Философские основы суждений Князя Мышкина

Министерство образования и науки РФ Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского Доклад: Философские основы суждений князя Мышкина (по роману Ф.М. Достоевского «Идиот») Работу выполнила: студентка 3 курса, факультета русского языка и литературы, гр. Л-33 Мартынова О. Работу проверил: Щеблыкин С.И. Пенза, 2005 План 1. Введение 2. Основная часть 3. Заключение 4. Библиография Введение Принято считать, что “Идиот” — самое загадочное из произведений Ф. М. Достоевского.

И, пожалуй, так оно и есть. Во всяком случае, едва ли найдется еще какая-нибудь вещь у писателя, столь же превратно понятая, как современниками, так и подавляющим большинством исследователей русской литературы. Очень может быть, и сам Достоевский в итоге написал не совсем то, о чем думал — и когда только приступал к своему детищу и даже тогда, когда уже были опубликованы первые главы. Несомненно, одно: поторопившись с собственной характеристикой еще не законченного (!) романа, автор “Идиота” слишком многих тяжело озадачил, именно указав направление, в котором следовало искать разгадку смысла всего произведения.

Речь, конечно, идет о знаменитых строчках из письма писателя С. А. Ивановой от 1(13) января 1868 года: “Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался за изображение положительно прекрасного, — всегда пасовал.

Потому что это задача безмерная. Прекрасное есть идеал, а идеал — ни наш, — ни цивилизованной Европы еще далеко не выработался. На свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица уж конечно есть бесконечное чудо. (Все Евангелие от Иоанна в этом смысле; он все чудо находит в одном воплощении, в одном проявлении прекрасного). Но я слишком далеко зашел”. Эти-то слова автора и определили судьбу книги.

Приняв за путеводную нить приведенные выше строки из письма Достоевского, а, впоследствии обнаружив в рабочих записях писателя две пометки “Князь Христос” и затем еще “Кн. Христос”, самые разные исследователи как-то сошлись на том, что именно в образе князя Мышкина и состоялась попытка изобразить “положительно прекрасного человека”. Но открытие это мало кого из них осчастливило — слишком много при этом возникало других загадок: и шокирующее название романа — “Идиот”, и странная болезнь героя, и череда скандалов и смертей, сопровождающая краткий миг его “вменяемости”, да и много еще чего. И все же, несмотря на все “загадки” и несообразности, в религиозно-философской критике начала века, а затем и в науке о литературе князь Мышкин вплоть до самого последнего времени, как правило, поставлялся на невидимый пьедестал в качестве, безусловно, положительного героя.

Сегодня все чаще пьедестал пустеет — о Мышкине пишут иначе.

Но “загадка” Мышкина по-прежнему существует, и вряд ли можно сомневаться, что разгадать ее значит подобрать ключ ко всему роману. Не претендуя, на последние выводы, оговорюсь, что рамки этой работы включают лишь попытку рассмотрения философских суждений Князя Мышкина, хотя надеюсь в дальнейшем продолжить работу над этой темой более подробно.

Основная часть

Реплики героя, ремарки и комментарии автора-повествователя, реакция пр... В этом объективном описании и намека нет на “красоту и молитву”. “Красота и молитва”, переживаемые героем в его внутреннем мире, в жизн... С какой целью приезжает он из Москвы в Петербург? Казалось бы, только ... Вопрос о вере, о природе человека и идеала, о структуре жизни воплощае...

Заключение

Заключение …то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного.

Я не за роман, а за идею мою стою. Ф.М. Достоевский Не было писателя более страшного по своим бездонным глубинам, чем Достоевский. Он сам - своего рода мученик за правду, но также беспощадно заставляет мучиться и своего читателя. Писатель-пророк проводит нас через самое пекло человеческих страданий, в котором трудно остаться живым.

Идеальный христианский герой в интерпретации Достоевского становится для нас дорогим, чудесным, несбыточным, как и для самого Достоевского, который сам больше всего любил именно этот роман и именно этого героя - своего князя Христа. Пусть у него герой и неправдоподобный, но духовно реальный. Трагичны идея и музыка Достоевского в романе «Идиот», но есть над ними еще и сверхреальность бытия Богочеловека, в которого сам автор верует, как в Спасителя, и в этой вере - свет, воссиявший над тьмою великой, заполняющей пространство гениального романа. Сверхидея произведения - сама вера Достоевского в Воскресшего Христа Богочеловека, поэтому, несмотря на удушающий духовный мир книги, и на то, что не остается в конце ее никакой надежды на счастье человека в этом мире все же она ни в коей мере не мрачна и не безысходна: есть вера в то, что из этой бездны выход один - ко Христу - Сыну Божию! Никогда для него не закрывался образ Божий в человеке.

Не закрывался потому, что всюду его открывала любовь.

Эта любовь сохраняла Достоевского от пессимизма. Она сохраняла его от испуга и страха. Он веровал от любви, не от страха. Пред духовным взором Достоевского всегда стоял образ Христа. И он свидетельствовал о бесконечности Божественной любви к человеку. Невозможно человеку вступать в спор с Богом и умалять Божественное свидетельство о человеке своим отчаянием или сомнением. Напрасно Достоевского обвиняли в "розовом христианстве". Его вера была трезвой и мужественной.

Он ни от себя, ни от других никогда не скрывал всего ужаса и всего трагизма греховной и падшей жизни. Но истинная вера не может извериться. Она выше отчаяния. Вера рождает надежду. И надежда светится и светит. Библиография 1. Достоевский Ф.М. Идиот. – Роман. – Ижевск: Удмуртия, 1984 2. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. Сборник работ отечественных и зарубежных ученых под редакцией Т.А. Касаткиной. – М 2001. 3. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. – М 1999 4. Померанц Г. Открытость бездне М 1990 5. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. – М 1988 6. Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. – М 1987 7. Труайа А. Федор Достоевский. – М 2003 8. Герман Гессе Размышления об «Идиоте» Достоевского. 9. Г. В. Флоровский Религиозные темы Достоевского //О Достоевском. – М 1990.