рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Антитеза Добра и Зла в мировой литературе

Работа сделанна в 2004 году

Антитеза Добра и Зла в мировой литературе - раздел Литература, - 2004 год - Антитеза Добра и Зла в романе Сергея Лукьяненко "Ночной Дозор" Антитеза Добра И Зла В Мировой Литературе. Для Того Чтобы Начать Рассмотрение...

Антитеза Добра и Зла в мировой литературе. Для того чтобы начать рассмотрение темы данной работы, следует рассмотреть понятие антитезы.

Антитеза (от греч. antithesis – противоположение) – это обозначение всякого содержательно-значимого контраста, хотя в отличие от него антитеза всегда демонстрируется открыто (часто через слова-антонимы), в то время как контраст может быть и неявным, намеренно скрытым. Таким образом, антитеза – это синоним слов «противостояние», «противопоставление». Противостояние Добра и Зла в мировой литературе – тема, которая волновала многих писателей практически во все времена.

В народных и авторских сказках очень часто силы Зла противостоят силам Добра. В результате Добро всё-таки побеждает Зло. Но в сказках представителями двух противостоящих друг другу миров в основном являются люди или выдуманные сказочные персонажи. В более же «взрослых» произведениях затрагиваются темы противостояния Света и Тьмы (как в романе «Ночной Дозор») или выбора человека между Господом и Дьяволом.

На примере двух произведений из классики мировой литературы», в которых наиболее ярко показано противостояние сил Добра и Зла, – «Мастер и Маргарита» и «Фауст – рассмотрим проблему антитезы Добра и Зла в литературе. 1.1 Противостояние Добра и Зла в трагедии «Фауст» Гёте «…так кто ж ты, наконец? - Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». И.В.Гёте. «Фауст» Трагедия «Фауст» основана на старинной народной легенде о докторе Фаусте, вступившем в союз с дьяволом ради знания и власти над природой.

Замысел «Фауста» созрел на гребне исторического перелома, в условиях напряженной идеологической борьбы между феодально-реакционными и прогрессивно-демократическими лагерями. Сторонники феодальной реакции, стремясь опорочить французскую революцию и предотвратить революционное движение в будущем, доказывали, что усилия людей, направленные на переустройство общества, бесплодны. Человек в их оценке – существо слабое и ничтожное, его разум бессилен познать и тем более изменить существующий мир. Своей драмой «Фауст» Гёте включился в идеологическую борьбу против феодальной реакции.

Он поднял вопрос о человеке и человеческом разуме, о смысле человеческой жизни, стремясь понять законы и перспективы развития общества, оценить возможности людей перестроить мир. Главная проблема «Фауста» намечена в «Прологе на небесах». В споре между Мефистофелем и Господом сталкиваются две противоположные точки зрения относительно человека.

Мефистофель, выражая взгляды идеологов реакции, считает, что человек – существо жалкое и слабое. Крупицы разума, которыми он владеет, не заглушили в нем животной природы, не сделали его жизнь счастливой. Устами Господа выражена точка зрения просветителей, которые верили, что человеческий разум, пройдя через многие заблуждения, может познать истину. Спор между Господом и Мефистофелем разрешается затем на примере судьбы Фауста.

Фауст – конкретная индивидуальная личность и в то же время символ человечества. Изображая трудный путь своего героя, Гете решает не только вопрос о смысле жизни отдельного человека, но и вопрос о судьбах человечества. Фауст – это большой ученый, неутомимый искатель, возвышенная душа и дерзновенный ум, бесстрашно стремящийся к истине. Жизненный путь Фауста – это поиски смысла жизни, поиски счастья в высоком значении этих слов. Путь этот долог и тернист, наполнен трудами, тяжелыми испытаниями, утратами, разочарованиями, борьбой.

В трагедии раскрываются этапы этого пути. Сначала Фауст стремится найти смысл жизни в науке. Он посвятил ей всю свою долгую жизнь, изучил философию, право, медицину, богословие, постиг всю средневековую премудрость, но удовлетворения не нашел. Наука не открыла ему тайны природы и не дала постигнуть «мира внутреннюю связь». С горечью вынужден признаться себе Фауст и в том, что его ученые знания не принесли и пользы людям.

Устами Фауста Гете критикует средневековую и современную ему официальную науку за оторванность от жизни, за схоластику и догматизм. Разочарование в науке заставило Фауста обратиться к познанию живой человеческой жизни. Путеводителем Фауста становится Мефистофель, с которым он заключает договор: Фауст готов умереть и отдать дьяволу свою душу, если с его помощью хотя бы на одно мгновение ощутит полное удовлетворение. Между Фаустом и Мефистофелем устанавливается своеобразное сотрудничество, но в то же время происходит и постоянная внутренняя борьба.

Фауст ищет удовлетворения на пути к высоким целям, в то время как Мефистофель стремится пробудить в нем низменное животное начало и заставить его отдаться эгоистическим наслаждениям. Сначала Мефистофель пытается вовлечь Фауста в пьяные пирушки беспечных молодых гуляк, потом хочет опьянить его страстью к женщине, а затем толкнуть его в омут разнузданной чувственности и, наконец, ведет его в «большой свет», ко двору императора, стараясь соблазнить светской легкомысленной жизнью, славой, властью и государственными почестями. Хотя Фауст показан вполне земным человеком, способным поддаваться действию страстей, совершать ошибки и заблуждаться, все же высокое гуманное начало берет в нем верх. Как ни старается Мефистофель, ему не удается заглушить возвышенные стремления Фауста.

Познавая жизнь в ее радостях и горестях, в ее светлых и мрачных сторонах, он постепенно идет к истине. Важным этапом во внутреннем развитии Фауста, в его поисках счастья и смысла жизни является его любовь к Маргарите.

Мефистофель хотел вызвать в душе Фауста эгоистическую страсть, которая подавила бы в нем гуманистическое начало. Но на деле получилось иначе. Любовь Фауста к Маргарите выливается в большое полноценное чувство, связанное с высокими духовными переживаниями. Она обогащает его душу радостью и страданием, пробуждает в нем чувство ответственности за судьбу другого человека. Гибель Маргариты — жертвы религиозных и феодальных традиций — раскрывает перед ним те несправедливости, ту бездну зла, которые царят в княжеской Германии, убеждает его в том, что личное счастье в условиях современного феодального строя, основанного на преступлении и насилии, невозможно.

Пережитая трагедия становится толчком к новым поискам Фауста. Он видит необходимость выйти из сферы частной жизни в сферу общественного действия. Так тянется нить от 1-й части «Фауста» ко 2-й, к пятому действию, где дается решение поставленных проблем.

В награду от императора Фауст получил участок земли около моря. Он развернул здесь широкое строительство: воздвиг плотины, осушил большую часть берега, построил город, который посылает свои суда за море. Вступив в борьбу с грозной стихией, Фауст представляет свою деятельность как деятельность социальную, направленную на благо людей. В мечтах он видит богатую страну, созданную на отвоеванной у океана земле, в которой будет жить счастливый, свободный и трудовой народ. И вот только теперь — в труде, в преобразовании жизни, в служении народу — Фауст находит глубокое удовлетворение.

Пафосом созидания и социального подвига проникнут последний предсмертный монолог Фауста, в котором дается «конечный вывод мудрости земной». Утверждая созидательный труд на благо миллионов людей как высшую цель и счастье человеческой жизни, Гете тем самым оптимистически и гуманистически решает вопрос о человеке, о человеческом разуме и его возможностях. Если идеологи реакции (а с ними и Мефистофель) считали человека слабым и ничтожным существом, ищущим «покоя и довольства», то Гете (и его Фауст) утверждает величие человека и способности его разума познать мир и активно воздействовать на него. 1.2 Добро и Зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова «…что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти на кесарей, ни какой-либо иной власти.

Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита» Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» был начат в 1928 или 1929 г. Черновые тетради датированы писателем так: 1929—1931; 1928—1937; 1929—1938 Е. С. Булгакова предлагала считать: в 1928 г. роман задуман; возможно, сделаны выписки или наброски; с 1929 г. роман пишется.

Среди действующих лиц первой редакции не было Мастера и Маргариты. Это был «роман о дьяволе», сатирическая фантасмагория, сатирическая феерия, разрезанная вставной новеллой о Христе и Пилате — «евангелием от дьявола». В начале 1930 г. Булгаков свой незаконченный роман сжег. 28 марта того же года писал в известном своем письме правительству СССР: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе » От сожженного романа остались предварительные черновики: две общие тетради с изорванными листами и небольшая пачечка листков (точнее, половинок разорванных по вертикали листков) третьей тетради.

В 1931 г. писатель ненадолго возвращается к отброшенному роману, переписывает несколько глав (тетради сохранились). Возможно, эту работу имеет в виду, когда пишет (в набросках неотправленного письма к И. В. Сталину): «А по ночам стал писать.

Но надорвался » Эпиграфом к роману является фраза из трагедии «Фауст»: «…так кто ж ты, наконец Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». В романе Булгакова не раз еще будет проведена параллель с «Фаустом» и не раз будет упомянут сам Гёте. Например: «Вон группа брокенских гуляк» (Коровьев, Глава 23). Брокен – вершина в горах Гарца, на которой, по немецким народным поверьям, собирались ведьмы и колдуны.

Сюда в «Фаусте» в Вальпургиеву ночь Мефистофель приводит Фауста. Или: «В густейшей зелени сидело несколько парочек с бокалами, да еще бродил одинокий человек, с любопытством изучающий отчаянно орущих на всех языках попугаев. Человек этот оказался директором театра Гёте, и ему Маргарита успела послать только обольстительную улыбку и одну фразу – что-то о попугаях». Мир потусторонних сил в романе «Мастер и Маргарита» возглавляет Воланд – дьявол, сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней» (все эти определения встречаются в тексте романа). Само имя Воланд взято из «Фауста», где оно упоминается лишь однажды и в русских переводах обычно опускается.

Так называет себя Мефистофель в сцене Вальпургиевой ночи, требуя от нечисти дать дорогу: «Дворянин Воланд идет!» Воланд появляется «однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах» в тот момент, когда между поэтом Иваном Бездомным и редактором литературного журнала Михаилом Александровичем Берлиозом происходит беседа по поводу новой поэмы Ивана о Христе.

Берлиоз объясняет Бездомному, что в своей поэме Иван должен доказать, что никакого Христа на самом деле не существовало. «Нет ни одной восточной религии, в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав, ничего нового, точно также создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых.

Вот на это-то и нужно сделать главный упор…» Берлиоз пытается доказать появившемуся Воланду (даже не подозревая о том, с кем разговаривает), что жизнью управляет сам человек, а не какие-то силы свыше. То есть Берлиоз не верит в существование Бога, а значит, не верит и в существование Дьявола – Воланда. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей.

Суд над ними свершится не по законам Добра, они предстанут перед судом преисподней. В сложившейся ситуации со злом бороться следует силам Зла, чтобы восстановить справедливость. 2 Антитеза добра и зла в романе «Ночной Дозор» 2.1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антитеза Добра и Зла в романе Сергея Лукьяненко "Ночной Дозор"

На ночных улицах живёт другая опасность – те, что называют себя Иными. Вампиры и оборотни, колдуньи и ведьмаки. Те, кто выходит на охоту, когда… Множество визуальных эффектов, яркие костюмы и профессиональная игра известных… Силы Добра и Зла являются одушевлёнными и находятся в постоянной борьбе за право влияния на судьбу всего человечества…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Антитеза Добра и Зла в мировой литературе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образ Антона Городецкого как борца за соблюдение условий Договора
Образ Антона Городецкого как борца за соблюдение условий Договора. Мы – Иные, Мы служим разным силам, Но в сумраке нет разницы между отсутствием тьмы и отсутствием света. Наша борьба способн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги