Автор и герой в романе И. Бабеля "Конармия"

Автор и герой в романе И. Бабеля «Конармия» План 1 Бабель и его роман «Конармия» 2.Художественное своеобразие романа 3. Рождение человека нового типа в огне гражданской войны по произведению Бабеля «Конармия» 1 Бабель и его роман «Конармия» Бабель прибыл в Первую конную армию в качестве корреспондента газеты " Красный кавалерист". Если представить себе привилегированное казачество тех лет, из которого в основном и состояла конармия, вспомнить о том, что на службу казаки приходили надолго, на двадцать лет, а во время службы не привыкли бедствовать — обеспечивали себя за счет гражданского населения, добавить к этому почти поголовный антисемитизм среди донских казаков, то легко понять, в какое адское окружение попал молодой еврейский интеллигент, несуразный штатский в очках, не умеющий даже ездить верхом. Надо сказать, что многие поступки Бабеля выглядят загадочными с точки зрения сегодняшнего дня. Уже по "Одесским рассказам" ясно, что детство у него было трудным, небогатым, что он успел пострадать от антисемитизма во время погромов.

Может, это заставило его поверить в фальшивые идеалы большевистской революции и растратиться в продотрядах, в чека, в армии.

Наивный, чувствительный мальчик среди своры грабителей, убийц! Да и как еще можно назвать продотряды, отбирающие у населения хлеб, конармию, о которой сам писатель говорит: "На деревне стон стоит. Конница травит хлеб и меняет лошадей"! О чрезвычайной комиссии, матери зловещего КГБ, можно и не упоминать.

Ведь чекисты служили не народу, а партии большевиков, партии, которая по-бандитски захватила власть и которая правила по-диктаторски. Каков же исторический фон событий, описанных в " Конармии"? Такой, каким он и был в реальности. Совет народных комиссаров направляет конную армию на столицу Польши для восстановления довоенных границ России. Поход проваливается, Западную Украину и Бессарабию делят Польша и Румыния. Но Бабель — поэт мелочей, он через незначительные детали, несколькими фразами способен нарисовать трагедию или комедию.

А "мелочи" в конармии печальные. Это бесконечное насилие, беспредел командиров, постоянное хамство, оголтелое зверство, воинствующее невежество. "Бойцы дремали в высоких седлах. Песня журчала, как пересыхающий ручей. Чудовищные трупы валялись на тысячелетних курганах. Мужики в белых рубахах ломали шапки перед нами". Один абзац, а столько сказано! Есть настроение, есть география местности, есть усталость бой нов после тяжелого перехода, их пересохшие от жары глотки, есть ужас мужиков, на всякий случай надевших смертные (белые) рубахи."Как быстро уничтожили человека, принизили, сделали некрасивым". Значит, видит все это он не только глазами писателя, но и осмысливает происходящее.

Может, он, как и миллионы одураченных, поверивших в ирреальное, считает, что братоубийство оправданно? Может, он именно в такой форме представляет себе дорогу к светлому будущему? У братьев Стругацких в книге "Град обреченный" есть такая фраза: " Что такое личность? Общественная единица! Ноль без палочки.

Не о единицах речь, а об общественном благе. Во имя общественного блага мы должны принять на свою ветхозаветную совесть любые тяжести, нарушить любые писаные и неписаные законы. У нас один закон: общественное благо"[4,91]. В "Конармии", написав которую он одновременно подписал себе приговор, лишь оттянутый во времени, есть такое предложение: "Мы представляли мир, как цветущий сад, по которому гуляют красивые женщины и лошади"[2,153]. Емкость этого предложения колоссальна: так и видишь молодых, почти пацанов, бойцов конармии, отдыхающих после боя и мечтающих совсем о немногом — о мире. Но мир — это не только отсутствие войны.

Это еще и весь земной шар, так как они борются за победу большевизма во всем мире. И в этом мире везде цветут сады, много красивых женщин и обязательно — лошади. Они же — красные конники! Широкому кругу читателей Бабель стал известен в 1924 году, когда Маяковский напечатал в «Ледове» несколько новелл молодого автора.

Вскоре после это¬го вышла в свет «Конармия». Ее перевели на два¬дцать языков, и Бабель стал известен далеко за пре¬делами страны. Для советских и зарубежных чита¬телей он был одним из самых примечательных писателей своего времени. Бабель ни на кого не был похож, и никто не мог походить на него. Он всегда писал о своем и по-своему; от других авторов его отличала не только своеобразная писательская ма¬нера, но и особое восприятие мира. Все его произве¬дения были рождены жизнью, он был реалистом в самом точном смысле этого слова. Он замечал то, мимо чего другие проходили, и говорил так, что его голос удивлял.

Бабель рассказывал необычайно о не¬обычном. Длинную жизнь человека, в которой ис¬ключительное, как эссенция водой, разбавлено буд¬нями, а трагичность смягчена привычкой, Бабель по¬казывал коротко и патетично. Из всех че¬ловек наиболее обнажается, может быть поэтому те¬мы любовной страсти и смерти с такой настойчиво¬стью повторяются в его книгах. За малым исключением его книги показывают два мира, его поразившие, — дореволюционную Одессу и поход Первой конной армии, участником которого он был. 2.

Художественное своеобразие романа

«Что такое наш казак? — записывает Бабель в дневнике. Брат — последнее слово новеллы, цикла, книги. Ему иногда пытаются прид... Невообразимая лавка — Диккенс, метлы и золотые туфли. Роман И. — Баловство, — ответил он печально.

Литература 1. Бабель И. Соч.: В 2 т. Т. 2. М 1991. 2. Жолковский А. К„ Ямпольский М. Б. Бабель М 1994. 3. Левин Ф. И. Бабель.

М 1972. 4. Творчество Бабеля: проблемы интерпретации // Литературное обозрение. 1995. № 1. С. 66—112. 5. Шкловский В. Гамбургский счет. М 1990 367с.