рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философская лирика Твардовского

Философская лирика Твардовского - раздел Литература, Содержание: 1. Введение… 3 Стр. 2. Основная Часть… … 7 Стр. 1. Твардовский Ли...

Содержание: 1. Введение… 3 стр. 2. Основная часть… … 7 стр. 1. Твардовский лирик (общая характеристика творчества поэта 60х годов.)….….7 стр. 2. Связь времен (характерная черта общества позднего Твардовского)… ……….… 9 стр. 3. Стиль Твардовского, совершенство и простата… ….….9 стр. 4. Неизбежности смерти, философские рассуждения… 14 стр. 3. Заключение … ….17 стр. 4. Список литературы……… ….18 стр. 1. Введение Цельная личность поэта, мудрого и гражданский зрелого, беспощадного к себе, гневного и неукротимого, нежного и усталого, встает за каждым маленьким шедевром поздней лирики А. Т. Твардовского.

Для любителей «поверять алгеброй гармонией» она представит немалые затруднения: столько написано им за последние годы стихотворений, не укладывающихся ни на одну из привычных полочек. Где у него грань между лирикой философской и гражданской, пейзажной и политической? Ее почти, а порой и вовсе нет. Но все стихи последнего десятилетия – свидетельство того, что Твардовский – лирик поднялся до самых вершин поэзии.

Иногда те или иные картины природы вызывают у поэта по ассоциаций восполнения далекого детства, воскрешают в памяти давние события, их зрительную и звуковую окраску. И тогда «шум сонливый и неусыпный полевой», «невнятный говор или гомон в вершинах сосен вековых» – …эти памятные шумы – Иной порой, в краю другом Как будто отзвук давней думы, Мне в шуме слышались морском.

Этот «отзвук давней думы», постоянное ощущение «связи времен» чрезвычайно характерен для позднего Твардовского. Это неотъемлемое свойство его натуры, свойство, которое окрасило все его творчество, особенно сильно – в послевоенное время. Даже такое, казалось бы, ультрасовременное творение рук человеческих, как скоростной воздушный многоместный лайнер, который «тянул в пустыне поднебесной свою тяжелую страну», и то по каким – то ассоциациям вызывает у поэта «отзвук» тех времен, когда он еще «ребенком малым» увидел Днепр и вместе с отцом, конем и возом взобрался на паром.

И, как канат на переправе, Брунжала басом та струна. Чем вызвано это неожиданное сравнение – чисто ли звуковым сходством или, может быть, тем, что когда-нибудь и над днепровским паромом небо «синело кой-где в разрывах облаков»? Об этом мог бы сказать лишь сам Твардовский. Вновь и вновь вспоминает поэт свою юность, свое детство, с высоты прожитых лет всматривается в прошлое: … И жаворонок, сверлящий небо В трепещущей голубизне, Себе и миру на потребу Оповещает о весне. Все, как тогда.

И колокольня Вдали обозначает даль, Окрест лежащую раздельно… «Все, как тогда»… Но не он ли сказал: «Все та же, та же, да другая и даль, и близь, и все вокруг»? Внешне все то же: и голубое небо весеннее, и песнь жаворонка, и неоглядные дали. И только нету сумки школьной, Да мне сапог почти не жаль – Не то, что прежних, береженых, Уже чиненных не впервой, Моих заветных сапожонок, Водой губимых снеговой.

Оказывается, изменился сам автор. Сейчас, в его годы, ему «сапог почти не жаль» – жаль утраченных навек детства и юности. Но какая бы ни была грусть и жалость, поэта бесстрашно приближается к своей последней черте, более того, он обрел на склоне лет высшую мудрость, которой щедро делится с читателем. Как никогда, зорко отличает он теперь подлинные ценности от мнимых, иллюзий – то реальности. С тропы своей ни в чем не соступая, Не отступая – быть самим собой.

Так со своей управится судьбой, Чтоб в ней себя нашла судьба любая И чью-то душу отпустила боль. Даже в самом сознаний неизбежности смерти Твардовский, как это ни парадоксально, видит ничем не заменимое благо, потому что, надейся человек на бессмертие, он не в состояний был бы оценить прелесть жизни, а значит, лишился бы единственного источника творческих сил: Не знаю, как горел бы жар Моей привязанности кровной, Когда бы я не подлежал, Как все, отставке безусловной.

Тогда откуда бы взялись В душе, вовек не омраченной, Та жизни выстраданной сласть, Та вера, воля, страсть и власть, Что стоит мук и смерти черной! Правда, это было написано в 1957 году, когда поэту до «отставки безусловной» оставалось еще 14 лет. Но и во всей последующей лирике мы не найдем не только опровержения этой мысли, но даже и малейшей поправки. «Вера, воля, страсть и власть»… Вера в свои силы, в могущество народа, в человечество. Воля к победе над строкой. Не остывающая страсть гражданина – борца.

Власть над своими минутными слабостями, над усталостью, старческими недругами. Конечно, лучше, если бы их не было. Как пот, остывает горячего лета усталость Ах, добрая осень, такую бы добрую старость: Чтоб вовсе она не казалась досрочной, случайной, И все завершалось, как нынешний год урожайный; Чтоб малые только ее возвещали недуги И шла бы она под уклон безо всякой натуги. Вся эта благостная картина мыслима, однако, только в сослагательном наклонений. Тешить себя подобными иллюзиями – значит, расслабляться, не быть готовым выдержать новые испытания.

И автор завершает начатое строками горькой и мужественной правды: Но только в забвены тревоги и боли насущной Доступны утехи и этой мечты простодушной. Готовясь к «отставке безусловной», Твардовский сумел преодолеть и собственное искушение заново «отредактировать» свой творческий путь, дабы остаться в восприятии потолков во всем блеске своего таланта и дабы каждое, даже юношеское, стихотворение представляло собой верх совершенства. В 1965 году, перебирая старые рукописи, поэт поймал себя на том, что на какое-то время его внимание приковал «чернил давнишних блеклый цвет и разный почерк разных лет». Но, отметив про себя, как, менялись с годами, почерк становился все неразборчивее и, наконец, сделался таким, что «строки не разобрать последней», Твардовский с убийственной самоиронией заключил: Да есть ли толк и разбирать, Листая старую тетрадь С тем безысходным напряжением, С каким мы в зеркале хотим Сроднится как-то со своим Непоправимым отраженным Прошло три года. Еще три осталось прожить.

Может быть, стоит вернутся к старым тетрадям, подвергнуть их последней, ювелирной отделке? Нет. Допустим, ты свое уже оттопал И позади – остался твой предел, Но при тебе и разум твой, и опыт, И некий срок еще для сдачи дел Отпущен – до погрузки и отправки.

Ты можешь на листах ушедших лет Внести еще какие-то поправки, Чертой ревнивой обводя свой след; Самозащите доверяясь шаткой, Невольно прихорашивать итог… Но вдруг подумать: Нет, спасибо в шапку, От этой сласти береги нас бог. Нет, лучше рухнуть нам на полдороге, Коль не по силам новый был маршрут. Без нас отлично подведут итоги И, может, меньше нашего наврут. 2.

Основная часть

М. Однако поэт не спешит представить этот довод. Удивительно, но подобное описание ничуть не контрастирует с рассказом ... Наполненный конкретными бытовыми реалиями, насыщенный атрибутами незри... По словам многих людей, близко знавших Твардовского, он говорил, что о...

Заключение

Заключение.

Путь Твардовского – лирика не был триумфальным. На протяжении тридцати лет своей творческой деятельности, при неуклонном росте своего мастерства поэт, наряду с созданием шедевров, бывало, опускался до среднего (а случалось – и ниже) уровня, но он шел по своей стезе с редким упорством, работал над словом неутомимо и долго, познал и муки, и радость творчества, знал спады и подъемы, мучительные сомнения и – на четвертом десятке своей писательской жизни достиг того высокого поэтического искусства, каким отмечена его лирика 60-х годов.

Поэзия Твардовского продолжает свою жизнь не только в его собственных стихах: подобно тому как Шолохов, не гадая о том специально, создал целую плеяду видных поэтов, «хороших и разных», считающих себя прямыми учениками Александра Трифоновича Твардовского. 4. Список используемой литературы: 1) Шанский Н. М. «О лирике А. Т. Твардовского», РЯШ №3, 1980 2) Паперный З. «Поэтическое слово у Твардовского», Вопросы литературы №7, 1979 3) Кондратович А. «Уроки Твардовского», Молодая гвардия №2, 1979 4) Бортник Г. В. «Но пусть все пето, – перепето» (Традиций и новаторство в философской лирике А. Т. Твардовского), РЯШ №3, 1995.

– Конец работы –

Используемые теги: Философская, Лирика, Твардовского0.054

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философская лирика Твардовского

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Философская лирика Твардовского
Для любителей поверять алгеброй гармонией она представит немалые затруднения столько написано им за последние годы стихотворений, не укладывающихся… Где у него грань между лирикой философской и гражданской, пейзажной и… И тогда шум сонливый и неусыпный полевой, невнятный говор или гомон в вершинах сосен вековых эти памятные шумы Иной…

Философская лирика в творчестве А.С. Пушкина
Пушкин дал первые художественные произведения на родном языке, познакомил с неведомою до него поэзией. Он истинный отец русской поэзии, он воспитатель эстетического чувства и любви… Одно за другим являлись яркие, оригинальные молодые дарования Баратынский, Языков, Полежаев, Лермонтов, Тютчев,…

Философская лирика А. С. Пушкина
Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.Своеобразие философской лирики Пушкина… Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного… Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и…

Основные темы и идеи лирики А.Т.Твардовского
Читатьэти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации,уничтожении целых семей, истреблении лучших, самых умных и… О нелегкойсудьбе этой семьи, судьбе типичной, постигшей многие такие жесемьи,… Поворотными для поэта А.Твардовского стали годыВеликой Отечественнойвойны, которую он прошел фронтовым…

Философская лирика в творчестве А.С. Пушкина
Пушкин дал первые художественные произведения на родном языке, познакомил с неведомою до него поэзией. Он истинный отец русской поэзии, он воспитатель эстетического чувства и любви… Одно за другим являлись яркие, оригинальные молодые дарования Баратынский, Языков, Полежаев, Лермонтов, Тютчев,…

Философская лирика Р. Гамзатова
Путем сомнений и многочисленныхиспытаний, через мучительные переживания и освоение глубин народной морали ондошел до сокровенного пласта истин.Если… Положение поэта определено тоже достаточночетко он не может иметь… Обогащенный опытом родного фольклора и поэзиейзнаменитых русских поэтов, Гамзатов в своих стихотворениях раскрывает в…

Предмет философии в ее истории. Специфика философского знания. Структура философского знания и его функции
Специфика философского знания Основная специфика философского знания заключается в его двойственности так как оно имеет очень много общего с... Структура философского знания и его функции Ф знание имеет определенную... Плюрализм философского знания и его предпосылки Плюрализм от лат pluralis множественный позиция согласно...

Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина
В философской лирике Пушкин ставит вечные проблемы бытия: смысл человеческой жизни, смерть и вечность, добро и зло, правда и справедливость.… Начинается стихотворение элегически-величаво, торжественно: Прощай, свободная… Созерцание моря, его бескрайних просторов приводит Пушкина к раздумью о своей судьбе, о тех надеждах и мечтах,…

Особенности поэзии и философская лирика Фета
Между тем Фет, как видно из портретов, сделанных в период его расцвета, и человеческого и поэтического был самым красивым из русских поэтов. Драма… До сих пор до конца не разгадана тайна его рождения. Если он сын Фета, то его… Из разоренного имения сумел создать образцовое хозяйство с великолепным конным заводом. И даже в Москве на Плющихе в…

«Настоящую нежность не спутаешь...» (любовь в лирике А. А. Ахматовой)
Она обращалась от имени каждой женщины, способной любить и желавшей быть любимой. Она своим героическим примером научила женщин говорить. Ахматова… Она полна чувств и желаний, она открыта миру и Ему, тому единственному, ради… Однако юной душе уже известны и первые разочарования, страдания и любовные муки. Она мудра не по годам; она знает,…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Основные темы и идеи лирики А. А. Ахматовой В пушистой муфте руки холодели. Мне стало страшно, стало как-то смутно. О, как вернуть вас, быстрые недели Его любви, воздушной и минутной Ахматова… Лирическая героиня Ахматовой любима и отвергнута, кого-то возносит на алтарь,… Вместе с тем осуждает эмигрантов — подобный поступок равносилен дезертирству, подлому и малодушному предательству: Не…
  • Основные принципы философского мышления в Древней Индии Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм. Для джайнизма, как и… Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы, который… Жизнь надо Прожить так, чтобы достичь состояния блаженства, слиться с брахманом, оказаться в состоянии нирваны.…
  • «...И поединок роковой...» (тема любви в лирике Ф. И. Тютчева) Таких строк у раннего Тютчева много.Но со временем все чаще у Тютчева встречается грешная запретная страсть как противопоставление светлой… Тютчевская философия любви как рокового, убийственного чувства сложилась,… Все это отразилось в стихотворениях той поры, вылилось болью и гневом против толпы. Но эта боль не могла затмить…
  • «Природа — сфинкс...» (Тайны мироздания в лирике Ф. И. Тютчева.) Образ «улыбающейся», «смеющейся» природы проходит через все творчество поэта как противовес его горестным размышлениям о бытии, смерти, мироздании,… Но возможно, последний вкладывает в понятие «природа» гораздо больший смысл.… И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. …
  • Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Но мне кажется, что такая оценка ошибочна. В лирических произведениях А. С. Пушкина слова точно выражают мысль, вое ясно и четко. Из-за этого его… По первым словам чувствуется, что речь идет не о скучном осеннем дожде, а о… И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.…