Выявление роли хронотопа в произведениях Виктора Пелевина

Выявление роли хронотопа в произведениях Виктора Пелевина» Автор: Научный руководитель: 2007г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 2. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ 3. ХРОНОТОП КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФАКТ 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ХРОНОТОПА РОМАНА ПЕЛЕВИНА «ЧАПАЕВ И ПУСТОТА» 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ХРОНОТОПА ПОВЕСТИ ПЕЛЕВИНА «ЖЕЛТАЯ СТРЕЛА» 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16 ВВЕДЕНИЕ Виктор Олегович Пелевин является одним из самых популярных, читаемых и обсуждаемых писателей современной России.

Он закончил Литинститут, грамотен, начитан и, безусловно, талантлив. В своих произведениях он поднимает множество извечных вопросов человечества. Смысл жизни человека? Что такое сознание? Как устроен мир? Творчество Пелевина не входит в рамки обычного творчества, поэтому его сложно отнести к какой либо школе. В его произведениях можно найти черты сюрреализма, постмодернизма, символизма, фантастики.

Сам он себя относит к школе поп-арта [4,1]. Объединение опыта множества школ даёт ему право использовать приёмы каждой из них. Пелевин в своих произведениях мастерски играет событиями, местом действия произведения. Часто он приятно запутывает читателя, чтобы потом привести его к неожиданной кульминации и тем самым в полной мере выразить авторскую позицию. Хотя в произведениях Пелевина встречается много химер, иллюзий, придуманных миров, читать его произведения несложно.

Мировоззрение В. Пелевина, основанное на философии дзен-буддизма, мистическом учении Карлоса Кастанеды выражено с удивительной легкостью. Решая «вечные проблемы» человечества автор далёк от скучной назидательности или безжизненной сухости философского трактата. Он погружает нас в свой особый мир, где каждая деталь насыщена смыслом, который невольно входит в наше сознание, заставляя переоценивать нашу собственную систему ценностей. Авангардный писатель использует различные традиционные и нетрадиционные литературные приёмы. Сложное и интересное отношение пространства и времени – это тоже один из «фирменных» приёмов Пелевина.

Нам захотелось разобраться в особенностях хронотопа писателя, этим и объясняется наш выбор темы. Рамки нашего исследования мы ограничиваем двумя произведениями – роман «Чапаев и Пустота» и повесть «Желтая Стрела», поскольку в них, на наш взгляд, особенности хронотопа выражены лучше всего. Гипотеза: мы предполагаем, что сложный хронотоп в произведениях Виктора Пелевина – важный способ выражения авторской позиции.

Цель работы: выявление роли хронотопа в произведениях В. Пелевина. Задачи: познакомиться с мнением современников по поводу творчества В. Пелевина; выяснить, что такое пространство и время с точки зрения классической физики и современного литературоведения; дать характеристику пространству и времени в романе «Чапаев и Пустота» дать характеристику пространству и времени в повести «Желтая Стрела»; обобщить полученные сведенья и подтвердить позицию текстом; сделать выводы. 1.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Но сказано же - «никогда». Если бы не это «когда», писатель бы испытывал большие трудности при пе... В приведённых примерах ставиться под сомнение творчество Пелевина как ... . Три измерения пространства и одно измерение времени окружают и одновре...

ХРОНОТОП КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФАКТ

Бахтин в своей работе [1] писал: «Хронотоп в литературе имеет существе... Исходя из содержания работ Бахтина, хочется ещё раз подчеркнуть важнос... И, наконец, в некой точке они останавливаются и начинают падать туда, ... Он способен менять эти платья, но пустота, которую представляет собств... В этом романе Пелевин разными способами выражает свою позицию по повод...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе нашей работы мы ознакомились с мнениями литературоведов по поводу творчества Виктора Пелевина, рассмотрели как пространство и время определяется в классической физике, познакомились с хронотопом как литературным явлением, выявили особенности хронотопа в произведениях Виктора Пелевина и пришли к выводу, что хронотоп у Пелевина – важнейший способ выражения авторской позиции: пространство и время не есть объективно существующие величины, они существуют внутри нашего сознания, а, следовательно, субъективны; пространство и время может изменить сам человек, через волевое изменение собственного восприятия. «Хочешь изменить мир – измени самого себя» - утверждает Виктор Пелевин.

Хотя говорит об этом не напрямик, а опосредованно.

Внимательный, пытливый читатель, почувствующий специфику хронотопа в произведениях писателя, заметивший, как и при каких условиях меняется пространственно-временное измерение, обязательно поймёт, что именно хотел сказать автор. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что использование сложного хронотопа в произведениях Пелевина оправданно целью передать точку зрения автора в полной мере, является основным способом выражения авторской позиции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. -М 1979. 2. Википедия – Свободная энциклопедия. http: // www. ru. wikipedia. org/. 3. Немзер А Еще раз про лажу (11/09/2003). http: // www. ruthenia. ru/nemzer/pelevin2003. htm. 4. Немзер А Скучная скука (15/11/2004). 5. http: // www. ruthenia. ru/nemzer/PelevinSKO. html. 6. Пелевин В.О. Чапаев и Пустота.

Издательство «Вагриус», 1999. 7. Пелевин В.О. Желтая Стрела. Издательство «Вагриус», 2003. 8. Пелевин В.О. Священная Книга Оборотня. Издательство «Эксмо», 2005. 9. Пелевин В.О. Жизнь Насекомых. Издательство «Вагриус», 2000.; 10. Пелевин В.О. Generation «П». Издательство «Вагриус», 1999.; 11. Свердлов М Как сделан Пелевин - Хорошая защита плохой прозы. http: // pelevin. nov. ru/stati/o-sverd/1. html. 12. Сесэцу Тюкан – Пелевин, Акунин и Мураками успешно заполняют «лакуну» между серьезной и массовой литературой. http: // pelevin. nov. ru/stati/o-tukan/1. html.