рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сатира в творчестве М.А.Булгакова

Работа сделанна в 2005 году

Сатира в творчестве М.А.Булгакова - Реферат, раздел Литература, - 2005 год - Экзаменационный Реферат По Литературе «Сатира В Творчестве М.а.булгакова (По ...

Экзаменационный реферат По литературе «Сатира в творчестве М.А.Булгакова (по повестям: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»)». Работу выполнила: ученица 11Б класса Бокарева Ирина Николаевна Руководитель: учитель литературы Шнытко Людмила Анатольевна. г.Смоленск 2005 План. Стр. I. Введение II. Сатира в творчестве М.А.Булгакова 4 1. М.А.Булгаков – прозаик, драматург. 2. Повесть «Дьяволиада». 1. Краткое содержание повести. 2. Анализ главных эпизодов. 3. Вывод об идейном содержании. 3. Повесть «Роковые яйца». 1. Сюжет повести. 2. Смысловые пласты повести. 4. Повесть «Собачье сердце». 1. Краткое содержание повести и анализ эпизодов. 12 4.2. На что направлена сатира писателя в повести.

III. Заключение. 17 Список использованной литературы. I. Введение. Сатира – это способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.

Я выбрала тему, связанную с сатирой, потому что мне очень нравятся сатирические произведения, которые осмеивают различные явления и события. Сила сатиры зависит от эффективности сатирических методов – сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др. Сатирическим может быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды.

Целью изучения курса литературы в 10-11 классах является систематическое изучение сатиры многих писателей, раскрытие направлений сатиры, то есть на что направлена сатира и с какой целью. Выбрав данную тему реферата, я поставила следующие задачи: - систематизировать свои знания о сатире М.А.Булгакова и о его жизни; - рассмотреть особенности сатиры М.А.Булгакова на примере трех повестей: «Собачье сердце», «Дьяволиада», «Роковые яйца»; - сделать выводы по трем повестям и в общем по реферату.

Я пишу реферат используя критическую литературу. С помощью «Русской литературы XX века. Христоматия» А.В.Бараникова, я выбрала информацию о Булгакове. Информацию о Булгакове, о его жизни и творчестве я возьму еще в «Справочнике школьника». Читать повести и их анализировать я буду по книге М.А.Булгакова «Собрание сочинений в 5 томах». II. Сатира в творчестве М.А.Булгакова 1. М.А.Булгаков – прозаик, драматург Булгаков М.А. (1891-1940) закончил Первую Александровскую гимназию, где учились дети русской интеллигенции Киева. Уровень преподавания был высокий, занятия порой вели даже университетские профессора.

В 1909 году Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. В 1914 году разразилась Первая мировая война, которая разрушила надежды его и миллионов его сверстников на мирное и благополучное будущее. После окончания университета Булгаков работал в полевом госпитале. В сентябре 1916 года Булгакова отозвали с фронта и направили заведовать земской никольской сельской больницей в Смоленской губернии, а в 1917 году перевели в Вязьму.

Февральская революция нарушила привычную жизнь. После Октябрьской революции его освободили от военной службы, и он вернулся в Киев, вскоре занятый германскими войсками. Так будущий писатель окунулся в водоворот гражданской войны. Булгаков был хорошим врачом, и в его услугах нуждались воюющие стороны. Во Владикавказе в конце 1919 года и в начале 1920 года Булгаков покинул ряды деникинской армии и стал сотрудничать в местных газетах, навсегда бросив занятия медициной.

Вышел его первый художественный текст «Дань восхищения». Занятия литературным творчеством было спровоцировано нежеланием участвовать в войне. Незадолго до отступления белых из Владикавказа Булгаков заболел возвратным тифом. Когда он выздоровел весной 1920 года, город уже заняли части Красной армии. Булгаков стал сотрудничать в подотделе искусств ревкома. Владикавказские впечатления послужили материалом для повести «Записки на манжетах». В сатирических фельетонах и очерках объектом булгаковской сатиры становится не только «накипь НЭПа» - нувориш-нэпманы, но и та часть населения, чей низкий культурный уровень наблюдал писатель: обитатели московских коммуналок, базарные торги и др. Но Булгаков видит и ростки нового, приметы возвращения жизни в нормальное русло.

Булгаков совершил открытие в своих сатирических произведениях, вошедшее в систему русских национальных ценностей и по праву заслужил звание русского национального писателя. Рассмотрим сатирические направления в некоторых повестях М.А.Булгакова. 2. Повесть «Дьяволиада». В 1923-1925 годах Булгаков пишет одну за другой три сатирические повести: «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Булгаков создает вещи, практически не отделенные от современности в самом прямом, узком смысле слова. «Дьяволиада» повествует о времени только что миновавшего, но прекрасно памятного военного коммунизма; с описанием тех же скудных, голодных и холодных лет начаты «Роковые яйца»; фон «Собачьего сердца» - остроактуальные приметы НЭПа. Первой повестью, вышедшей к читателю в марте 1924 года, стала «Дьяволиада», само название которой, по свидетельствам современников Булгакова, быстро вошло в устную речь, превратившись в нарицательное.

В этом произведении Булгаков рисует бюрократизм советских учреждений. И.М.Нусинов в докладе о творчестве Булгакова констатировал: «Мелкий чиновник, который затерялся в советской государственной машине - символе «Диаволиады»». Новый государственный организм – «Диаволиада», новый быт – такая «гадость, <…>» 1. Краткое содержание повести. В этой повести говорится о «маленьком человеке» Короткове.

Незаметный служащий Спимата путает подпись нового начальника, носящего необычайную фамилию Кальсонер, в срочной деловой бумаге.

Встреча же его с Кальсонером, поразительная внешность заведующего (голова, сверкающая огнями, электрические лампочки, вспыхивающие на темени, голос как «у медного таза»), а также его способность к мгновенным перемещениям в пространстве и разительным трансформациям – окончательно выбивает Короткова из колеи и лишает способности разумно мыслить. «Двойник» бритого Кальсонера, его брат с «ассирийской бородой и тонким голосом», и Кальсонер - первый, которые поочередно попадаются на глаза Короткову вот, кажется, виновники сумасшествия героя.

Но на деле к безумию и гибели Короткова толкает не столько Кальсонеры – двойники, то есть случайные несуразицы происходящего, которые он не способен объяснить, сколько общее ощущение шаткости, неуверенности и ирреальности жизни.

Жалованье, выданное спичками и церковным вином; небывало-театральный облик грозного начальника – все эти частности, не страшные каждая в отдельности, сливаясь в одно жуткое целое, обнажают беззащитность Короткова, его несмелое одиночество в мире. Боязнь безумия – мысль здорового рассудка, она-то и страхует героя. В «Дьяволиаде» же действительность бредит, а человеку легче «уступить ей, признав виновным в разламывании, деформации реальности себя самого». В «Дьяволиаде» заявлен один из постоянных лейтмотивов произведений писателя: мистическая роль бумаги, канцелярского выморочного быта. Если сначала Булгаков шутил, то развитие сюжета отнюдь не шуточно, потому что если нет документа, который подтверждает твою личность, то ты никто.

Нарушена причинно-следственная связь – какое отношение может иметь наличие (или отсутствие) бумаги к назревающему любовному эпизоду, когда Короткову на шею бросается брюнетка и просит его жениться на ней. Коротков не может этого сделать, потому что у него нет документов с его настоящей фамилией.

Оказывается, что клочок бумаги не только способен определить человеческие взаимоотношения, документ санкционирует поступки и, наконец, конституирует личность. Гротескна интонация обезумевшего Короткова: «Застрели ты меня на месте, но выправь ты мне какой ни на есть документик … ». Уже и саму жизнь герой готов обменять на «правильность» и оформленность ее протекания.

Лишить «места» и украсть бумаги – оказывается достаточным чтобы вытолкнуть героя из жизни в безумный прыжок, гибель. 2.2.

Анализ главных эпизодов

Анализ главных эпизодов. . Движение, быстрота, скорость («понесся», «кинулся», «грянул», «обрушил... В «Дьяволиаде», описывающей учреждение, казалось бы, вовсе не связанно... Эпизод, по-видимому, отсылается к тому самому Лито, в котором служил с...

Вывод об идейном содержании

. Вслед за «Дьяволиадой» появились «Роковые яйца». В повести явственно прослеживаются, по меньшей мере, три смысловых сло... Повесть «Роковые яйца». Первая булгаковская повесть проявила не только устойчивость поэтики, н...

Сюжет повести

Сюжет повести. Перед нами – эволюция, проходящая молниеносными темпами. Одновременно ... «Очень смелый экспериментатор», но не зоолог, это говорит о незнании Р... И еще страусы – страшные гигантские голенистые птицы. Люди потеряли голову и, не разобравшись в происходящем, убили профессо...

Смысловые пласты повести

. Повесть «Собачье сердце». Булгаков сказал о том, что незаменимые люди – есть, задолго до того, к... Змеи наступают в «Роковых яйцах» по дорогам, по которым некогда шли на... 4.

Краткое содержание повести и анализ эпизодов

… сорвал одну перчатку, выбросив из нее облако потной пудры, другую ра... Он начинает не с задачника и грамматики, а с переписки Энгельса с Каут... «- Позвольте узнать, что вы можете сказать по поводу прочитанного? Шар... Собственно, словарь, интонации и темы рассуждений Шарика – это лексика... То есть, другими словами, речь все о той же неистребимой «уравниловке»...

Заключение. Булгакову в лучших традициях русской и мировой литературы была свойственна боль за человека, будь то незаурядный мастер или никем не замеченный делопроизводитель.

Писатель не принимал ту литературу, которая живописала страдания абстрактных, нереальных героев, проходя в то же время мимо жизни. Для Булгакова гуманизм был идейным стержнем литературы. И подлинный гуманизм произведений мастера оказывается особенно близок нам сегодня. Завершая разговор о сатирических и фантастических произведениях Булгакова, выскажем одно предположение: все три повести, прочитанные как единый связанный текст, обращенный к одной и той же реальности – Москве 1920-х годов по сути, «заместили» собой второй роман писателя.

Булгаков, рассказывая о полярных силах, действующих в современности, будто развертывает в этих повестях целостную человеческую антропологию, задается вопросом – что есть человек. Из повести в повесть переходит словно один и тот же образ, человеческий тип, враждебный автору, грозящий социальной опасностью: «низкий человек на кривых ногах» убивает Персикова; сводит с ума Короткова самодур Кальсонер с «искривленными ногами» и «маленькими, как булавочные головки, глазами», виновник огромного горя страны Рокк смотрит на мир «маленькими глазками», изумленно и в то же время уверенно, у него «что-то развязное» есть «в коротких ногах с плоскими ступнями», схожим образом дан и портрет Шарикова.

Описанному почти дегенеративному типу противостоит все более обретающий почву под ногами, отыскивающий в себе самом созидательные силы, чтобы выстоять (а в повести «Собачье сердце» даже и победить), герой.

Добавлю еще появляющиеся «меты» нескрываемого единства художественного мира Булгакова, о чем речь уже шла. Все это, вместе взятое, превращает три повести в некий «конспект» романа, который вырастает из современности, оцениваемой творческой личностью. Сатира М.А.Булгакова очень тесно связана с современностью. Сейчас, в нашем мире можно встретить таких же жестоких и черствых людей как Шариков, такого же глупого Рокка, такого же Кальсонера, который вскружит человеку голову и введет его в заблуждение.

И на данный момент таких людей очень много. Как ни пытайся из животного сделать человека, все равно он останется таким же маленьким и гнусным человеком. Написав реферат по сатире М.А.Булгакова, я выполнила поставленные передо мной задачи, сделала выводы по каждой повести и в целом по теме реферата. Я расширила и систематизировала свои знания по творчеству М.А.Булгакова.

Список использованной литературы. 1. Баранников,А.В. Русская литература XX века: Хрестоматия М.: Просвещение, 1998. 2. Булгаков, М.А. Собрание сочинений в 5 томах Т. 2 М.: Худож. литер 1989. 3. Литература: Справочник школьника М.: Слово, 1995 С.69-73. 4. Нусинов, И.М. Путь М.А.Булгакова. Печати революции: Кн. 4 М 1929 С. 45-47.

– Конец работы –

Используемые теги: Сатира, творчестве, Булгакова0.06

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сатира в творчестве М.А.Булгакова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А.Булгакова
Простейшим примерам в живописи может служить карикатура, в которой художник изображает реальное и известное лицо и вместе с тем настолько… При этом преувеличение, характерное для карикатуры это преувеличение особого… Для того чтоб сатира была действительно сатирою и достигала своей цели, надобно, во-первых говорил Щедрин чтоб она…

Дьяволиада в творчестве Булгакова
Позже, после трагический событий российской истории, он заново вернулся к однажды решенным в юности вопросам. Тому свидетельство – его роман. Первая… Осенью 1916г. Булгаков отправился в сельскую глушь Смоленской губернии в село… Отношение Булгакова к народу ближе всего к чеховскому. Это взгляд врача, трезво видящего темноту крестьян, их…

Тема революции в творчестве М.А.Булгакова
Революция 1917 г. имела огромное влияние на М.А. Булгакова, изображение этого события прочно вошло творчество писателя. Сам Булгаков принимал непосредственное участие в революции служил военным… Но постепенно его отношение к революции вообще, как к событию, не принесшему стране ничего, кроме разрухи и несчастий,…

Маргиналы и маргинальность в творчестве М.А. Булгакова
Если хотите, людей на пограничье. Такая прослойка возникает, когда идет резкая и масштабная ломка привычных социальных структур: именно это и… Помните у Н. Некрасова: «Порвалась цепь великая, порвалась, расскочилася:… Огромное влияние на нашу жизнь оказывают политика и экономика, тот социальный строй, в который мы попадаем, живя в…

Сатира и юмор в творчестве А. Т. Аверченко
Использованная литература. Введение. Развитие русской сатиры в начале двадцатого века отразило сложный,… Специфика сатирического образа делает подчас особенно сложным решение вопроса о принадлежности сатирика к тому или…

Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского
Он мог писать обо всем в равной степени талантливо инеобычно. Поэтому его поэзия так многолика от плакатов РОСТА с краткими иметкими подписями до… Если рассмотреть стихотворения Маяковского О дряни и Прозаседавшиеся , то… Начало обоих произведенийгиперболично в одном это безнадежные попытки чиновников попасть на несколькозаседаний сразу,…

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Пространство и время в творчестве М.А.Булгакова (по роману Мастер и Маргарита)
Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы осетрину второй свежести, и придет на ум печальная мысль, что… Далеко не все способны осмыслить Мастера и Маргариту в том идеологическом философском ключе, который предлагает…

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Проблема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Какая-то завеса повисла между ничтожной реальностью, дающей пищу для анекдота, и величественным инобытием, куда ведет косо упирающийся в небо лунный… На исходе мая в Москву со своей «ревизией» прибывает Воланд.В это же время на… Бездомный написал поэму о Христе – конечно, антирелигиозную. Сделал он это по заказу Берлиоза, занимающего…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Сатира в произведении М. Булгакова "Мастер и Маргарита" А потому, в отличие от писателей - соцреалистов, он сыграл свою литературную партию художественно самозабвенно и мастерски изобретательно. В… Несмотря на множество трагичных моментов, роман написаночень живо и смешно.… Он о добре и зле, любви и ненависти. Однако автор нашел очень необычную смешную форму для выражения своих мыслей о…
  • Сатира М.А. Булгакова М.А. Булгаков считал лучшим социальным слоём в отечестве русскую интеллигенцию, которая подвергалась гонениям, уничтожалась и с которой он… Сюжет повести «Роковые яйца», написанной в тысяча девятьсот двадцать четвертом… Заглядывая в будущее, Булгаков написал о том, что произойдет в России в результате экспериментов русской интеллигенции…
  • Традиции и новаторство в творчестве символистов, акмеистов, футуристов После того как средневековые церковники веками проповедовали, что человек это " сосуд греха ", и призывали к смирению, литература и искусство… Новый тип Р. складывается в ХIХ веке. Это критический реализм.Он существенно… Расцвет его на 3ападе связан с иженами Стендали и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, а России - А.…
  • Дьяволиада в произведениях М. А. Булгакова Был он у Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны Булгаковых первенцем. После него семья пополнилась еще двумя сыновьями и четырьмя дочерьми. Жили… Забота о воспитании семерых детей целиком легла на плечи Варвары Михайловны.… Мировоззрение Булгакова не отличалось четкостью идейных позиций, однако, пафос его лучших произведений объективно стал…
  • Вопросы религиозного самопознания в творчестве П.А. Флоренского Но в конце гимназического курса, летом 1899 г. Флоренский пережил духовный кризис: открывшаяся ограниченность и относительность физического знания… В это время он хочет уйти в народ, прекратив учебу, под влиянием чтений Л. Н.… Оба произведения являются от начала до конца православными и высоко научными. За магистерскую диссертацию отец Павел…