"Фауст" Иоганна Вольфганга Гете

Содержание Вступление 1. Жизнь и творчество Иоганна Вольфганга Гёте 2. Легенда о Фаусте 3. Образ Мефистофеля – воплощение главного замысла Гете 4. Трагедия Гретхен и разоблачение ханжеской морали 5. Вторая часть «Фауста» Заключение Список литературы Вступление «Умнейшим из всех веков» назвал В.Г. Белинский восемнадцатое столетие. «Нет, ты не будешь забвенно, столетие безумно и мудрое – писал А.Н. Радищев.По его словам, оно «идолов свергло к земле, что мир на земле почитал». Век, завершившийся великой революцией во Франции, развивался под знаком сомнения, разрушения, отрицания и страстной веры в победу разума над суевериями и предрассудками, цивилизации над варварством, гуманизма над тиранией и несправедливостью.

Это был век Просвещения, как называют его историки культуры. Идеология просветителей восторжествовала в эпоху, когда рушился старый средневековый уклад жизни и складывался новый, прогрессивный для того времени буржуазный порядок.

Эта бурная эпоха рождала своих героев. И не было случайностью, что в конце века на трибуны революционного Конвента в Париже поднялись такие люди, как Дантон, Марат, Робеспьер. Всем пафосом борьбы за свободу и независимость человеческой личности, гневом ненависти, который они обрушили на старый порядок, европейские просветители деятельно готовили буржуазно-демократическую революцию. «Раздавите гадину!» – требовал Вольтер, имея в виду католическую церковь и всю систему верований и предрассудков, порожденных ею. «Дайте мне войско таких молодцов, как я, и Германия станет республикой, пред которой Рим и Спарта покажутся женскими монастырями!» – восклицал герой «Разбойников» Фридриха Шиллера.

В Германии, отсталой стране, раздробленной на три сотни феодальных княжеств и герцогств, революционная ситуация в XVIII веке не сложилась. Но и Лессинг, и Шиллер, и Гёте, и многие другие писатели и мыслители страстно и убежденно боролись против средневекового варварства, искренне веря в грядущее торжество разума на земле.

Многообещающими были успехи естествознания и техники в XVIII веке. Все упорнее и настойчивее пытливый взгляд ученых проникал в тайны природы, подготавливая революционный переворот в науке. Таким переворотом в технике и экономике уже явилось изобретение паровой машины в Англии. В XVIII веке не только накапливались факты и ставились опыты (великий американский просветитель В. Франклин и погиб при опытах с громоотводом). Уже возникали смелые теории, объясняющие развитие природы: немецкий философ Кант разрабатывал гипотезу происхождения Солнечной системы, французский ученый Ламетри размышлял над сущностью человеческого организма, рассматривая его как необычайно сложную и тонкую машину, гениально предвосхищая идеи XX века. Многообразны были художественные вкусы эпохи.

В королевских и княжеских резиденциях еще строились и украшались картинами парадные здания в стиле пышного барокко.

На театральных подмостках продолжал звучать александрийский стих трагедий, написанных по правилам классицизма. Вместе с тем необыкновенную популярность завоевывали романы, героями которых становились люди «третьего сословия». В середине века возник сентиментальный роман в письмах, и читатели с волнением следили за переживаниями влюбленных и проливали слезы над их горестями и злоключениями. Таковы лишь некоторые приметы времени, отмеченного многими великими именами и среди них – именем Гёте. Творчество великого гения, не только начинало новую страницу в истории национальной литературы.

Оно явилось итогом исканий и борений целой эпохи, своеобразным синтезом просветительского века. 1.

Жизнь и творчество Иоганна Вольфганга Гёте

В стихотворениях «Майская песня», «На озере», «Вечерняя песня художник... Последние сцены ее написаны летом 1831 года, за полгода до смерти Гёте. Он воплощает в себе сомнение, отрицание, разрушение. Н.Г. С момента, когда в одежде странствующего философа Мефистофель появляет...

Трагедия Гретхен и разоблачение ханжеской морали

Е. И снова встают перед ней картины приближающегося утра казни: палочка, ... Пастернака Напрасно в финале злорадствует Мефистофель. Пусть Маргарита... Так, у А.В. Мы помним девиз Маркса: «Подвергай все сомнению».

Заключение «Фауст» – бессмертное творении И.В. Гете, что продолжает интересовать и восхищать многие поколения читателей.

Сюжет трагедии взят из народной немецкой книги о докторе-алхимике. Иоганн Фауст жил в XVI веке, слыл магом и чернокнижником и, отвергнув современную науку и религию, продал душу дьяволу. О докторе Фаусте ходили легенды, он был персонажем театральных представлений, к его образу обращались в своих книгах многие авторы.

Но под пером великого Гете драма Фауста, связанная вечной темой познания жизни, стала вершиной мировой литературы и обрела бессмертие. Драма обрела свою популярность благодаря всеобъемлющей философской проблематике. В образе Фауста Гете увидел воплощение исторического пути человечества, выходящего из мрачной обстановки Гете переосмысливает образ средневекового дьявола, губящего душу человека, придав глубокий философский смысл образу. В моральном облике Мефистофеля воплощены циничные стороны феодального общественного развития, а в общем философском содержании образа – идея отрицания как необходимого условия движения вперед.

Но Мефистофель не смог подчинить себе Фауста. Сила отрицания не имела для Фауста самостоятельного значения, она была подчинена его беспокойным поискам положительного, борьбе за осуществление своих идеалов. Решение, которое Гете дал основной проблеме этой драмы, имеет глубоко гуманистический смысл, оно полно исторического оптимизма.

Драматическая поэма Гете связана с высокой оценкой познавательных и творческих сил человека, смысла его исканий, его борьбы и движения вперед. В поисках настоящего счастья Гете заставляет своего героя пройти через различные стадии и превращения. В последней момент жизни Фаусту открывается, наконец, цель жизни человека на земле. Список литературы 1. Аникст А. Гете и Фауст. – М Книга, 1983. – 272 с. 2. Вильмонт Н. Гете. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. 334 с. 3. Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. – СПб.: Наука ленинградсвое отделение, 1981. – 560 с. 4. Шагинян М. Гете. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1950. – 192 с. 5. Эккерман И.П. Разговоры с Гете. – М.: Academia, 1934. – 968 с.