рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Погребальный обряд в описании былин

Погребальный обряд в описании былин - раздел Литература, Былины киевского цикла, как исторический источник Погребальный Обряд В Описании Былин. Среди Прочих Былинных Сюжетов, Позволяющ...

Погребальный обряд в описании былин. Среди прочих былинных сюжетов, позволяющих уверенно датировать возникновение былинного эпоса дохристианской эпохой, выделяется былинный сюжет, с дотошной точностью описывающий погребальный обряд русов-язычников IX-X веков - былина Михайло Потык. Похоронная обрядность и связанный с ней комплекс представлений о жизни и смерти занимают исключительно важное место в ритуально-мифологической сфере жизни восточных славян.

Именно в этом ритуале жизнь и смерть не просто соприкасаются и пересекаются, но и проявляются во всей своей реальности и глубине смыслов Фрэзер Д. Золотая ветвь. с.201 Киевский богатырь Потык встречает девицу-оборотня, предлагающую ему себя в жены. Заключая брак, они кладут заповедь великую, подобную той, что объединяла Данилу Ловчанина с его женой.

По истечении некоторого времени жена Потыка умирает. Могила всегда описана очень подробно. Это либо клеть, либо колода белодубова. В нее, вслед за мертвой женой, отправляется богатырь, с конем и сбруею ратною, прихватив с собою хлеба-соли, воды туда на три года. В могиле, в некоторых вариантах, жена превращается в змею и пытается пожрать богатыря, который её убивает. В других вариантах былины, на богатыря с женой нападает приплывшая к белодубовой колоде змея подземная. Богатырь не дает чудовищу пожрать себя и жену и заставляет змею принести живую воду, с помощью которой оживляет супругу Былины М. Советская Россия, 1988. с.323 - 353 Обряд похорон Потыка с его невестой в былинах описан не как измышление колдуньи-иноземки, его совершают русские люди по указанию русского богатыря, из чего можно заключить, что в глазах создателей былин это был русский обряд.

Былина была привлечена А.А. Котляревским для изучения реальных погребальных обрядов славян.

Б.А. Рыбаков впервые произвел сопоставление описания погребения руса у Ибн Русте, срубных гробниц IX-X вв открытых Д.Я. Самоквасовым, и описания погребения Михаила Потыка с женой в былине Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси М. Издательство Наука , 1987. с.27 Описание могилы руса у Ибн Русте Когда у них умирает кто-нибудь из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда, и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежду и золотые браслеты, которые он носил.

Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, туда опускают живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заточении Из сочинения Ибн-Русте Дорогие ценности. Откуда есть пошла т.2. с.565. См. также.

Ибн Фадлан А. Записка о путешествии на Волгу М Л. Издательство АН СССР, 1939. с.40 - 42 Могила в виде большого дома клеть, сруб, в котором можно расположить богатыря, жену иногда даже коня! и припасы на три года, явно просторна. По сюжету, богатырь в могиле бьет змею саблей или металлическими прутьями Былины М. Советская Россия, 1988. с. Былины М. Современник, 1986. с.335 что тоже предполагает простор. В соответствии с былиной говорится о пищевых запасах, опускаемых в могилу.

Ярчайшая черта - жена руса, должна быть похоронена с ним заживо, в полном соответствии с былинной заповедью. Не менее очевидны археологические параллели со срубными могилами Поднепровья. Погребения эти обычно находятся в больших подземных деревянных срубах, покрытых бревенчатым перекатом, богатое вооружение, пышные одежды и драгоценные украшения, скелет коня и роскошная конская утварь В нескольких случаях погребенного сопровождает женщина Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. с.27 Параллели, проведенные Б.А. Рыбаковым между сообщениями письменного источника Ибн-Русте, фольклорного былина и археологического срубные могилы очевидны. Схожий погребальный обряд Рыбаков выявил у дунайских болгар и у моравов Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. с.27 Невозможно согласиться с увязкой срубных могил и былинного сюжета с христианством.

Над срубными могилами находят остатки стравы обряда отнюдь не христианского. У русов существовало огненное погребение, неприемлемое для христиан, но наряду с ним - и погребение в срубе.

Ибн-Русте не упоминает о христианстве русов, описывая обряд погребения именно как племенной. В русской летописи есть указание на похороны в земле у заведомых язычников сообщение о крещении останков Ярополка и Олега Святославичей Повесть временных лет http www.slav.olegern.ru очевидно, что оба князя были именно похоронены, и что они были именно язычниками. О существовании двух различных погребальных обрядов у русов сообщает также Саксон Грамматик, описывая оба трупоположение и трупосожжение Из Датской истории Саксона Грамматика.

Откуда есть пошла т.1. с.643 Совмещение двух обрядов погребения наблюдалось и у других народов. Обычай трупосожжения по неизвестной причине почти не отразился в эпосе, зато в вариантах былины прослеживается описание другого погребального обычая - в корабле. Само описание былинной колоды, которую необходимо строить и с которой змея, вцепившись, сдергивает тёс Былины М. Советская Россия, 1988. с.334. Пропп В.Я. Русский героический эпос. с.96 наводит на мысль о древнерусских судах-насадах.

Мнение исследователей подтверждается и упоминаниями колоды белодубовой в других былинах, где она предстает как плавсредство. Принося Садко в жертву Морскому Царю, его спускают на воду на колоде белодубовой Азбелев С.Н. Садко. Русская речь, 1992, 6, с.85 В балладе Князь Роман и Марья Юрьевна заглавная героиня бежит из неверной земли на Святую Русь. Путь ей преграждает река. По другой стороне плавает колода белодубова, княгиня просит колоду перевезти ее на Святую Русь. После переезда из колоды вырезают нательные кресты Былины М. Современник, 1986. с.492 Еще Ф. И. Буслаев, вне связи с былиной о Потыке, сопоставил эту колоду с погребальной ладьей, этимологизируя славянское навь царство мертвых, покойник от общеиндоевропейского названия корабля или лодки nave Азбелев С.Н. Ф.И.Буслаев и его ученики с.9 Все перечисленные свидетельства русского эпоса говорят в пользу толкования термина колода белодубова И.Я. Фрояновым и Ю.И. Юдиным, как именно погребального корабля настоящие в былинах называются корабль, насад, струг, на котором путешествуют в загробный мир или обратно. Долгое время погребение в ладье считалось этноопределяющим признаком норманнов.

Теперь можно указать на реальный эпический текст без скандинавского влияния, описывающий погребение в ладье.

Былинная колода позволяет предположить в летописной кладе, в которой вятичи и радимичи сжигали покойника, именно погребальную ладью.

В украинском языке лодку-будару и могилу называют схожим словом, а в бассейне реки Рось найдены погребения в лодках еще XII - XIII вв. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. с.480. Важен и материал колоды. В балладе говорится, что колоду изрезали на кресты. В эпосе устойчивым эпитетом креста является кипарисный. Кипарисной либо дубовой называется доска, на которой в море отправляется Садко. Кипарис в Голубиной книге назван матерью всех деревьев Серяков М. Рождение Вселенной. с.449 Исследователи предполагают, что кипарис в значении мирового древа заменил именно дуб Гаврилов Д.А. Наговицын А.Е. Боги славян. с.65. Серяков М. Рождение Вселенной. с.449 Общеизвестно почитание дуба индоевропейскими народами Фрэзер Д. Золотая ветвь. с.147, 195 - 197 Возможно, с тем же обычаем связано и русское выражение глядеть в дуб быть при смерти. Дуб - одно из названий лодок у восточных славян. И естественно применить союз в, когда речь о дубе -лодке, а не о дубе-дереве.

Именно роль дуба как мирового древа делала его идеальным материалом судна для плавания в иные миры. Иных указаний на погребальный обряд былины не содержат.

Итак, в былине Михайло Потык описано два способа погребения - захоронение в деревянном срубе и погребение в ладье. Оба имеют дохристианский характер сюжеты не могли сложиться в христианской среде. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Былины киевского цикла, как исторический источник

На Киевскую эпоху падает его расцвет. Подобно тому, как советские историки не начинают русской истории с образования… В.Я. Пропп ВВЕДЕНИЕ Любой исследователь былин, изучающий их применительно к истории России, сталкивается с проблемой…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Погребальный обряд в описании былин

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История изучения восточнославянского эпоса
История изучения восточнославянского эпоса. Эта поэзия носила аристократический характер, была, так сказать, изящной литературой высшего, наиболее просвещенного класса, более других слоев населения

Дореволюционные школы былиноведения
Дореволюционные школы былиноведения. Обычно былиноведение XIX - начала XX веков делят на ряд школ, а именно мифологическую, компаративистскую и историческая школы. Мифологическая школа возникла в п

Изучение былин в СССР
Изучение былин в СССР. После октябрьской революции господствовавшая в русском былиноведении историческая школа была обречена. Причиной этого стала концепция провозглашения роли древнерусской

Языческая символика и атрибутика былин
Языческая символика и атрибутика былин. Важнейший признак для определения хронологии былин - религиозная символика. По мнению А.А. Котляревского, до христианства была другая основа наших богатырски

Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства
Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства. Былинный герой-победитель обходится с останками противника нерационально и не по-христиански тело обезглавленного врага рассекается на части и р

Образ жены правителя в былинах
Образ жены правителя в былинах. Фигура супруги правителя стала предметом внимания исследователей еще в конце XIX - начале XX вв. Былины приписывают Апраксее легкомысленный характер она прилюдно обн

Облик древних русов в изложении былин
Облик древних русов в изложении былин. В поисках племени, чей эпос лег в основу русских былин, рассмотрим былинный облик древних русов. Добрыня Никитич после скитаний возвращается в материнский дом

Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах
Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах. Логично будет обратиться и к тем персонажам эпоса, которых исследователи рассматривают как отражение родоплеменной эпохи Волху-Вольге и Соловью

Сюжетные параллели былин и эпоса Средней Европы
Сюжетные параллели былин и эпоса Средней Европы. Ученые давно обратили внимание на параллели между русским былинным эпосом и некоторыми эпическими памятниками Средней Европы XI-XIII вв. Сагой о Тид

География и топонимика былин
География и топонимика былин. В географии Руси былин киевского цикла существует три слоя. Первый, наиболее очевидный - география Киевской Руси IX - X вв. Киев, Чернигов, Смоленск, Ростов, Муром, Су

Былины и эпические предания западных славян
Былины и эпические предания западных славян. Польский эпос, как таковой, не дошел до нас. Остались пересказы отдельных эпических преданий, вошедшие в хроники Анонима Галла, Богухвала, Кадлубка и пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги