рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Былины и эпические предания западных славян

Былины и эпические предания западных славян - раздел Литература, Былины киевского цикла, как исторический источник Былины И Эпические Предания Западных Славян. Польский Эпос, Как Таковой, Не Д...

Былины и эпические предания западных славян. Польский эпос, как таковой, не дошел до нас. Остались пересказы отдельных эпических преданий, вошедшие в хроники Анонима Галла, Богухвала, Кадлубка и пр. В Великой хронике поляков сохранилось предание о двух братьях, сыновьях легендарного героя и правителя Крака, основателя Кракова.

Они сразились в поединке, победил старший, которого тоже звали Краком Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.231 Это предание напоминает былину Королевичи из Крякова. Там также идет речь о поединке братьев, сыновей правителя, в котором одерживает верх старший брат, тезка отца Былины М. Современник, 1986. с.304 Имена братьев в былине христианские, то есть поздние.

Более того, Лука и Петр Петровичи - это общеэпические имена братьев, упоминаемых в паре, они могут появляться на богатырской заставе, на поле Камского побоища и т.д то есть имена эти вполне условны. Королевичи Краковы вполне могли превратиться в королевичей из Крякова.

Имена сыновей Крака плохо сохранились даже в польском предании, за исключением того, что один из братьев был тезкой отца. Кроме того, автор Великой хроники поведал, что некий ткач из рода Попелюшей, одолел Александра Македонского не силой, а хитростью и подвохом Азбелев С.Н. Алёша Попович. Русская речь, 1998, 2, с.103 - 110 В честь этого подвига герой получил имя-прозвище Лешко, то есть обманщик, плут. В былинном эпосе отлично известен герой, побеждающий врагов хитростью и подвохом. Его зовут Алеша чаще Алешка Попович.

Еще Квашнин-Самарин предположил, что первоначальной формой этого имени было именно Лешко. Алешка Попович и Лешко Попелюш кажутся как минимум созвучны. В русских диалектах алёха, алёшка обозначает лгуна, хвастуна, алёшки подпускать - обманывать Азбелев С.Н. Алёша Попович. с.107 Греческое имя могло получить такое значение только по созвучию с более древним Лешко - плут, обманщик, лгун. Популярностью же своей эта трактовка имени обязана былинному образу плута и обманщика Алёшки-Лешки П оповича-Попелюша.

Возникает вопрос - отчего Лешко в польской хронике ткач и почему его сделали победителем Александра Македонского? На свой первый пир в Киев Алеша достаточно часто является под видом калики или скомороха. Его место у печного столба - традиционное место скоморохов. Он играет на гуслях Былины М. Современник, 1986. с.238 З.И. Власова обратила внимание на связь в фольклоре и документах скоморохов с бродячими ремесленниками - портными, ткачами и т.п приведя ссылку на Козьму Пражского, чешского автора XII века, где скоморохи-гусляры кифаристы сближены с портными Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.233 Даже в датской сказке, известной в обработке Андерсена Голый король, бродячие ткачи действуют, как типичные скоморохи.

Для решения второго вопроса важно мифическое обрамление его образа. Зачатие Александра приписывали Зевсу в образе Змея. Плутарх сообщает, что его земной отец Филипп окривел на один глаз, попытавшись подглядывать за супругой, отдающейся Зевсу-Змею Серяков М. Рождение Вселенной. с.412 а на средневековых изображениях западных и славянских часто изображается Олимпиада в объятиях дракона.

А гибель Александра некоторые средневековые легенды связывали с попыткой взлететь на небо с помощью искусственных средств он был низвергнут с небес богом и разбился. Образ главного врага Алеши, которого он победил хитростью и подвохом , Тугарина Змеевича, взлетевшего в небо на бумажных крыльях и низвергнутого оттуда дождем Былины М. Современник, 1986. с.243 мог вызвать у начитанного клирика ассоциации с Александром.

Польского героя зовут Лешко Попелюш, русского - Алешка Попович. Налицо сходство имен. Алеха в русских диалектах и Лешко по-польски означают плута, обманщика. Налицо сходная семантика имен. Польский герой ткач -скоморох, русский переодевается скоморохом. Оба побеждают врага хитростью. У обоих враг - сын Змея, и гибнет, попытавшись взлететь в небеса.

В западнославянских и северно-русских сказках сохранилось предание о герое по прозвищу Попялов, Попялышка, Попелюх, Попельвар, Попельчек. Он хитростью одолевает врага на крылатом коне, сочетающего черты змея и конного воина, сопровождаемого воронами и псами - то есть полностью повторяющему образ Тугарина в былинах Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре М. Лабиринт, 2000. с.286 Эпоса вильтинов лютичей не сохранилось, как не сохранилось и самого народа. Но в былине о князе Борисе Романовиче из синя моря выходит зверь кабанище. Былина заканчивается долгой и кровопролитной битвой русского князя-богатыря с войсками, высланными против него Владимиром Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.235 Ситуация находит полное подобие в предании лютичей, веривших, что если когда-нибудь им будет угрожать жестокая смута, то из священного озера Толлензее, на берегу которого стоял город Радигощ с храмом Сварожича, выйдет большой вепрь с белоснежными клыками Из Деяний первосвященников Гамбургской церкви Адама Бременского.

Откуда есть пошла т.2. с.595 4. Дунайская Русь в исторических источниках Чем же объясняется столь тесная взаимосвязь русского эпоса с преданиями германских и славянских народов Средней Европы? Заимствование не объясняло уже того уровня, который раскрыл в своих работах Веселовский совпадения генеалогий героев. Но совпадение еще и географии тем более не может быть объяснено этим методом.

В былинах масса черт, указывающих на Среднюю Европу как на прародину эпоса.

У кельтов существовал аналог культу голов и камней, воплощенному в бел-горюч камушке и вещей голове былины о Василии Буслаеве, у них была богатейшая традиция охоты за головами и изготовления из них кубков Кельтская мифология. с.362 - 363 Кельтские параллели имеет ритуальное самоубийство в былинах и погребение в дубовой гробнице. Особенно силен кельтский оттенок в теме священного правителя - описание палаты Владимира, и восходящее к нему описание палаты царя русов Ибн Фадланом почти полностью повторяет ирландские описания пиршественных покоев королей.

Кельтские аналогии образу Апраксеи - самые богатые. Привлекает внимание одно обстоятельство, обнаруженное С.И. Дмитриевое на Средней Мезени, в древнейшем из очагов былинной традиции, бытовал обычай зажигать костры на холмах у деревень в ночь на первое мая Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.238 Обычай, обнаруженный Дмитриевой в твердыне старой веры и консерватизма, напоминал древнейший европейский обычай майских костров - кельтского Бельтайна и германского Вальпурнахт - подобия восточнославянского Купалы те же прыжки через огонь, то же украшение ритуального дерева, та же ритуальная свобода общения полов, наконец, то же представление об этом дне как о дне могущества всяческой неведомой силы Кельтская мифология. с.333. Фрэзер Д. Золотая ветвь. с.739 Как раз Иван Купала в Поморье отмечался очень слабо.

Восточная граница майских костров Европы Силезия и Галиция, где этот праздник назывался Турицами Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. с.211 Некоторые западные исследователи считают обычай майских костров определяющим признаком первоначального кельтского населения Семёнова М Мы - славяне! с.208. Гудзь-Марков А.В. Индоевропейцы Евразии и славяне. с.210. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. с.213 Невозможно предположить, что древнейшие русские поселенцы застали на берегах Мезени кельтов, поэтому следует полагать, что они пришли в эти места из краев, где кельтский субстрат присутствовал.

То есть из Средней Европы.

Среднеевропейские черты в социокультурной архаике былин вкупе с географией былин и рядом параллелей между ними и эпосом Средней Европы и, наконец, этнографическими особенностями населения древнейших очагов былинной традиции заставляют предположить, что какая-то группа населения пришла в Восточную Европу из Средней, принеся с собой свой эпос. А.В. Назаренко собрал впечатляющую подборку упоминаний в средневековых верхненемецких документах некоей Руси на Среднем Дунае. В одной из грамот Людовика Немецкого упомянута Русская Марка, располагавшаяся на южном берегу Дуная. Несколько северо-западнее в Дунай впадала речка Россмюль Русская Мюль, ныне Гроссмюль. А.В. Назаренко выявил целый ряд топонимов и антропонимов, упоминающихся в верхненемецких средневековых документах, производных от слова русский , Русь Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях М. Языки русской культуры, 2001. с.15 Сам А.В. Назаренко объяснял появление этих топонимов активной торговлей с Киевской Русью, которую вели немецкие города на Верхнем Дунае. Но для этого русские торговцы с берегов Днепра должны были стать постоянными гостями в верховьях Дуная еще в 863 г в то время как русы тогда еще не появились в Поднепровье Назаренко А.В. Древняя Русь с.17, 25 Первые достоверные греческие сообщения о русах относятся к этому же времени.

Маловероятно, что топонимия, содержащая в основе этноним русь, оставлена заезжими купцами из Киевской Руси. Она - несомненный свидетель проживания в этом регионе славянского населения Кузьмин А.Г. Варяги и Русь http forum.svarog.ru. Существуют и другие сведения о дунайской Руси, не укладывающиеся в концепцию Назаренко венгерские документы XI века называют Имре Святого герцогом русов Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.243. Идриси, наряду с тремя видами русов Восточной Европы, называет и других русов, живущих рядом со страной Ункарайа, то есть Венгрией Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.243 Эти сообщения предполагают достаточно крупный заселенный русами край в Центральной Европе, а сообщение верхненемецких документов определяет расположение этого края. А.В. Назаренко, исходя из формы этнонима русь в верхненемецком языке, предположил, что этноним этот участвовал в верхненемецком передвижении согласных, что позволило ему датировать этот этноним временами не позднее VI-VII вв. Назаренко А.В. Древняя Русь с.32. Дунайская Русь - реальность, неоднократно засвидетельствованная источниками.

Э. Цельнер и А.Г. Кузьмин указывают на существование буквально в тех же местах в эпоху Великого переселения народов варварского королевства ругов Ругиланд Кузьмин А.Г. Варяги и Русь http forum.svarog.ru. Иордан прямо отделяет ругов от германцев Иордан.

Гетика. с.209 Само название руги встречается лишь у римлян, получавших сведения через посредство германцев, либо у латиноязычных германских авторов.

Т.о в слове руги можно видеть типичное данное со стороны название народа, возникшее через двойное посредство чуждых ему языков - германского и латинского.

Руги латиноязычных историков называли себя русами.

В средневековых латиноязычных германских источниках ругами всегда именуют русов. Широко известно упоминание княгини Ольги, как Елены, королевы ругов в Хронике продолжателя Регинона Из хроники Продолжателя Регинона. Откуда есть пошла т.2. с.564 В Раффельштетенском торговом уставе 904 упоминаются славяне из ругов Кузьмин А.Г. Варяги и Русь http forum.svarog.ru. Дунайская держава ругов засвидетельствована в источниках с начала III века по 80-е годы V в когда ее подчинил правитель Рима Одоакр, также руг Из Жития Святого Северина Евгиппия. Откуда есть пошла т.1. с.570 На этом ее историческое существование не прекратилось, просто дунайские руги-русы перестали выступать, как самостоятельная политическая сила. В следующем столетии русы, вкупе с соседними славянскими и неславянскими племенами попали под власть авар, от которых и могли позаимствовать титул кагана.

В летописях Тифлисского собора и у византийца Манассии славяне в войске авар 626 г. отождествляются именно с русами Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.243 Именно в Центральной Европе помещал Захария Ритор свой народ рус. Географическое расположение державы ругов-русов вполне соответствует Русской марке, области русских топонимов на Среднем Дунае, Русиналанду Тидрек саги и третьему слою былинной географии. Часть русов могла после падения державы отступить к южному берегу Балтики, к острову Рюген, острову рус арабских географов.

И уже отсюда, с первыми вендскими колонистами или со второй волною переселения т.н. призвания варягов попали в Восточную Европу.

Указываемое норманистами всегдашнее отделение источниками русов от славян на самом деле не может служить достаточным для сомнений в славянской природе русов. Тацит, Иордан и Прокопий Кесарийский также отделяют готов от германцев, но это ничуть не опровергает германского происхождения готов.

Из отделения русов от славян следует лишь то, что в Восточной Европе они были чужаками и пришельцами, отличаясь от местных славянских племен. В IX - X вв. пришедшие в Восточную Европу руги-русы оказались в состоянии войны с Хазарией, Византией, народами тюркской степи и финно-угорского леса. Это могло оказало влияние на завершение формирования сюжетов и образов русского эпоса. Последующие эпохи вносили в него изменения исключительно на уровне словарного набора, имен и названий.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Былины киевского цикла, как исторический источник

На Киевскую эпоху падает его расцвет. Подобно тому, как советские историки не начинают русской истории с образования… В.Я. Пропп ВВЕДЕНИЕ Любой исследователь былин, изучающий их применительно к истории России, сталкивается с проблемой…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Былины и эпические предания западных славян

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История изучения восточнославянского эпоса
История изучения восточнославянского эпоса. Эта поэзия носила аристократический характер, была, так сказать, изящной литературой высшего, наиболее просвещенного класса, более других слоев населения

Дореволюционные школы былиноведения
Дореволюционные школы былиноведения. Обычно былиноведение XIX - начала XX веков делят на ряд школ, а именно мифологическую, компаративистскую и историческая школы. Мифологическая школа возникла в п

Изучение былин в СССР
Изучение былин в СССР. После октябрьской революции господствовавшая в русском былиноведении историческая школа была обречена. Причиной этого стала концепция провозглашения роли древнерусской

Языческая символика и атрибутика былин
Языческая символика и атрибутика былин. Важнейший признак для определения хронологии былин - религиозная символика. По мнению А.А. Котляревского, до христианства была другая основа наших богатырски

Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства
Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства. Былинный герой-победитель обходится с останками противника нерационально и не по-христиански тело обезглавленного врага рассекается на части и р

Погребальный обряд в описании былин
Погребальный обряд в описании былин. Среди прочих былинных сюжетов, позволяющих уверенно датировать возникновение былинного эпоса дохристианской эпохой, выделяется былинный сюжет, с дотошной точнос

Образ жены правителя в былинах
Образ жены правителя в былинах. Фигура супруги правителя стала предметом внимания исследователей еще в конце XIX - начале XX вв. Былины приписывают Апраксее легкомысленный характер она прилюдно обн

Облик древних русов в изложении былин
Облик древних русов в изложении былин. В поисках племени, чей эпос лег в основу русских былин, рассмотрим былинный облик древних русов. Добрыня Никитич после скитаний возвращается в материнский дом

Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах
Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах. Логично будет обратиться и к тем персонажам эпоса, которых исследователи рассматривают как отражение родоплеменной эпохи Волху-Вольге и Соловью

Сюжетные параллели былин и эпоса Средней Европы
Сюжетные параллели былин и эпоса Средней Европы. Ученые давно обратили внимание на параллели между русским былинным эпосом и некоторыми эпическими памятниками Средней Европы XI-XIII вв. Сагой о Тид

География и топонимика былин
География и топонимика былин. В географии Руси былин киевского цикла существует три слоя. Первый, наиболее очевидный - география Киевской Руси IX - X вв. Киев, Чернигов, Смоленск, Ростов, Муром, Су

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги