рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах

Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах - раздел Литература, Былины киевского цикла, как исторический источник Реликты Племенного Эпоса Ильменских Словен В Былинах. Логично Будет Обратитьс...

Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах. Логично будет обратиться и к тем персонажам эпоса, которых исследователи рассматривают как отражение родоплеменной эпохи Волху-Вольге и Соловью Будимировичу. В некоторых исследованиях продолжает рассматриваться тождество Вольги с Олегом Святославовичем, а Волха - с Всеславом Полоцким.

Но, во-первых, тождество Вольги и Волха есть факт - имена героев, сюжет в одной из двух былин о Вольге и единственной былине о Волхе, описание рождения и молодости героя в обеих былинах о Вольге и единственной о Волхе говорят об этом однозначно. Во-вторых, биографии Олега и Всеслава имеют мало общего с сюжетами былин Калугин В.И. Мир былинного эпоса. с.14 Ценно наблюдение Ф.И. Буслаева и Н.И. Костомарова о тождестве Вольги-Волха с известным по позднейшим новгородским записям XVI - XVII вв. эпонимическим героем Волхом или Волхвом, сыном Словена-Славена, эпонима словен ильменских Костомаров Н.И. Севернорусские народоправства с.17, 19 Герои-эпонимы существуют в эпосах самых разных народов библейские Сим, Ханаан, Иуд и Израиль, греческие Данай, Ион и Эллин, германские Ирмин и Сакснот Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. с.369 М.М. Плисецкий указывал, что герои эпоса многих первобытных племен называются просто по племенной принадлежности. Вполне возможно, что именно таким образом возникали герои-эпонимы - тезки своего народа.

Исследователи ставят вопрос о предполагаемом существовании исчезнувшего, условно северо-восточноевропейского эпоса, видя его остатки в сообщениях Иоакимовской летописи Костомаров Н.И. Севернорусские народоправства 2004. с.19 Говоря о племенных истоках былинного эпоса, эпоса существовавшего на территории расселения новгородцев, естественно было бы искать в былинах остатки племенного эпоса предков новгородцев - ильменских словен.

Внимание исследователей давно привлекает своей поразительной для эпоса бесконфликтностью былина о Соловье Будимировиче.

Собственно к Соловью относятся прибытие его из некой заморской земли по Варяжскому, или Волынскому морю от глухоморья зеленского, мимо города Леденца постройка им чудесного терема и дворища наконец, женитьба Былины М. Современник, 1986. с.364 - 372 Деяния Словена в новгородских преданиях укладываются в ту же схему прибытие в ильменские земли, постройка городка и основание рода на новых землях.

В сюжете о Соловье Будимировиче смысловой центр тяжести приходится на женитьбу, совершенно лишенную всякого драматизма.

Очевидно, что единственная женитьба, которая сама по себе может стать предметом племенного эпоса, это женитьба родового первопредка, факт основания рода. Еще А.Н. Веселовский отождествил былинного Соловья Будимировича с героем по имени Слав, отцом Владимира и Волха. В Новгороде бытовало имя Словиша - соловей, запечатленное на гуслях. Отбросив уменьшительный суффикс, получим Словей, что близко к новгородскому имени героя-первопредка - Словен Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.177 Предками словен ильменских были колонисты из земель балтийских славян.

С помощью былины мы можем узнать, каким путем они пришли в новые земли. Былина описывает скорее морскую колонизацию новых земель, в чем нет ничего невероятного - как мореходы и воины, балтийские славяне не уступали викингам Гедеонов С.Г. Варяги и Русь. с.132 От Глухоморья зеленского, т.е. Зеландского, юго-западного угла Балтики, мимо Леденца-Линданиссы, племенной крепости эстов, по Виряйскому Варяжскому, или Волынскому от славянской крепости Волин, морю предки словен проникли на Ладогу и Ильмень.

Былина описывает все переселение как путешествие пращура-первопроходца. Волх описан в эпосе и в позднелетописных преданиях довольно схоже князь-чародей и оборотень. Однако тема оборотничества и колдовства в былине играет второстепенную роль фона. Былина уделяет основное внимание походам потомков Словена-Словея, которые летописи упоминают мельком.

В первом походе Волх-Вольга захватывает некое царство, именуемое Индейским. Во втором - сталкивается с чудесным пахарем Микулой. Первый сюжет о Волхе говорит о его походе во главе войска холостой молодежи на царство Индейское, с помощью оборотничества он одевает и кормит дружину охотничьей добычей, производит разведку в городе врага, захватывает его, вырезав все население, кроме девушек-невест для себя и дружины. Затем Волх с дружиной делят добычу и оседают, женившись на пленницах, в захваченном городе Былины М. Современник, 1986. с.57 - 61 Показателен ландшафт былины - это лес и море. Исследователей часто смущало наличие в столь архаичной былине Индейского царства. Но В.Б. Вилинбахов и Н.Б. Энговатов, проанализировав ряд источников, пришли к выводу о существовании земли и племени со схожим названием в Прибалтике Софокл говорит об индах, собирающих янтарь, что локализует Индию в юго-восточной Прибалтике Корнелий Непот говорит о купцах-индах, чей корабль прибило к берегам Батавии средневековый еврейский источника Иосиппон, упоминает топоним или этноним Инданья, также у балтийских берегов Кожинов В.В. История Руси с.333 На те же края указывают и имена правителей Индейской земли - царь Сантал и царица Азвяковна.

Саксон Грамматик сообщает, что славяне-венды покорили куршей, сембов и санталов Из Датской истории Саксона Грамматика.

Откуда есть пошла т.1. с.633 В целом можно предположить, что Индия былин располагалась в юго-восточном углу Балтики.

Более поздние источники отмечают там явные признаки вендской колонизации собственно народ вендов, славянские имена ливских вождей Дабрела и Русин, почитание бога Тарапита, известного на Рюгене, обряд гадания путем вождения свяшенного коня через скрещенные копья как в Арконе и Ретре, подать с плуга Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.181 На юго-востоке Балтики в VI-XIII вв. по совокупности археологических и письменных источников прослеживается этнос, связанный с ободритским Мекленбургом и Новгородом.

Очевидно, это и есть потомки вендских колонистов - воинов Волха. Вентины - этническая группа латышей - живет в тех краях и поныне Кожинов В.В. История Руси с.333 Этническая природа покоренных Волхом индов неясна. Вероятнее всего, это было балтское племя. Отчего-то этот поход эпос приписывает сыну первопредка и первопроходца, Соловья-Словена, а не ему самому. Предположение, что Индейское царство захватили уже ладожские или ильменские колонисты, кажется чересчур смелым. 3. Обрядовая семантика пахоты Одной из былин, не получившей убедительного толкования, является былина Вольга и Микула. Ученые XIX - XX вв. в целом имеют дело с тремя уровнями толкований былины славянофильское могущество общины и ее добровольное сотрудничество с княжеской властью, народническое воспевание крестьянства или социалистическое сатира на князя, возвышающая над ним представителя трудового народа. Между тем, черты, не позволяющие воспринять Микулу как образ обычного пахаря, появляются с самого начала былины.

Вольга и его дружина три дня пытаются догнать оратая, чьи покрикивания они слышат, т.е. пашет он в одну сторону.

Наконец оратая нагоняют и видят богатыря в бархатном кафтане, собольей шубе, сафьяновых сапогах, пашущего на кобыле, запряжённой в соху с золотыми и серебряными украшениями и шёлковой сбруей Былины М. Советская Россия, 1988. с.42 - 43 Необычайное описание Микулы говорят о том, что он не просто пахарь, и его занятие - отнюдь не крестьянский труд. И.Я. Фроянов и Ю.И. Юдин сочли, что речь в былине идет о а переходе славян от охоты к земледелию, о превосходстве пахаря над охотником б о якобы необходимой помощи Микулы т.е. общинного ополчения Вольге т.е. княжеской дружине в деле сбора дани с покоренных племен Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.185 Переход к земледелию свершился уже у предков славян. Однокоренные слова, связанные с пахотой, встречаются у самых разных индоевропейских народов, славянскому орать соответствуют, санскритское ар, греческое ароо, латинское aro, ирландское araim, готское arjan, литовское arti, что приводит к мысли об индоевропейском возникновении пахоты Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. с.364 Сомнительно, чтобы архаика подобного уровня могла отразиться в героическом эпосе отдельного народа.

Столь же несостоятельно и мнение, что дружина менее боеспособна, чем ополчение Зенин Д. Защитники земли Русской.

Тайны веков кн.3. с.13 Оно противоречит и здравому смыслу, и источникам в 1067 г. Святослав Ярославич с горстью воинов разбил у Сновска 12.000 половцев, в 1071 г. во время восстания на Белоозере Ян Вышатич с двенадцатью отроками без потерь разгоняют три сотни общинников Зенин Д. Защитники земли Русской.

Тайны веков кн.3. с.15 Пахота Микулы может иметь отношение к божественному в форме подражания богам и предкам - ключевому мотиву любой человеческой деятельности в традиционном обществе, где ритуал часто стремится поглотить само событие Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре структурно-семиотический характер восточнославянских обрядов СПб. Наука, 1993. с.56 Необычный для пахаря наряд Микулы и еще более необычный вид его сохи указывают в нем человека, совершающего обряд.

Ритуальная пахота героя - широко распространенный мотив у индоевропейских народов италиков, индусов, греков, франков священный золотой плуг присутствовал в обрядности скифов -пахарей легенды о пахаре-богатыре присутствуют у прибалтийских финнов, чудесного пахаря Тюштяна избирают на княжение в мордовском предании Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.188 Но именно у славян мотив чудесного пахаря и волшебного плуга распространен наиболее широко князья Борис и Глеб, Марко Кралевич, польский князь-пахарь Пяст, чешский князь-пахарь Пшемысл, белорусский князь-пахарь Радар, Кирилла и Никита Кожемяки из русской и украинской сказок Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. -с.367 С чешским преданием о Пшемысле, накормившем пришедших призывать его на княжение гостей с лемеха плуга, перекликается польский обычай на Рождество класть лемех плуга на стол Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.189 В связи с первоначальной сакральной основой даннических отношений представляется знаменательным, что дань зачастую собирали с плуга. В болгарском обряде кукеры изображали пахоту и сев, а пахарем выступал ряженый царем Славянская мифология М. Эксмо-ПРЕСС, 1995. с.329 Явное большинство мифологизированных образов пахаря - это вожди, правители Уго у франков Одиссей у греков Тархон у этрусков Ромул у латинян Джанака у индусов Тюштян у мордвы Калевипоег у эстонцев.

Скифский герой, завладевший золотым плугом, также именуется царем в ритуале царской пахоты упоминается золотой плуг у индусов Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. с.190 В образе Микулы также немало черт былинного вождя, например, шуба - былинный маркер правителя.

Ритуальная пахота правителя сводилась к двум мотивам - это либо первая борозда, открывающая пахоту, либо опахивание - проведение ритуальной границы своей земли, отделяющей ее от чужого мира Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крёстная сила. с.139 По легенде, белорусский князь Радар, победив змея Краковея, насланного королем Ляхом, запряг его в плуг и пропахал границу с польской землей Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. с.367 В украинских легендах князь Борис и его позднейшие сказочные подобия - Никита и Кирилла Кожемяки опахивает землю, как и князь Радар, на запряженном Змее Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. с.367 В былине Микула, по сути, прокладывает сквозь целину, валя деревья и огромные валуны, единственную борозду - границу своих владений, земель своего рода. Это вождь, отпахивающий своему народу земли для житья, ограждающий его валом и рвом борозды от земель недоброжелательных соседей злых мужичков, все разбойныих, с которыми Микула уже имел вооруженное столкновение.

Пахота Микулы - магический обряд.

Одним из не объясненных удовлетворительно моментов былины является форма, в которой Микула неизменно представляется Вольге А я пива наварю, да мужичков напою, а тут станут мужички меня покликивати Молодой Микула Селянинович! Былины М. Современник, 1986. с.101. Микула заявляет о себе как об организаторе пира, а в былинах это - монополия князя.

Фактически этим заявлением Микула оглашает не столько свое имя, сколько свой статус.

Обращает на себя внимание то, что Микула собирается угощать пивом мужичков. В этом сюжете мужики всюду предстают враждебной силой Микула прячет свою соху от мужичка-деревенщины, с мужичков едут собирать дань Вольга и Микула, с напавшими на него мужичками Микула бился.

И мужичков же собирающийся на них вместе с Вольгой Микула намерен поить пивом. В поэтическом языке героических сказаний Древней Руси часто встречается сравнение битвы с жатвой и другими сельскохозяйственными образами - молотьбой и веяньем, севом и всходами Слово о полку Игореве М. Просвещение, 1984. с.43, 44, 51. Задонщина Тула Приокское книжное издательство, 1980. с.26 В речи Микулы три слоя. Первый - обманчиво-буквальный заявление, что он собирается вырастить и снять урожай ржи, наварить из него пива и устроить пир. Второй - заявляя о себе как организаторе пира, Микула иносказательно сообщает о своем княжеском достоинстве.

Но он скорее опахивает, нежели пашет, и никакого урожая и пира в буквальном смысле ожидать не приходится. В третьем слое смысла речь Микулы оказывается мрачной похвальбой воина, грозящего кровавым пиром врагам.

Встреча Вольги с Микулой - это встреча двух князей-кудесников, двух героев разных племен. Самое близкое к образу Микулы предание - белорусское предание о Радаре в былине о Микуле присутствует предельно близкая фонетически и семантически форма ратарь белорусы ближе всего к области распространения былин географически. В сложении белорусского этноса принимали участие дреговичи и кривичи. Костомаров предполагал, что Приильменье издревле заселяли кривичи, которым принадлежали названия Мойское и Мутная Костомаров Н.И. Севернорусские народоправства с.43 Словене назвали их Волхов и Ильмень Волхов -в честь предводителя пришельцев Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. с.10 а Ильмень Илмерь - либо по реке Ильменау приток Эльбы либо по заливу Зейдерзее в раннем средневековье - Илмер Серяков М. Рождение Вселенной. с.419 Представляется вероятным видеть в Микуле героя кривичей, а в былине о его встрече с Вольгой - предание о столкновении на севере Восточной Европы общинной земледельческой колонизации кривичей и дружинной колонизации варягов предков словен. При более раннем проникновении кривичей в эти края и политическом главенстве словен, естественной видится в былине ирония в адрес словенского героя.

За встречей последовал союз для совместного господства над местными народами - балтами и финно-уграми. Глава 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Былины киевского цикла, как исторический источник

На Киевскую эпоху падает его расцвет. Подобно тому, как советские историки не начинают русской истории с образования… В.Я. Пропп ВВЕДЕНИЕ Любой исследователь былин, изучающий их применительно к истории России, сталкивается с проблемой…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Реликты племенного эпоса ильменских словен в былинах

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История изучения восточнославянского эпоса
История изучения восточнославянского эпоса. Эта поэзия носила аристократический характер, была, так сказать, изящной литературой высшего, наиболее просвещенного класса, более других слоев населения

Дореволюционные школы былиноведения
Дореволюционные школы былиноведения. Обычно былиноведение XIX - начала XX веков делят на ряд школ, а именно мифологическую, компаративистскую и историческая школы. Мифологическая школа возникла в п

Изучение былин в СССР
Изучение былин в СССР. После октябрьской революции господствовавшая в русском былиноведении историческая школа была обречена. Причиной этого стала концепция провозглашения роли древнерусской

Языческая символика и атрибутика былин
Языческая символика и атрибутика былин. Важнейший признак для определения хронологии былин - религиозная символика. По мнению А.А. Котляревского, до христианства была другая основа наших богатырски

Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства
Воинские жертвоприношения и ритуальные самоубийства. Былинный герой-победитель обходится с останками противника нерационально и не по-христиански тело обезглавленного врага рассекается на части и р

Погребальный обряд в описании былин
Погребальный обряд в описании былин. Среди прочих былинных сюжетов, позволяющих уверенно датировать возникновение былинного эпоса дохристианской эпохой, выделяется былинный сюжет, с дотошной точнос

Образ жены правителя в былинах
Образ жены правителя в былинах. Фигура супруги правителя стала предметом внимания исследователей еще в конце XIX - начале XX вв. Былины приписывают Апраксее легкомысленный характер она прилюдно обн

Облик древних русов в изложении былин
Облик древних русов в изложении былин. В поисках племени, чей эпос лег в основу русских былин, рассмотрим былинный облик древних русов. Добрыня Никитич после скитаний возвращается в материнский дом

Сюжетные параллели былин и эпоса Средней Европы
Сюжетные параллели былин и эпоса Средней Европы. Ученые давно обратили внимание на параллели между русским былинным эпосом и некоторыми эпическими памятниками Средней Европы XI-XIII вв. Сагой о Тид

География и топонимика былин
География и топонимика былин. В географии Руси былин киевского цикла существует три слоя. Первый, наиболее очевидный - география Киевской Руси IX - X вв. Киев, Чернигов, Смоленск, Ростов, Муром, Су

Былины и эпические предания западных славян
Былины и эпические предания западных славян. Польский эпос, как таковой, не дошел до нас. Остались пересказы отдельных эпических преданий, вошедшие в хроники Анонима Галла, Богухвала, Кадлубка и пр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги