рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Стиль лирики Тютчева и совершенство художественных образов

Стиль лирики Тютчева и совершенство художественных образов - раздел Литература, Содержание Iвведение… … …… Ii Главная Часть 1."silentium…" … …2. Тема Природы...

Содержание IВведение… … …… II Главная часть 1."SILENTIUM…" … …2. Тема природы в творчестве Тютчева. Характеристика стихотворения "Весенние воды"…… 3. Стилистика Тютчева… ………4. Поэтический мир поэта….5. Тютчев - поэт любви. Е. А.Денисьева в его жизни.… 20 III Заключение 1. Критика творчества Тютчева….….… 2. Почему творчество Тютчева современно и сейчас? Есть ли у него последователи в ХХ веке?…IVСписок литературы … … … 31 Стиль лирики Ф. И. Тютчева и совершенство художественных образов в пейзажных и любовных стихотворениях Введение Чем чаще мы знакомимся с разными поэтами, тем больше понимаем, что каждый из них имеет свой почерк и представление о жизни.

У каждого большого художника слова есть индивидуальные приёмы словесного отбора, свой синтаксис, своя философия. И так, как мы узнаём голос знакомого человека, нам кажутся понятными и узнаваемыми строчки совершенно незнакомых нам стихов.

В авторстве трудно ошибиться. "Что же нам помогает ощутить "знакомое"? Интуиция? Но интуиция должна на что-то опираться. Этой опорой являются творческое своеобразие и тот особенный мир души и ума, которые и отличают именно этого поэта или писателя-прозаика. У каждого из них свой "почерк". И мы никогда не перепутаем стихи А. Пушкина и М. Лермонтова, С. Есенина и А. Ахматовой, А. Блока и Н. Некрасова.

У лирики не только свой мир чувств, но и свой язык, то есть средства, которые передают от человека к человеку (от писателя к читателю) мысли и ощущения, на уровне запаха воспринимаемые образы и картины. Зачастую это происходит помимо логики, причём передаче не мешает ни время, ни пространство. Совершенно не похож ни на кого замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев. Стилистика его рассчитана на то, чтобы его читатели ощутили и в себе тот бесконечный Космос, который живёт в тютчевской лирике, глубинный (порой до бездны) мир человеческой души. Язык стихов поэта Ф. И. Тютчева и его стилистика весьма своеобразны и заслуживают непосредственного внимания.

Любителям поэзии хорошо известно четверостишие Ф. И. Тютчева, которое он написал на последнем десятке своей долгой, полной событиями жизни: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить; У ней особенная стать - В Россию можно только верить Трудно, да, пожалуй, и вряд ли возможно измерить этим "аршином общим" и сам жизненный и творческий путь великого поэта.

Даже самые близкие Тютчеву люди часто теряли всякую возможность понять его мятущуюся душу. "Он мне представляется одним из тех изначальных духов, таких тонких, умных и пламенных, которые не имеют ничего общего с материей, но у которых нет, однако, и души Так записывает о нём свои впечатления старшая дочь поэта Анна Фёдоровна, наиболее близкая ему по мыслям и чувствам Он совершенно вне всяких законов и правил. Он поражает воображение, но в нём есть что-то жуткое и беспокойное…" Творение поэта очень разные: он вкладывает в них все свои мысли и чувства, правда, сам Ф. И. Тютчев относился к своим созданиям несерьёзно, записывая стихи на клочках бумаги, на обрывках.

Только благодаря его друзьям удалось сохранить его творения и показать их миру. Он уделял внимание всему: жизни и смерти, красоте и обыденности, дню и ночи (Тютчев описывает день как нечто прекрасное, оживление всего живого, он называет его "другом" человечества, а ночь он отражает как нечто ужасное, страшное и таинственное, покрывающее всё золотое и доброе; то, как это происходит и в жизни: плохое сменяется хорошим и наоборот.), и весне и зиме, а в особенности любви, и именно это составляло большую часть его жизни, в которой было столько же разнообразия, сколько и в его творениях.

Характеризуя творческий процесс Тютчева, Аксаков писал, что "стихи у него были плодом труда, хотя бы и вдохновенного, но всё же труда, подчас даже усидчивого у иных поэтов". В отношении "иных поэтов" всё правильно: у большинства из них стихи действительно можно назвать "плодом труда". Стихи же раздумий его души, души мятущейся или негодующей, влюблённой или ненавидящей, являлись как бы поэтическим завершением его духовной мысли.

Я, пожалуй, соглашусь с Аксаковым, что любое творение художника - это труд, хоть и построенный на вдохновении, но всё-таки труд. Поэт всё содержание своих стихов пропускал непосредственно через свою жизнь и душу. Многие читатели не осознавали смысла стихотворений Тютчева по той самой причине, что поэт опережал своё время. Когда читатели подходили к проблеме "личности человека и общества", автор уже уходил от этой проблемы и писал об одиночестве и безмолвии.

Постижение Тютчева происходило по мере того, как всё больше осознавалась связь самых интимных, индивидуальных переживаний человека с безостановочным поиском общественной мысли, с непрестанным движением истории. Тютчев становился необходимым читателю, по мере того как в очистительных бурях начала XX века формировалась новая, универсальная и сложная человеческая личность. "SILENTIUM…" В 1830 году Тютчев пишет стихотворение "Silentium" ("Молчание"). Ведущая тема "Silentiuma" связана с внутренним миром человека, это повествование о тайне его чувств и мыслей: Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои - Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи Любуйся ими и молчи.

Как сердцу высказать себя: Другому как понять тебя: Поймёт ли он, чем ты живёшь: Мысль изречённая есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи Питайся ими и молчи.

Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи Внимай их пенью - и молчи Это стихотворение описывает душевное одиночество людей и самого поэта. Мысли человека обречены на безмолвие, так же как и "звёзды в ночи". Тютчев пытается сказать, что слова - ничто по сравнению с мыслями.

Стихотворением "Silentium…" он как будто предвидел своё молчание и принял его как жизненную, поэтическую программу. Тютчев пропустил через себя, через всю свою жизнь смысл этого стихотворения. И мне кажется, что именно в этом стиль лирики Тютчева: в том, что он отдаётся полностью своим мыслям, если Фет пытался поправить свои мысли чувством меры, содержания и спокойствия, то Ф. И. Тютчев доставал до самой глубины мысли, взрывались эмоции; Фет, анализируя его стихотворение "Итальянская villa", утверждал: " Художественная прелесть… погибла от избытка содержания". Но я считаю, что автор в первых 5-6 четверостишиях показывает нам спокойствие и именно им подводит нас к какой-то неясности и жестокости.

Гармонии природы, простору Вселенной противопоставляется закрытый мир человеческого сердца, замершего в тревожном ожидании пустой, злой жизни, которая превращает любовь в роковую вражду, исход которой - смерть: Что это, друг? Иль зная жизнь недаром, Та жизнь увы что в нас тогда текла, Та злая жизнь, с её мятежным жаром, Через порог заветный перешла? Тема природа в творчестве Тютчева Характеристика стихотворения "Весенние воды" Ни у кого из русских поэтов образцы природы и стихи о природе не занимают столь исключительно ёмкого места, как у Тютчева.

Некрасов, открывший Тютчева широкой читательской публике, видел едва ли не главное достоинство его стихотворений в "живом, грациозном, пластически верном изображении природы. В этом нетрудно убедиться. Вспомним давно ставшее хрестоматийным стихотворение "Весенние воды": Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: "Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд!" Весна идёт, весна идёт! И тихих, тёплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней. В этом стихотворении автор заметно выделил тему весны, всё здесь связано между собой: смысл, слова, звуки; Стихотворение воспринимается подвижным, всё в нём движется и живёт, чувствуется приближение весны.

Спецификой поэзии Тютчева являются изображение движения и повторы слов, особенно в "Весенних водах". Ещё Лессинг заметил, что специфическим предметом поэзии является изображение действия.

Стихотворение Тютчева достигает сильного художественного эффекта не в последнюю очередь именно потому, что она исполнена сильного динамизма. Динамизм тютчевской пьесы формально выражается больше всего в повторах слов. Вся композиция стихотворения "Весенние воды" строится на повторах.

В стихотворении слово в стиховом контексте, повторяясь, всякий раз возникает в новой роли, отчасти с новым смыслом и новой энергией. Они те же и не те. Повторяясь и обновляясь, слова в стихотворении ("весна", "идёт", "гласят") передают не только движение в природе, но и сильное движение чувства: весеннее половодье и поэзию чувств. Очень близкое к тому, что происходит со словами, происходит и в стихотворении и со звуками: "бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят, они гласят…" Здесь легко заметить внутренне стройную систему звукописи, строгий и стройный звуковой ряд. Со звуками и словами в стихотворении происходит то же, что с тютчевской природой: в них ощущается дыхание жизни.

У Тютчева живёт не только то, что он изображает, но и как бы сам материал изображения. Стихотворение "Весенние воды" характерно для тютчевской поэтики. Но само по себе оно может принадлежать в равной мере и поэту-реалисту и поэту-романтику.

О художественном методе Тютчева нельзя судить по какому-либо отдельному его стихотворению. Метод Тютчева-поэта выявляется в системе его лирики и поэтическом контексте. То, что мы отметили как собственную, индивидуальную черту в стихотворении " Весенние воды" (его сильный динамизм), является свойством всех стихов Тютчева о природе. Лирика Тютчева вообще богата не столько красками, сколько движением. Стихи его, как правило, представляют собой не картины, а сцены… Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал ещё в Германии.

Там родилась его "Весенняя гроза". Вот так она выглядела в "немецком" варианте, впервые напечатанная в 1829 году в журнале "Галатея", который издавал в Москве Раич: Люблю грозу в начале мая: Как весело весенний гром Из края до другого края Грохочет в небе голубом! И вот как эта первая строфа звучит уже в "русской" редакции, то есть переработанная поэтом после возвращения в Россию: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.

Именно это стихотворение у нас ассоциируется с первыми раскатами грома весной. В стихотворении "Вчера, в мечтах обвороженных…" Тютчев, изображая движение солнечного луча, стремится ухватить и словесно обозначить каждый его новый ход, каждый момент. Движение показывается как бы замедленно, и благодаря этому оно выявляется особенно чётко: Вот тихоструйно, тиховейно, Как ветерком занесено, Дымно-легко, мглисто-лилейно, Вдруг что-то порхнуло в окно. Вот невидимкой пробежало По темно-брезжущим коврам, Вот, ухватясь за одеяло, Взбираться стало по краям, - Вот, словно лента, развеваясь, Меж пологам развилось… Слово в о т в этом стихотворении - прямое указание на новое состояние, новую фазу в движении.

Тютчев вообще любит слова, которые обозначают, неустойчивость во времени, сигнализируют об изменениях. Помимо слова "вот", это слова "ещё", "когда", "теперь" и особенно любимое слово "вдруг": "Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто всё…"; "ещё минута, и во всей неизмеримости эфирной раздастся благовест всемирный победных солнечных лучей…", " вдруг солнца луч приветный войдёт украдкой к нам…" А Лев Николаевич Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской "Весны" Как ни гнетёт рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни броздят чело морщины, И сердце как ни полно ран, Каким бы строгим испытаньям Вы не были подчинены Что устоит перед дыханьем И первой встречею весны! А летом, когда мы видим сгустившиеся грозовые тучи и переводим взгляд на притихшие поля, нам опять-таки вспоминаются тютчевские стихи: Зеленеющие нивы Зеленеют под грозой

Стилистика Тютчева

Стилистика Тютчева. То, что мы условно называли "долгим, удлиненным" словом характерная че... Ход авторской мысли и речи, её построение кажутся безыскусственным и т... Поэт говорит только о самом главном, минуя обязательные зачины, словес... Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатс...

Поэтический мир поэта

Тютчев был романтиком, в частности в своих стихах о природе, не потому... По тютчевски звучит: Люблю сей божий гнев! Люблю сие незримо Во всём р... До её смерти Тютчев поставил свой диагноз - в стихах: О, как убийствен... Атмосфера неба, высоты целиком заполнят это стихотворение о любви. Любовная лирика последних лет объединяется адресатом: именем и образом...

Критика творчества Тютчева

И. "Пушкин, Тютчев Баратынский писал Брюсов вот три заветных имени для вс... Время отбросило всё случайное, субъективное и одностороннее в истолков... Поэт говорил о чистом и совершенном, то есть о любви и природе, а что ... Однако события начала ХХ века не могли не оставить след в творениях по...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.Газета "Семинарий "литературы"" №46 1997 2.Маймин Е. А. О русском романтизме "Просвящение" М. 1975 3. Тютчев Ф. И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. "Правда" М. 1988 4. Тютчев Ф. И. "Я встретил Вас…" "Детская литература" М. 1997 5. Лебедев Ю. В. Русская литература XIX века "Аванта +" М. 1998 6. Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева "Детская литература" М. 1962 7. Энциклопедия для детей по литературе "Аванта +" М. 1998 8. Хрестоматия для старшеклассников "Дрофа" М. 2002 9. Шайтанов И. О. Ф. И. Тютчев: поэтическое открытие природы " МГУ" М. 2001 10. Кожинов В. Тютчев М. 1988.

– Конец работы –

Используемые теги: стиль, лирики, Тютчева, совершенство, художественных, образов0.096

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Стиль лирики Тютчева и совершенство художественных образов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Русская иконопись: художественное значение, сюжеты, образ Спаса, образ Богородицы
Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была… Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет… Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это то, что Русь…

Образ Софьи - первый в русской литературе образ думающей и чувствующей женщины
Романы не могли не повлиять на ее представление о том, каким должен быть любимый и любящий человек.Софья очень чувствительна, и даже бедность… Чацкий недоумевает: « Какою ворожбой сумел к ней в сердце влезть?» И правда,… И вот, в утешение себе, она и придумала своего Молчалина.Несмотря на природную живость, остроумие, своенравие, в ней…

Образ России в лирике М. Лермонтова и А. Блока
Образ России и чувство к ней двояки, в одном стихотворении он говорит: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой, — а в… Лермонтов как бы разделяет Россию на «прошлое» и «настоящее», любит первое и… В стихотворении «На поле Куликовом» символ Руси — «степная кобылица», которая «несется вскачь». Оба поэта прибегают к…

Любовь в лирике Фёдора Ивановича Тютчева
Кто из нас знает лицо молодого Федора Ивановича Тютчева? Почти никто. Мы помним его облик на склоне лет: серьезные грустные глаза, высокий лоб,… Принято считать, будто публикацией двадцати четырех стихотворений в третьей и четвертой книгах пушкинского …

Поиски смысла бытия в лирике Ф. И. Тютчева
Поэт не как философское, умозрительное понятие, а как реальность воспринимает Бесконечность, Вечность. В этой вечности жизнь человеческая —.лишь… Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью, «на пороге… Странное сочетание, так свойственное Тютчеву: он подчинен «прихоти волн» и в то же время «шагает по высям творенья».…

Система художественных образов сборника Н. Гумилева "Романтические цветы"
Акмеизм (или адамизм, как его еще называли основатели этого течения), возник в начале 1910-х гг. и генетически был связан с символизмом. Наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты, сыгравшие заметную… Так кто же Н. Гумилев 1908 г.: романтик? символист? Актуальность этой темы и состоит в том, чтобы разрешить эту…

Отражение мира в лирике поэтов XIX века Ф. Тютчева и А. Фета
Русский и западноевропейский романтизм был своего рода поэтической школой Ф. Тютчева. И не только поэтической, но и философской. Романтизм, как литературное… Ф. Тютчев - автор “Весенней природы” и “Весенних вод” был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его…

Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева
Но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта». А ведь Тютчев к тому времени уже четверть века печатался. И, тем не менее, честь «открытия» Тютчева принадлежит Н. А. Некрасову, в 1850… Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех ощущал поэт самовластье «человеческого Я» — проявление индивидуализма,…

«...И поединок роковой...» (тема любви в лирике Ф. И. Тютчева)
Таких строк у раннего Тютчева много.Но со временем все чаще у Тютчева встречается грешная запретная страсть как противопоставление светлой… Тютчевская философия любви как рокового, убийственного чувства сложилась,… Все это отразилось в стихотворениях той поры, вылилось болью и гневом против толпы. Но эта боль не могла затмить…

«Природа — сфинкс...» (Тайны мироздания в лирике Ф. И. Тютчева.)
Образ «улыбающейся», «смеющейся» природы проходит через все творчество поэта как противовес его горестным размышлениям о бытии, смерти, мироздании,… Но возможно, последний вкладывает в понятие «природа» гораздо больший смысл.… И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. …

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Природа художественного образа Художественный образ существенно отличается от обычного образа-представления, так как выступает не просто как сходство с действительностью.… Таким образом, художественный образ - это конкретно чувственное и в то же… Художественный образ концентрирует в себе самом духовную энергию создавшей его культуры или человека. Он представляет…
  • Библейские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева Правда, она получила своеобразное выражение и воплотилась не в философском сочинении, а в полных художественного совершенства стихах.Философские… Последнее время, в связи с ожидающимся концом света, стало очень модно… Решению этих задач и просвещенны четыре главы моей работы.Глава 1. Страницы жизни Ф. И. Тютчева Первой биографической…
  • Творчество Анны Ахматовой. Художественное своеобразие любовной лирики Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую… Анна Андреевна Горенко родилась 11(23)июня 1889 года под Одессой. Годовалым… Начало же 10-ых годов было отмечено в судьбе Ахматовой важными событиями: она вышла замуж за Николая Гумилева, обрела…
  • Женский образ в лирике А.А. Ахматовой Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую… Пишет об этом так: "Училась я сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда… Сразу же она была дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Ее книги стали литературным…
  • Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Но мне кажется, что такая оценка ошибочна. В лирических произведениях А. С. Пушкина слова точно выражают мысль, вое ясно и четко. Из-за этого его… По первым словам чувствуется, что речь идет не о скучном осеннем дожде, а о… И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.…