рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Творчество Беляева А.Р.

Творчество Беляева А.Р. - раздел Литература, План Беляев Александр Романович (1884 - 1942) 2 Страницы Биографии. 2 Творче...

План БЕЛЯЕВ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ (1884 - 1942) 2 Страницы биографии. 2 Творчество Беляева как основоположника советской фантастики. 8 Заключение. 19 Вывод. 23 Библиография: 25 БЕЛЯЕВ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ (1884 - 1942) Страницы биографии. Александр Романович Беляев родился 16 (по старому летоисчислению 4) марта 1884 года в Смоленске, в семье священника.Отец и сыну своему пророчил духовную карьеру.

И вот, 7 отроческих лет – под строгим надзором духовных отцов в Смоленской семинарии. Родители были людьми глубоко верующими, склонными оказывать благотворительность бедным родственникам и богомольцам, отчего в доме всегда было много народа. В семье было еще двое детей: сестра Нина умерла в детском возрасте от саркомы; брат Василий, будучи студентом ветеринарного института, утонул, катаясь на лодке. В детстве Александр рос непоседой, любил всевозможные розыгрыши, шутки; следствием одной из его шалостей стала серьезная травма глаза с дальнейшей порчей зрения.

В играх и увлечениях мальчик был необуздан, поэтому родители старались приучить его к порядку и серьезному отношению к делам. По желанию отца Александра отдали учиться в духовную семинарию, которую он и закончил в 1901 г однако продолжать религиозное образование юноша отказался и поступил в Демидовский лицей в Ярославле, собираясь стать юристом. Вскоре отец умер, средства семьи оказались ограничены, на обучение денег не хватало.

Пришлось искать возможность заработать - Александр давал уроки, рисовал декорации для театра, играл на скрипке в оркестре цирка. А.Беляев был увлекающейся натурой. С ранних лет его влекла к себе музыка; он самостоятельно научился играть на скрипке, рояле, мог самозабвенно музицировать часами. Еще одной "забавой" были занятия фотографией, причем в самом эксцентричном варианте - съемках "фотографий ужасов" (так существовал сделанный им снимок "человеческая голова на блюде в синих тонах"). Мечтал юноша и о полетах: пытался взлетать, привязав к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом, в конце концов поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Значительная часть жизни молодого человека оказалась связанной с театром, который он любил с детства.

Сам он мог выступать и драматургом, и режиссером, и актером. Домашний театр Беляевых в Смоленске пользовался широкой известностью, гастролировал не только по городу, но и по его окрестностям. Однажды, во время приезда в Смоленск столичной труппы под руководством Станиславского, А.Беляеву удалось заменить заболевшего артиста - сыграть вместо того в нескольких спектаклях.

Успех был полным, К.Станиславский даже предложил А.Беляеву остаться в труппе, однако он по неизвестной причине отказался. В жизни А.Беляева определенную роль играли мистические совпадения. Один случай оказался трагическим: как-то, находясь в гостях у дяди, будущий писатель в компании родственников отправился покататься на лодке. Не поехал с ними только брат Вася. Перед тем как сесть в лодку, Александр захватил с собой кусок глины, из которого стал лепить голову - случайные черты оказались исключительно похожи на лицо оставшегося на берегу брата, а вот выражение лица оказалось каким-то застывшим, неживым.

С досады Александр бросил слепок в воду, и в тот же момент почувствовал беспокойство. Он заторопился на берег, утверждая - с Васей что-то случилось. Остальные вернулись вместе с ним. У дома заплаканная тетя сообщила, что Вася утонул, причем как оказалось, произошло это именно в тот момент, когда в воду был брошен слепок.

Случившееся произвело на всех странное и ужасное впечатление. По окончанию Демидовского лицея А.Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске, и скоро приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: он смог снять и обставить хорошую квартиру, приобрести неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу; побывал во Франции, Италии, посетил Венецию.

В возрасте тридцати пяти лет А.Беляев заболел плевритом. Лечение оказалось неудачным - развился паралич ног и туберкулез позвоночника. Болезнь протекала очень тяжело. Молодая жена его покинула, сказав, не для того она выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые бы могли ему помочь, А.Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там в больнице он начал писать стихи.

Постепенно наступило некоторое улучшение. Чтобы прожить, необходимо было работать. Сначала А.Беляев стал воспитателем в детском доме, потом его устроили на должность инспектора уголовного розыска - он организовал там фотолабораторию, позже пришлось уйти в библиотеку. Жизнь в Ялте была очень тяжелой, и А.Беляев с помощью знакомых перебрался с семьей в Москву, устроился на работу юристконсультом. В свободное время он пробовал заниматься литературой - в результате в газете "Гудок" стал печататься с продолжением его первый рассказ " Голова профессора Доуэля"(1925). Позже рассказ был принят журналом "Всемирный следопыт". Публикация повлекла за собой установление тесных связей, а затем и сотрудничество с журналами "Всемирный следопыт" и "Вокруг света". В Москве А.Беляев прожил до 1928 г.; за это время им были написаны "Остров погибших кораблей", "Последний человек из Атлантиды", "Человек-амфибия", "Борьба в эфире", опубликован сборник рассказов.

Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А.Ром и Арбел. В 1928 г. А.Беляев с семьей переехал в Ленинград, и с этих пор занимался исключительно литературой, профессионально. Так появились "Властелин мира", "Подводные земледельцы", "Чудесный глаз", рассказы из серии "Изобретения профессора Вагнера". Печатались они, в основном, в Московских издательствах.

Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось переехать из дождливого Ленинграда в солнечный Киев. Условия жизни в Киеве оказались лучше, а вот для творчества возникли препятствия - рукописи там принимали только на украинском языке, поэтому приходилось их пересылать в Москву или Ленинград. 1930 год оказался для писателя очень тяжелым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и его собственная болезнь (спондилит). В итоге, в 1931 г. семья вернулась в Ленинград: незнание украинского языка сделало жизнь в Киеве невыносимой.

Постоянные бытовые неурядицы мешали писать, и все же А.Беляев создает в эти годы пьесу "Алхимики ", роман "Прыжок в ничто". Помимо бытовых проблем и проблем со здоровьем, большие проблемы возникали и с изданием произведений: редакторы их безжалостно сокращали, переделывали.

В то время в литературе особо важной темой считался технический прогресс. В угоду этому рассказ "Звезда КЭЦ", по воспоминаниям дочери писателя, "был настолько сокращен, что превратился в технический справочник". Только значительно позже удалось восстановить, а затем и увеличить первоначальный авторский текст.

Творчество А.Беляева в известной степени неровное: его ранние произведения интереснее, чем поздние; этические вопросы часто оказываются более занимательными, чем самые оригинальные научно-технические гипотезы, а романтический пафос привлекательнее детективного сюжета. Писателя остро интересовал вопрос человеческой психики: функционирования мозга, его связи с телом, с жизнью души, духа. Может ли мозг мыслить вне тела? Возможна ли пересадка мозга? Какие последствия может повлечь за собой анабиоз и его широкое применение? Существуют ли границы у возможности внушения? А у генной инженерии? Попытке решить эти проблемы посвящены романы " Голова профессора Доуэля", "Властелин мира", "Человек, потерявший лицо", рассказ "Человек, который не спит", "Хойти-Тойти". Своеобразным продолжением этих размышлений стали романы-гипотезы, помещающие человека в разные среды существования: океан ("Человек-амфибия"), воздух ("Ариэль"). За всеми этими произведениями - страстное стремление писателя-инвалида бросить вызов физической ограниченности безграничного человеческого духа, гимн ничем не ограниченной свободе и надежда на то, что подобная свобода делает человека лучше, нравственнее, благороднее. "Беспочвенные фантазии, отвлекающие от актуальных задач социалистического строительства" подвергались резкой критике со стороны властных структур, что в поздний период творчества вынудило А.Беляева к созданию произведений, в которых основное - перечень изобретений, открытий, технических достижений и воспевание коммунистического будущего ("Подземные земледельцы", "Под небом Арктики", "Чудесное око" и др.). В художественном отношении эти произведения малоинтересны.

Не случайно подлинным завещанием писателя стал его последний роман в 1941 г "Ариэль". Он перекликается с известным романом А.Грина "Блистающий мир", в чем-то продолжая его и, одновременно, опровергая.

Герой романа наделен способностью летать без каких-либо научных обоснований этого таланта со стороны автора.

Образ Ариэля - лучшее достижение писателя, в котором предметно реализовалась вера автора в неограниченные творческие возможности человека.

Под конец жизни А.Беляев отказался от навязываемых ему технических и социальных проблем и в полной мере отдался тому, что влекло его всегда: романтическому описанию человека, преодолевающего "земное притяжение". Незадолго до войны писатель перенес очередную операцию, поэтому на предложение эвакуироваться, когда началась война, он ответил отказом.

Город Пушкин (пригород Ленинграда), где жил в последние годы А.Беляев с семьей был оккупирован. В январе 1942 г. писатель умер от голода. Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были вывезены немцами в Польшу.

Творчество Беляева как основоположника советской фантастики

Последние годы писатель-фантаст жил в городе Пушкино, что под Ленингра... Больших творческих удач и неудач. Беляев в совершенстве владел этим даром. Ивич писал : “В этой научно-беспредметной повести вместе с тем нет ни ... “Голова профессора Доуля” писал он в одной из своих статей произведени...

Заключение

Заключение. Беляев мечтал все достижения науки подчинить интересам человека. Герой рассказа «Человек, который не спит»(1926) победил усталость, не нуждается в сне и обладает огромной работоспособностью; рассказ «Ни жизнь, ни смерть»(1926) посвящен проблеме анабиоза, которая сейчас волнует ученых многих стран; роман «Борьба в эфире» (1928) раскрывает блестящее будущее радио; роман «Чудесное око» (1935) рассказывает, как с помощью телевидения постигается тайна подводного мира. Поражает широкий круг поднятых писателем научных проблем.

Интересовало его и все то, что было связано с покорением человеком природы будь то искусственное дождевание («ВЦБИД», 1930) или города-спутники («Зеленая симфония», 1930), проблемы микроорганизмов в воздухе («Нетленный мир», 1930) или использование энергии ветра («Воздушный змей», 1931), добывание воды в пустыне («Солнечные лошади», 1931) или проблемы торфоразработок («Чертово болото», 1931). Беляев писал о силе и скорости ветра, развитиии планеризма, о двигателях, работающих на внутриатомной энергии, об использовании энергии космических лучей и о применении химии в сельском хозяйстве.

Не случайно создал Беляев и ряд очерков о великих русских ученых – Ломоносове, Менделееве,Павлове, Циалковском. На фоне робкой еще фантазии ранней советской литературы, делавшей первые шаги в области научной фантастики и приключений, произведения Беляева кажутся поистине удивительными.

И в основе всего созданного писателем лежит светлая гуманистическая идея счастья человека. Беляев верил в могущество человека, вооруженного наукой. Он сумел показать, что в буржуазном мире любые достижения науки, попавшие в руки капиталистов, используются в корыстных целях. Погоня за прибылью приводит к разрушению гибели. Такова идея рассказа «Пропавший остров» (1935), таковы страницы, обличающие нравы капиталистических стран в романе «Человек, потерявший лицо» (1929), таков человеконенавистник Штирнер из романа «Властелин мира» (1929), мечтающий поработить мир, такова идея романа «Человек-амфибия» (1928), произведения необычайной социальной остроты и силы. Его герою Ихтиандру открывается незнакомый и прекрасный мир, недотсупный обычному человеку.

Однако в хищническом мире погони за капиталом нет места бескорыстным мечтателям.

Во всей полноте трагедию ученого в буржуазном мире Беляев раскрыл в романе «Голова профессора Доуэля» (1937). Основной задачей научной фантастики Беляев считал показ людей будущего: «Человек советского будущего – это человек, е знающий гнета эксплуатации, имеющий полную возможность раскрывать все свои творческие способности и дарования! Какие должны быть мощные яркие характеры, какая полнота и разнообразие запросов, потребностей, какова красота жизни!» И художник слова рисует советских людей, создающих плотины на Волге, добывающих воду в пустыне, строящих новые прекрасные города и новое общество.

Полемизируя с Г.Уэллсом в 1933 году в очерке «Огни социализма, или господин Уэллс во мгле» («Вокруг света», №13), Беляев писал и Днепрогэсе: «Вы слышите, знаменитый писатель, непревзойденный фантаст, пророк и провидец будущего, специалист по социальным утопиям? Фантастический город построен! Сравните его с вашими городами во мгле. Это не ваш уэллсовский город! Ваши утопические города останутся на страницах ваших увлекательных романов. Ваши «спящие» не «проснутся» никогда.

Это – город «Кремлевского мечтателя». Вы проиграли игру!». Лучшие произведения Беляева написаны с подлинным мастерством. «Научную фантастику нельзя превращать в скучную научно-популярную книжку, в научно-литературный недоносок» писал он. Приключенческие вещи писателя, такие, как рассказ «Остров Погибших Кораблей» (1926-1927), впоследствии переработанный в повесть, содержат большой и интересный познавательный материал, увлекательно рассказывают о неизведанных и таинственных просторах далеких морей.

В 1931 году Беляев поселился под Ленинградом. Вскоре писателя увлекла проблема покорения космоса. Он изучает труды К.Э.Циолковского, и новые, невиданные доселе горизонты открываются перед воображением писателя: полет на Луну, искусственные спутники, межпланетные путешествия, открытие ранее не известных миров во Вселенной. Беляев еначинает переписку с Циолковским, посвящает ему свой роман «Воздушный корабль» (1934-1935). Роман «Прыжок в ничто» (1933), повести «Звезда КЭЦ» (1936), «небесный гость» (1937) и ряд рассказов рисуют грандиозные картины покорения космоса.

В предисловии ко 2-му изданию романа «Прыжок в ничто» Циолковский писал в 1935 году: «Из всех рассказов на тему о межпланетных сообщениях, оригинальных и переводных, роман А.Р.Беляева кажется мне наиболее содержательным и научным». Великая Отечественная война застала Беляева тяжело больным, 26 июня 1941 года, незадолго до смерти, он публикует в газете «Большевисткий листок» статью, клеймящую позором фашистких захватчиков. «Наша армия докажет врагу, что рабочие и крестьяне, из которых она состоит, умеют не только строить заводы и фабрики, но и разрушать «фабрики войны». Писатель умер 6 января 1942 года, твердо веря в победу советского народа. В наши дни произведения Беляева заслуженно заняли место в ряду лучших книг мировой литературы.

Писатель создал произведения, которые буду жить еще многие годы, покоряя смелой фантазией, мастерством, романтикой открытий и подлинным гуманизмом.

Я выбрала эту тему для реферата, потому, что А.Беляев – мой земляк, и я горжусь этим; мне захотелось узнать больше о биографии такого незаурядного чловека, ставшего основоположником русской научной фантастики, и как он шел к написанию своих фантастических романов. Его произведения кажутся реальными до невозможности, скорее всего, потому, что все гипотезы не были голословными, а были подкреплены научными фактами.

Вывод. Беляев прожил интересную и плодотворную жизнь. Открыл дорогу в неведомый мир научной фантастики. Он выдержал много испытаний: многочисленные болезни, смерть матери и жесткую критику в адрес своих произведений. Область его творчества была трудна, неизведана. Как же он пришел к научной фантастике? Стремление к новому и желание узнать неизвестное проявилось в детстве. Отец отправлет сына в духовную семинарию учиться на священника, но к Вере он не привязался, выйдя оттуда атеистом – это был первый шаг к творчеству, ведь христианство отвергает жизнь после смерти, что и описывает Беляев в своих будущих произведениях. Второй шаг – болезни, приковавшие его к постели, паралич.

Вот где рождаетсяя мысль о «жизни головы без тела» и он воплощает ее в романе «Голова профессора Доуэля». В течение других произведений мы видим, что Беляев пытается поместить человека в разные среды обитанияя, и показать незаурядные человеческие способности. Его романы поистине захватывающие, мне понравился роман «Голова профессора Доуэля». Очень интересный сюжет сопровождается медицинскими гипотезами; написано живо и динамично, кажется, что все происходит на самом деле. Но я считаю, что пусть все будет так, как создано природой.

Воскрешение всех мертвых принесло бы глобальные проблемы, например, перенаселение планеты, дисбаланс природы и голову не заменит ничто, наступит дисгармония. Все же я советую всем обогатить свою домашнюю библиотеку сборником рассказов А.Беляева и, естественно, прочитать их, его произведения действительно помогают уйти от суеты реальной жизни.

Библиография: 1. Беляева С. Звезда мерцает за окном - в сб. Фантастика-84. // М.: Мол.гвардия, 1984, с.312-347. 2. Ф.Бушитекова. Вступительная стать. Фантастика. 1976 г. // Лениздат, 1976. 3. М.А.Соколава. Вступительная статья. «Избранные романы» 1987г. // Изд. «Правда» стр. 3-15.

– Конец работы –

Используемые теги: Творчество, Беляева0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Творчество Беляева А.Р.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Утесов и Райкин - жизнь и творчество
Легкость, общедоступность, развлекательность эстрады не исключает ее содержательности. Как и другим видам искусства ей дано своими средствами… Из огромного количества талантливых, незаурядных и ярких артистов советской… Но талант без труда ничего не стоит в искусстве. Значимой долей явился профессионализм, достигнутый огромным трудом.…

Творчество Иосифа Бродского
Обретенная свобода оказалась не по зубам этому народу, она ему принесла не чаемое счастье, а, наоборот, худшее несчастье — за малым вычетом тех… Роль высокого чтения в процессе духовного роста человека трудно переоценить. … Конечно, всему свое время и место: в определенной ситуации и «Клен ты мой опавший» падает в душу, но вся загвоздка в…

Творчество И.Е. Репина
Это было в январе 1864 г Репину шел двадца¬тый год. В Академии И. Е. Репина научили «азбуке» искусства, но главным своим учителем он всегда считал… Первым произведением, которое принесло Репину известность в ху¬дожественных… Она называ¬лась «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Традиционный евангельский сюжет этот был предложен Репину…

Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена
Тот, кто хоть немного знаком с Бетховеном, не сможет не полю­бить этого человека, эту героическую личность, не приклониться пе­ред его жизненным… Между высокими идеалами, воспеваемые им в творчестве, и его жизнью не было… Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости - идеалы свободы, равенства, братства. "Творчество Бетховена…

жизнь творчество Владимир Высоцкий
Одной из первых оценку его творчества дала критик Н.Крымова. В январе 1968 года в журнале "Советская эстрада и цирк" она писала: Высоцкий… Насколько театр на Таганке не похож на БДТ в Ленинграде, настолько Владимир Высоцкий не похож на Юрского или…

Жизнь и творчество Джеймса Олдриджа
Сила сатирических обличении Олдриджа направлена против тех, кто пытается, по его словам, "строить свои расчеты на прибыльных сделках с мертвыми… Переехав в Англию, Олдридж поступил в университет в Оксфорде; тогда же он… Зоркий журналист верно оценил развернувшиеся на его глазах события. В сообщениях проницательного корреспондента…

Жизнь и творчество Гюстава Флобера
Человек больших знаний, широкой души и сильной воли, Ашиль безраздельно любил свою профессию. И эта преданность Ашиля Флобера к науке передалась его… В Круассе созданы основные художественные произведения Флобера, там находится… Отход от романтических представлений обозначился в раннем варианте романа «Воспитание чувств», однако окончательное…

Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea)
Здесь он познакомился с основными материалами и техниками и создал ка¬рандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и… Восприятие Микеланджело реальности как воплощенного в мате¬рии духа несомненно… Некоторые из главных идей круга Лоренцо Медичи послужили источником вдохнове¬ния и терзаний Микеланджело в его…

Творчество Ван Дейка
На картине изображен тот момент, когда Армида, наклонившись над спящим Ринальдо, обвивает его с помощью порхавших амуров гирляндой цветов. Несмотря… Старик Иосиф и совсем еще юная, прекрасная Мария с ребенком, измученные… Через ее плечо с неподвижностью смотрит на спящего ребенка Иосиф. В глубине картины – широко и свободно написанный…

Творчество Тинторетто (библейские сюжеты)
Б. Р. Виппер Тинторетто (1515 – 1594) – младший современник Веронезе и Тициана, один из величайших живописцев венецианской школы позднего… Имя Тинторетто можно поставить в один ряд с такими именами, как имя Леонардо… Ренессанс (итал. Rinascimento, франц. Renaissanse=Возрождение) – общепринятое название эпохи, следовавшей в истории…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Диплом Авторское музыкальное самодеетельное творчество История и Современость Культура динамична, но вместе с тем в ней существуют некие традиции, которые, в свою очередь, тоже не вечны. Следует понимать, что изменение какой-либо части почти всегда ведет к… В культуре всегда действовало правило: востребовано только то, что современно.Но если раньше что-то неизменно могло…
  • Жизнь и творчество Андрея Рублева Христианству на Руси Чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего “образ”,… В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в… Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпосылки и,…
  • Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха В Нью-Йорке им основаны институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу Гималайский институт научных исследований.Всемирное… За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись… В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое…
  • Творчество Айвазовского Куда только судьба не забрасывала многострадальных детей Армении! Ещё в конце прошлого столетия фамилия Гайвазовских встречалась в Валахии и… Основанная греками в VI веке до н.э Феодосия знала время славы, богатства, в… Тогда древняя Феодосия, обнесенная рядами стен, рвами, укрепленная высокими башнями, называлась Кафой. Но к XIX…
  • Жизнь и творчество Юрия Иосифовича Визбора Услышав это привычное для него восклицание, Визбор приветливо улыбался. Улыбка не была адресована конкретному лицу, Визбор улыбался своей славе, с… Визбор-подросток, готовящий себя к мужественной профессии летчика и даже… Всю свою жизнь он формировал себя, преодолевая сопротивление природного материала, ища поддержку у жизненных…