рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Облик древних русов в изложении былин

Облик древних русов в изложении былин - раздел Литература, Былины киевского цикла, как исторический источник Облик Древних Русов В Изложении Былин. В Поисках Племени, Чей Эпос Лег В Осно...

Облик древних русов в изложении былин. В поисках племени, чей эпос лег в основу русских былин, рассмотрим былинный облик древних русов. Добрыня Никитич после скитаний возвращается в материнский дом, где его уже считают мертвым. Когда он называет себя, то слышит в ответ У молодого Добрыни Никитича были кудри желтые в три-ряд вились вкруг верховища, а у тебя, голь кабацкая, до плеч висят! Былины М. Современник, 1986. с.212. Это напоминает о прическе древних русов - обритая голова и чуб на макушке.

Три ряда, в которые завивались вокруг макушки- верховища кудри Добрыни, напоминают о чубах самых умелых запорожских бойцов-характерников, трижды оборачивавшихся вокруг головы. Аналогично пишет Лев Диакон о Святославе Вот какова была его наружность умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светлыми глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой.

Голова у него была совершенно голая, на одной стороне её свисал клок волос - признак знатности Лев Диакон. История. с.99 - 100 В традиционном обществе вопрос внешности менее всего был делом моды и личного выбора. Как правило, внешность человека определялась его принадлежностью - этнической, конфессиональной, сословной. В Библии содержится запрещение иудеям стричь бороды и брить головы, ибо вы сыны у господа, бога вашего. В Спарте к обязанностям мужчины-спартиата, т.е. полноправного гражданина, в равной степени относилось брить усы и повиноваться законам Прозоров Л.Р. Внешность князя Святослава Игоревича, как этноопределяющий признак http slav.olegern.ru. Приношение волос в жертву богам было у всех народов обычаем глубокой древности, постоянное бритьё головы - отличительной чертой фригийского язычества Гедеонов С.Г. Варяги и Русь СПб. Типография императорской Академии наук, 1876. с.364 Ориентиром в отношении внешнего вида причёски служило изображение божества или представление о нём, что естественно для действий традиционного или религиозного человека он осознаёт себя истинным человеком лишь в той мере, в какой он походит на богов, героев-основателей цивилизаций, мифических предков Так, в Византии IV - VI вв. большинство подданных и сам император чисто брили лицо, иконография же VII - IX вв. также практически не знает безбородых.

В период иконоборчества VIII в. изображения Христа с чистым лицом были уничтожены, и сменились иконами сирийской школы, где Христос был представлен с бородой и усами Прозоров Л.Р. Внешность князя Святослава - http slav.olegern.ru. И христиане, помнившие слова Библии об образе и подобии, стали отпускать бороды и усы. Арабские авторы, описывая русов, редко говорят об их причёске, чему есть два объяснения во-первых, снимать головной убор вне дома противоречило обычаям русов, выражение опростоволоситься по сей день сохранило неодобрительный смысл во-вторых, бритоголовым мусульманам бритые головы русов могли показаться чем-то обыденным.

Длинные волосы у германцев и скандинавов были отличительным знаком свободного мужа, бритая голова - клеймом раба. Германские язычники клялись волосами и бородой Вотана.

Скандинавский Один прозывался длиннобородым, Тор - краснобородым.

Обритие бороды почиталось у германцев высшим бесчестьем. Бог Один среди своих прозвищ и имён носил и имя Харбард - Длинная борода. Имеются изображения Одина с длинными волосами и бородой.

Сохранились также и изображения Тора с бородой Прозоров Л.Р. Внешность князя Святослава - http slav.olegern.ru. Верующие не отстали от своих Богов. Борода постоянно упоминается в сагах Бьёрн Синезубобородый, Бродди бородач, Бьяльви Бородач, Гнуп Борода, Грим Мохнатые щёки, Сигтрюгг Шёлковая борода, Торвальд Кучерявая Борода, Торвальд Синяя Борода, Торгейр Борода По Пояс, Торд Борода, Торольв Борода, Николас Борода, Свейн Вилобородый, Торир Борода, Торир Деревянная Борода, Торольв Вшивая Борода, Харальд Золотая Борода, Харальд Рыжебородый.

Часты также прозвища, отмечающие цвет волос Рыжий, Белый, Чёрный, Золотой, их красоту Прекрасноволосый, или печальные последствия плохого ухода за ними Харальд Косматый, Кальв Перхоть. У идеального героя скандинавского эпоса, Сигурда-Зигфрида, волосы темно-русые и красивые на вид и ниспадают длинными волнами. Бритая голова у скандинавов была признаком полного падения и обнищания, унизительным и постыдным, безбородый или навознобородый - смертельным оскорблением Гедеонов С.Г. Варяги и Русь. с.365 Очевидно, что обычаи русов не только не совпадали со скандинавскими - непосредственно вытекавшими из этнического культа - но и прямо противоречили им. Зато есть указания на то, что подобный облик имели славяне VI в. Славянская языческая иконография практически не знает длиннобородых Богов и совсем не знает длинноволосых.

Чрезвычайно распространены идолы с усами, но без бород.

Русы IX - X вв. поклонялись Перуну, у которого ус злат Повесть временных лет http www.slav.olegern.ru. На миниатюрах Радзивилловской летописи отчётливо виден чуб-оселедец, по-запорожски спускающийся к левому уху. Любопытную аналогию летописному Перуну составляет снабжённый серебряными усами Черноглав с Рюгена. Основной кумир этого острова, Святовит, имел волосы и бороду, острижены кратко в других переводах - обриты Гаврилов Д.А. Наговицын А.Е. Боги славян. с.396 Фигурки антских времён из знаменитого Мартыновского клада изображают мужчин с коротко остриженными волосами, усатых и безбородых Рыбаков Б.А. Рождение Руси. с.120 Т.о в былине именно длинные волосы были у русов признаком маргинала, бродяги.

Запустившего себя Добрыню в буквальном смысле родная мать не узнала. Неизвестно ни одного русского эпического или исторического персонажа, в прозвище которого отразились бы борода и её свойства, зато Василий Ус, Усыня-богатырь из сказок, Белоус, Сивоус и т. д. Прозоров Л.Р. Внешность князя Святослава - http slav.olegern.ru Собственно к русам относится имя-прозвище Синеус.

Гедеонов утверждал, что ношение бороды и длинных волос приобрело сколь-нибудь массовый характер у восточных славян лишь после крещения Гедеонов С.Г. Варяги и Русь. с.363 Московские бояре брили головы, а иногда и бороды, что можно заметить на западных гравюрах. Стоглавый собор, запрещая бритьё бород и голов, как признак ереси, свидетельствует о распространённости этого обычая Прозоров Л.Р. Внешность князя Святослава - http slav.olegern.ru. Иловайский со ссылкой на перечень болгарских князей и Лиутпранда отмечает обычай брить головы у болгар Иловайский Д.И. Начало Руси М. Издательство ООО Олимп ООО Издательство АСТ, 2002. с.230 Брила головы и бороды польская шляхта.

У Саксона Грамматика именно по обритой голове опознают славянина в некоем Свено Из Датской истории Саксона Грамматика. Откуда есть пошла т.1. с.643 Причёска являлась немалым этноопределяющих признаков в традиционном обществе т. к. была одним из видов подражания этническим богам-покровителям и обеспечивала мистическое единство с ними и благополучие народа и страны.

Причёска былинных героев и князя Святослава отнюдь не была их причудой, это был наиболее распространённый внешний облик руса IX - X вв. Этот облик находился в вопиющем противоречии со скандинавскими обычаям если у русов обритые голова и подбородок были признаком знатности рода, то у скандинавов - клеймом позора и предельного унижения и полностью укладывался в традиции балтославян. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Былины киевского цикла, как исторический источник

На Киевскую эпоху падает его расцвет. Подобно тому, как советские историки не начинают русской истории с образования… В.Я. Пропп ВВЕДЕНИЕ Любой исследователь былин, изучающий их применительно к истории России, сталкивается с проблемой…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Облик древних русов в изложении былин

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История изучения восточнославянского эпоса
История изучения восточнославянского эпоса. Эта поэзия носила аристократический характер, была, так сказать, изящной литературой высшего, наиболее просвещенного класса, более других слоев населения

Дореволюционные школы былиноведения
Дореволюционные школы былиноведения. Обычно былиноведение XIX - начала XX веков делят на ряд школ, а именно мифологическую, компаративистскую и историческая школы. Мифологическая школа возникла в п

Изучение былин в СССР
Изучение былин в СССР. После октябрьской революции господствовавшая в русском былиноведении историческая школа была обречена. Причиной этого стала концепция провозглашения роли древнерусской

Языческая символика и атрибутика былин
Языческая символика и атрибутика былин. Важнейший признак для определения хронологии былин - религиозная символика. По мнению А.А. Котляревского, до христианства была другая основа наших богатырски

Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства
Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства. Былинный герой-победитель обходится с останками противника нерационально и не по-христиански тело обезглавленного врага рассекается на части и р

Погребальный обряд в описании былин
Погребальный обряд в описании былин. Среди прочих былинных сюжетов, позволяющих уверенно датировать возникновение былинного эпоса дохристианской эпохой, выделяется былинный сюжет, с дотошной точнос

Образ жены правителя в былинах
Образ жены правителя в былинах. Фигура супруги правителя стала предметом внимания исследователей еще в конце XIX - начале XX вв. Былины приписывают Апраксее легкомысленный характер она прилюдно обн

Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах
Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах. Логично будет обратиться и к тем персонажам эпоса, которых исследователи рассматривают как отражение родоплеменной эпохи Волху-Вольге и Соловью

Сюжетные параллели былин и эпоса Средней Европы
Сюжетные параллели былин и эпоса Средней Европы. Ученые давно обратили внимание на параллели между русским былинным эпосом и некоторыми эпическими памятниками Средней Европы XI-XIII вв. Сагой о Тид

География и топонимика былин
География и топонимика былин. В географии Руси былин киевского цикла существует три слоя. Первый, наиболее очевидный - география Киевской Руси IX - X вв. Киев, Чернигов, Смоленск, Ростов, Муром, Су

Былины и эпические предания западных славян
Былины и эпические предания западных славян. Польский эпос, как таковой, не дошел до нас. Остались пересказы отдельных эпических преданий, вошедшие в хроники Анонима Галла, Богухвала, Кадлубка и пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги