рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Книга ни о чем - книга об очень многом

Книга ни о чем - книга об очень многом - раздел Литература, Бунин Книга Ни О Чем - Книга Об Очень Многом. Оказавшись За Рубежом, За Несколько Л...

Книга ни о чем - книга об очень многом. Оказавшись за рубежом, за несколько лет до начала работы над романом об Арсеньеве Бунин, терзаемый положением изгоя, неверием в свои творческие возможности, попал в полосу творческого кризиса, вызванного явственным ощущением необходимости новых творческих импульсов.

Эмиграция не только лишила его притока свежих впечатлений, но и обострила его предрасположенность к тому, что он называл грустью, но что являлось чем-то более суровым - тоской бытия. Запись, относящаяся к октябрю-ноябрю 1921 года, наглядно свидетельствует о том тяжелом состоянии, в котором находился в эти годы Бунин Все дни, как и раньше часто и особенно эти последн ие проклятые годы, м ожет б ыть, уже погубившие меня мучения, порою отчаяние - бесплодные поиски в воображении, попытка выдумать рассказ хотя зачем это и попытки пренебречь этим, а сделать что-то новое, давным-давно желанное, и ни на что не хватает смелости, что ли, умения, силы а, м ожет б ыть и законных художественных оснований начать книгу, о которой мечтал Флобер, книгу ни о чем, без всякой внешней связи, где бы излить свою душу, рассказать свою жизнь, то, что довелось видеть в этом мире, чувствовать, думать, любить, ненавидеть И.А. Бунин. Дневники.

Собр. соч. в 6-ти томах.

М. Художественная литература, 1988. Т.6, с. 254 Такой книгой оказалась впоследствии Жизнь Арсеньева, к которой, как мы теперь видим, Бунин внутренне был подготовлен уже в самом начале 20-х годов. Эта книга ни о чем оказалась на самом деле книгой об очень многом о любви, о смерти, о трагической радости существования в грозном и одновременно прекрасном мире книга о России и о творческой силе памяти.

Многие русские писатели, оказавшиеся в эмиграции, обращались к художественным мемуарам, воспоминаниям о Родине. Можно назвать А.Н. Толстого Детство Никиты , А. И. Куприна Юнкера , И. С. Шмелева, Б.К Зайцева и др. В том же ряду стоит и роман Жизнь Арсеньева. Это самая замечательная книга Бунина в эмиграции и самое бунинское произведение. Марк Алданов назвал его одной из самых светлых книг русской литературы Алданов М.А. Комментарии.

Бунин И.А. Собр. соч. В 8 т М 1996 Среди произведений, принадлежащих к так называемым художественным автобиографиям, Жизнь Арсеньева занимает место, единственное в своем роде. Когда некоторые современники рассматривали эту книгу как биографию самого автора, Бунин негодовал, горячо возражал против утверждений, что в Жизни Арсеньева описал собственную жизнь, хотя не отрицал привнесения многого автобиографического. Журналисту и писателю Андрею Седых Бунин говорил Вот думают, что история Арсеньева - моя собственная жизнь.

А ведь это не так. Не могу я правду писать. Выдумал я и мою героиню. И до того вошел в ее жизнь, что, поверив в то, что она существовала, и влюбился в нее Беру перо в руки и плачу. Потом начал видеть ее во сне. Она являлась ко мне такая же, какой я ее выдумал. Проснулся однажды и думаю господи, да ведь это, быть может, главная моя любовь за всю жизнь. А, оказывается, ее не было Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии с 1870 по 1917 . Изд. 2-е М. Художественная литература, 1983 С. 48 - 49. Подобные свидетельства Бунина весьма ценны, ибо помогают вникнуть в своеобразие его автобиографизма. Когда Бунин возражал против утверждений, что якобы Арсеньев всего лишь его псевдоним, а все поступки и помыслы героя являются отражением авторской биографии, он, конечно, был прав. Ибо протестовал против домыслов, что занимается всего лишь пересадкой в роман собственной биографии.

Соглашался он с иным с тем, что творчески переосмыслял обстоятельства своей жизни, пронизывал их своей фантазией, а в творения свои способен был влюбиться, как Пигмалион в Галатею.

В одном из интервью признал Можно при желании считать этот роман и автобиографией, так как для меня всякий искренний роман - автобиография. И в этом случае можно было бы сказать, что я всегда автобиографичен. В любом произведении находят отражение мои чувства. Это, во-первых, оживляет работу, а во-вторых, напоминает мне молодость, юность и жизнь в ту пору Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии с 1870 по 1917 . Изд. 2-е М. Художественная литература, 1983 С. 49 Бунин поясняет автобиографичность - это не использование своего прошлого в качестве канвы произведения, а использование своего, только мне присущего, видения мира и вызванных в связи с этим своих мыслей, раздумий и переживаний Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии с 1870 по 1917 . Изд. 2-е М. Художественная литература, 1983 С.49 Это не автобиография писателя, как считали многие критики, что приводило Бунина в негодование.

Иван Алексеевич утверждал, что всякое произведение у любого писателя автобиографично в той или иной мере. Если писатель не вкладывает часть своей души, своих мыслей, своего сердца в свою работу, то он не творец Правда, и автобиографичность - то надо понимать не как использование своего прошлого в качестве канвы произведения, а, именно, как использование своего, только мне присущего, видения мира и вызванных в связи с этим своих мыслей, раздумий и переживаний Бабореко А.К. И.А. Бунин. Материалы для биографии с 1870 по 1917 . Изд. 2-е М. Художественная литература, 1983 С.49 Поэтому автобиографическая основа его несомненна.

Но важно отметить, что отраженные в нем детские и отроческие впечатления, жизнь в усадьбе и учеба в гимназии, картины природы и быт нищающего дворянства служат лишь канвой для философской, религиозной и этической концепции Бунина.

Такое художественное переосмысление собственной биографии дало возможность В.Ф. Ходасевичу назвать роман Бунина вымышленной автобиографией, автобиографией вымышленного лица Бабореко А.К. Комментарии Бунин И.А. Собр. соч. В 8 т М 1996 Т.5. -С. 567 - 568 Это не автобиографическое произведение вроде трилогии Толстого, где пересказывается собственная жизнь с некоторой поэтической дистанции. Жизнь Арсеньева - это воссоздание своего восприятия жизни и переживание этого восприятия восприятие восприятия или память о памяти. Это роман-воспоминание, роман о прошлом, настоящем и будущем России, роман-исповедь, роман - гимн миру и жизни человеческой.

Бунин постоянно стремится к преодолению времени в романе присутствуют время прошлого и время настоящего повествования, часты переброски из одного времени в другое, нарушения временной последовательности. Но вместе с тем это не объективная реконструкция прошлого, а создание особого мира, иной реальности благодаря сознанию автора ничтожные и обыденные вещи, преображаясь, становятся загадочно прекрасными.

Жизнь Арсеньева - уникальное произведение в русской литературе, развивавшейся до Бунина в русле толстовско-достоевского психологизма.

Замысел книги об Алексее Арсеньеве был написать Жизнь артиста - поэта, в чьей душе уже с детства переплавляются все впечатленья бытия, чтобы впоследствии быть претворенными в слове. Поэтому Жизнь Арсеньева, с одной стороны, есть действительно автобиография вымышленного лица некоего собирательного рожденного стихотворца, а не конкретного Ивана Алексеевича Бунина.

С другой же стороны, эта книга - самая исповедальная из бунинских творений - такова ее диалектика, двуединство реальности и вымысла, слияние правды и поэзии, воссоздания и преображения. Отсюда же и двуплановость книги, постоянное присутствие автора, прошедшего уже немалый жизненный путь, его теперешняя точка зрения, его сегодняшнее мироощущение, как бы вливающееся в то, давнее взаимопроникновение былого и настоящего возврат в детство, в юность - и тут же скачок в сегодняшний день, в собственное шестидесятилетие то растворение в прошлом, то ретроспективное его воссоздание.

Все это создает некий льющийся поток сознания, воплощенный в такой же текучей, непрерывающейся, неспешной и плавной, с длинными периодами, лирической прозе. Книга позволяет читателю лучше понять Бунина-человека, оценить масштаб личности Бунина-писателя - Нобелевского лауреата, получившего на родине в силу рокового хода истории только посмертное призвание.

Жизнь Арсеньева - это роман - размышление об ушедшей России дореволюционного времени, с которой у Бунина связаны вся жизнь, все творчество и все его мысли. Неоднократно он напоминает о своей принадлежности к русской нации очень русское было все то, среди чего я жил И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С. 50 я рос во времена величайшей русской силы и огромного сознанья ее И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.73 Тщательно, но очень пристрастно прослеживает Бунин историю России, какой она складывалась на рубеже веков.

Для него это история его падения, дичания, гибели. Он восхищается русской силой и возросшим в эпоху юности Арсеньева огромным сознаньем ее. Однако тут же Бунин спрашивает Куда она девалась позже, когда Россия гибла? Как не отстояли мы всего того, что так гордо называли мы русским, в силе и правде чего мы, казалось, были так уверены? И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.54. Бунин-художник всегда осознавал человека как звено в цепи поколений.

Эта тема звучит и в романе. Память истории, память поколений живёт осознанно или бессознательно в каждом человеке и движет, наряду с влиянием современности, его поступками, определяет его побуждения и склонности. Эту мысль Бунин воспринял ещё в 1900-е годы из восточных философских учений, которыми увлёкся после своих путешествий по Востоку. Но в романе эта мысль приобрела новое значение.

Бунину важно было сказать, что процесс восприятия современности есть не что иное, как узнавание прошлого, невозвратимо ушедшего Художественная память, согласно позднему Бунину, способна возвысить человека над хаосом проходящей жизни, поэтому она более реальна, чем поток непосредственных воздействий действительности. Вне эстетики, по Бунину, бессмысленно искать оправдание бытию, лишь творчество наделяет его смыслом. В основе бунинского повествования почти всегда - поток памяти.

Более того - память для Бунина существует в виде чувства собственной неразрывной связи со Всебытием термин, употребляемый Буниным, с предками, как припоминание своих прежних жизней. Отсюда недоверие Бунина к рационализму - главным в человеческом восприятии оказывается интуиция. Существование, лишенное памяти это величайшая беда. Только закрепленное памятью прошлое составляет для Бунина предмет высокого искусства. Невозможно одновременно понять и оценить переживаемый момент запаздывание нашего осознания передано Буниным в одном из его лучших рассказов - Солнечный удар. Жизнь как она есть - лишь материал, из которого душа человека с помощью памяти вырабатывает нечто эстетически ценное.

Именно поэтому Бунин ощущает неприязнь к категории будущего, где вероятно только одно - смерть. Писатель пытается бороться со временем, пытается возвратить утраченное время именно это проявится в его автобиографическом романе Жизнь Арсеньева. Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленные. И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти томах.

М. Сантакс, 1994 Т.5, с.5. Этими словами открывается Жизнь Арсеньева. В основе романа - созерцание и переживание памятных мгновений жизни, своего прошлого, своего духовного мира, какими они видятся автору сегодня. Основное настроение романа передаёт лирический возглас писателя, когда он вспоминает об ушедшем времени и людях его Сказка, легенда - все эти лица, их жизни и эпохи! Точно такие же чувства испытываю я и теперь, воскрешая образ того, кем я когда-то был. Был ли в самом деле И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.47 В этой удивительной книге слились воедино проза и поэзия, эпическое повествование о России и лирика, создав некий новый жанр лирической эпопеи. И хотя лейтмотив романа - тема утрат, однако, в отличие от других произведений Бунина той поры, он лишён трагической тональности.

В нём прозвучала страстная убеждённость писателя в силе и власти любви над смертью.

Бунин работал над романом с 1930 года в течение нескольких лет. Написано было пять частей романа, а герой доведен до двадцатилетия на этом автор его покинул и больше к замыслу не возвращался, как ни убеждали его это сделать Роман представляет собою лирическую исповедь героя, повествование о формировании личности художника от истока дней, через восторги и муки первой любви, радости творчества к осознанию невозвратимости ушедшего.

Повествование строится как внутренний монолог героя-рассказчика, поток сознания. На первый план выдвигается его личность, главный предмет изображения - его внутренняя жизнь, эмоционально окрашенные впечатления, внерациональные устремления, раздумья и чувства. Бунинский роман существенно отличается по своей структуре и настроению от других автобиографических произведений Детства. Отрочества. Юности Л.Н. Толстого, Семейной хроники , Детских годов Багрова-внука С.Т. Аксакова, Детства Никиты А.Н. Толстого, в которых обрисовано бытие множества людей, у И. Бунина история души раскрывается преимущественно в лирическом монологе.

Константин Паустовский о романе Бунина сказал, что Жизнь Арсеньева в каких-то своих частях напоминает картины художника Нестерова Святая Русь и На Руси. Эти полотна - наилучшее выражение страны и народа в понимании художника Еще он писал Это не автобиография. Это - слиток из всех земных очарований, горестей, размышлений и радостей. Это - удивительный свод событий одной-единственной человеческой жизни И далее Новизна Жизни Арсеньева еще и в том, что ни в одной из бунинских вещей не раскрыто с такой простотой то явление, которое мы, по скудости своего языка, называем внутренним миром человека.

Как будто есть ясная граница между внутренним и внешним миром? Как будто внешний мир не являет с сбой одно целое с миром внутренним? К. Паустовский. Наедине с осенью. Портреты, воспоминания, очерки. М 1957 с.72-73. Центральный и единственный герой книги Алексей Арсеньев - не только русский юноша, формирующийся в условиях российской действительности конца XIX столетия, проходящий через искус радикальных течений и освободительной борьбы того времени, но и человек, чей внутренний опыт уже вобрал в себя трагический, но и величественный опыт столетия ХХ, мировых войн и революций, переживший горечь разочарования и утраты родины.

В одном образе Бунин объединяет, казалось бы, необъединимое - XIX век с XX, русского дворянского отпрыска и юношу, возросшего в условиях европейской духовной жизни 20-30-х годов.

Собственная жизнь, биография, внутренний мир, которые во многом служат для И. Бунина исходным материалом, сочетаются с вымыслом и обобщением. В результате автор-рассказчик выступает в первую очередь как художественный образ, который похож и одновременно не похож на реального биографического автора. Равенство же автора и героя-рассказчика в конечном итоге сводится не к биографическим, историческим и конкретно-бытовым реалиям, а к сходным духовным процессам и душевным переживаниям ощущение гармонии детства, муки взросления, первые влюбленности, искушение творчества, испытание катастрофой, постигшей Россию, утрата родины, боль и горечь изгнания. Автор и рассказчик в определенной степени тождественны.

Однако при всем при этом рассказчик находится и действует в том же мире, что и остальные персонажи, тогда как автор, хотя и воплощается в текстовой реальности, все же возвышается над ней, стоит над героями.

Люди-родные, близкие, знакомые - были только частью огромного мира, который входил в мальчика бесчисленным множеством своих воплощений, и в первую очередь, конечно, природой. Главному герою книги, Алексею Арсеньеву, писатель дарит собственные черты художника, творца, поэта. Алексей Арсеньев наделен обостренным чувством жизни, именно поэтому ему свойственно и повышенное чувство смерти, для него естественны размышления о неразгаданной тайне начала и конца существования, о смысле бытия, и, конечно, о собственном предназначении в жизни. Эти вопросы всегда волновали Бунина, как и всякого большого художника, и он не мог не писать об этом в своей книге, посвященной жизни творческой личности.

Как считают исследователи, в Жизни Арсеньева объединено всё написанное ранее. Темы и настроения прежних произведений так или иначе отразились в этом романе. Этот роман как бы подводит итоги всего бурного творчества великого русского писателя. Жизнь Арсеньева писалась в тот период жизни писателя, когда свойственное Бунину повышенное ощущение бытия не только не ослабевало с годами, а, напротив, все более и более укреплялось, приобретая новые оттенки.

Обостренное чувство тайн и бездн жизни, ее каждого мгновения имело обратной стороной столь же повышенное ощущение конца, такой же неразгаданности его, как и начала всякого существования. Человек не знает своего начала, не помнит и не может помнить его, и точно так же не знает и не постигает того, что будет, когда оборвется его жизнь.

Эта мысль Бунина, рожденная еще в его путевых дневниках десятых годов, кочует по многим зрелым и поздним его произведениям. Неотступно присутствует она и в Жизни Арсеньева, не всегда высказанная прямо, но подразумеваемая постоянно. Характерно, что так называемое сиюминутное существование приобретало с годами для Бунина все большую ценность хотелось уберечь его от ударов судьбы, каждый из которых мог оказаться роковым, продлить его, порою мучительное, очарование Жизнь Арсеньева не только исповедальная книга Бунина, полная воскрешений былых чувств, но и итоговая, но и беспощадно полемичная по отношению к собственному прошлому.

Бунин мог в какой-то мере оспаривать автобиографичность Арсеньева, но исповедальный накал выдает автора, он вобрал в себя главенствующие элементы его творчества мысли, пристрастия, предрассудки, ненависть - все, что было и осталось присущим автору этой исповеди. То, что книгу создавал поздний Бунин, видно хотя бы уже по тому, что он не только тщательно избегал в ней общественных вопросов, но, наоборот, не удержавшись, ядовито ухмыльнулся над легкомысленностью, восторженностью, что так присуща была дворянскому племени и не покидала Радищевых, Чацких, Рудиных, Огаревых, Герценов даже и до седых волос И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.73. Он считал, что все это от стремления к романтике, от жажды веселого безделья под видом кипучей деятельности, опьянения себя сходками, шумом, песнями, всяческими подпольными опасностями мечтами об обысках и тюрьмах, о громких процессах и товарищеских путешествиях в Сибирь, на каторгу, за Полярный круг! И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.74. Он не понимал бесцельной деятельности и работу на пользу общества не признавал Как, я должен принести себя в жертву какому-нибудь вечно пьяному слесарю или безлошадному Климу, да и Климу-то не живому, а собирательному, которого в жизни замечают так же мало, как любого едущего по улице извозчика И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.152. Никакого долга перед народом я не чувствовал и не чувствую.

Ни жертвовать собою за народ, ни служить ему я не могу и не хочу И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.142. Будущим поколениям литераторов он советовал Вот о крышах, о калошах, о спинах надо писать, а вовсе не затем, чтобы бороться с произволом и насилием, защищать угнетенных и обездоленных, давать яркие типы, рисовать широкие картины общественности, современности, ее настроений и течений! И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.209 потому что общественность - не дело поэта И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.183 Он восхищается русской литературой Пушкиным, Лермонтовым, Толстым, Гоголем.

Слово о полку Игореве его сводило с ума И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.161 А какое более русское произведение можно найти! Не раз он вспоминает русские сказки.

Не зря же говорили на Руси Сказка - ложь, да в ней намек. Но главная правда книги - правда исповеди поэта. В эту исповедь, творческую и человеческую, втянут весь подвластный сознанию Арсеньева мир. Само рождение в мир, осознание этого события идет в сокровищницу душевных впечатлений Алексея Арсеньева, чтобы на всю жизнь остаться там. Бунин подарил Арсеньеву свою страстную влюбленность в природу, сверхчувствительность к ней. Каждое слово пронизано восхищением русской природой и преклонением перед ней. Так и видишь перед собой лиловую синеву неба И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.43 могучие ветвистые дубы И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.82 золотисто-рыжего вальдшнепа И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.55 Философско-созерцательное отношение к природе побуждало Арсеньева к раздумьям не по возрасту зрелым о загадках и смысле самого бытия, мироздания, о бесконечности времени и пространства, постичь которые не в силах человеческий мозг Всякое жизненное впечатление переплавлялось в сознании мальчика его душа не ленилась, а, напротив, неустанно вела свою тайную работу. Каждая из пяти книг Жизни Арсеньева заключает в себе этапы, вехи этой духовной работы, происходящей в герое.

Дом, родители окружающая природа первая увиденная смерть религия чтение Пушкина и Гоголя преклонение перед братом Георгием казенщина и серость гимназии первые влюбленности стремление познать мир и первые путешествия.

И - уже со школьных лет а может быть, и еще раньше смутное желание выразить, сказать себя, томление от невозможности это сделать первые мечты о творчестве.

Арсеньеву хочется что-нибудь выдумать и рассказать в стихах, понять и выразить что-то происходящее в нем самом.

Вторая книга начинается с описания дороги и нового чувства маленького героя Я впервые почувствовал поэзию забытых больших дорог, отходящую в преданье русскую старину. И далее В чем заключалось очарованье того что я почувствовал тогда? В ощущенье России и того, что она моя родина? В ощущенье связи с былым, далеким, общим, всегда расширяющим нашу душу, наше личное существование, напоминающим нашу причастность к этому общему? Эти слова рождают множество мыслей и ассоциаций большие дороги России, ощущение связи с нею, с ее прошлым, сознание своей сопричастности всему этому, не утраченному до конца дней. В этом - истоки дней. В главе II тема повторяется Очень русское было все то, среди чего я жил в мои отроческие годы. Самая важная часть Жизни Арсеньева - книга пятая.

В ней говорится об окончательном формировании Арсеньева в поэта.

Бунин опускает тяжелые годы своей жизни, годы нужды, случайной и неинтересной работы, душевной депрессии.

Арсеньев как бы перешагивает весь этот период. Оставшись наедине с самим собой после расставания с любимой, он весь отдается борьбе с неосуществимостью с самим собой и с миром с тем, что он стремится выразить в слове и что не дается ему. И эта борьба за самое главное счастье - научиться образовать в себе из даваемого жизнью нечто истинно достойное писания И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. Соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С. 312 заслоняет все другие чувства и стремления. И в один прекрасный день счастье творчества вдруг открывается ему, когда на место душевных терзаний и мучительных поисков приходит спокойствие и очень простое решение без всяких притязаний, кое-что вкратце записывать - всякие мысли, чувства, наблюдения. Так рождается художник-лирик, поэт, который должен писать обо всем, что наблюдает и чувствует.

Так рождается чувство долга художника, столь же органичное, сколь и сама потребность творчества.

Художник, навечно запечатлевший ужасающую сирость крестьянской Руси, ее исторически предельный тип идиотизма деревенской жизни, он ныне вспоминал Россия в мои годы жила жизнью необыкновенно широкой и деятельной, число людей работающих, здоровых, крепких все возрастало в ней. Однако разве не исконная мечта о молочных реках, о воле без удержу, о празднике была одной из главнейших причин русской революционности? И что такое вообще русский протестант, бунтовщик, революционер, всегда до нелепости отрешенный от действительности и ее презирающий, ни в малейшей мере не хотящий подчиниться рассудку, расчету, деятельности невидной, неспешной, серой? Как! Служить в канцелярии губернатора, вносить в общественное дело какую-то жалкую лепту! Да ни за что - карету мне, карету! И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.74. Говорит писатель и о давно известной пагубной страсти русских - выпивке. Мужики так и говорят по водку Как можно! От ней в человеке развязка делается! Знаменитое Руси есть веселие пити вовсе не так просто, как кажется.

Не родственно ли с этим велением и юродство, и бродяжничество, и радения, и самосжигания, и всяческие бунты И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.75. А, учитывая, что первобытно подвержен русский человек природным влияниям И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.68 то вольность была присуща в прежние времена на Руси далеко не одному дворянству И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.84. Но несмотря на все недостатки, все парадоксы русской души, писатель гордился тем, что он - русский Гордость чем? Тем, конечно, что мы русские, подлинные русские, что мы живем той совсем особой, простой, с виду скромной жизнью, которая и есть настоящая русская жизнь и лучше которой нет и не может быть И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.73. И даже находясь вдали от своей родины как раз во время создания романа, он никогда не забывал об этой гордости Гордости Россией и всем русским было в излишестве. И не один Ростовцев мог гордо побледнеть тогда, повторяя восклицание Никитина Это ты, моя Русь державная! И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.56. Роман Жизнь Арсеньева служит еще одним подтверждением этому.

Теперь для него гордость за Россию - это гордость за Россию прежнюю, какой она была до революции.

Но не могло величие такой могучей страны бесследно кануть в Лету? Поэтому еще раз хочу повторить вопрос, который лейтмотивом проходит через, наверное, все произведения Бунина эмигрантского периода Куда она девалась позже, когда Россия гибла? Как не отстояли мы всего того, что так гордо называли мы русским, в силе и правде чего мы, казалось, были так уверены? И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.54. Следует отметить употребляя местоимение мы, писатель берет на себя ответственность за творящееся в России наравне со всеми остальными.

Мне кажется, он в некоторой степени даже винит себя за то, что случилось.

Вина же наша в том, что мы забываем уроки, которые дала нам история.

Мы снова и снова повторяем те же ошибки.

И не случайно писатель все время наказывает нам нужно помнить и блюсти свою кровь. И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева Собр. соч. в 6-ти тт. Т.5 М. Сантакс, 1994 С.6. В эмиграции вопрос о будущем оставался для Бунина подернутым густой мглой, он иногда лишь смутно возникал. Осталось только прошлое как исходная причина наступившей трагедии, осталось чувственное восприятие былой действительности. Мыслями и душой он стремился в Россию.

Последние годы жизни старого писателя были омрачены особо острой нуждой постоянно недоставало денег на лечение, квартиру, уплату налогов, долгов. Но особую тоску и безнадежность неутомимый труженик и подвижник писательского ремесла испытывал при мысли, что книги его, никому не нужные, будут пылиться на книжных полках. Были у него основания для сомнений, ведь при жизни не выпало на долю писателя громкой славы, хотя и не был он обойден высокими почестями присвоение звания академика императорской Академии наук в 1909 г присуждение Нобелевской премии в 1933 г Однако произведения его выходили за рубежом нечасто, лишь сотнями экземпляров, и были известны самому узкому кругу читателей.

В письмах и дневниках Бунин говорит о своем желании возвратиться в Москву. Например, Телешову Я сед, сух, худ, но еще ядовит. Очень хочу домой А. Бабореко. И.А. Бунин. Материалы для биографии. М. Худ. лит, 1967 с. 228 . Но в старости и в болезнях решиться на такой шаг было не просто.

Главное же - не было уверенности, сбудутся ли надежды на спокойную жизнь и на издание книг. Указ советского правительства 1946 года О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи писатель назвал великодушной мерой. Однако ждановское постановление о журналах Звезда и Ленинград 1946 , растоптавшее А. Ахматову и М. Зощенко, навсегда отвратило писателя от намерения вернуться на Родину. Он представлял себе обстановку в советской России и прекрасно знал, что по заказу сверху он работать не сможет и также не будет скрывать правды.

Вероятно поэтому, а может быть, еще по каким - либо соображениям, Бунин так и не вернулся в Россию, всю жизнь, страдая из - за разлуки с Родиной. Он отказался от званий и наград, от денег и дачи, от всего - и умер в своей маленькой квартирке на улице Оффенбаха, в Париже, так и не увидев больше своей Родины. В своих воспоминаниях Бунин писал Слишком поздно родился я. Родись я раньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пришлось бы мне пережить 1905 год, потом первую мировую войну, вслед за ней 17-й год и его продолжение, Ленина, Сталина, Гитлера Как не позавидовать нашему праотцу Ною! Всего один потоп выпал на долю ему А. Бабореко.

И.А. Бунин. Материалы для биографии. М. Худ. лит, 1967 С. 228. Хотя творчество Бунина получило широкое международное признание, его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов Темные аллеи, написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, прошел незамеченным.

В конце жизни Бунин создал еще ряд рассказов, а также на редкость язвительные Воспоминания 1950 , в которых советская культура подвергается резкой критике, в которой он открыто написал о своих современниках, ничего не приукрашивая, в ядовито - острых оценках выразил свои мысли о них. Поэтому некоторые очерки из этой книги у нас долгое время не публиковались. Бунина не раз упрекали за слишком критические отзывы о некоторых писателях Горьком, Маяковском, Есенине и др Не будем здесь оправдывать или осуждать писателя, но следует сказать лишь одно Бунин всегда был честным, справедливым и принципиальным и никогда не шел ни на какие компромиссы.

И когда Бунин видел ложь, фальшь, лицемерие, подлость, обман, ханжество - от кого бы это ни исходило - он открыто говорил об этом, так как не мог терпеть этих человеческих качеств. У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому! У зверя есть нора, у птицы есть гнездо Как бьётся сердце горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом С своей уж ветхою котомкой! И.А. Бунин. Стихотворения.

М. Художественная литература, 1985 С. 227-228. Эти стихи, пронизанные чувством одиночества, бездомности и тоски по России, написаны Буниным в эмиграции, начавшейся для него в 1921 году. Там, недалеко от Парижа, он и похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. 4.4. Нет будущего без прошлого. Сравнение Жизни Арсеньева и Окаянныхдней Жизнь Арсеньева, так же, как и Окаянные дни это размышление о России, ее особой исторической судьбе.

Окаянные дни - это дневник, в котором отражена действительность, окружавшая писателя в его последние годы жизни на родине. Повествование в дневнике ведется, естественно, от первого лица. Записи датированы, у Бунина они идут в порядке следования, друг за другом, но иногда наблюдается довольно длительные перерывы - до месяца и более. Это записи, которые делал писатель для себя, для публикации они вначале не предназначались.

В основном дневник обращен к событиям личной и общественной жизни, имеющим особое значение для писателя. Поэтому автор искренен, правдив, его отражение событий происходит сразу, по горячим следам. Здесь Бунин не только наблюдатель, но и невольный участник всех происходящих событий. Он так же реально мог пострадать от рук бесчинствующего народа, как и любой другой человек, он почувствовал на своей шкуре первые последствия революции - раздел имущества, запрещение пользоваться электричеством, инфляцию, безработицу, голод, разрушение исторических памятников, грабежи, пьянство, уголовщину, грязь и кровь на улицах.

Также в дневнике есть мысли и размышления автора по поводу увиденного и прочувствованного. В произведении преобладает ощущение нереальности, жуткости, неприятия писателем всего происходящего. В Отечестве. Окаянные дни состоят из двух частей. В первой, московской части, среди записей преобладают описания увиденных событий уличных происшествий, слухов, диалогов, газетных статей.

Здесь, мне кажется, писатель еще не полностью осознал, какие последствия для него будет иметь происходящее в городе и стране. Во второй, одесской части, автор преимущественно размышляет о виденном, о снах, предчувствиях, переживаниях, это выливается в спор о судьбе России. Таким образом, можно сделать вывод, что сначала Иван Алексеевич находился в своего рода шоке от увиденного в Москве, и его размышления по поводу этого в какой-то степени более эмоциональны, чем аналитичны.

В значительной мере, Окаянные дни - это ассоциативное восприятие исторических событий, в соответствии с уникальностью творческой личности И.А. Бунина. Только находясь в удалении от московских событий, он полностью осознает их значение для России в целом и для него, в частности. К этому прибавляются впечатления, полученные от впечатлений, полученных в Одессе. Все это заставляет великого русского писателя принять единственное правильное для него решение в этой ситуации добровольно покинуть Россию.

Жизнь Арсеньева - это уже классическое литературное произведение, написанное по всем канонам литературного жанра для читателя. Оно было создано Буниным уже в эмиграции. Как и в Окаянных днях, как и практически в других его произведениях, его творениях, здесь через весь роман проходит тема любви к России. Но это уже другая любовь. Первоначально это была любовь-боль, любовь-страдание, далее - она превратилась в любовь-воспоминание.

Временем действия И.А. Бунин совершенно не случайно выбрал потерянную для него и его единомышленников ушедшую, дореволюционную Россию, с которой были связаны творчество и сама жизнь, возможность творческой жизни. Он восхищался силой и мощью тогдашней России, идеализировал ее и одновременно размышлял Куда она девалась позже, когда Россия гибла? Как не отстояли мы всего того, что так гордо называли мы русским, в силе и правде чего мы, казалось, были так уверены? Это период, когда еще впереди были все кровавые события, но, тем не менее, зачатки их чувствуются на протяжении всего романа.

Жизнь Арсеньева создана уже по прошествии некоторого времени после тех событий, которые вынудили писателя покинуть родину. Уже прошло несколько лет, оказалась позади самая острая боль утраты, бессонные ночи. Уже обдумано и передумано столько, что впору сойти с ума. Поэтому он и создал Жизнь Арсеньева, которая стала для И. А. Бунина попыткой ухода от действительности и возвращения в Россию утраченных иллюзий.

Он хотел излить душу, рассказать, что ему довелось видеть, чувствовать, думать, любить, ненавидеть И.А. Бунин. Дневники. Собр. соч. в 6-ти томах. М. Художественная литература, 1988. Т.6, с. 254 потому что невозможно такое забыть. Поэтому боль чувствуется в каждом предложении, в каждом слове. Боль эта никогда не исчезнет, она просто приобретает иной характер. Неизвестно, что было тяжелее для Ивана Алексеевича острая боль утраты, когда в мыслях еще светится Может, они образумятся? Может, поймут, что нельзя так жить или давящая, ноющая боль тоски, когда он уже понимал, что пути назад нет и что вряд ли он когда-нибудь увидит свою родину снова.

Вот эта боль-тоска и есть суть Жизни Арсеньева. Не случайно героем своего романа он сделал сначала ребенка, потом юношу, который был похож на автора, и отнюдь не случайно он рассматривает события, происходящие с героем, как бы с высоты прожитых лет, с высоты своего горького и уникального жизненного опыта.

Как и в Окаянных днях, в Жизни Арсеньева И.А. Бунин неоднократно обращается к истории России. Он вспоминает о былой мощи и славе страны, великих людях и великих событиях, цитирует слова историков - Татищева, Ключевского и других. В обоих произведениях Бунин приходит к выводу жить одним будущим нельзя. Не зная своего прошлого, не зная ошибок истории, не получится построить будущее. Вот в этом еще один скрытый смысл Жизни Арсеньева изложен автором в первых строках романа Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленные И.А. Бунин. Собр. соч. в 6-ти томах.

М. Сантакс, 1994 Т.5, с.5 И этим роман мировоззренчески смыкается с, казалось бы, совсем другим по своему духу произведением - Окаянными днями. В своем дневнике И.А. Бунин настойчиво напоминает о сохранении памяти и реальной оценке событий, которые предшествовали установлению в России Советской власти. В Жизни Арсеньева писатель пытается сказать читателям, что нельзя строить будущее, разрушая прошлое.

Бунин хочет, чтобы народ помнил Россию такой, какой она была до революции, чтобы не забывал свое прошлое, потому что без него нет будущего. Как раз этого-то и не поняли люди, установившие в России власть советов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Бунин

И если отчаиваешься в собственной стране, надо верить в него. Затмение солнца возможно, но только не вечная ночь Э.М. Ремарк. Время жить и время… Системный подход к изучению отечественного литературного наследия требует… Обращение к эмигрантскому периоду жизни и деятельности И.А. Бунина важно еще и по причинам, связанным с изучением…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Книга ни о чем - книга об очень многом

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Первая волна русской эмиграции
Первая волна русской эмиграции. Преувеличение задач борьбы за светлое будущее, за нового человека вело к уничтожению ценнейших явлений культуры, к репрессиям против представителей старой интеллиген

Творчество Бунина в период эмиграции
Творчество Бунина в период эмиграции. Из Константинополя Бунин переезжает в Болгарию, затем - Сербию, а в конце марта 1920 года прибыл в Париж - вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой, ставшей

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги