рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образ жены правителя в былинах

Образ жены правителя в былинах - раздел Литература, Былины киевского цикла, как исторический источник Образ Жены Правителя В Былинах. Фигура Супруги Правителя Стала Предметом Вним...

Образ жены правителя в былинах. Фигура супруги правителя стала предметом внимания исследователей еще в конце XIX - начале XX вв. Былины приписывают Апраксее легкомысленный характер она прилюдно обнаруживает свою связь с Тугарином, заигрывает с Чурилой Пленковичем, пытается соблазнить калику Касьяна Былины М. Современник, 1986. с.242, 446 Ветреность Апраксеи не обязательно связывать с конкретной личностью.

Это типичный облик супруги правителя, олицетворения непостоянной, ветреной власти, удачи Фрэзер Д. Золотая ветвь. с.426 Мотив умыкания королевских жен гораздо более значим, нежели принято считать.

У кельтов жена короля символизирует Землю, которой управляет король и даже саму Великую Богиню Сапковский А. Мир короля Артура. с.88 Легендарная королева Медб, первоначально была олицетворением власти она была женой девяти королей Ирландии, королем мог стать только тот, кто становился ее супругом. Еще в 1310 г. анналы фиксируют свадьбу Федлимида О Конхобара с провинцией Коннахт и даже в XVIII в. поэты называли Ирландию супругой своих законных королей Сапковский А. Мир короля Артура. с.67 Аналогичные сюжеты содержатся в Песни о Тристане и Изольде и легендах о короле Артуре, жена которого, Гвиневера слывет до сего дня символом супружеской неверности.

Еще более древние параллели - ирландская сага о боге Мидере, который соблазнил и увлек в Тару прекрасную Этайну, жену Эохайда Айрема, верховного короля Ирландии, что стало поводом к крупному конфликту, а также - всемирно известные сюжеты Илиады и Одиссеи. Схема любовных историй такого типа всегда имеет вид треугольника старый король - королева - юный претендент. Двое мужчин борются за женщину.

Повелитель не может быть слабым, бесплодным либо сексуально несостоятельным он жених Земли, Великой Матери. Сексуальная немощность супруга Богини немыслима - она может привести к бесплодию Земли и опустошению края. В этом случае Богиня просто обязана подыскать замену - возможно, должен явиться конкурент, который бросит вызов королю Сапковский А. Мир короля Артура. с.106 - 108 Следовательно, соблазнение жены представляет собой факт, не только подрывающий авторитет короля как мужчины, но и ставящий под сомнение его способность осуществлять власть. Аналогичные воззрения существовали и у славян, и они отмечены в былинах Пропп В.Я. Русский героический эпос. с.41. Мирзоев В.Г. Былины и летописи с.68 Особенно заметно представление об Апраксее, как Власти, в былине о бунте Ильи Муромца против Владимира, которые представляются скорее переосмысленным описанием инициации военного вождя. Илья в начале былины устраивает пир, посягая на монополию князя стреляет по маковкам княжеского терема, что может быть истолковано как ритуальный вызов князю.

В ходе бунта Илья попадает в подземелье, где его кормит и поит все та же Апракса Былины М. Современник, 1986. с.130 Проникновение в погреба, вглубь земли, не составляет для нее никакой трудности - жена правителя и есть земля. Символично и кормление княгиней Муромца - в кельтских преданиях Старуха Власть угощает Ньяля, будущего короля, водой из волшебного колодца, королю Конну во сне является дева Власть и угощает едой и питьем Фрэзер Д. Золотая ветвь. с.427 После этого заточения Илья побеждает врага и становится вождем богатырской дружины. В.В. Чердынцев видел в этом сюжете обычай ритуального заточения, уединения будущего вождя, который был широко распространен в раннем родовом обществе.

Сходный мотив имеется и в скандинавском эпосе - в саге о Стюрлауге Трудолюбивом и в саге о Волсунгах, причём во время заточения в кургане, носящего черты погребения заживо, заточенным помогает жена заточившего их конунга Фрэзер Д. Золотая ветвь. с.427 Апраксею былин следует связать с женой князя Владимира из Иоакимовской летописи Владимир имел жену от варяг Адвинду, вельми прекрасну и мудру, о ней же многое от старых повествуется и в песнех восклицают Татищев В.Н. История российская. с.47 Общие черты налицо Адвинда от варяг, и Апраксея из земли Поморянской Ляховецкой, Политовской Адвинда прекрасна и мудра, Апраксея тоже. И главное Адвинда являлась героиней многочисленных эпических сказаний.

А изменение имени не должно удивлять - в XIX в. в эпосе постоянно шла смена древних имен на православные Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.162 Невыясненным остается вопрос о нескольких наложницах царя русов и единственной Апраксе-Адвинде в эпосе. Возможно, каждая жена или наложница соответствовала покоренному племени или земле.

В этом контексте становится ясно, отчего отец Апраксы решительно отказывался выдать ее за чужака, т.е. признать свой вассалитет. Также становится понятным и распространённый европейский средневековый сюжет обязательной войны между королями государств А и Б при отказе короля А выдать дочь за принца Б, подмеченный Василием Лёвшиным в Старинных диковинках Старинные диковинки т.3. кн.1. с.228 Завершая разбор образа Апраксеи, необходимо коснуться того единственного случая, когда к ее красоте и мудрости остались равнодушны былина Сорок калик со каликою. Сорок странников-калик, возглавляемые атаманом Касьяном, дают обет если кто-нибудь из них во время странствия солжет, украдет или польстится на женщину, то его мучительно казнят. Калики приходят в Киев, где Апраксея влюбляется в атамана Касьяна и неудачно пытается соблазнить его. Атаман устоял, тогда княгиня подкидывает в мешок Касьяна княжью чашу. Касьян принимает от рук своих товарищей казнь, но, возвращаясь из странствия, калики застают атамана живым, и узнают, что княгиня заболела.

Апраксея винится и после Касьянова прощения исцеляется Былины М. Современник, 1986. с.442 - 452 Существует распространённое мнение, что это предание - христианское, поскольку речь идет об аскетизме Мирзоев В.Г. Былины и летописи с.74 На самом деле язычеству ведомы и умеренность, и аскеза.

Жрецы Зевса Олимпийского, называвшиеся термином монахи, жили уединенно и аскетично в кельях у подножия святилищ, носили черную одежду и соблюдали обеты молчания и безбрачия. Такие же аскетичные жилища археологи находят рядом с капищами восточных славян на Днестре Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.164 Сами же калики в былине отнюдь не христиане, но примечательнее всего фигура их атамана в русском фольклоре святой Касьян играет особую роль - это Касьян Суровый, Касьян Немилостивый.

Его пребывание - не на небесах, а под землей и былинного Касьяна закапывают в землю. Там его бьют ангелы или черти и Касьяна в былине подвергают мучительной казни. Он слеп или глаза его скрыты под свисающими до колен, а то и до земли ресницами, покрыт шерстью и волосами Касьяна в былине иногда ослепляют, иногда - его лица не разглядеть из-за свисающих до пояса волос. Вытянутый язык былинного Касьяна - атрибут демона. На славянских лубках с ним изображают чертей, Смерть, пришедшую за Аникой-воином или Бабу Ягу им снабжали личины ряженых, изображавших чертей и покойников.

Торчащим языком отличаются и иные темные боги - Один, Дикий Охотник, Отец Могил и Черная Мать Кали - связанные с миром мертвых и покровительствующие аскетам Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.165 Подобному божеству, должно быть, и служил атаман калик. Он олицетворяет обладание властью выше и больше той, которую олицетворяет Апраксея - властью волхвов.

Именно эту истину, отраженную и в русских летописях, и в записках Ибн-Русте, и в сообщениях немецких монахов подтверждает былина. 5. Сакральный образ правителя в былинах Таким же датирующим мотивом является образ Владимира Красное Солнышко.

При рассмотрении былинного образа князя выявляется целый ряд архаичных черт, в сочетании с данными зарубежных источников, в первую очередь арабских позволяющих отодвинуть дату существования отраженных в русском эпосе общественных и культурных реалий в первую половину X века. В былинном эпосе Владимир Красно Солнышко носит не только отчество Святославич во всех ранних записях отчество звучит как Всеславьевич Старинные диковинки т.3. кн.1. с.7 Существует еще один герой с двойным именем-отчеством - Волх-Вольга Всеславьевич-Святославич.

В результате Волху-Вольге нашли два разных летописных прототипа Волху Всеславьевичу - полоцкого князя XI века Всеслава Брячиславича, а Вольге Святославичу - брата Владимира, Олега Святославовича Рыбаков Б.А. Рождение Руси. с.328 Между тем, биографии князей имеют мало общего с сюжетами былин, а двойственность отчеств Владимира и Вольги - недоразумение.

Речь следует вести об одном отчестве в разных вариантах известного древнерусского произношения Владимир свет Славьевич или Владимир всё Славьевич Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.145 Это даже не отчество, а скорее родовое имя, такое, как Рюрикович, Ольгович, Мономашич и пр. в нём подчеркивается происхождение от прародителя - Славена или Словена новгородских преданий, которое привязывает Владимира к миру полумифических героев, основателей племен.

Происхождение от прародителя племени по прямой линии в традиционном обществе давало право на власть, легитимность.

Отождествление правителя с Солнцем - одно из самых распространённых в мировой истории. В русском фольклоре и древнерусской культуре оно обретает конкретный смысл - в Голубиной книге, сочетающей религиозную и социальную терминологию Московской Руси с индоевропейской архаикой, наличествует царь Волот, определяющий своими вопросами последовательность повествования о происхождении мира Серяков М. Рождение Вселенной. с.299 Титул былинного Владимира свет-государь фактически калькирует титул славянского вождя у Ибн-Русте - Свиет-малик. Светлые князья из договора 911 г. соответствуют архаичным способам объединения - племенам и союзам племен Повесть временных лет http www.slav.olegern.ru. В былинах это титул верховного правителя, что отражает архаичность былинного общества.

Ипатьевский список Повести временных лет напрямую объединяет понятие Солнца, царя и жреца - Дажьбог Сварожич был первым царем, но выполнял и чисто жреческие функции - установил календарь и брачные законы Повесть временных лет http www.slav.olegern.ru. Это подкрепляют и конкретные черты былинного Владимира - не дружинного вождя, а сакрального правителя.

Особенно много этих черт выявляет соотнесение былинного образа князя с царем русов у Ибн Фадлана В его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа его богатырей, его сподвижников Эти четыреста человек сидят под его престолом На престоле с ним сорок девушек-наложниц, и иногда он сочетается с одной из них в присутствии сподвижников.

Он же не сходит с престола Царь русов не имеет никакого другого дела, кроме как сочетаться с девушками, пить и предаваться развлечениям.

У него есть еще заместитель который нападает на врагов и собирает для него дань Ибн Фадлан А. Записка о путешествии на Волгу. с.44 - 45 Бросается в глаза кратность четырем окружения царя русов - его наложниц и дружинников. В былинах входящий в княжий терем богатырь всегда кланяется на четыре стороны Былины М. Современник, 1986. с.120, 237 На определенной стадии развития общества нередко считается, что царь или жрец наделен, является воплощением божества.

В соответствии с этим верованием предполагается, что ход природных явлений находится под его контролем. Веру в то, что властители обладают магическими способностями, с помощью которых могут оплодотворять землю, разделяли индоевропейские народы от Индии до Ирландии Фрэзер Д. Золотая ветвь. с.110, 122 Личность царя рассматривается как динамический центр вселенной, от которого во все стороны расходятся силовые линии, так что всякое его движение незамедлительно оказывают серьезное воздействие на природу.

Царь является точкой опоры, поддерживающей равновесие мира малейшая неточность с его стороны может это равновесие нарушить. Поэтому вся его жизнь до мельчайших деталей должна быть отрегулирована таким образом, чтобы никакое его действие, произвольное или невольное, не расстроило и не перевернуло установленный природный порядок Фрэзер Д. Золотая ветвь. с.109, 206 Владимир из былин действительно никогда лично не участвует в сражениях, неподвижно сидя в Киеве, поэтому неправомерно считать его организатором обороны Руси. Первое из дел правителя, упоминаемых у Ибн-Фадлана, оказывается жреческой обязанностью Ибн Фадлан А. Записка о путешествии на Волгу. с.45 Второе дело, питье на пирах является материальным воплощением удачи, магической благодати.

И князь, монопольным правом которого является поднесение героям чары зелена вина, выступает как распределитель этой волшебной силы. Как воплощение священного центра, жрец-князь неприкосновенен. Яромир, правитель русов острова Рюген, во время войны с другим славянским племенем, был бы убит неприятельским воином, но тот, увидев, что поднял руку на князя, отбросил оружие и пал ниц Из Датской истории Саксона Грамматика.

Откуда есть пошла т.1. с. 645 В целом такое отношение к князьям для средневековой Руси X-XII вв. нехарактерно - князья водили дружины в бой, сражались и гибли, убивали князей и во время народных бунтов.

Двор князя в былинах также священен. Герои былин никогда не убивают врагов на княжеском дворе Алеша Попович запрещает своему парубку отвечать на нападение Тугарина и кровавить палаты белокаменные, в поле отвозит Илья Муромец для расправы Соловья-разбойника Былины М. Современник, 1986. с.121, 243 Так же священен был княжеский двор для язычников-поморян. Сходно относились балтийские славяне к своим святилищам даже во время войны, отчего и княжьи дворы, и святилища часто становились укрытием для тех, кому угрожала смертельная опасность Из Деяний первосвященников Гамбургской церкви Адама Бременского.

Откуда есть пошла т.2. с.596 Итак, былинная фигура князя Владимира весьма архаична. Его власть основана на происхождении от племенного героя-прародителя, он - священный, солнечный царь-жрец, узник своего жреческого сана, прикованный к обрядовому центру племенных земель. Он - муж женского воплощения Земли. Его функции - быть ее супругом и распределять на ритуальных пирах магический, священный напиток, воплощение удачи и благодати.

Военными делами Киева заведует не Владимир, который воинских функций вообще не имеет, а Илья Муравленин. Именно он командует войском, в ряде былин именно он отправляет богатырей за данью, он распределяет службу богатырям. Образ царя русов у Ибн Фадлана практически совпадает с былинным образом Владимира Красно Солнышко. Даже для эпохи Ибн Фадлана этот образ архаичен - его современник Игорь Старый активно участвовал в войнах и, как показывает история его гибели, не был неприкосновенным. Это наводит на мысль, что Ибн Фадлан просто слышал от русов их эпические песни, которые легли в основу былин.

Архаичный образ сакрального правителя, опутанного сложной сетью магических представлений, служит датирующим признаком, позволяющим отодвинуть зарождение русского эпоса во времена, далеко предшествующие не только князю Владимиру Святославичу, но и Игорю Рюриковичу. Если изучение дохристианских черт в былинах говорит о необходимости датировать верхнюю границу возникновения былинного эпоса 988 г то явное влияние уже сложившихся и уже архаичных эпических песен на арабских авторов середины X в. позволяют предположить еще более глубокие корни былин.

Глава 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Былины киевского цикла, как исторический источник

На Киевскую эпоху падает его расцвет. Подобно тому, как советские историки не начинают русской истории с образования… В.Я. Пропп ВВЕДЕНИЕ Любой исследователь былин, изучающий их применительно к истории России, сталкивается с проблемой…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образ жены правителя в былинах

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История изучения восточнославянского эпоса
История изучения восточнославянского эпоса. Эта поэзия носила аристократический характер, была, так сказать, изящной литературой высшего, наиболее просвещенного класса, более других слоев населения

Дореволюционные школы былиноведения
Дореволюционные школы былиноведения. Обычно былиноведение XIX - начала XX веков делят на ряд школ, а именно мифологическую, компаративистскую и историческая школы. Мифологическая школа возникла в п

Изучение былин в СССР
Изучение былин в СССР. После октябрьской революции господствовавшая в русском былиноведении историческая школа была обречена. Причиной этого стала концепция провозглашения роли древнерусской

Языческая символика и атрибутика былин
Языческая символика и атрибутика былин. Важнейший признак для определения хронологии былин - религиозная символика. По мнению А.А. Котляревского, до христианства была другая основа наших богатырски

Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства
Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства. Былинный герой-победитель обходится с останками противника нерационально и не по-христиански тело обезглавленного врага рассекается на части и р

Погребальный обряд в описании былин
Погребальный обряд в описании былин. Среди прочих былинных сюжетов, позволяющих уверенно датировать возникновение былинного эпоса дохристианской эпохой, выделяется былинный сюжет, с дотошной точнос

Облик древних русов в изложении былин
Облик древних русов в изложении былин. В поисках племени, чей эпос лег в основу русских былин, рассмотрим былинный облик древних русов. Добрыня Никитич после скитаний возвращается в материнский дом

Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах
Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах. Логично будет обратиться и к тем персонажам эпоса, которых исследователи рассматривают как отражение родоплеменной эпохи Волху-Вольге и Соловью

Сюжетные параллели былин и эпоса Средней Европы
Сюжетные параллели былин и эпоса Средней Европы. Ученые давно обратили внимание на параллели между русским былинным эпосом и некоторыми эпическими памятниками Средней Европы XI-XIII вв. Сагой о Тид

География и топонимика былин
География и топонимика былин. В географии Руси былин киевского цикла существует три слоя. Первый, наиболее очевидный - география Киевской Руси IX - X вв. Киев, Чернигов, Смоленск, Ростов, Муром, Су

Былины и эпические предания западных славян
Былины и эпические предания западных славян. Польский эпос, как таковой, не дошел до нас. Остались пересказы отдельных эпических преданий, вошедшие в хроники Анонима Галла, Богухвала, Кадлубка и пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги