рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Использование поэтических средств Ломоносовым в произведениях на героическую тему

Использование поэтических средств Ломоносовым в произведениях на героическую тему - раздел Литература, Героическая тема в литературе русского классицизма Использование Поэтических Средств Ломоносовым В Произведениях На Героическую ...

Использование поэтических средств Ломоносовым в произведениях на героическую тему. Война - это всегда потрясение, всегда горе и несчастье для народа. У Ломоносова война - буря шумная, зверское неспокойство. В оде 1742 г. Россия сравнивается с сильным вихрем, а Швеция-с гонимым из полей прахом 8, 87 в трагедии Тамира и Селим Мумет уподобляет татарские орды на Куликовом поле буре шумной , Нарсим тучей бурной называет уже не татар, а русских в поэме Петр Великий обступившие Шлиссельбург русские войска ассоциируются в сознании поэта с тучей грозной. Известно, что у древних земледельческих народов, жизнь которых зависела от природных условий, широкое распространение в поэзии получило изображение стихийных сил природы. В батальных описаниях Ломоносов широко использовал традиционный для этого случая образ огня, молнии, пожара.

В оде 1742 г. На прибытие Елизаветы Петровны в Петербург война, начатая шведами, изображается как пожар, повергший в оцепенение мирных жителей На нивах жатву оставляет От мести устрашенный Фин, И с гор, оцепенев, взирает На дым, всходящий из долин, На меч, на Готов обнаженный, На пламень, в селах воспаленный Там ночью от пожаров день, Там днем в пыли ночная тень Багровый облак в небе рдеет, Земля под ним в крови краснеет 8, 93 Иногда битва сравнивалась с извержением вулкана, с потоком горящей лавы. Это уподобление пришло из западной литературы, где имело свою давнюю традицию. Будучи поэтом классицизма, Ломоносов тем не менее не ограничивал свою поэтику рамками рационализма и старался воздействовать не только на разум, но и на эмоции читателей.

Он писал о том, что человеческие страсти больше всего приходят в движение от живо представленных описаний и зрительно осязаемых картин.

В описании войны в целом и отдельного сражения в частности он не ставил перед собой цели изобразить их конкретные черты.

Главная задача поэта состояла в том, чтобы создать глубоко эмоциональный образ, нарисовать грандиозную выразительную картину стихии - бури, втянувшей в свои водоворот многих людей. Реальные события вплетались в ткань поэтического повествования и усиливали его воздействие. В одах Ломоносова широко использовалась гипербола. Во многих стихотворных сценах от гула сражения трясется понт, стонут громады, в крови тонут молдавские горы, стрельба пушек подобна грому, который заставляет завыть Ладогу.

О Карле XII говорится, что он пал, и звук его достигнул во все страны и страхом двинул с Дунайской Вислу быстриной 8, 223 . Подобно тому как в фольклоре рассказ о могучей силе богатыря является средством сосредоточить внимание на великой силе народа, возвеличивание Ломоносовым подвигов Петра I, его соратников и последователей служило цели возвеличивания России. Выдвижению существенных черт того или иного образа или предмета способствовало и широкое использование Ломоносовым сравнений.

Так, в Оде на взятие Хотина Россия сравнивается поэтом с мирным пастухом, а турки - с хищными волками. Прямые сравнения боя с бурей-непогодой и пожаром подчеркивают присущие этому явлению стремительность, неудержимость, стихийный характер. Со времен французского поэта Малерба, изображавшего врагов королевской власти в виде поверженных титанов, в одической поэзии опасных противников сравнивали с гигантом, исполином, великаном, драконом, Антеем с.114 Так, в оде Ломоносова 1754. фигурируют дракон ужасный, необузданный гигант, сверженный гигант. В поэзии классицизма широко использовалось олицетворение.

Ломоносов представлял Стокгольм в образе спящего человека, пушки-в виде извергающего огонь дракона рыгал огонь жерлами, громады вкруг ревут, смерть-в виде чудовища с косой Там смерть меж Готфскими полками бежит, ярясь из строя в строй. И алчну челюсть отверзает Высокая выразительность достигалась также использованием перифраз. Количество образов при перифрастическом обозначении явления или предмета часто зависело от важности изображаемой темы. Смелость воинов и решимость добиться победы, состояние возбужденности перифразировались, например, как жар в сердцах, а стрельба из пушек - огня ревущего удары, громады вкруг ревут и т. д. Исследователи уже отмечали неожиданность эпитетов в произведениях Ломоносова, их колоссальную эмоциональную выразительность и психологическую значимость, остроту.

Эмоционально-метафорические эпитеты с далекой ассоциативной связью расширяли предметное значение слова шумный меч, бурные ноги, скорая корма лирические эпитеты с оценочным значением прехрабрый воин, орлиные полки, беглые полки, разумная храбрость, правдивый меч. В одах Ломоносова происходит дальнейшее развитие образа Марса. Марс-Градив, подобно солдату, бродит среди снегов России, спит у финских озер, накрывшись травой.

Марс нужен поэту главным образом для того, чтобы, как и у Тредиаковского, подчеркнуть воинственность Петра I В полях кровавых Марс страшился, свой меч в Петровых зря руках, либо рассказать о мирных устремлениях дочери Петра I - Елизаветы Петровны.

В батальных сценах поэт использует образ древнеславянского языческого бога Перуна - покровителя воинов. В представлении древних славян он являлся с молниями и громом. В поэзии Ломоносова слово Перун близко по значению к слову молния и употреблялось обычно с глаголами блещут, мещут, разделяют, разят. Образ увенчанной лаврами победы, славы у Ломоносова получает дальнейшее развитие.

В оде 1742 г. он писал о степях Причерноморья, которые родили лавры нам зелены в оде 1754 г. говорится о том, что слава рассыплет о русских слухи громки. Модель образа славы породила ряд поэтических перифраз в месте ожидаемой победы цветут пальмы, победа представляется в виде шествия воинов со снопами пальм и т. д. От произведений устно-поэтического творчества идут у Ломоносова сравнения русских воинов с орлом и соколом. Былинами навеяно определение численности вражеского войска тьмою, поэтическое описание сражения, когда от пыли и дыма не видно солнца, от топота войска дрожит земля.

В трагедии Ломоносова Тамира и Селим мы находим строки, близкие к былине о Мамаевом побоище. В батальных картинах проявилось пристрастие Ломоносова к библейской образности. Уже в Оде на взятие Хотина появляются апокалиптические образы. Из Апокалипсиса, в частности, взят образ отворившихся в небеса дверей и свившейся мглы. Из Ветхого Завета пришли мотивы беспощадной борьбы с врагами, призывы, чтобы на головы их пало страшное возмездие.

Динамика битвы в произведениях Ломоносова выражается словами, соответствующими теме не только по своему смыслу, но и по звучанию. Частое употребление звука р багровый, рдеет в крови краснеет - передает впечатление суровости картины, создает звуковую инструментовку боя. В Риторике 1748 г. Ломоносов писал о том, что частое повторение звука а способствует изображению пространства, глубины и вышины, а также неожиданного страха.

Твердые с, ф, х, ц, ч, ш и плавное р имеют произношение звонкое и стремительное, они помогают представить вещи и действия сильные, великие, громкие, и великолепные. О звуке д Ломоносов писал, что он имеет произношение тупое и нет в нем ни сладости, ни силы. Например, в трагедии Тамира и Селим о буре говорится, что она дует дым. При описания битвы в этой трагедии звучит неоднократно повторенный звук р. Однако чаще, чем обычно, встречается звук л, который, по теории Ломоносова, с мягкими ж, з и плавными в, м, н имеет произношение нежное, поэтому и должен употребляться для изображения соответствующих картин Сквозь пыль, сквозь пар едва давало солнце лучь И стрелы падали дожжевых гуще тучь. Уж поле мертвыми наполнилось широко Непрядва, трупами спершись, едва текла.

Различный вид смертей там представляло око. Различным образом поверженны тела. Иной забыв врага, прельщался блеском злата, Но мертвый на корысть желанную удал. 8,360 Cлова пыль, давало, луч, стрелы, падали, поле, наполнилось, тепла. различный, представляло, различным, тела, прельщался блеском злата, желанную упал придают всей картине ощущение тишины.

В данном случае мы имеем дело не с картиной самой битвы, а с ее результатом. Все глаголы действия даны в прошедшем времени это уже не битва, а поле после битвы. Вот почему и создается впечатление тишины и покоя мы ощущаем это иногда в живописи, например при рассматривании красочной картины М. Васнецова После побоища Игоря Святославича с половцами. Ощущение напряженности и динамики боя в стихотворениях Ломоносова передает и синтаксис.

В словосочетаниях типа Как буря шумная, вихрь крутой 8, 302 вследствие того, что определяемое слово выдвинуто вперед, фраза приобретает стремительный, быстролетящий характер в отличие от конструкции Как шумная буря или И крутой вихрь, где течение фразы медленное, повествовательное. Накопление сходных по значению глаголов настоящего времени дает ощущение шума сражения, широкого пространства, на котором развертывается битва.

Так, в оде Первые трофеи Иоанна III о шведах говорится, что они топчут, режут, рвут. губят, терзают, грабят, жгут в оде !742 г. Русский воин Пронзает, рвет и рассекает, противных силу презирает кипит Ломоносов создал законченный стиль оды, посвященной героической теме. Андрей Петрович Шувалов, поэт, уважаемый Вольтером, в 1760 г. говорил в своей речи, прочитанной на заседании франко-русского литературного общества, о том, что Ломоносов открыл красоты и богатство русского языка, устранил его грубость, дал почувствовать его гармонию.

Шувалов отметил способность великого поэта с захватывающей порывистостью выражать свои мысли он велик, когда нужно изобразить избиение и ужасы сражений, когда нужно описать ярость, отчаяние сражающихся, когда нужно нарисовать гнев богов, их кары, которыми они Каких зовет от стран чужих, О ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.

VIII, 206 Оду 1748 г. Ломоносов построил на борьбе двух контрастных начал мира - спокойствия, тишины и огня, бури, разрушения. В последней строфе этой оды говорится о том, что огонь в руках русской императрицы как средство сдерживания агрессоров в конечном итоге будет служить европейскому миру. Ломоносов подчеркивает факт влияния России на международные события. Он говорит, что море нашей тишины даст успокоение западным странам.

Только мирная страна процветает и благоденствует, нет государства, которое не страдало бы от воины, лучшей защитой города являются не стены, а мир. Ломоносов больше всего желает именно мира. Через полгода после начала Семилетней войны, когда русские войска перешли прусскую границу, выяснилось, что из-за неподготовленности, отсутствия продовольствия и снаряжения русская армия после первых блистательных успехов вынуждена отступать. В русском обществе это породило уныние и тревогу. Война обещала быть долгой и изнурительной.

Используя похвальную оду , Ломоносов вновь выразил свою приверженность к мирной жизни Умолкни ныне, брань кровава Всего превыше было мне, чтоб род Российской и соседы в глубокой жили тишине 8, 634 . В связи с войной Ломоносов поставил вопрос об истинном и мнимом героизме. Героизм у просветителей XVIII в. считался подлинным, когда человек стремился к общественному благу, и ложным, когда в основе его лежала эгоистическая жажда почестей и славы. Мирская слава эфемерна, преходяща.

Ломоносов сравнивал Петра I и Карла XII Один нас просветить учениями тщился, другой в сражениях взять первенство стремился. В 1760 г. Ломоносов и Сумароков, каждый по своему, перевели оду Ж. Б. Руссо На счастье. Позднее это сделал Тредиаковский. Тема счастья типична для классицизма. Ей отдали дань многие поэты-классики, в том числе Г. Р. Державин и В. В. Капнист. В оде Ж. Б. Руссо говорилось о том, что подлинными героями являются не завоеватели- хищники чужих держав, не герои с суровыми делами, пролившие потоки крови Аттилы, Суллы, Александры- герои люты и кровавы, а цари, которые следуют правде и содержат свои народ в покое.

Перевод этой оды явился одним из наиболее ярких поэтических созданий Ломоносова. По своей обличительной страсти она как бы предаряла сатирическую оду Державина Вельможа, направленную против сановников. 2.2. Поэтика батализма в творчестве Державина Исследователи справедливо писали о том, что Державин выступил как разрушитель классицизма.

Это проявилось прежде всего в размывании жанровой ограниченности стиля. Державин объединил традицию торжественно-хвалебной, исполненной пафоса оды Ломоносова с камерным лирическим звучанием стихотворений Сумарокова. Произошло слияние жанров оды и анакрентической песни, оды и сатиры, оды и элегии. Академик Я. К. Грот в свое время отмечал, что Державин торжественный и важный тон оды сменяет шуточным и забавным к похвалам примешивает тонкую и остроумную сатиру. Этот взгляд на творчество Державина был развит и углублен в работах советских исследователей.

Оды Державина, прославляющие победы русской армии, своей приподнятостью и пафосом, несомненно, сохранили многое от торжественно-хвалебной оды Ломоносова, но в них стали проникать реалистические черты. У Державина имеется попытка рассказать о подлинных ощущениях человека на войне, он не только дает описание внешности утомленного сражением солдата хотя и робко но и стремится выразить его душевное состояние.

Все эти особенности поэзии Державина работали на то, чтобы придавать картине сражения черты достоверности. Такое непарадное изображение битвы будет развито писателями XIX в. В поэзии Державина картинность замечательно сочеталась с музыкальностью. Это тоже шло вразрез с поэтикой классицизма, с ее установкой на отвлеченную идеализацию, на отрыв изображения от конкретных образов действительности. Особая одаренность поэта позволила создать образцы говорящей живописи. Большое значение Державин придавал сладкозвучанию стиха, стремясь, чтобы он не только легко произносился, но и воспроизводил звуки природы.

В Рассуждении о лирической поэзии или об оде он писал, что истинный знаток поэзии сразу приметит согласность поэзии с музыкой, свистит ли стих при изображении свистящего или шипящего змея, грохочет ли при изображении грома, стонет ли при рассказе о мрачно-унылом завывании леса 7,571 . В оде На переход Альпийских гор лязг штыков и сабель передан в стихе Мечами о мечи секутся, вкруг сыплет огонь, хохочет ад. Неоднократно повторенные звуки ч и с создают иллюзию скрестившегося в бою оружия. Аналогичная картина, в Гимне лиро-эпическом.

На прогнание французов из Отечества И гром о громы ударялся, и молнии с молниями секлись 3, 105 . Еще Ломоносов писал, что звук р помогает представить вещи сильные, великие, страшные. В отрывке Хор на шведский мир в семи словах у Державина шесть раз встречается звук р. Героев храбрый полк возрос, с громами громы помирились. Выразительная, звуковая характеристика грандиозного сражения дается в Гимне лиро-эпическом На Бородинском поле страшном, На Малоярославском, Красном Там штык с штыком, рой с роем пуль, Ядро с ядром и бомба с бомбой, Жужжа, свища, сшибались с злобой, И меч о меч звуча, слал гул Там всадники, как вихри бурны, Темнили пылью свод лазурный Там бледна смерть с косой в руках, Скрежещуща, в единый мах Полки, как классы, посекала. 3, 105-106 Картина боя представлена здесь в динамике, в кипении, для передачи состояния битвы использованы глаголы жужжать, свистеть, сшибаться, звучать, слать, темнеть, посекать.

В тексте очень мало прилагательных, которые обычно замедляют повествование. Звукопись державинских стихов особенно заметна в отрывке из Персея и Андромеды Частая сеча меча Сильна могуща плеча, Стали о плиты стуча, Ночью блеща, как свеча, Эхо за эхами мча, Гулы сугубит звуча. 2, 391 Повторение ч, щ в словах частая, сеча, меча, могуща, плеча стуча, блеща, свеча, мча, звуча напоминает звуки, которые мы слышим при извлечении клинка из ножен, свисте рассекаемого воздуха, ударе.

Как правило, описание битвы у Державина дается в коротких словосочетаниях Ударов звук и крови брызги, зиянье ран, нестройны визги, шум, крик возник, стон и треск. Подобная манера подачи изобразительных средств характерна при описании боя в пушкинской Полтаве Швед, русский-колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет. В некоторых произведениях Державин отдал дань оссианизму. Оссиан - легендарный герой кельтского народного эпоса.

Сочинения Оссиана Джемса Макферсона, переведенные в 1792 г. на русский язык, имели успех благодаря своим художественным достоинствам, широкому использованию мотивов устного творчества Ирландии и Шотландии. Это издание оказало большое влияние на всю предромантическую литературу, но сильно оссианизм проявился в литературе, затрагивающей героическую тему. В оде На взятие Измаила Державин рассказал о священнике который возглавил одну из штурмующих колонн русских войск, и сравнил его с певцом древних кельтов - бардом.

В оде Водопад фельдмаршал Румянцев представлен в виде средневекового воина это седой муж, у его ног, во мху, лежит обвитый павиликой шлем. Пейзаж в этом произведении оссиановский туман, среди рощи сидит седой старец. Нечто близкое и в оде На победы в Италии. В оде На переход Альпийских гор Суворов одет седым туманом. Появляются зловещие признаки чего-то рокового треснул кремнистый холм, поднялась станица воронов.

Смерть является в виде воинственной девы-валькирии, которая, по древнескандинавской мифологии, даровала в битвах победы и уносила души умерших храбрых воинов на Валхаллу - дворец бога Одина. Ода На победы в Италии начинается с призыва к валькирии Ударь во сребряный, священный, далеко-звонкий, валка! щит Сам поэт объяснял этот образ Древние северные народы возвещали войну и сбирались на оную по ударению в щит, а валками у них назывались военные девы. Победу скандинавцы праздновали у костров, где горели дубы, под звуки арф, за круговой чашей.

Державин рассказывает об этом в оде На победы в Италии. Державин стремится использовать для героической темы бытовые, замеченные в жизни явления. Так, в оде Вельможа показан старый увечный воин, вынужденный унижаться в приемной вельможи, чтобы не умереть с голоду А там - на лестничный восход Прибрел на костылях согбенный Бесстрашный, старый воин тот, Тремя медальми украшенный, Которого в бою рука Избавила тебя от смерти Он хочет руку ту простерти Для хлеба от тебя куска. Наряду с использованием средств классической поэтики, вопреки Риторике Ломоносова, Державин брал для одной и той же темы слова высокие и низкие, просторечные, пользовался словами и образами, близкими к разговорной речи. В стихотворении Видение Мурзы о капризах Потемкина, например, намекается фразой, где фигурируют прозаические слова арбуз и огурцы И словом тот хотел арбуза, а тот соленых огурцов. О Кутузове говорится, что французов он пужнул, как тьму тетеревов, расчесал в клочки, о русских - что они растрепали круля т. е. короля А. К. в пух сказка Царь-девица. Нечто подобное содержится в оде На счастье. Иногда в текст включается народная поговорка или пословица Дралися храбро на войне ведь пьяным по колени море! Кружка не узнав и броду, соваться в воду Голуби. Из разговорного языка взяты обороты поставить вверх дном Изображение Фелицы, франпузить -подражать французам Кружка, как лунь поседевший Вельможа, треснуть в ус На первые победы русскими французов, посбить спесь, подбрить кудерки Солдатский и народный диферамб по торжестве над Францией, бить горою На смерть фельдмаршала кн. Смоленского, апреля в 16 день 1813 года. Уснащение стихотворений просторечиями говорит о стремлении Державина быть понятным простому народу, особенно сильно проявилось это в произведениях последнего периода.

Некоторые оды Державина написаны низким слогом, однако они не потеряли своего высокого значения и содержали присущие жанру трафареты. Все это показывало движение литературы, которая уже не удовлетворялась схемами классицизма.

Державина называли самым музыкальным поэтом XVIII в. Многие его стихотворения положены на музыку. Некоторые его оды по своей композиции близки к построению музыкального произведения.

Такова ода На взятие Измаила. Вначале, словно в увертюре, излагается картина извержения вулкана Везувия Везувий пламя изрыгает О росс. Такой твой образ славы. Через две строфы эта тема появляется вновь, но в другой трактовке штурм сравнивается уже не с извержением вулкана, а с весенним, все сметающим на своем пути половодьем Как воды, с гор весной в долину низвержась пенятся ревут, волнами льдом трясут плотину, к твердыням россы так текут и грозовой тучей Идут - как в тучах скрыты громы, как движутся безмолвны холмы. Тема страшного, молчаливого, неотвратимого, как рок, движения войск нарастает, осложняется звукозаписью.

Солдаты подошли к стенам крепости, установили штурмовые лестницы, поползли вверх.

Поэт слышит крик Во мне их раздается крик, теперь это уже не молчаливое движение людей, а грохочущий при5ой Как шумны волны, через волны они возносятся челом. Через три строфы снова для характеристики штурма Державин использует образ грозовой тучи, но теперь эта туча не только движется, но и гремит, ее не только видно, но и слышно Представь, по светлости лазури, Взошла черно-багрова буря Дохнула с свистом, воем, ревом, Помчала воздух, прах и лист И затрещал Ливан кремнист Кульминации изображение штурма достигает в уже упомянутой строфе, где дается картина, близкая к видению из Апокалипсиса Представь последний день природы. Здесь появляется контрастная тема словно затишье после страшной бури, идут элегические медитации по поводу бесполезности всех войн вообще Напрасно слышен жалоб крик напрасно, бранны человеки.

Вы льете крови вашей реки, котору должно бы беречь но с самого веков начала война народы пожирала, священ стал долг рубить и жечь! Этот вывод о бесполезности войн приобретает большее значение, что исходит из уст победившей стороны, т. е. русского поэта.

Мы коснулись лишь некоторых поэтических средств, который пользовался Державин.

Можно видеть, что в его произведениях сочетались общие стилевые черты предшествующего искусства и частные особенности, присущие только поэту. Творческая индивидуальность Державина повлияла на последующее развитие литературы. Многие годы он оставался вождем литературы, разрабатывающей гражданские и патриотические темы. Его высоко ценил Радищев, поэты-декабристы, Пушкин.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Героическая тема в литературе русского классицизма

Известно то важное место, которое героическая тема заняла в историческом развитии русской литературы.Значение ее в познании прошлого нашей Родины, в… Литературоведы обращались к ней чаще всего тогда, когда небо заволакивало… Только мечтатели и люди простодушные могут утверждать, что человечество создаст все лучшее, если разучится воевать Я…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Использование поэтических средств Ломоносовым в произведениях на героическую тему

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Национальная особенность русского классицизма
Национальная особенность русского классицизма. Господствующим направлением в русской литературе к середине XVIII в. становится классицизм. Классицизм как литературное направление, возникшее

Героическая тема в поэзии М. В. Ломоносова
Героическая тема в поэзии М. В. Ломоносова. Героическая тема нашла более глубокое выражение и совершенную художественную форму в торжественной и философской оде М. В. Ломоносова. Выдвинутые

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги