Александр Блок

Содержание Введение 1. Что привлекает меня в поэзии Блока 2. Лирический герой А. А. Блока 3. Мечты и реальность в поэзии А. А. Блока Заключение Список литературы Введение Любое литературное произведение - создание не всего общества или государства, а одного, иногда - нескольких талантов.В нем могут рассматриваться важнейшие проблемы эпохи и изучаться острые социальные и философско-нравственные конфликты времени, но подход к одному и тому же вопросу у нескольких представителей человечества будет разным.

Автор произведения излагает свою точку зрения на проблему, он субъективен в оценке действительности, и особенности его мировосприятия выявляются через изображение им событий, личностей, поступков, отношений и чувств с помощью выбранных им художественных средств и приемов. В стихотворение вводится лирический герой - своеобразное “эго” поэта, одно из обозначений его целостного существования в литературе. Начало XX века разрушало традиционные для русской классической прозы и поэзии каноны, наполняло атмосферу творческой жизни многообразием красок и звуков.

Создавались оригинальные композиции и формы, яркие образы и сложные для понимания идеи и теории. Стать новатором казалось невозможным, но, несмотря на это, произведения студента Блока сразу обратили на себя внимание творческой интеллигенции - Д. Мережковского, Зинаиды Гиппиус, Бориса Бугаева. Молодого поэта порой осуждали за “косноязычие” в первых стихотворениях, но его лирический герой, с его особенным характером, искренностью и мечтами, околдовал и заворожил их. Начало творчества Блока связано с символизмом, под влиянием которого находился поэт. Как Владимир Соловьев, он видел в основе мироздания женственное начало, воплощение красоты и святости. Его лирический герой “околдован огнями любви”, покоренный величием и божественностью приходящей к нему Прекрасной Дамы. Как романтический рыцарь “молча ждет, тоскуя и любя” свою возлюбленную, так поэт мечтает о свидании с “незнакомкой”, приносящей в его мир гармонию и одновременно загадку.

Прекрасная Дама - идеал, недоступное счастье, мечта, к которой невозможно приблизиться: И чиста и нежна, Ты царила над шумной толпой.

Одновременно стремится к соединению с прекрасным миром гармонии и сознает опасность гибели в нем человеческого, земного. Пытаясь забыть “смертельные мечты” и освободиться из плена “тревожной любви”, он становится еще более зависимым от “чистого” идеала, дарующего поэту вдохновение и веру: О, я стремлюсь к борьбе с собою, К бесплодной, может быть, борьбе Когда-то полная тобою Душа тоскует - о тебе! Александр Блок подолгу жил в Шахматове, родовом имении Бекетовых, где мог проводить долгие часы в созерцании и размышлениях.

Современники поэта вспоминают, что необыкновенно сильное впечатление на него произвела юная прекрасная девушка, набирающая воду из колодца. Так в творчество Блока вошла народная тема, в это время связанная с красотой души русской женщины, олицетворявшей для него Россию: Вот оно, мое веселье, пляшет И звенит, звенит, в кустах пропав И вдали, вдали призывно машет Твой узорный, твой цветной рукав.

Тем не менее было бы неверно называть жизнь молодого Блока безмятежно спокойной. Счастливый своей мечтой, он все же предчувствовал роковое событие будущего, готовил себя к предстоящим испытаниям и трудностям: Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты Настала эпоха перелома, великих испытаний “для всей земли русской” - революция 1905-1907 годов, первая волна народных негодований.

Восстание было подавлено, но для всей интеллигенции оно явилось зловещим предзнаменованием, символом грядущих перемен: Лирический герой Блока размышляет о судьбе Родины, переосмысливает ее образ и приходит к неоднозначному восприятию действительности. В поэме “На поле Куликовом” он представляет умиротворяющую, наполненную философским покоем природу Руси: Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога.

Русскому характеру, в понимании Блока, свойственна сила духа, вера в Богоматерь, проникновение в мир божественного, таинственного и прекрасного. Великому покою противопоставляет стремительное движение времени и вместе с ним - России. Блок переосмысливает образ тройки, появившейся в русской литературе благодаря произведениям Гоголя. Лирический герой чувствует музыку и, красоту этого полета в пространстве, но его не может не тревожить вопрос, куда-то “несется” странница-Русь: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль Море бушующих страстей образует столкновение двух стихий: народа и интеллигенции.

Поэт в своих научных статьях пытается убедить себя в закономерности исторических явлений и важности спасения национального духа. Ценой разрыва со многими близкими друзьями он доказывает справедливость народного гнева, но и в глубине души ощущает боль от неизбежности гибели интеллигенции.

Стихотворение “Барка жизни встала ” посвящено будущему России. Поэт предвидит триумф народа, стоящего “у руля”, правящего кораблем русской истории, оставившего далеко в прошлом культуру пантеистов и эстетов. Тем не менее лирический герой ощущает невозможность сохранения старого мира - в нем слишком много пошлости, разнообразных отвратительных и уродливых явлений, описанных Блоком в “Незнакомке” и “В ресторане” (“Пьяницы с глазами кроликов”, “детский плач”, “окрики пьяных”). Образ Прекрасной Дамы еще живет в душе лирического героя, но она кажется нереальной, растворяющейся в “страшном мире” мечтой.

Красота очень хрупка, она не способна победить зло и, установить законы справедливости и гармонии. Возможно ли счастье, реально ли достижение внутреннего равновесия для лирического героя. Блок приходит к выводу, что основа гармонии скрыта в мудрости и философской глубине. Важно принять действительность, понять и стать ее частью: Принимаю тебя, неудача. И удача, тебе мой привет! В заколдованной области плача, В тайне смеха - позорного нет! Однако для лирического героя становится нравственно нелегко уйти из мира фантазий и сказочного воображения.

Его по-прежнему манит мечта, и, идя к ней, он оставляет привычное и родное в прошлом. Поэт стремится к идеалу, который кажется ему уже достижимым и приближенным к реальности, но, жестоко ошибшийся и разочарованный, он теряет все жизненные ориентиры. Лирический герой одинок, он потерял надежду и внутренний свет, и в его словах теперь слышится только отчаяние и безысходность: Или я заблудился в тумане? Или кто-нибудь шутит со мной? В последние годы жизни Александр Блок не писал стихотворений, и поэма “Двенадцать” - своеобразное завершение его поэтического пути. Поэт пытается найти себя в служении советскому обществу, своему народу и Родине.

Идеалы времен были настолько не близки характеру лирического героя, что он перестал существовать. Если когда-то он верил в высшую миссию русского народа, в просветление после мрака и бури, то теперь он убеждается в ложности пути, избранного большевиками и ведущего не к созиданию, а к разрушению. “Страшный мир” не перестал существовать, но, собрав силы и распространив темную власть на русскую землю, погубил раненую и “беззащитную душу поэта”. Произведения Блока сложно понять человеку конца XX века так же, как и современникам поэта, из-за противоречивости высказываний и сумбура эмоций и чувств, но то лучшее, что поэт-философ передает в своих стихотворениях, умение ценить и чувствовать красоту, стало его творческим наследием, которое с благодарностью принимают следующие поколения. 1.

Что привлекает меня в поэзии Блока

Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли. Но густых р... Вот почему он испытывает такой небывалый подъем внутренних сил, по-нов... Это яснее всего выражено в его стихах о любви. Надежды на пришествие “вечной женственности” свидетельствуют о неудовл... Поэт исследовал многие области человеческих отношений и переживаний, н...

Лирический герой А. А. Блока

Вот почему лирический герой Блока не столько типичный герой символизма... Для него потерян чистый, высокий идеал, и в “Масках” “тайно сердце про... Вернувшись к жизни, Блок возвращается к страсти в сборнике “Кармен”. Над рощей - красный диск луны И замирает песня жницы Среди вечерней ти... И тяга к Родине, где бы он ни был, всегда будет его беспокоить: Да я г...

Заключение Идейное и художественное своеобразие произведений того или иного автора определяется в первую очередь его творческой концепцией. В лирике творческая концепция формируется в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии. В них устанавливаются основные принципы творчества, взгляды на предназначение поэта.

Вопрос о роли поэта в обществе, о его влиянии на окружающий мир был впервые всерьез затронут поэтами XIX века. С именем А. С. Пушкина связано начало употребления слова “поэт” в качестве названия профессии, призвания. Такая творческая концепция была принята поэтами начала XX века. Трактовка темы поэта и поэзии Блоком в определенные периоды его творчества сходна с пушкинской трактовкой этой темы. Несмотря на то что теме поэта и поэзии посвящено не так уж много стихотворений, все они чрезвычайно значимы для понимания всего творчества А. А. Блока. Как уже было сказано, трактовка темы творчества Блоком носила определенные черты пушкинского восприятия этой темы. Идея свободы поэта, его независимости от общественного мнения, превосходства над толпой проходит через все ранние стихотворения на тему творчества.

Для Блока поэт выше любого представителя толпы уже потому, что он поэт, и совершенно неважно, каков он в жизни. Мотив несоответствия внешнего и внутреннего облика поэта также перешел в лирику Блока из творчества А. С. Пушкина.

Для подтверждения этого достаточно сравнить стихотворение Блока “Поэты” и пушкинское стихотворение “Поэт”, написанное в 1827 году. Поэт Пушкина: В заботах суетного света малодушно погружен; Молчит его святая лира, Душа внушает хладный сон, Быть может, всех ничтожней он Это определение в полной мере подходит и поэтам, которые живут там, где “за городом вырос пустынный квартал на почве болотной и жидкой”. Они даже гораздо ничтожней, чем поэт Пушкина, но именно этим окончательно утверждается идея стихотворения “Поэт”. Блок как бы дополняет Пушкина, он утверждает, что даже настолько опустившийся поэт, как тот, что “свой день посвящал вину и усердным работам”, выше и чище духовно, чем “милый читатель” и “критик слепой”, который “доволен собой и женой ”. Поэтому поэт не должен прислушиваться к мнению толпы, толпа противостоит поэту, она не понимает его, ибо ей доступны “и косы, и тучки, и век золотой”. Кроме того, иногда толпа просто пытается уничтожить поэта: Там -он на эшафоте черном , Слагает голову свою; Здесь - именем клеймят позорным Его стихи Вследствие такого противоборства поэта и толпы определяются и основные задачи поэта, цель его творчества.

Она заключается в том, чтобы уйти от мира суеты в мир прекрасного. Только тогда поэт сможет реализовать свое предназначение: Все сущее - увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся воплотить Только тогда потомки скажут о нем: Он весь - дитя добра и света, Он весь - свободы торжество Такой подход к этой теме в ранние периоды творчества Блока был прежде всего связан с его приверженностью символистской школе, также пропагандировавшей уход поэта из мира реального в мир идеальный.

Однако позже в творчестве Блока происходит коренной перелом, меняется его представление о роли поэта, его начинает волновать все происходящее вокруг, он становится участником разворачивающихся событий.

Блок, предчувствуя близящиеся перемены. принимает общую позициюинтеллигенции, готовой погибнуть, но искупить свою “вину” перед народом.

И уже вдохновенье велит поэту совсем не то, что раньше: Моя свободная мечта Все льнет туда, где униженье, Где грязь, и мрак, и нищета Блок готов с радостью воспевать “сей мир ужасный”, потому что он верит в приход нового, светлого мира. С миром же прежним поэт должен порвать, ибо нельзя совместить сразу два противоположных мира: Пускай зовут: Забудь поэт! Вернись в красивые уюты! Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта - нет. Покоя - нет В этом отношении показательна поэма Блока “Соловьиный сад”. В духовном мире лирического героя поэмы отразились те противоречия, которые переживал сам Блок. Противоречия, связанные с пониманием долга поэта.

Поэт, как и герой “Соловьиного сада”, стоит перед выбором между личным, эгоистическим счастьем и пользой, при этом фактически жертвуя собой. Идея жертвенности поэта сохраняется в поэзии Блока вплоть до поэмы “Двенадцать”. После этого происходит самый глубокий кризис в творчестве поэта.

Блок понимает, что “мир иной, обетованный и прекрасный” не придет, таким образом, Блок оказывается как бы вне времени и пространства: он отрекся от мира старого, не нашел мира нового. И тогда Блок вновь обращается к имени Пушкина, в котором он видел идеал поэта. В стихотворении “Пушкинскому Дому” отразилась новая творческая концепция Блока, концепция глобальная, утверждающая внутреннюю свободу поэта как наивысшую ценность. Здесь же отразилось и окончательное восприятие поэзии как рода художественной литературы.

Поэзия не должна быть сиюминутной, она должка быть всеобъемлющей, охватывать самые различные, пусть и незначительные, жизненные проявления, находя в них красоту. В поэзии должны слышаться: Звоны ледохода На торжественной реке. Переклички парохода С пароходом вдалеке и вообще все, что мило и дорого сердцу. Таким образом, тема творчества в лирике Блока прошла как бы три основных этапа, с которыми менялась трактовка поэтом данной темы. Первый период, связанный с влиянием символизма, утверждал необходимость отрыва поэта от суетного мира и обращения его к прекрасному. Для второго же этапа характерна прямо противоположная творческая концепция, требующая подчинения поэта законам времени.

И, наконец, последний этап, представленный фактически одним стихотворением, является объединяющим оба предыдущих этапа и как бы примиряющим поэта и окружающий его мир. Список литературы 1. Михайлов А.А. Изучение творчества А.А.Блока. М.: Молодая гвардия, 1988 г. 2. Абрамов А.С. Блока А.А. Жизнь и творчество.

М Просвещение, 1976 г. 3.Просвирина И.Ю. Блок А.А. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988 г. 4. Блок А.А. Избранное. М Молодая гвардия, 1988 г. 5. Павлов П.В. Писатель Блок. М Молодая гвардия, 1988 г.