рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Авторский идеал в романе Евгений Онегин

Авторский идеал в романе Евгений Онегин - раздел Литература, Русский мир в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин Авторский Идеал В Романе Евгений Онегин. В Романе Евгений Онегин Проявилась П...

Авторский идеал в романе Евгений Онегин. В романе Евгений Онегин проявилась пушкинская полнота духа как способность вмещать и выражать все многообразие жизни.

Пушкин в Евгении Онегине исторически подошел к менявшейся на его глазах современности и к своему собственному сознанию Семенко И.М. Эволюция Онегина К спорам о пушкинском романе Русская литература, 1960, 2, с. 111 - справедливо указывает И.М. Семенко. В современном европейском и русском литературоведении, исследующем сложнейшие проблемы Автора и Читателя, Автора и его картины мира , Автора и Героя, пушкинский роман становится буквально кладезем аргументации в спорах по этим вопросам.

В 60-70-х гг. ХХ в. имел место спор об образе автора - одной из основных категорий теоретико-литературной мысли идею автора как центра художественного произведения отрицал, например, Р. Барт программная статья Смерть автора, настаивая на мысли, что письмо есть изначально обезличенная деятельность Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М 1989, с. 385 Однако ведущие российские литературоведы С. Бочаров, В. Кожинов, развивая идеи В. Виноградова Виноградов В.В. О языке художественной прозы.

М 1980. и М.М. Бахтина Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М 1979 заговорили о проблеме автора как основополагающей в науке о литературе. В настоящее время центральная позиция автора в мире художественного произведения не вызывает сомнений ведь автор берет на себя функции обеспечения внутренней цельности и целостности произведения, вступая в различные взаимоотношения с героями Большакова А.Ю. Образ автора Лит. учеба, 2001, кн. 5, с. 171 И автор, и читатель, а также непосредственные действующие лица повествования - постоянные, активные характеры в романе Евгений Онегин. Их взгляды на мир по-разному переплетаются, а изменение во взглядах автора вызывает уже упомянутые противоречия между отдельными частями романа, усиливая его жизненность.

Евгений Онегин характеризуется размыванием границы между действительностью, изображаемой в произведении, и реальностью, в которой существуют живой создатель художественного текста биографический автор и его читатели Штейнгольд А.М. В.В. Набоков о Пушкине в романе Дар Проблемы современного пушкиноведения.

Псков, 1999, с. 191 и авторское я настраивает читателя на доверительный разговор-исповедь. Действительно, авторская творческая активность направлена на воплощение мечты о своем читателе. Потому в художественной структуре произведения - наряду и в соответствии с образом автора - происходит выделение его коммуникативной пары образ читателя, воображаемый читатель адресат Большакова А.Ю. Образ автора, с. 174 Говоря о лирических отступлениях в романе Евгений Онегин, мы в общих чертах уже касались проблемы читателя как собеседника автора, причем собеседника как бы вне зависимости от временного статуса читателя.

Если же говорить о близком автору читателе, понимающем собеседнике-современнике Большакова А.Ю. Образ читателя как литературоведческая категория, с. 25 то это предполагает постоянное возвращение к воспоминаниям, обусловленным общим для читателя-современника и для автора социально-историческим прошлым отсюда, кстати, и необходимость комментирования романа, возникшая уже в конце XIX в когда многие реалии пушкинской эпохи стали историей, возвращение к ранее прочитанным частям текста смотрите первую тетрадь V, 116 и различным сюжетным моментам Онегин вновь займуся им V, 170 . Обращаясь к читателю, автор оценивает определенные жизненные явления, выражая при этом свой философский взгляд на мир, что неизменно связано с духовным самораскрытием автора.

Современное литературоведение осваивает категорию автора как одну из масштабных и всеобъемлющих без нее невозможно полноценное исследование художественного произведения. Проблему автора в разное время рассматривали такие замечательные исследователи, как Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, Л.Я. Гинзбург.

В их трудах находит отражение мысль о протеизме Пушкина, высказанная еще В.Г. Белинским и Н.В. Гоголем и связанная с проблемой выражения авторской личности.

В своем развитии творчество Пушкина вместило разные воплощения авторского я Гинзбург Л.Я. О лирике. Л 1974, с. 182 справедливо писала Л.Я. Гинзбург, указывая также на то, что при этом конкретность авторского образа из плана биографического, фактического отчасти переключилась в план философский и психологический Гинзбург Л.Я. О лирике, с. 208 Б.М. Эйхенбаум, говоря о философском взгляде Пушкина на мир, верно замечал, что поэт в своем творческом акте поднимается над жизнью, чтобы в самой текучести и изменчивости видно было нечто постоянное, вечное Эйхенбаум Б.М. О поэзии.

Л 1969, с. 321 Мы задаемся вопросом - можно ли и нужно ли отождествлять автора я в Евгении Онегине с Пушкиным - автором Евгения Онегина ? Думается, что нет перед читателем не реальный поэт, а его романный образ, художественный двойник автор имеет лишь опосредованное отношение к реально-биографической личности автора-писателя Большакова А.Ю. Образ автора, с. 171 Г.А. Гуковский очень точно охарактеризовал проявление личности автора в романе Евгений Онегин Автор неотступно присутствует при всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки.

Он присутствует не только как автор, литературно существующий во всяком романе, а именно как персонаж, свидетель, отчасти даже участник событий и историограф всего происходящего Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М 1957, с. 166 В.С. Непомнящий, обращая внимание на структуру текста и ее связь с образом автора, справедливо пишет, что сюжет героев внутри романа предназначен для того, чтобы развернуть духовную жизнь автора в общечеловеческий план. А то, что называется отступлениями, представляет собой опорные точки авторской темы, которые не дают материалу, то есть сюжету героев, стать самостоятельным повествованием Непомнящий В.С. Пушкин.

Русская картина мира, с. 277 Пушкин в самом деле создал для автора-повествователя особые условия, формирующие всю лирическую стихию романа, которая определяется личностью автора, его миропониманием, его мироощущением.

Таким образом, в романе Евгений Онегин перед нами предстает своеобразная поэтическая биография Пушкина, отражение души в заветной лире как сказал поэт в своем программном стихотворении Памятник 1836 . Поэт помещает себя в центр вымышленного романного мира, в систему отношений с персонажами, созданными его воображением, переживая вместе с ними любовь и разлуку, радость и печаль, вдохновение и хандру.

В.Г. Одиноков справедливо отмечал, что романная судьба героев не может не влиять на функционирование биографической канвы повествователя, который теперь сам выступает как персонаж Одиноков В.Г. И даль свободного романа, с. 76 Также и В.С. Непомнящий, говоря о неразделимости вымышленных героев и образа автора, пишет, что в каждом из них - часть авторского опыта и авторской души Непомнящий В.С. Книга, обращенная к нам Евгений Онегин как проблемный роман, с. 154 Разумеется, понимание образа автора невозможно без проникновения в диалогические отношения автора и героев Большакова А.Ю. Образ автора, с. 171 Наиболее интересным для рассмотрения нам представляется соотношение образов автора и заглавного героя.

Сопоставляя себя с героями, размышляя о них и о себе, автор находится в постоянных поисках идеала. В связи с этим мы считаем уместным говорить об авторском идеале, выраженном в романе Евгений Онегин. В образе Евгения Онегина с наибольшей силой проявляются отличительные черты молодого человека начала XIX века, который в связи с этим особенно близок поэту.

Мы действительно замечаем сходство между автором и героем недаром автор с самого начала рекомендует Онегина добрый мой приятель. Поэт делает героя человеком одного круга с собой, Онегин не только не антипод по отношению к автору, но его единомышленник. Хотя ему и присущи неподражательная странность И резкий охлажденный ум, он, как и автор, условий света свергнул бремя V, 28 . Автор подружился с ним, сказано далее, как он, отстав от суеты, именно тогда справедливо указывает В.С. Непомнящий когда Евгению такая жизнь опротивела, когда ему наскучил света шум Непомнящий В.С. Книга, обращенная к нам Евгений Онегин как проблемный роман, с. 146 Правда, из столкновения с суетой автор не вынес хандру, как Онегин, но тоже вышел с огромными душевными потерями Увы, на разные забавы Я много жизни погубил! V, 22 По верному наблюдению Г.Г. Красухина, отстав от суеты, автор сполна оценивает ее губительную силу, сознавая бездуховность той среды, в которую ему приходилось погружаться Красухин Г.Г. Покой и воля. Некоторые проблемы пушкинского творчества, с. 51 О сходстве своего и онегинского характеров автор пишет Страстей игру мы знали оба Томила жизнь обоих нас В обоих сердца жар угас Обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей На самом утре наших дней. V, 28 Однако в дальнейшем мы встречаем свидетельство более критичного отношения автора к герою с его язвительным спором, шуткой с желчью пополам и злостью мрачных эпиграмм V, 29 . Ведь автор здесь же, в первой главе, замечая разность между собой и героем, стремится обозначить ее еще и для того, чтобы отделить свое мировоззрение от чайльд-гарольдства Онегина.

Это доказательство того, как далеко ушел Пушкин от Байрона, поэта гордости, для которого оказалось невозможно Писать поэмы о другом, Как только о себе самом V, 33-34 . В этих шутливых по тону строках по существу содержится отчетливо сформулированная декларация принципиально нового творческого пути, на который Пушкин становится уже в 1823 г. и который делается основным в его творчестве.

Нам представляется интересной мысль В.Г. Одинокова, который писал Пушкину, чтобы написать роман, нужно было быть Онегиным и перестать им быть Одиноков В.Г. И даль свободного романа, с. 86 Как характерную черту облика заглавного героя исследователь отмечает то, что Онегин лишен поэтического дара Там же Добавим, что мотив отсутствия поэтического дара - один из главных при сопоставлении автора и его героя, и он не случайно повторяется Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить.

V, 12 Онегин дома заперся, Зевая, за перо взялся, Хотел писать - но труд упорный Ему был тошен ничего Не вышло из пера его V, 27 Испытав силу любовной страсти, Онегин чуть с ума не своротил Или не сделался поэтом. Признаться то-то б одолжил! V, 184 . Здесь звучит явная авторская ирония заметим также, что в этой же строфе автор называет Онегина своим бестолковым учеником, который стихов российских механизма не постиг V, 184-185 . Поэтому вполне закономерно, что Онегин, томясь душевной пустотой V, 28 , не попал в цех задорный поэтов, к которым принадлежит и сам автор.

Душевная пустота - вот та основная черта, что отличает героя от автора с его многоаспектным духовным миром.

И, благодаря уже упомянутому совмещению в этом духовном мире различных наследий, благоговейно сохраняемой памяти о прошлом, постоянному обращению к нравственным ценностям, мы можем говорить о внутренней свободе автора.

Концепт внутренней свободы подробно рассмотрен Д.С. Лихачевым, которому принадлежит весьма интересное наблюдение Пушкин - несомненный интеллигент Лихачев Д.С. Раздумья о России, с. 624 Почему? Потому, что русской интеллигенции присуща тайная свобода, о которой писали и Пушкин, и Блок Там же. С. 616. курсив наш В.К Эта свобода указывает человеку настоящую дорогу, она открывает ему свет истины В.С. Непомнящий. Онегина же нельзя назвать нравственно свободной личностью.

Первопричины его несвободы - искаженная картина мира, воспитание, породившее ложную систему мнимых ценностей, зависимость от общественного мнения, неподготовленность к духовному самостоянью, нравственному и духовному пересозданию своей личности в соответствии с идеалом.

Онегина после убийства друга мучит совесть эта истина в человеческой душе и он бежит из тех мест, где окровавленная тень Ему являлась каждый день V, 171 , пытаясь отдалить неотвратимый час нравственного суда над собой.

По верному определению Ю.С. Степанова, духовное странничество связано с передвижением в мире материальном Степанов Ю.С. Константы словарь русской культуры. М 2001, с.182 Значит, не случайно Онегиным овладело беспокойство, Охота к перемене мест V, 171 . Россия для Онегина началась с Новгорода Великого, куда его манят тени великанов Рюрика, Ярослава, Иоанна, и В.А. Кошелев очень точно указывает на то, что город воспринимается как своеобразный затонувший Китеж-град, обиталище теней. Именно это обиталище становится в конечном итоге общественно- историческим символом онегинской тоски Кошелев В.А. Онегина воздушная громада Лит. в школе, 2004, 1, с. 7 Изображая Москву, куда затем едет герой, автор ищет наиболее точного образа русской древней столицы, отталкиваясь от собственных впечатлений по словам В.А. Кошелева, Пушкин понемногу стал ощущать сплетни и недоверие, которые стали заслонять московское хлебосольство Там же. С. 8 В Нижнем Новгороде, в отчизне Минина Онегин замечает меркантильный дух V, 200 , ложь, суету, от которой не так давно отстал Образ Руси оказывается безрадостным.

И именно поэтому тоска Онегина усиливается.

Он едет на Кавказ, затем в Крым И дальнейшее повествование в главе о странствии героя приобретает лирический характер автор пользуется случаем рассказать о перемене своих поэтических устремлений Иные нужны мне картины Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор V, 203 В этом смысле путешествие сближает автора и его героя оба в движении, в поисках настоящего.

По тонкому наблюдению В.А. Кошелева, взгляд героя становится более созерцательным, более эпичным воззрения автора - более объемными он переживает резкий поворот к новым картинам, новым темам и мотивам, к иным оценкам поведения героев своего романа, к новому типу восприятия и философского осмысления жизни Кошелев В.А. Онегина воздушная громада, с. 10 А герой пока не может обрести себя, и его путь может оказаться без исхода Ф.М. Достоевский. Кроме того, со странничеством Онегина можно ассоциировать мотив отрыва от родной почвы Степанов Ю.С. Константы словарь русской культуры, с. 199 тогда как автор никогда не терял с ней связи.

В пределах современной России для Онегина места нет. Интересно замечание Г.Г. Красухина, который считает, что Отрывки из путешествия Онегина объясняют сущность душевного состояния Онегина, обозначающего кризис его душевной болезни, после которого дело обычно движется к выздоровлению Красухин Г.Г. Покой и воля. Некоторые проблемы пушкинского творчества, с. 132 Заметим, что онегинские сплин, хандра, скука превращаются в тоску. Автор настойчиво стремится обратить внимание на этот факт слово тоска рефреном звучит в Отрывках. Тоска поселяется в душе героя, когда он находится в поисках чего-то вечного, незыблемого, стремится испытать чувство внутренней свободы, но не находит его в странствиях. Нужно отметить, что понятие тоска неизмеримо глубже понятия скука. Выдающийся русский мыслитель Н.А. Бердяев писал, что скука говорит о пустоте и пошлости В тоске есть надежда, в скуке - безнадежность.

Возникновение тоски есть уже спасение Цит. по Степанов Ю.С. Константы словарь русской культуры, с. 881 На этом основании, включаясь в давний спор русской критики и науки, мы вправе сделать вывод о том, что автор оставляет своего героя с надеждой на духовное возрождение - и в этом сокращает разность между Онегиным и собой.

Ведь он, как и его герой, как любой человек, стремился достигнуть той истины, того идеала, который, согласно высказыванию В.С. Непомнящего не отдаленная мечта, а то, что есть в каждом человеке, что свидетельствует о высоком человеческом предназначении Непомнящий В.С. Пушкин.

Русская картина мира, с. 30. И в этом заключен один из вечных парадоксов человеческой жизни - невозможность достижения идеала, изначально заложенного в самом существе человека.

Автор в Евгении Онегине предстает перед нами как универсальный образ в его сложных отношениях с вымышленным и реальным миром ведь он находится в постоянном диалоге с героями и читателем. Перед нами возникает созданная поэтическим воображением Пушкина картина мира В.С. Непомнящий, образ мира Ю.М. Лотман. Свобода творческой личности, как писал еще Гегель, состоит во внимании к многообразному бытию Цит. по Степанов Ю.С. Жрец нарекись, и знаменуйся жертва Русская интеллигенция.

История и судьба, с. 19 С этим утверждением перекликается высказывание современного исследователя И.В. Кондакова, очень верно указавшего на то, что истинная свобода достигается лишь художником-гением, создающим произведение искусства, которое становится средством преодоления любых ограничений Кондаков И.В. К феноменологии русской интеллигенции Русская интеллигенция. История и судьба, с. 68 Иначе говоря, произведение, созданное художником, воплощает объективную универсальную картину мира. Пушкин как художник осознает себя в мире и чувствует свое неразрывное единство со Вселенной.

Поэтому Пушкин - автор Евгения Онегина и творческая личность - сегодня предстает перед нами как феномен русского мира с присущими ему национальными и нравственными особенностями и как субъект русского мира, который этот мир осмысливает и формирует. Таким образом, современная поэту русская жизнь поворачивается к читателю двуединством богатства объективной картины России и соразмерного ей неисчерпаемого богатства личности творца Евгения Онегина. Заключение Феномен Пушкина знаменует собой завершение длинного пути, пройденного русской поэзией XIX века Эйхенбаум Б.М. Мой временник Художественная проза и избранные статьи 20 - 30-х годов.

СПб 2001, с. 544 и именно его мастерство замкнуло собой блестящий период русской поэзии, начатый Ломоносовым и Тредьяковским Там же. С. 545 В своем поэтическом развитии Пушкин вобрал в себя поэтические традиции XVIII века и создал свой высокий, классический в своей уравновешенности и кажущейся легкости канон Там же. С. 544 Но для русского народа Пушкин остается не только достоянием истории, но и живым явлением.

Конечно, гений всегда является в определенной степени национальным мифом, то есть выражением знаний и представлений народа о бытии, но в целом он - конкретная личность личность живого человека, к которому и с которым у каждого могут быть, как в жизни, свои личные отношения Непомнящий В.С. Пушкин.

Русская картина мира, с. 26 Пушкин решительно выделяется из всей литературы европейского Нового времени, насчитывающей тысячелетие. Однако, как справедливо утверждает П.В. Палиевский, с точки зрения западного наблюдателя центральное положение Пушкина в классической русской литературе не всегда заметно Палиевский П.В. Русская классика. М 1987, с. 20 Да и сам о себе поэт говорил Бывало, что ни напишу, Все для других не Русью пахнет Дельвигу , 1821 . Но нам известно страстное, очень личное высказывание Пушкина Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. Его мысль и чувство всеобъемлющи - как у Данте, Шекспира, Гете. В том, что Пушкин был одновременно величайшим русским писателем и абсолютным европейцем, равным высшим проявлениям европейского духа, возможно, заключается одна из его тайн. Критик и философ С.Л. Франк обоснованно утверждал, что Пушкин чувствовал себя равноправным по отношению и к Данте, и к Гете, и к Шекспиру, не стесняясь учиться у них, ибо верил в себя Франк С.Л. Пушкин и духовный путь России Пушкин в русской философской критике. М 1990, с. 494 Поэзия Пушкина прежде всего глубоко национальна и народна, потому что она служит всесторонним отражением полноты русской жизни.

И в то же время, как утверждал соратник Гете Фарнгаген фон Энзе, Пушкину равно родственны Юг и Север, Европа и Азия, дикость и утонченность, древнее и новейшее Цит. по Пушкин.

Исследования и материалы. СПб 1995, т. XV, с. 156 Эту важную особенность творчества Пушкина Достоевский обозначил как всемирная отзывчивость. Выразив во всей полноте тайну русского духа , Пушкин во многом оказался для России школой мировой духовной жизни.

Пушкин - это Россия, выраженная в слове такова глубокая и точная мысль В.С. Непомнящего С его появлением страна заговорила на своем языке. И тогда, словно по волшебству, возникла литература, одним гигантским шагом оказавшаяся в авангарде духовных устремлений человечества Непомнящий В.С. Предназначение Пушкин. Избранные работы 1960-х - 1990-х гг. Т.1. М 2001, с. 433 Русский европеец Пушкин с присущим ему человеческим и национальным достоинством открыл новый путь для русской литературы - тот путь, который вывел ее к вершинам мировой культуры, определил в этой культуре ее самобытное, самостоятельное место.

В ходе своей духовной эволюции Пушкин обретал собственное гармоничное и философское видение мира. В.С. Непомнящий справедливо пишет, что главное в пушкинском восприятии мира - личное, непосредственное переживание отношений с абсолютным - переживание чрезвычайно напряженное но в глубинах хранящее покой и равномерность сосредоточенного сердечного созерцания Непомнящий В.С. Пушкин.

Русская картина мира, с. 272 В художественном мире Пушкина главной ценностью является человек. И этот мир, несмотря на его трагизм, светел, а не мрачен истина художественного мира Пушкина есть солнце этого мира Там же. С. 120 Выдающееся место в творчестве Пушкина занимает роман Евгений Онегин - произведение в высшей степени совершенное, поистине необъятное по глубине своего содержания и верному отражению действительности, которая не только онтологически и исторически широко показана в романе, но каждый ее факт превращен автором в явление искусства.

Созданная Пушкиным картина русского мира предстает как процесс его собственной внутренней жизни по выражению С.Г. Бочарова, эпос героев охвачен образом авторского сознания Бочаров С.Г. Форма плана Некоторые вопросы поэтики Пушкина, с. 119 что в жанровом отношении представляет собой единство эпоса и лирики.

Поэтому закономерно, что именно роман в стихах с его динамикой, открытостью в жизнь, роман, в котором автор поистине достиг божественной свободы, стал отражением пушкинского видения мира и человека. Сама форма свободного повествования, заново открытая в контексте русской культуры, во многом определила лицо русского романа и произведений эпических форм, близких к роману. В традициях свободно-универсального повествования создавались и Мертвые души Н.В. Гоголя, и эпос Толстого и Достоевского, и Поэма без героя А. Ахматовой.

От Евгения Онегина в будущее идут типы, показанные Пушкиным в романе. Татьяна предстает как идеал русской женщины, т.е. выразительница национальных устоев Кантор В.К. Вечно женственное и русская культура, с. 165 как воплощение истинной любви и глубокой веры, как великая тайна, соразмерная с тайной бытия. Самые известные литературные герои XIX века, так называемые лишние люди - это развитие онегинского типа в новых исторических условиях.

Но проблема судьбы русского человека, его исторического предназначения разворачивается в романе Евгений Онегин до общечеловеческого, всемирно-исторического масштаба. Пушкин решает эту универсальную проблему, проецируя ее и на свою духовную жизнь, находясь в постоянном диалоге с миром романа и с действительностью, в непрестанном поиске сокровенного и возвышенного идеала. Таким образом, великий поэт сегодня предстает перед нами как феномен русского мира русский человек с его философско-нравственным взглядом на жизнь и как субъект русского мира осмысливающая этот мир личность. Роман Пушкина Евгений Онегин - одно из удивительнейших произведений в русской и мировой литературе. Более чем за полтора века накопилось огромное количество литературы критического и научного характера, и по сей день роман окружен весьма противоречивыми оценками критиков и литературоведов.

В своих трудах такие исследователи, как Г.А. Гуковский, Л.Я. Гинзбург, С.Г. Бочаров, Н.Н. Скатов, И.М. Семенко, Ю.М. Лотман, Ю.Н. Чумаков, В.С. Непомнящий затрагивают важнейшие проблемы места романа в контексте пушкинского творчества, его универсальной нравственной, эстетической, философской ценности, историзма Пушкина.

Результаты их исследований не могут не учитываться всеми изучающими Евгения Онегина и заинтересованными в глубоком постижении текста романа и личности автора. Однако остается множество вопросов, требующих дальнейшего изучения, а иногда и пересмотра.

Современная филологическая наука подошла к осознанию необходимости целостного научного представления о Пушкине, потребности взглянуть на его творчество с онтологической точки зрения, так как смысл и дух пушкинского гения, по словам В.С. Непомнящего, остаются вне методологической досягаемости. Вопрос о постижении русского национального гения Е.П. Челышев ставили многие выдающиеся исследователи Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, С.С. Аверинцев. Этот вопрос оказывается в центре внимания современных ученых, таких, как С.Г. Бочаров, В.С. Непомнящий, Ю.Н. Чумаков, В.К. Кантор и других.

В настоящее время очевидна необходимость создания капитальных монографических исследований о Евгении Онегине, обобщающих и синтезирующих достижения пушкиноведения. Требует дальнейшего исследования история жизни романа в русской и мировой литературе, в читательском восприятии людей разных поколений, потому что огромное идейное и художественное богатство романа не меркнет со временем. Ведь в Евгении Онегине заключена частица духовной жизни народа, роман по-своему решает извечные проблемы человеческого бытия Кедров К. Евгений Онегин в системе образов мировой литературы В мире Пушкина.

М 1974, с. 120 Пушкин смотрит на мир и на себя с высоты духовного идеала человека. В своем творении картины мира Пушкин - гуманист. А значит, как справедливо заметил В.С. Непомнящий в своей книге Пушкин. Русская картина мира, вопрос о феномене Пушкина вписывается в большой контекст духовных судеб человечества и роли России в них Слова о Пушкине как русском человеке чрез двести лет есть не прорицание, а зов, переданный нам через Гоголя и требующий осмысления сейчас, когда это жизненно необходимо Непомнящий В.С. Пушкин.

Русская картина мира, с. 491

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русский мир в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин

М 1976, с. 166 Слова эти, сказанные более ста лет назад, сохраняют свою справедливость до сих пор. И сейчас одно только ощущение неисчерпаемости… Уже современники Пушкина отзывались о нем как о грандиозном, безусловном… Солнце нашей поэзии - Россия навсегда запомнила эти слова Владимира Одоевского. При имени Пушкина сказал Н.В. Гоголь…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Авторский идеал в романе Евгений Онегин

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К постановке проблемы пушкинский концепт русского мира
К постановке проблемы пушкинский концепт русского мира. Картина мира - это система интуитивных представлений о реальности Руднев В.П. Словарь культуры XX века ключевые понятия и тексты. М 1999, с.

Русский мир в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин
Русский мир в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин. Историзм и онтологический охват действительности в романе А.С. Пушкина. Пушкинская картина мира - это русская картина мира пишет литературов

Русская деревня и природа в романе Евгений Онегин . Пространственная картина мира
Русская деревня и природа в романе Евгений Онегин. Пространственная картина мира. Разумеется, художественное пространство в Евгении Онегине не исчерпывается только изображением городов. Одно

Образы героя времени и русской героини в контексте пушкинской картины русского мира
Образы героя времени и русской героини в контексте пушкинской картины русского мира. Стихи Онегина - это национальный опыт социально-бытовой, нравственно-этической и интеллектуальной жизни, уже зак

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги