онегин . Пространственная картина мира

Русская деревня и природа в романе Евгений Онегин . Пространственная картина мира - раздел Литература, Русский мир в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин Русская Деревня И Природа В Романе Евгений Онегин. Пространственная Картина М...

Русская деревня и природа в романе Евгений Онегин. Пространственная картина мира. Разумеется, художественное пространство в Евгении Онегине не исчерпывается только изображением городов.

Одно из значительных мест в романе занимают образы, навеянные русской деревней. Причем это понятие с самого первого появления в романе становится в определенном смысле символичным.

Об этом говорят эпиграфы, предпосланные Пушкиным второй главе O rus Hor О Русь! К этому знаменитому эпиграфу обращались не единожды Ю.М. Лотман, Н.Н. Скатов, В.А. Кошелев, говоря об игре слов латинского rus деревня и русского Русь. Пушкин дает каламбурный перевод, воспользовавшись совпадением звучания этих слов. В.А. Кошелев справедливо полагает, что под пером русского писателя этот мнимо-шутливый каламбур неминуемо получал расширительное значение Кошелев В.А. Деревня Онегинская энциклопедия.

Т. 1, с. 343 Не менее правомерно замечание литературоведа Г.П. Макогоненко, который писал Петербургу с его омутом света и оторванной от национальной почвы культурой столичного дворянства противостояла Русь - хранительница национальных традиций, обрядов и нравов, высокой поэтической культуры народа, мир русской деревни Макогоненко Г.П. Евгений Онегин А.С. Пушкина.

М 1971, с. 145 Без сомнения, в нашем восприятии пушкинское пространственное сопоставление Русь - деревня имеет ряд дополнительных смысловых оттенков. Известно, например, что на русскую культуру исключительно сильное воздействие оказало Просвещение, особенно та сторона этого явления, которая связана с концепцией природного человека Ж Ж. Руссо, нашедшей свое отражение в русском сентиментализме и в дальнейшем получившей свое развитие в русской литературе и философии.

Возможно, не зря любимая героиня Пушкина Татьяна так увлечена европейскими сентиментальными романами руссоистское восприятие мира и человека прочно укоренилось на русской почве.

Основная оппозиция Просвещения - Природа - предрассудок, естественное - извращенное получила особую интерпретацию в творчестве Пушкина. Очень верно отметил Ю.М. Лотман Гибельной цивилизации противостоит естественная жизнь русского крестьянина, носителя здоровой морали и природных добродетелей Естественное стало отождествляться с национальным. В русском человеке увидели человека Природы, в русском языке - естественный язык, созданный самой Натурой Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история, с. 203 Деревня - это образ иного стиля жизни, отличного от жизни в столицах, а значит, и символ скуки, оторванности от общественного веселья и в деревне скука та же V, 32 , В глуши, в деревне все вам скучно V, 70 , Деревня той порой Невольно докучает взору Однообразной наготой V, 94 и т. д. После стремительного движения первой главы читатель оказывается в медленном, статичном и почти беззвучном пространстве Онегин шкафы отворил В одном нашел тетрадь расхода, В другом наливок целый строй, Кувшины с яблочной водой И календарь осьмого года V, 37 . Время как будто с разбегу остановилось, обозначив пропасть, которая разделяет Россию петербургскую и деревенскую Русь Непомнящий В.С. Пушкин.

Русская картина мира, с. 67-68 - таково тонкое наблюдение В.С. Непомнящего.

Как считает В.А. Кошелев, глава, посвященная деревне, относительно других глав - самая неинформационная и самая описательная единственное сюжетно значимое событие в ней - отповедь Онегина, которая как бы обрывает завязавшийся любовный сюжет Кошелев В.А. Деревня Онегинская энциклопедия.

Т. 1, с. 344 Далее описывается повседневная деревенская жизнь героев, рисуется картина наступающей осени и зимы, и все заканчивается диалогом Онегина и Ленского приглашением на будущие именины Татьяны. И, тем не менее, эта самая бессобытийная глава оказывается и наиболее сюжетно направленной, ведь отповедь Онегина получает продолжение, а приглашение в свою семью станет роковым именно с него начинает разворачиваться будущая трагедия героев романа.

По точному высказыванию В.А. Кошелева, деревня, сопоставимая с Русью, неожиданно поворачивается необычной стороной и, соединяя скуку и блаженство, обыденность и особенную физиономию, изменяет устоявшиеся представления и деяния Там же Пожалуй, основным в образе деревни нужно считать то, что она прежде всего - символ природности Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой V, 33 Она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню V, 163 Описаниям природы принадлежит в романе важное место.

Пейзаж присутствует в Евгении Онегине в виде развернутых законченных картин, внешне выполняя роль своеобразных введений к отдельным главам или предваряя новые сюжетные эпизоды внутри глав. В целом пейзаж, как и быт, служит для создания в романе той реальной обстановки, в которой протекают развивающиеся в нем события. Сюжетное содержание большей части романа связано с деревенской тематикой, поэтому естественно, что автор уделяет большое внимание пейзажным зарисовкам.

После приезда Онегина в деревню дяди следует описание природы Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые, Мелькали села здесь и там Стада бродили по лугам, И сени расширял густые Огромный, запущенный сад, Приют задумчивых дриад. V, 36 Приют спокойствия, прелестный уголок - вот основной лейтмотив изображения деревенского пейзажа данной строфы романа. И соответственно общая стилистическая тональность картины не лишена элемента идилличности.

Как верно отмечал исследователь Ю. Стенник, тональность изображения природы близка к номенклатурному трафарету традиционного сентиментального пейзажа, своеобразного приюта изгнанника света уединенные поля, сумрачная дуброва, журчанье тихого ручья - это все классические признаки обобщенного элегического пейзажа, восходящего в русской поэзии к сентиментализму Стенник Ю. Пейзаж в романе Евгений Онегин и проблема преемственности национальных поэтических традиций Изв. АН СССР, сер. лит. и яз 1969, т. 28, вып. 3, с. 222 А если учесть, что частично эта номенклатурность служит раскрытию облика скучающего Онегина, то перед нами - один из приемов пушкинской характерологии. Совсем иное мы видим, когда изображение природы соотносится с образом Татьяны романтическая окрашенность пейзажа объясняется романтическим мировосприятием самой героини.

Ее внутренняя близость к миру природы - это несомненное указание на ее органичность, нравственное здоровье. Пейзаж затрагивает самые лирические чувства в читателе, вызывая в нем глубокое сопереживание и сочувствие делам и мыслям героев, понимание чувств автора.

В VII главе романа, перед отъездом в Москву, Татьяна с грустью прощается с родными местами Простите, мирные долины, И вы, знакомых гор вершины, И вы, знакомые леса Прости, небесная краса, Прости, веселая природа Меняю милый, тихий свет На шум блистательных сует V, 152 Д.С. Лихачев писал, что в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека Лихачев Д.С. Раздумья о России, с. 510 -512 Опираясь на это высказывание, можно говорить о том, что русская душою пушкинская героиня прощается с природой как живым свидетелем ее прежней свободной, тихой жизни.

Ю.М. Лотман высказывает интересную мысль о создаваемом каждой, в том числе и русской, культурой пространственном образе мира. Сложны отношения человека и пространственного образа мира пишет исследователь С одной стороны, образ этот создается человеком, с другой - он активно формирует погруженного в него человека Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров.

Человек - текст - семиосфера - история, с. 297 В узком смысле этот образ является средой, формирующей личность, и уже неоднократно отмечалось, что Онегин и Татьяна оказались в различных условиях, что сказалось на формировании их характеров и взглядов на мир. Мы можем сделать вывод, что через связи, которые существуют или, напротив, не существуют между героями и природой, автор может внутренне характеризовать их, определять их нравственную и духовную ценность.

Как верно отмечал Г.Д. Гачев, первое, очевидное, что определяет лицо народа это Природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю. Здесь коренится и образный арсенал национальной культуры архетипы, символы, все весьма стабильные. Нельзя ее природу сменить без потери своей национальной сути. Исследователь прибегает к широкому обобщению, и его высказывание подтверждает нашу мысль о том, что природа для Пушкина - одно из самых эффективных средств воссоздания картины русского мира, жизни народа, страны, движения истории.

Русская природа в романе Евгений Онегин - это некая основа, без которой и вне которой историческая жизнь выглядела бы как бесчеловечная и абстрактная, ничего не говорящая уму и сердцу читателя. В.Г. Белинский утверждал, что невозможно быть оригинальным и самостоятельным, не будучи народным, и называл Пушкина подлинным художником русской литературы.

Действительно, народность Пушкина состоит в органической связи с русской природой, жизнью и мировоззрением народа. 2.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русский мир в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин

М 1976, с. 166 Слова эти, сказанные более ста лет назад, сохраняют свою справедливость до сих пор. И сейчас одно только ощущение неисчерпаемости… Уже современники Пушкина отзывались о нем как о грандиозном, безусловном… Солнце нашей поэзии - Россия навсегда запомнила эти слова Владимира Одоевского. При имени Пушкина сказал Н.В. Гоголь…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская деревня и природа в романе Евгений Онегин . Пространственная картина мира

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К постановке проблемы пушкинский концепт русского мира
К постановке проблемы пушкинский концепт русского мира. Картина мира - это система интуитивных представлений о реальности Руднев В.П. Словарь культуры XX века ключевые понятия и тексты. М 1999, с.

Русский мир в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин
Русский мир в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин. Историзм и онтологический охват действительности в романе А.С. Пушкина. Пушкинская картина мира - это русская картина мира пишет литературов

Образы героя времени и русской героини в контексте пушкинской картины русского мира
Образы героя времени и русской героини в контексте пушкинской картины русского мира. Стихи Онегина - это национальный опыт социально-бытовой, нравственно-этической и интеллектуальной жизни, уже зак

Авторский идеал в романе Евгений Онегин
Авторский идеал в романе Евгений Онегин. В романе Евгений Онегин проявилась пушкинская полнота духа как способность вмещать и выражать все многообразие жизни. Пушкин в Евгении Онегине истори

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги