рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Языческая символика и атрибутика былин

Языческая символика и атрибутика былин - раздел Литература, Былины киевского цикла, как исторический источник Языческая Символика И Атрибутика Былин. Важнейший Признак Для Определения Хро...

Языческая символика и атрибутика былин. Важнейший признак для определения хронологии былин - религиозная символика. По мнению А.А. Котляревского, до христианства была другая основа наших богатырских сказаний.

Ф.И. Буслаев, утверждал, что былинный эпос не помнит крещения, а Владимира изображает даже скорее язычником.

Высказывания вроде постоять за веру православную ради церквей-монастырей в устах богатырей Буслаев называет тирадами новейшего изделия, противоречащие поступкам, которые, с точки зрения христиан должны казаться святотатством Азбелев С.Н. Ф.И.Буслаев и его ученики с.12 Глава исторической школы В.Ф. Миллер, считал образ Владимира в былинах чисто языческим Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.92 Вопрос о месте и роли христианской составляющей в былинах очень важен.

Отрицать её существование невозможно, но перед исследователем былин встает вопрос - является ли христианская составляющая былин основой русского эпоса, или наслоением? Но сначала надо решить - правомерна ли сама постановка вопроса, бывает ли так, чтоб языческие предания ассимилировались христианским сознанием Средневековья? Примеры обнаруживаются в Западной Европе. В британском круге сказаний о короле Артуре предстает идеальным католическим государем, а его рыцари -христианами, в житиях же британских святых-современников Артур - скорее язычником Сапковский А. Мир короля Артура.

Сапковский А. Нет золота в Серых Горах М. ООО Издательство АСТ , 2002. с.54 Аналогично в скандинавской Саге о Вольсунгах и германской Песне о Нибелунгах описываются одни и те же события и герои. Но в Песне о Нибелунгах куда-то исчезли языческие боги-асы, валькирия Брюнхильд стала королевой Брунгильдой, возникли церкви и капелланы. В былинах христианство также накладывалось поверх язычества например, эпизод покушения на Илью Муравленина его сына - Сокольника.

Сокольник пытается убить спящего отца, но его копье натыкается на нательный крест Ильи. В первой половине XIX века на Северной Двине записали вариант этой же былины, где крест отсутствует, а вместо него - оберег Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.95 Замена оберегом креста в тексте былины исключается, замена могла произойти только в обратном порядке.

Ещё один переходный момент татары подступают к Киеву, и княгиня Апракса советует Владимиру пойти в церковь и помолиться богам Былины М. Современник, 1986. с.285 Очевидно, что здесь исходно многобожие. Наиболее ярко прослеживается переход от языческих ценностей и символов к православным в былинах о Василии Буслаеве. Герой отправляется с паломничеством в Иерусалим. Путь не описывается, но существует вариант, когда герой направляется вниз по Волхову, в Ладогу и через Неву в Веряжское море. В этой записи и речи нет об Иерусалиме - роковая встреча с бел-горюч камнем и вещей мертвой головою происходит на острове посреди Веряжского моря Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.97 На Балтике действительно располагался остров, по значению сопоставимый с Иерусалимом христианского мира остров Рюген Из Деяний первосвященников Гамбургской церкви Адама Бременского.

Откуда есть пошла Русская земля. т.2 М. Молодая гвардия, 1986. с.596 На нем много священных белых скал Гаврилов Д.А. Наговицын А.Е. Боги славян.

Язычество. Традиция М. Рефл-Бук, 2002. с.69 а языческий культ балтийских славян Арконы включал хранение отсеченных вражеских голов. Возможно, здесь влияние кельтов, столь ощутимое у балтийских славян Семёнова М Мы - славяне! с.208 Еще в конце XI века из христианской Чехии приезжали на Рюген паломники за пророчествами Гудзь-Марков А.В. Индоевропейцы Евразии и славяне М. Вече, 2004. с.375 Допустимо и плавание на Рюген новгородской вольницы, которое было сопоставимо с посещением христианами Иерусалима.

Это тем вероятнее, что происхождение новгородцев с южного берега Балтики доказано людие новгородские от рода варяжска Повесть временных лет http www.slav.olegern.ru на него указывают особенности новгородского диалекта Носов Е. Славяне на Ильмене. Экологический аспект освоения северо-западных земель. Родина, 2002, 11 12. с.46. Зализняк А. Новгородское наречие. Родина, 2002, 11 12. с.85 западнославянская керамика в древнейших слоях Новгорода и Пскова, западнославянская конструкция новгородских укреплений, не имеющая подобий на юге Руси, западнославянские хлебные печи, наконечники стрел и многие другие археологические доказательства Семёнова М Мы - славяне! с.370, 406 На него указывает сходство общественного устройства славянского Поморья и Новгорода Серяков М. Рождение Вселенной.

Голубиная книга М. Яуза, Эксмо, 2005. с.121, 144 Наконец, на переселение указывают черепа древних новгородцев, ладожан и псковичей в могилах XI - XIII вв подобные черепам балтийских славян-ободритов Нидерле Л. Славянские древности М. Алетейя, 2000. с.18 Можно уверенно предположить, что в первоначальном варианте былины целью Василия Буслаева был не Иерусалим, а Аркона.

Однако даже в христианском варианте Буслаев в Иерусалиме кощунствует над святыней, купаясь в Иордане нагим Былины М. Современник, 1986. с.482 Так же кощунствует он и в Новгороде, поднимая руку на крестного отца-монаха и разбивая колокол Святой Софии Былины М. Советская Россия, 1988. с.451 Может быть, именно в свете противостояния Буслаева христианству следует рассматривать эпизод в некоторых записях этой былины пленным дружинникам Василия связаны руки и ноги, и загнаны они во Почай-реку. Пропп обращает внимание, что многие дружинники Буслаева происходят из глухих окраин Новгородской земли Пропп В.Я. Русский героический эпос. с.351 где язычество держалось довольно долго. Возможно, речь идет о насильственном крещении дружины Василия.

Очень показательно, что кощунства Буслаева сходят ему с рук только пока он глумится над христианскими святынями.

Возмездие настигает его лишь при столкновении с вещей головой и бел-горюч камнем Былины М. Современник, 1986. с.483 Невозможно согласовать такое содержание былины с мнением о христианских основах русского эпоса. Когда в былинах русская вера сталкивается с чужой, то и тут всплывают темы, христианству чуждые например, непременным условием молитвы и ее составной частью выступает в былинах омовение.

Алеша перед битвой с Тугарином спозаранку умывается и молится на восток Былины М. Современник, 1986. с.238 Так же сопровождает омовением утреннюю молитву Илья и молится притом также на восток Былины М. Советская Россия, 1988. с.163 Умывание прочно входит в былинное понятие о вере, причём больше ни о каких требованиях, ни о каких обрядах или запретах русской веры не говорится. Такой обряд наличествует в обрядности индоевропейских народов - зороастрийцев, индуистов Успенская Е.Н. Раджпуты рыцари средневековой Индии СПб. Евразия, 2000. с.136 В византийском православии обряда омовения не существует, зато он есть у русских старообрядцев, для которых характерна заметная реставрация язычества в мировоззрении и в культовых действах Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.104 В одной из записей былины о том, как Дунай и Добрыня добывали для Владимира Всеславича невесту, ее отец называет русскую веру поганой или котельной. Котлы играли важную роль в обрядности многих соседей Руси и славян.

Огромный священный котел скифов упоминает Геродот Из Истории Геродота.

Откуда есть пошла Русская земля. т.1 М. Молодая гвардия, 1986. с. 502 Огромную роль всевозможные котлы играли в мифологии кельтов. В древней Ирландии котел считался символом изобилия, и о котле бога Дагды сказано, что никто не ушел от него голодным. Этим предметом утвари пользовались и другие ирландские боги Курой и Гоибниу. Котлы племенных богов тоже имели сакральное значение - некоторые короли находили в них свою смерть Кельтская мифология М. Эксмо, 2002. с.409. Сапковский А. Мир короля Артура. с.81 - 82, 84 В русских преданиях котел чаще всего является символом перерождения в сказках добрый молодец превращается, нырнув в кипящий котел, в неотразимого красавца, а злой и глупый царь в этом котле находит лишь гибель.

В предании Жадный поп главный персонаж и святой Микола исцеляют царевну, разрубив ее на куски и обмыв эти куски в котле Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.105 Показателен в плане религии и сюжет былины о Волхе-Вольге Всеславьевиче-Святославиче.

В былине подробно описывается зачатие и рождение главного героя сына лютого змея Пропп В.Я. Русский героический эпос. с.68 Для христианской Руси подобное событие было из ряда вон выходящим. Летопись лишь единожды и очень скупо упоминает о подобном случае - в рассказе о рождении Всеслава Брячиславича в Полоцке мать же родила его от волхвования Повесть временных лет http www.slav.olegern.ru. Сюжет о рождении героя от бога-дракона, носящего положительный характер, распространён был в древности повсеместно Диониса предшествовало сочетание его матери Персефоны с Зевсом в облике дракона сходная легенда была приурочена к рождению Александра Македонского жену короля франков Клодио соблазнил и похитил Меровей в облике морского зверя.

Отцом короля Артура был смертный, но он носил прозвище Пендрагон Ужасный главный дракон, однозначно указывающее на его изначальную сущность Серяков М. Рождение Вселенной. с.223 Поскольку зачатие Волха, восходящее к индоевропейской древности, фактически определяет весь сюжет, то ни о каком христианском влиянии на образование былины не может быть и речи. На всех этих примерах мы можем заключить, что христианское начало в русском былинном эпосе - не исконно, оно - сравнительно позднее наслоение, причём наслоение не ценностей, а всего лишь слов и названий. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Былины киевского цикла, как исторический источник

На Киевскую эпоху падает его расцвет. Подобно тому, как советские историки не начинают русской истории с образования… В.Я. Пропп ВВЕДЕНИЕ Любой исследователь былин, изучающий их применительно к истории России, сталкивается с проблемой…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Языческая символика и атрибутика былин

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История изучения восточнославянского эпоса
История изучения восточнославянского эпоса. Эта поэзия носила аристократический характер, была, так сказать, изящной литературой высшего, наиболее просвещенного класса, более других слоев населения

Дореволюционные школы былиноведения
Дореволюционные школы былиноведения. Обычно былиноведение XIX - начала XX веков делят на ряд школ, а именно мифологическую, компаративистскую и историческая школы. Мифологическая школа возникла в п

Изучение былин в СССР
Изучение былин в СССР. После октябрьской революции господствовавшая в русском былиноведении историческая школа была обречена. Причиной этого стала концепция провозглашения роли древнерусской

Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства
Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства. Былинный герой-победитель обходится с останками противника нерационально и не по-христиански тело обезглавленного врага рассекается на части и р

Погребальный обряд в описании былин
Погребальный обряд в описании былин. Среди прочих былинных сюжетов, позволяющих уверенно датировать возникновение былинного эпоса дохристианской эпохой, выделяется былинный сюжет, с дотошной точнос

Образ жены правителя в былинах
Образ жены правителя в былинах. Фигура супруги правителя стала предметом внимания исследователей еще в конце XIX - начале XX вв. Былины приписывают Апраксее легкомысленный характер она прилюдно обн

Облик древних русов в изложении былин
Облик древних русов в изложении былин. В поисках племени, чей эпос лег в основу русских былин, рассмотрим былинный облик древних русов. Добрыня Никитич после скитаний возвращается в материнский дом

Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах
Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах. Логично будет обратиться и к тем персонажам эпоса, которых исследователи рассматривают как отражение родоплеменной эпохи Волху-Вольге и Соловью

Сюжетные параллели былин и эпоса Средней Европы
Сюжетные параллели былин и эпоса Средней Европы. Ученые давно обратили внимание на параллели между русским былинным эпосом и некоторыми эпическими памятниками Средней Европы XI-XIII вв. Сагой о Тид

География и топонимика былин
География и топонимика былин. В географии Руси былин киевского цикла существует три слоя. Первый, наиболее очевидный - география Киевской Руси IX - X вв. Киев, Чернигов, Смоленск, Ростов, Муром, Су

Былины и эпические предания западных славян
Былины и эпические предания западных славян. Польский эпос, как таковой, не дошел до нас. Остались пересказы отдельных эпических преданий, вошедшие в хроники Анонима Галла, Богухвала, Кадлубка и пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги