рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История изучения восточнославянского эпоса

История изучения восточнославянского эпоса - раздел Литература, Былины киевского цикла, как исторический источник История Изучения Восточнославянского Эпоса. Эта Поэзия Носила Аристократическ...

История изучения восточнославянского эпоса. Эта поэзия носила аристократический характер, была, так сказать, изящной литературой высшего, наиболее просвещенного класса, более других слоев населения проникнувшегося национальным самосознанием Если эти эпические песни и доходили до низшего слоя народа то могли только искажаться в этой темной среде В. Ф. Миллер 1. Донаучный период изучения былин. Открытие былин учёными Первые попытки установить взаимосвязь былин и истории начались задолго до появления исторической и филологической наук. В XVI в. автор Никоновской летописи упомянул былинных героев Александра Алешу Поповича и Василия Буслаева и назвал Владимира Святославича 980 - 1015 гг. былинным именем Владимир Красное Солнышко. В XVIII в. это повторил писатель В.А. Левшин в предисловии к написанным по мотивам былин Русским сказкам, но в самих Сказках князя Владимира он поименовал - Владимир Всеславьевич Старинные диковинки т.3. кн.1. Волшебно-богатырские повести XVIII в М. Советская Россия, 1991. с.17, 97, 221, 318 Между тем, в самих былинах отчество Святославич утвердилось только в конце XIX в а В.Н. Татищев связывал князя Владимира не с крестителем Руси, а с древним языческим князем того же имени, предком призвавшего Рюрика Гостомысла Татищев В.Н. История российская М Л. Издательство АН СССР, 1962. с.72 но это осталось незамеченным.

Сходна история происхождения прозвища Илья Муромец, канонизированного православной церковью.

Но жития его не существует, а в Киево-Печерском патерике нет и намека на муромского богатыря.

Первые известия о богатырских мощах в Киево-Печерской лавре также не используют прозвище Муромец в 1574 г. оршанский староста Филон Кмита Чернобыльский в письме Троцкому кастеляну Остафию Воловичу упоминает былинного богатыря Илью Муравленина иезуит Эрих Лясотта описывает в 1594 году останки исполина Ильи Моровлина Ярхо В. Илья Муромец святой воин, казак или самозванец Как складывался былинный образ русского богатыря.

История, 2007, 12, с.10 В конце XIX - начале XX в. Д.И. Иловайский и Б.М. Соколов доказали, что причиной превращения Муравленина в крестьянского сына Муромца стала жизнь казака Илейки Иванова сына Муромца начала XVII в сподвижника Ивана Болотникова Ярхо В. Илья Муромец с.13 Муромские легенды, связывающие местные топонимы с деятельностью Ильи Муромца, изначально, видимо, посвящались именно разбойному казаку, и только позднее их связали с былинным Ильёй. О других былинных богатырях подобных легенд нет. Между тем, имя богатыря много древнее его имя возникает в германских легендах и шведских сагах в XI - XIII вв Лясотта упоминает, что Элия Моровлин жил 400 - 500 лет назад т.е. в XII в. Ярхо В. Илья Муромец с.11 Так создавалась атмосфера, в которой пришлось работать последующим исследователям эпических преданий русского народа.

Образованному российскому обществу во времена возникновения исторической науки эпос собственного народа был незнаком, да и не вызывал у него особого интереса В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин и издатель Слова о полку Игореве упоминали былины лишь несколькими словами в примечаниях, комментариях.

В 1815 г. Г.Р. Державин охарактеризовал первое издание русских былин в сборнике Кирши Данилова, как нелепицу, варварство и грубое неуважение к вкусам чистой публики. Того же мнения придерживался известный фольклорист князь Н.А. Церетелев грубый вкус и невежество - характеристика сих повестей Калугин В.И. Мир былинного эпоса.

Былины М. Современник, 1986. с.20 Н.М. Карамзин опять же в примечаниях критически отозвался о мнении М.В. Ломоносова, который провёл параллели между эллинскими мифами и русскими сказками Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей М. Яуза, Эксмо, 2006. с.27 В.А. Левшин принужден был внести в свои Русские сказки рациональные толкования в духе века например, превратив огненную реку в ряд зеркал на пружинах Старинные диковинки т.3. кн.1. с.227. и всё равно не решился издать книгу под своей дворянской фамилией.

Специалист по народной поэзии А.Г. Глаголев в адрес поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила, написанной по мотивам левшинских Сказок также отозвался не самым лестным образом Цит. по Калугин В.И. Мир былинного эпоса. с.20 Были, конечно, и исключения.

В 1817 г. появилось исследование А.Х. Востокова Опыт о русском стихосложении, положившее начало научному изучению поэтики былин и открывшее, на примере былин, принципиально новую форму русского тонального стихосложения. Как новое явление рассматривал былины и А.С Шишков в Разговоре о Словесности между Аз и Буки 1810 г Но эти отдельные явления так и не стали правилом в первой четверти XIX в. Положение несколько изменилось при Николае I. В 1830-е годы начался целенаправленный поиск былин, и тогда же вошло в научный обиход слово былина. Долгое время в филологии бытовало мнение В.Ф. Миллера, высказанное им в 1895 г о том, что слово былина по происхождению ненародное, что собиратель русского фольклора И.П. Сахаров взял термин из Слова о полку Игореве и ввёл как обозначение богатырских песен-преданий Калугин В.И. Мир былинного эпоса. с.17 Но примерно в то же время собиратель былин А.С. Архангельский указал, что в 30 - 40-х гг. XIX в. слово былина с ударением на последний слог было в ходу у крестьян Вологодской, Архангельской и Олонецкой губерний.

В 1953 году, в поддержку Архангельского высказался П.Д. Ухов, сославшись на сибирские записи собирателей фольклора середины XIX в. Калугин В.И. Мир былинного эпоса. с.17. Правильнее будет считать слово былина редким, но народным по происхождению термином, вполне отражающим отношение сказителей к эпосу.

На этом новом этапе постижения культуры народа первая серьёзная попытка постижения принадлежала В.Г. Белинскому, выступившему в 1841 г. с циклом статей о народной поэзии, в котором он дал высочайшую оценку сборнику Кирши Данилова.

В результате тридцатилетних усилий собирателей фольклора в 60-е гг. XIX в. были изданы Песни В.П. Киреевского. Тогда же П.Н. Рыбниковым были открыты онежские былины, после чего русский Север почти на сто лет стал местом паломничества фольклористов.

Иногда эту местность поэтично называли Исландией Русского эпоса. В то же время в окрестностях Киева не существует никаких следов древнерусских былинных преданий. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Былины киевского цикла, как исторический источник

На Киевскую эпоху падает его расцвет. Подобно тому, как советские историки не начинают русской истории с образования… В.Я. Пропп ВВЕДЕНИЕ Любой исследователь былин, изучающий их применительно к истории России, сталкивается с проблемой…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История изучения восточнославянского эпоса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дореволюционные школы былиноведения
Дореволюционные школы былиноведения. Обычно былиноведение XIX - начала XX веков делят на ряд школ, а именно мифологическую, компаративистскую и историческая школы. Мифологическая школа возникла в п

Изучение былин в СССР
Изучение былин в СССР. После октябрьской революции господствовавшая в русском былиноведении историческая школа была обречена. Причиной этого стала концепция провозглашения роли древнерусской

Языческая символика и атрибутика былин
Языческая символика и атрибутика былин. Важнейший признак для определения хронологии былин - религиозная символика. По мнению А.А. Котляревского, до христианства была другая основа наших богатырски

Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства
Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства. Былинный герой-победитель обходится с останками противника нерационально и не по-христиански тело обезглавленного врага рассекается на части и р

Погребальный обряд в описании былин
Погребальный обряд в описании былин. Среди прочих былинных сюжетов, позволяющих уверенно датировать возникновение былинного эпоса дохристианской эпохой, выделяется былинный сюжет, с дотошной точнос

Образ жены правителя в былинах
Образ жены правителя в былинах. Фигура супруги правителя стала предметом внимания исследователей еще в конце XIX - начале XX вв. Былины приписывают Апраксее легкомысленный характер она прилюдно обн

Облик древних русов в изложении былин
Облик древних русов в изложении былин. В поисках племени, чей эпос лег в основу русских былин, рассмотрим былинный облик древних русов. Добрыня Никитич после скитаний возвращается в материнский дом

Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах
Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах. Логично будет обратиться и к тем персонажам эпоса, которых исследователи рассматривают как отражение родоплеменной эпохи Волху-Вольге и Соловью

Сюжетные параллели былин и эпоса Средней Европы
Сюжетные параллели былин и эпоса Средней Европы. Ученые давно обратили внимание на параллели между русским былинным эпосом и некоторыми эпическими памятниками Средней Европы XI-XIII вв. Сагой о Тид

География и топонимика былин
География и топонимика былин. В географии Руси былин киевского цикла существует три слоя. Первый, наиболее очевидный - география Киевской Руси IX - X вв. Киев, Чернигов, Смоленск, Ростов, Муром, Су

Былины и эпические предания западных славян
Былины и эпические предания западных славян. Польский эпос, как таковой, не дошел до нас. Остались пересказы отдельных эпических преданий, вошедшие в хроники Анонима Галла, Богухвала, Кадлубка и пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги