рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Народный философ

Народный философ - раздел Литература, В. Высоцкий Народный Философ. Владимир Высоцкий Был Одинок. Более Одинок, Чем Многие Себе...

Народный философ. Владимир Высоцкий был одинок. Более одинок, чем многие себе представляли. У него был один друг-от студенческой скамьи до последнего дня. О существовании этой верной дружбы не имели и понятия многочисленные друзья, число которых сейчас, после-смерти поэта, невероятно возросло.

Откуда взялся этот хриплый рык? Эта луженая глотка, которая была способна петь согласные? Откуда пришло ощущение трагизма в любой, даже пустяковой песне? Это пришло от силы. От московских дворов, где сначала почиталась сила, потом-все остальное. От детства, в котором были ордера на сандалии, хилые школьные винегреты. бублики на шарап, драки за штабелями дров. Волна инфантилизма, захлестнувшая в свое время все песенное творчество, никак не коснулась его. Он был рожден от силы. страсти его были недвусмысленны, крик нескончаем.

Он был отвратителен эстетам, выдававшим за правду милые картинки сочиненной ими жизни. Помните А парень с милой девушкой на лавочке прощается ? Высоцкий- Сегодня я с большой охотою распоряжусь своей субботою. Вспомните Не могу я тебе в день рождения дорогие подарки дарить Высоцкий- А мне плевать, мне очень хочется! Он их шокировал и формой, и содержанием.

А больше всего он был ненавистен эстетам за то, что пытался говорить правду, ту самую правду, мимо которой они проезжали в такси или торопливым шагом огибали ее на тротуарах. Это была не всеобщая картина жизни, но этот кусок был правдив. Это была правда его, Владимира Высоцкого, и он искрикивал ее в своих песнях, потому что правда эта была невесела. Написано в 1980 году для стенной газеты Московского клуба самодеятельной песни Менестрель. Владимир Высоцкий страшно спешил.

Будто предчувствуя свою короткую жизнь, он непрерывно сочинял, успев написать что-то около шестисот песен. Его редко занимала конструкция, на его ногах скорохода не висели пудовые ядра формы, часто он только намечал тему и стремглав летел к следующей. Много россказней ходит о его запоях. Однако мало кто знает, что он был рабом поэтических запоев -по три-четыре дня, запершись в своей комнате, он писал как одержимый, почти не делая перерывов в сочинительстве.

Он был во всем сторонником силы-и не только душевно-поэтической, но и обыкновенной, физической, которая не раз его выручала и в тонком деле поэзии. В век, когда песни пишутся индустриальным способом текст-поэт, музыку- композитор, аранжировку-аранжировщик, пение-певец, Владимир Высоцкий создал совершенно неповторимый стиль личности, имя которому-он сам и где равно и неразрывно присутствовали голос, гитара и стихи. Каждый из компонентов имел свои недостатки, но, слившись вместе, как три кварка в атомном ядре, они делали этот стиль совершенно неразрываемым, уникальным, и многочисленные эпигоны Высоцкого постоянно терпели крах на этом пути. Их голоса выглядели просто голосами блатняк, их правда была всего лишь пасквилем. Однажды случилось странное искусство, предназначенное для отечественного уха, неожиданно приобрело валютное поблескивание.

Однако здесь, как мне кажется, успех меньше сопутствовал артисту. Профессиональные французские ансамблики никак не смогли конкурировать с безграмотной гитарой мастера, которая то паузой, то одинокой семикопеечной струной, а чаще всего неистовым боем сообщала нечто такое, чего никак не могли выговорить лакированные зарубежные барабаны. Владимир Высоцкий испытывал в своем творчестве немало колебаний, но колебаний своих собственных, рожденных внутри себя. Залетные ветры никак не гнули этот крепкий побег отечественного искусства.

Ничьим влияниям со стороны, кроме влияния времени, он не подвергался и не уподоблялся иным бардам, распродававшим чужое горе и ходившим в ворованном терновом венце.

У Высоцкого было много своих тем, море тем, он мучался скорее от трудностей изобилия, а не от модного, как бессонница, бестемья. Ему адски мешала невиданная популярность, которой он когда-то, на заре концертирования, страстно и ревниво добивался и от которой всю остальную жизнь страдал. Случилось удивительное многие актеры, поэты, певцы, чуть ли не ежедневно совавшие свои лица в коробку телевизионного приемника-признанного распространителя моды, ни по каким статьям и близко не могли пододвинуться в популярности к артисту, не имевшему никаких званий, к певцу издавшему скромную гибкую пластинку, к поэту, ни разу насколько я знаю не печатавшему свои стихи в журналах, к киноактеру, снявшемуся не в лучших лентах.

Популярность его песен да простят мне это мои выдающиеся коллеги не знала равенства. Легенды, рассказывавшиеся о нем, были полны чудовищного вранья в духе романов пересыльных тюрем.

В последние годы Высоцкий просто скрывался, репертуарный сборник Театра на Таганке, в котором печатаются телефоны всей труппы, не печатал его домашнего телефона. Он как-то жаловался мне, что во время концертов в Одессе он не мог жить в гостинице, а тайно прятался у знакомых артистов в задних комнатах временного цирка шапито. О нем любили говорить так, как любят говорить в нашем мире о предметах чрезвычайно далеких, выдавая их за легкодостижимые.

Тысячи полузнакомых и незнакомых называли его Володей. 3 атом смысле он пал жертвой собственного успеха Владимир Высоцкий всю жизнь боролся с чиновниками, которым его творчество никак не представлялось творчеством и которые видели в нем все, что хотели видеть блатнягу, пьяницу, истерика, искателя дешевой популярности, кумира пивных и подворотен. Пошляки и бездарности издавали сборники и демонстрировали в многотысячных тиражах свою душевную пустоту, и каждый раз их лишь легко журили литературоведческие страницы, и дело шло дальше.

В то же время все, что делал и писал Высоцкий, рассматривалось под сильнейшей лупой. Его неудачи в искусстве были почти заранее запрограммированы регулярной нечистой подтасовкой, но не относительно тонкостей той или иной роли, а по вопросу вообще участия Высоцкого в той или иной картине. В итоге на старт он выходил совершенно обессиленный. В песнях у него не было ограничений-слава богу, магнитная пленка есть в свободной продаже. Он кричал свою спешную поэзию, и этот магнитофонный крик висел над всей страной- от Москвы до самых до окраин. За его силу, за его правду ему прощалось все. Его песни были народными, и сам он был народным артистом, и для доказательства этого ему не нужно было предъявлять удостоверения.

Он предчувствовал свою смерть и много писал о ней. Она всегда представлялась ему насильственной. Случилось по-другому его длинное сорокадвухлетнее самоубийство стало оборотной стороной медали-его яростного желания жить. Сколько чудес за туманами кроется-Не подойти, не увидеть, не взять Дважды пытались, но бог любит троицу-Глупо опять поворачивать вспять. Выучи намертво, не забывайИ повторяй как заклинанье Не потеряй веру в тумане,Да и себя не потеряй! Было когда-то-тревожили беды нас Многих туман укрывал от врагов. Нынче, туман, не нужна твоя преданность- Хватит тайгу запирать на засов!Выучи намертво, не забывайИ повторяй как заклинанье Не потеряй веру в тумане,Да и себя не потеряй! Тайной покрыто, молчанием сколото- Заколдовала природа-шаман.

Черное золото, белое золото Сторож седой охраняет-туман.

Только ты выучи, не забывай И повторяй как заклинанье Не потеряй веру в тумане, Да и себя не потеряй! Что же выходит-и пробовать нечего, Перед туманом ничто человек? Но от тепла, от тепла человечьего Даже туман поднимается вверх! Выучи, вызубри, не забывай И повторяй как заклинанье Не потеряй веру в тумане, Да и себя не потеряй! 1968 Глава 4. Народный артист То ли мед, то ли горькая чаша, То ли адский огонь, то ли храм Все, что было его - нынче ваше. Все для вас. Посвящается вам. Б. Окуджава После некоторых людей остается только черточка между двумя датами.

После него остались песни, спектакли, стихи, его жизнь, память Он не вышел ни званьем, ни ростом. Не за славу, не за плату - На свой, необычный манер Он по жизни шагал над помостом По канату, по канату, Натянутому, как нерв. Теперь ему было бы 60. Как бы он жил, как бы он творил в современном мире? Трудно было бы ему, намного труднее, чем в застойные годы. Поэт - это очень чувствительный человек, все, что происходит вокруг, сильно влияет на его душевное состояние.

Если Высоцкий не мог терпеть авторитарный режим в нашей стране, крича об этом в своих песнях, срывая голос, разбивая в кровь пальцы о струны, не соглашаясь с устоявшимися принципами, то в наше время Возможно, именно поэтому в России сейчас так мало творческих личностей. Творческие люди-то есть, а вот личностей Он не только не соответствовал государственной системе лучше бы сказать - система не соответствовала размаху его личности , Высоцкий еще и не был признан как поэт. Самими поэтами.

И дело не в том, что его не приняли в союз писателей - не хватало необходимого минимума напечатанных строчек, и это при том, что воскресными вечерами из каждого окна звучал его хрипловатый голос - дело в том, что сами слушатели не считали его поэтом. Бардом - да, но не служителем муз, не поэтом в общепринятом понимании. Один только, зато, наверное, самый великий из его современников-поэтов Иосиф Бродский увидел в нем равного себе. Популярность Высоцкого в 70-е стала почти легендарной.

Приведу лишь один пример. На Мелодии записывали новый альбом. Тиражный выпуск его не удался - сверху поступило соответствующее указание. Однако уже через неделю именно эти, последние записи Высоцкого звучали в Магадане, в Риге и на всем пространстве между ними - на склеенных обрывках магнитной ленты. Я скольжу по коричневой пленке Или это - красивые сны? Простыня на постели в сторонке Смята комом, огни зажжены.

Или просто погашены свечи? Я проснусь - липкий пот и знобит. Лишь во сне долгожданные речи, Лишь во сне яркий факел горит. Здесь смысл, здесь девиз и способ - способ донесения своей поэзии до слушателя. И только в последние годы выходят его книги и пластинки, только сейчас, в связи с юбилеем, издано полное собрание сочинений Высоцкого. Бродский, да что Бродский - Ахматова, Мандельштам и Набоков еще ждут своей очереди.

Они еще не классики, ведь академические собрания как бы автоматически переводят автора в разряд классиков. Кто из больших художников удостоился этого при жизни? Современник Высоцкого, актер Андрей Миронов, после одного из скандалов в театре, произнес Чтобы жить в России вечно, нужно умереть. Однако перед тем необходимо здесь родиться и прожить свой век так, чтобы в день твоего шестидесятилетия в каждом доме звучал твой голос, читались книги с твоими стихами, чтобы всюду жила, нет, не память - живая душа. Во всем мире вряд ли найдется такая страна и такой человек, которого бы его родина любила так, как Россия любит Высоцкого.

Даже если бы он обладал только одним из своих талантов, он мог бы стать известнейшим человеком. Но разносторонность - это сущность его. Иначе Высоцкий не был бы тем Высоцким, которого мы знаем. Работая в театре на Таганке под руководством Юрия Любимова, он хоть и ссорился с режиссером, но постоянно получал главные роли. Их отношения походили на отношения отца и блудного, непослушного сына. Сколько раз Любимову приходилось отменять спектакли только из-за того, что отказывался играть или просто-напросто исчезал Высоцкий! Через некоторое время следовало объяснение, режиссер грозился уволить актера или передать его роли другим.

Но вечером Высоцкий выходил на сцену и ни о каком увольнении речи уже не было отработав спектакль, он заставлял публику, приходившую, кстати, часто только на него, аплодировать стоя. На сцене Высоцкий выкладывался полностью в таких больших спектаклях, как, например, Жизнь Галилея он терял два-три килограмма веса за вечер.

Однако психика страдала сильнее главные роли, требовавшие высочайшего актерского профессионализма, постоянное новаторство достаточно вспомнить только Гамлета с гитарой, особый дар взаимодействия с залом, когда каждый зритель ощущает всю гамму чувств, сострадает актеру-персонажу все это изнашивает сильнее любых физических перегрузок. На сцене неистово кричит и бьётся полураздетый человек.

От пояса до плеч он обмотан цепями. Ощущение страшное. Сцена наклонена под углом к полу, и цепи, которые держат четыре человека, не только сковывают пленника, но и не дают ему упасть так вспоминает Марина Влади о первой встрече с Высоцким, которая произошла в 1967 году на спектакле Пугачев. Описанный ею монолог Хлопуши известен всем. Постоянно гастролируя по стране с театром, Высоцкий параллельно выступал сам, один. Точнее, вдвоем - с гитарой. Он пел свои песни везде, где было можно и нельзя.

А нельзя было почти везде. Марина Влади в своей известной книге Владимир, или Прерванный полет вспоминает Темы баллад разнообразны. Война, спорт, сказки Здесь есть и песни протеста, но сам автор говорит, что он старается писать об общечеловеческих проблемах. В своих стихах он размышляет о жизни, смерти, о судьбе, о ненависти, о любви, о несправедливости, о героизме, о страдании, о свободе, о дружбе. Высоцкий не является официальным поэтом, то есть его тексты не печатаются. Но стихи и баллады используются в кино. Он поет перед студентами, рабочими, на заводах, в университетах, в различных организациях.

Он поет на сцене и на экране. Я не пишу для определенной категории зрителей говорит он я стараюсь затронуть душу людей вне зависимости от их возраста, профессии, национальности. Я не люблю легких песен. Я не люблю, чтобы на моих концертах люди отдыхали. Я хочу, чтобы моя публика работала вместе со мной, чтобы она творила. Наверное, так установилась моя манера.

Моя песня - это почти крик. Баллады Высоцкого - это монологи разных людей. Но он всегда поет от первого лица и становится, таким образом, участником того, о чем поет. Он старается влезть в шкуру своих героев, жить и умирать вместе с ними. Прямая речь Владимира Высоцкого в книге Марины Влади принадлежит самому Высоцкому. Кто еще мог бы так точно и коротко объяснить суть его личности и работы? Он написал это о себе для конферансье, выступая с концертом в Мексике, где Высоцкого до того никто не знал. После концерта и телетрансляции телефон в студии разрывался от многочисленных звонков благодарных и потрясенных слушателей.

Высоколобые критики сочли, что такой успех рассчитан только на массы, оттого, мол, Высоцкого и не принимают профессионалы. Стоит ли теперь доказывать ошибочность или просто лживость этого мнения? Только пример - решайте сами. Во время гастролей по Америке, в Лос-Анджелесе Высоцкому довелось встретиться с голливудскими актерами. Они, сами понимаете, люди сложные, избалованные славой, много повидавшие на своем веку. Но послушав Высоцкого всего полтора часа, они плакали, хотя ни слова не поняли. А это ведь не кто-нибудь - такие мастера, как Лайза Минелли и Роберт де Ниро! В отличие от американских звезд или современных воротил отечественной эстрады, Высоцкий не был недоступным кумиром - он везде и всегда, в любом зале и в каждой компании был своим. Его просили петь - он пел, поговорить - запросто Да и сам он никогда не считал себя лучшим актером, певцом, поэтом. Всегда ставил себе цель - достичь уровня некоего лучшего деятеля в данной области.

Если говорить о планке в литературе - для Высоцкого это был Пушкин.

Господь с вами, не о величии и известности речь о мастерстве и самоотдаче. Есть некоторое сходство между 60 - 70-ми годами века нынешнего и 20 - 30-ми века минувшего тогда у читателей был Пушкин, теперь - Высоцкий. Оба творили время, благодаря тому и другому менялась жизнь, оба влияли на историю, оба не боялись правды сами и не боялись говорить ее другим, в том числе и власть предержащим, каждый из них был своеобразным мерилом, индикатором своего времени, времени, в котором они жили и которое их погубило Пушкина - отсутствием воздуха по Блоку, Высоцкого - убийственной изнанкой маски светлого будущего. Интересная у нас история каждый раз в самую трудную для России минуту, во время самого тяжелого кризиса, находится человек, который взваливает себе на плечи нацию и тащит ее, как крест, к уже, казалось бы, навсегда утраченному уровню.

Нет, это вовсе не политики, не реформаторы, не вожди - это поэты, писатели, музыканты, философы, словом, люди культуры и искусства, возрождающие самосознание народа.

Говорят, что Высоцкий родился не вовремя родись он позже, может быть, прожил бы больше сорока двух. Но ведь жизнь поэта - это жизнь его стихов. Чем дольше мы будем изучать его творчество, слушать песни, смотреть фильмы, записи спектаклей, тем дольше будет жить он сам. А когда человек родился - имеет ли это такое уж важное значение для него? Впрочем, с великим человеком иначе не будь во второй половине ХХ века в СССР Высоцкого, неизвестно, что было бы сейчас. А сейчас многое уже в наших силах, в том числе - продлить его жизнь не забыть.

Не смогли сохранить его при жизни - умерло тело не сохраним его теперь мы - умрет и душа Неужели через десять-двадцать лет от Высоцкого останется только несколько песен и фраз, ставших афоризмами? А все остальное, то, что криком своим он пытался донести до нас, канет в небытие? Мы должны передать нашим потомкам не одного только легкого Высоцкого.

Судьбы всех крупных русских художников, созидателей - трагичны. Высоцкий - не исключение. Поэтому забыть его нельзя, но не забыть - мало надо не отдать пошлякам, не исковеркать, а это значит - понять и сберечь во всей хрупкости живого, чтобы те, кто будут после нас, таким и узнали его, живым и настоящим, не исправленным, не отредактированным, не глянцевым. А потом, по прошествии года, Как венец моего исправленья, Крепко сбитый, литой монумент При огромном скопленье народа Открывали под бодрое пенье, Под мое - с намагниченных лент. Тишина надо мной раскололась - Из динамиков хлынули звуки, С крыш ударил направленный свет Мой отчаяньем сорванный голос Современные средства науки Превратили в приятный фальцет. Саван сдернули - как я обужен Нате, смерьте! Неужели такой я вам нужен После смерти

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

В. Высоцкий

Молодежь же, как ни грустно, не интересуется Высоцким практически совсем. Вот и бывшая жена поэта, мать его сыновей Людмила Абрамова недавно… ВО-ПЕРВЫХ, интерес к Высоцкому снизили, изрядно перекормив им в начале… Рифмованной публицистики, как у Евгения Евтушенко, у него не найти - только образы, интонации, второе дно . Это легко…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Народный философ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Феномен Высоцкого
Феномен Высоцкого. Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года от сердечного приступа. Ему было 42 года. Песни его, записанные на магнитофонные ленты, знала вся страна. Но при жизни о нем почти не пис

Народный поэт
Народный поэт. Поэзия Случилось так, что свой путь к аудитории Владимир Высоцкий проложил сам, вне принятых и литературе обычаев. Слишком многие каноны вступления в профессию если поэзию считать пр

Песни о дружбе
Песни о дружбе. Следующий этап творчества В.С. Высоцкого наступает с момента поступления в Московский театр драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова, где поэт проработал до самой с

Военные песни
Военные песни. Огромное значение в творчестве Владимира Высоцкого занимают песни, написанные на тему о войне. Почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне,

Песни-роли
Песни-роли. Многие песни Высоцкого чем-то похожи на роли. Роли из ни кем не поставленных и более того - ни кем ещё не написанных пьес. Пьеса с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, появит

Голос исполнения
Голос исполнения. Исполняя песни, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы

Песни о России
Песни о России. Как гражданин своей страны, Высоцкий не мог не писать о России и своём народе. В цикле песен о России Кони привередливые , Купола , Дом , Как по Волге матушке Высоцкий показы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги