рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства

Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства - раздел Литература, Былины киевского цикла, как исторический источник Воинские Жертвоприношения И Ритуальные Самоубийства. Былинный Герой-Победител...

Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства. Былинный герой-победитель обходится с останками противника нерационально и не по-христиански тело обезглавленного врага рассекается на части и разбрасывается по полю, голова же насаживается на копье и привозится на княжеский двор или на заставу Былины М. Советская Россия, 1988. с.175 Этот сюжет напоминает историю гибели Иоанна Куркуаса под Доростолом в 971 г. воины Святослава Игоревича, приняв Куркуаса за императора Цимисхия, изрубили его на куски, а голову отвезли в крепость на копье, и выставили на стене, крича, что принесли в жертву царя Лев Диакон.

История М 1971. с.94 Эти слова раскрывают подоплеку их поведения.

Этот обряд имеет много подобий у разных народов, в разные времена.

Такое жертвоприношение символически повторяет, а магически -возобновляет творение Вселенной из тела Прасущества. Голова, обозначающая небо, укрепляется на шесте, представляющем Мировое Древо. Миф о Творении-Жертве существует у самых разных народов Евразии Семёнова М Мы - славяне! с.138. Гаврилов Д.А. Наговицын А.Е. Боги славян. с.40. Серяков М. Рождение Вселенной. с.183 Голову жертвы укрепляли на дереве славяне, индоевропейцы-фракийцы, семиты-ассирийцы, угрофинны-удмурты.

Обычай насаживать на копья головы врагов говорит не о жестокости, а о магической попытке возродить могущество умерших в себе - голова считалась вместилищем души человека Фрэзер Д. Золотая ветвь. с.312 Наиболее полные соответствия деяниям былинных богатырей и русов князя Святослава можно найти у балтийских славян. Епископа Иоанна Мекленбургского в XI веке разрубили на части, обрубки раскидали по полям, а голову на копье торжественно привезли на двор языческого храма Гаврилов Д.А. Наговицын А.Е. Боги славян. с.304 На т.н. Микоржинских камнях в Польше существует руническая надпись, переведенная Я. Лецеевским Смирж жертвой лежит и Смиржа отец Лютевой воину-сыну, то есть павший воин рассматривается, как жертва Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.111 У балтийских славян при раскопках святилищ находят черепа людей и скота.

Согласно епископу Адельготу 1108 г. славяне отрубали пленникам головы перед алтарями Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.114 Культ головы у всех славянских народов находит множество примеров.

Голова коня, воткнутая на шест, охраняла от болезней и нечисти места ночлегов табунов, конюшни и пасеки в Полесье и Полабье, а в Поднестровье - и огороды. На Руси медвежий череп оберегал хлев, над дверью которого висел. Головы коней и коров на оградах защищали скот и людей в русских деревнях от моровой язвы, у сербов и болгар черепа волов, коней, собак берегли поля, баштаны и виноградники Гаврилов Д.А. Наговицын А.Е. Боги славян. с.304 Водружение русами отрубленной головы на стене также находит подобие в былинах и сказках - в виде оград дворов и крепостей, усаженных головушками молодецкими, что отмечено еще В.В. Чердынцевым.

Головами усажена ограда не только у Маринки Кайдаловны с Соловьем-разбойником, но и у Чурилы Пленковича Былины М. Современник, 1986. с.386 Илья и Алеша, привозящие на копье вражьи головы, персонажи, безусловно, положительные.

Иногда голову просто увозят в качестве трофея, причём в таком случае герой непременно подчеркнет сходство отрубленной головы с пивным котлом Былины М. Советская Россия, 1988. с.215 Речь прямо идет об изготовлении из вражьей головы сосуда для ритуального напитка. Чаши из человеческих черепов - древний индоевропейский и общеславянский обычай. Римлянин Орозий рассказывает, что кельтское племя скордисков изготавливает из вражеских голов пиршественные кубки Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.115 Знаменито аналогичное свидетельство Геродота о скифах Из Истории Геродота.

Откуда есть пошла т.1. с.499 Индоарийской традиции знакомы капала - чаши из человеческих черепов Успенская Е.Н. Раджпуты с.271 Болгарин Крум в 811 г. изготовил чашу из черепа византийского императора Никифора и пил из нее на пиру со славянскими князьями Дончев С. Откуда скачешь, гордый конь? Тайны веков кн.3 М. Молодая гвардия, 1983. с.220 В итоге два былинных богатыря, из которых один носит прозвище Поповича, а другой канонизирован русской православной церковью, совершают человеческие жертвоприношения и делают чаши из вражьих черепов.

Вряд ли такие обычаи могли сохраняться в дружинной среде после крещения, а значит былины, содержащие мотив черепа-трофея, не могли сложиться после X века. Точно так мотив ритуального самоубийства в былинах ясно говорит об их глубокой древности. Былинные самоубийства можно отнести к двум категориям мужские и женские.

Женские одинаковы и по причине самоубийства гибель любимого мужчины и по способу, которым героини кончают счеты с жизнью героиня закалывается, и почти всегда - двумя ножами, на которые она бросается грудью Былины М. Современник, 1986. с.411 Последнее обстоятельство указывает на ритуальный характер поступка. И однотипность способа свести счеты с этим миром, и его сложность говорят о ритуале, а не о взрыве эмоций. Мужские самоубийства несколько разнообразнее.

Сухман, тяжело раненный в бою с кочевниками, а затем обвиненный Владимиром во лжи и брошенный в темницу, срывает повязки с ран Былины М. Советская Россия, 1988. с.284 Но Сухман - исключение, обычно герои былин закалываются, бросаясь на копье или меч Былины М. Современник, 1986. с.410 Дунай в поединке лучников убивает свою жену, беременную чудесным младенцем. Потрясенный содеянным, богатырь кидается на меч, и от его крови протекает река Дунай Былины М. Современник, 1986. с.363 Данило Ловчанин оказывается перед необходимостью скрестить оружие с побратимами и бросается на свое копье.

Его жена закалывается над телом мужа со словами А больша-де у нас заповедь клажона а который-де помрет, дак тут другой лягет Былины М. Современник, 1986. с.411 Эти слова ясно показывают, что и в этой былине самоубийство - ритуал, а не действие под влиянием аффекта. Оба сюжета отражают древний обычай соумирания. Древность былины о Дунае мало кем оспаривалась, слишком много в ней архаических черт жена Дуная, богатырка-поляница, их чудесный младенец, рождение реки из их крови Мирзоев В.Г. Былины и летописи с.52 Зато очень многие относили к поздним временам былину о гибели Данилы Ловчанина и его жены. В христианстве бытовали следующие поверья о самоубийцах Души самоубийц отходят к дьяволу.

Самоубийц признавали детьми дьявола, их дома разрушали. Дерево, на котором повесился самоубийца, срубали место, где произошло самоубийство, считается нечистым. Их хоронили в стороне от кладбищ, у дорог, на границах полей Могилы самоубийц, особенно во время неурожаев и стихийных бедствий, разрывались и осквернялись, а трупы пробивали осиновым колом.

При погребении самоубийцу пробивали колом, калечили труп, протыкали иглой или вбивали в рот железный гвоздь Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крёстная сила М. ТЕРРА Книжная лавка - РТР , 1996. с.228 В эти поверья никак не вписываются образы Данилы Ловчанина с его верной супругой, и, тем более, реки, протекающей из крови самоубийцы Дуная. Отношение былины к героям-самоубийцам необычно для христианского сознания, что исключает возможность складывания этих сюжетов не только в московскую, но и в христианскую эпоху вообще.

Былина отражает более древнюю систему ценностей, при определенных обстоятельствах не только оправдывающую, но и прямо предписывающую самоубийство Успенская Е.Н. Раджпуты с.154. Когда нет уже надежды на спасение, они пронзают себе мечами внутренности и таким образом сами себя убивают Лев Диакон.

История. с.96 Когда он заметил, что будет взят в плен, он влез на дерево, которое росло близко от него, и наносил сам себе удары кинжалом своим в смертельные места до тех пор, пока не упал мертвым Ибн-Мискавейх о походе русов в Бердаа в 943 - 944 гг. Откуда есть пошла т.2. с. 578 Такова историческая подоплека мужских самоубийств в былинах. Подобный обычай был широко распространен среди воинов языческой Евразии - кельтов, фракийцев, германцев, индийцев. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Былины киевского цикла, как исторический источник

На Киевскую эпоху падает его расцвет. Подобно тому, как советские историки не начинают русской истории с образования… В.Я. Пропп ВВЕДЕНИЕ Любой исследователь былин, изучающий их применительно к истории России, сталкивается с проблемой…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История изучения восточнославянского эпоса
История изучения восточнославянского эпоса. Эта поэзия носила аристократический характер, была, так сказать, изящной литературой высшего, наиболее просвещенного класса, более других слоев населения

Дореволюционные школы былиноведения
Дореволюционные школы былиноведения. Обычно былиноведение XIX - начала XX веков делят на ряд школ, а именно мифологическую, компаративистскую и историческая школы. Мифологическая школа возникла в п

Изучение былин в СССР
Изучение былин в СССР. После октябрьской революции господствовавшая в русском былиноведении историческая школа была обречена. Причиной этого стала концепция провозглашения роли древнерусской

Языческая символика и атрибутика былин
Языческая символика и атрибутика былин. Важнейший признак для определения хронологии былин - религиозная символика. По мнению А.А. Котляревского, до христианства была другая основа наших богатырски

Погребальный обряд в описании былин
Погребальный обряд в описании былин. Среди прочих былинных сюжетов, позволяющих уверенно датировать возникновение былинного эпоса дохристианской эпохой, выделяется былинный сюжет, с дотошной точнос

Образ жены правителя в былинах
Образ жены правителя в былинах. Фигура супруги правителя стала предметом внимания исследователей еще в конце XIX - начале XX вв. Былины приписывают Апраксее легкомысленный характер она прилюдно обн

Облик древних русов в изложении былин
Облик древних русов в изложении былин. В поисках племени, чей эпос лег в основу русских былин, рассмотрим былинный облик древних русов. Добрыня Никитич после скитаний возвращается в материнский дом

Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах
Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах. Логично будет обратиться и к тем персонажам эпоса, которых исследователи рассматривают как отражение родоплеменной эпохи Волху-Вольге и Соловью

Сюжетные параллели былин и эпоса Средней Европы
Сюжетные параллели былин и эпоса Средней Европы. Ученые давно обратили внимание на параллели между русским былинным эпосом и некоторыми эпическими памятниками Средней Европы XI-XIII вв. Сагой о Тид

География и топонимика былин
География и топонимика былин. В географии Руси былин киевского цикла существует три слоя. Первый, наиболее очевидный - география Киевской Руси IX - X вв. Киев, Чернигов, Смоленск, Ростов, Муром, Су

Былины и эпические предания западных славян
Былины и эпические предания западных славян. Польский эпос, как таковой, не дошел до нас. Остались пересказы отдельных эпических преданий, вошедшие в хроники Анонима Галла, Богухвала, Кадлубка и пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги