рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные проблемы в рассмотрении термина жанр

Работа сделанна в 2005 году

Основные проблемы в рассмотрении термина жанр - Дипломная Работа, раздел Литература, - 2005 год - Достоевский и Гюго Основные Проблемы В Рассмотрении Термина Жанр. Данная Дипломная Работа Напрям...

Основные проблемы в рассмотрении термина жанр. Данная дипломная работа напрямую связана с таким литературоведческим понятием как жанр. Поскольку речь идет о Записках из Мертвого дома и рассказе Кроткая Ф.М. Достоевского и Последнем дне приговоренного к смертной казни Виктора Гюго, то можно с уверенностью сказать, что вопрос жанровой принадлежности этих произведений неоднократно поднимался многими исследователями.

Он вызывает дискуссии и сегодня.

В своей работе я также включаюсь в полемику. Но для того, чтобы решить, к какому жанру принадлежат творения вышеназванных авторов, необходимо установить что мы понимаем под самим термином жанр, и что понимали под ним Гюго и Достоевский.

Заранее следует отметить, что глава 1-я будет носить во многом цитатный характер, поскольку я хочу показать многообразие точек зрения на этот вопрос, различия и, подчас, противоречия во взглядах разных исследователей и литературоведов по данной проблеме. Сам термин жанр в качестве литературоведческого понятия возникает во Франции в 16 веке и в переводе на русский язык означает род, вид. Уже в самом переводе заложена возможность многоаспектной трактовки термина. Ведь в литературоведении существуют также понятия род литературный и вид литературный, не калькирующие понятие литературного жанра.

Краткая литературная энциклопедия раскрывает понятие жанр следующим образом Жанр литературный - это исторически здесь и далее - курсив мой. О.М. складывающийся тип литературного произведения в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации и мировой литературы вообще. Краткая литературная энциклопедия.

Главн. ред. А.А. Сурков М 1964 Т.2 С.914. Словарь литературоведческих терминов под редакцией Л.И. Тимофеева и С.В. Тураева дает следующую трактовку Под жанром понимается повторяющееся во многих произведениях на протяжении истории развития литературы единство композиционной структуры, обусловленной своеобразием отражаемых явлений действительности и характером отношения к ним художника. Словарь литературоведческих терминов. Ред сост. Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев М. Просвещение, 1974 С. 82. Несложно заметить, что в критериях определения жанра разные справочные издания делают акцент на разных аспектах понятия.

В первом случае напоминается об обобщении в определенном жанре общих черт, свойственных довольно большой группе произведений какой-либо эпохи или какой-либо нации. Во втором - повторяющееся на протяжении истории развития литературы единство композиции, причем уточняется, что это единство обусловливается характером отношения художника к явлениям изображаемой им действительности.

Литературная энциклопедия терминов и понятий под редакцией А.Н. Николюкина дает два варианта трактовки термина жанр Жанр - тип словесно-художественного произведения, а именно 1 реально существующая в истории национальной литературы или ряда литератур и обозначенная тем или иным традиционным термином разновидность произведений 2 идеальный тип или логически сконструированная модель конкретного литературного произведения, которая может быть рассмотрена в качестве его инварианта это значение термина присутствует в любом определении того или иного жанра литературы. Литературная энциклопедия терминов и понятий.

Главн. сост. и ред. А.Н. Николюкин М 2001 С. 264. Другими словами, под жанром понимается не какой-либо эфемерный, а именно реально существующий в литературе тип художественных произведений, обозначаемый традиционным термином. Произведение, созданное в русле определенного жанра, конструируется по законам, долгое время существующим в литературе.

Таким образом, вновь подтверждается принцип обобщения. Однако большинство литературоведов не могут не говорить о том, что на протяжении исторического развития мировой литературы вообще и ее отдельных направлений в частности жанры значительно видоизменяются и, теряя свой прежний облик, либо отмирают, либо начинают сверкать новыми гранями. Но все изменения в русле жанра покоятся на твердом фундаменте, остающемся неизменным. В.Н. Захаров справедливо замечает Давно определился общий методологический подход к изучению жанров и жанровых систем - принцип историзма. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского Л. Изд-во Ленингр. ун-та 1985 С. 12. Жанр всегда и тот и не тот, всегда стар и нов одновременно считает М.М. Бахтин Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра.

В этом жизнь жанра Жанр - представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского М 1979 С. 122. Согласно точке зрения Бахтина, литературный жанр по самой своей природе отражает наиболее устойчивые, вековечные тенденции развития литературы Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского С. 178 и, следовательно, всегда жив, всегда реален.

Почти сходная теория изложена в Краткой литературной энциклопедии под редакцией Суркова Очень сложной является проблема исторического развития жанра. С одной стороны, жанр непрерывно изменяется, преобразуясь в творчестве каждого выдающегося писателя.

Жанр рождается и отмирает. С другой стороны, жанр все же может обнаружить громадную устойчивость и живучесть Во многих случаях жанр возрождается в обновленном виде. Краткая литературная энциклопедия Главн. ред. А.А. Сурков С. 915. А вот Ю.В. Стенник в своей работе Историко-литературный процесс считает, что жанр во многом статичен и традиционен, а неповторимость авторского Я выходит за его рамки. Жанр как бы нейтрален по отношению к неповторимой индивидуальности произведения.

В этом смысле категория жанра отмечена печатью консерватизма пишет Стенник. Стенник Ю.В. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения Л 1974 С.175. Ту же точку зрения в еще более непримиримой форме излагает литературовед Ѕ ХХ века Б.В. Томашевский. Говоря об эволюции, а иной раз и резкой революции жанра, он, однако, подчеркивал В силу привычного отнесения произведения к уже известным жанрам, название его сохраняется, несмотря на радикальное изменение, происходящее в построении принадлежащих к нему произведений. Томашевский Б.В. Теория литературы.

Поэтика М. Аспект пресс 2002 С. 207. Другими словами, Томашевский имел в виду, что отнесение произведения к какому-либо жанру может во многом носить условный характер, ибо авторская мысль может далеко перешагнуть узкие рамки жанровой традиции. В словарной статье, содержащейся в Литературной энциклопедии терминов и понятий под редакцией Николюкина, дается значимое уточнение, касающееся исторического изменения природы жанра Характеристика жанра в данный исторический момент, то есть в аспекте синхронии, должна сочетаться с освещением его в диахронической перспективе.

Именно таков, например, подход М.М. Бахтина к проблеме жанровой структуры романов Достоевского. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Главн. ред. и сост. А.Н. Николюкин С.264. В данной главе нам также очень важно остановиться на таком вопросе, как принципы разграничения литературных произведений на жанры.

В самом деле, по какому признаку можно определить к тому или иному жанру отнести произведение? Особенно если вопрос дискуссионный, как в данной работе. Во-первых, следует определить степень зависимости терминов род, вид, жанр друг от друга, их взаимосвязь и взаимопроникновение. Разные справочные издания дают совершенно противоречивые трактовки проблемы. Краткая литературная энциклопедия под редакцией Суркова вопрос не проясняет Иногда видом называются самые крупные группы произведений например, роман однако распространено и обратное словоупотребление роман - жанр исторический роман - вид романа. Краткая литературная энциклопедия.

Главн. ред. А.А. Сурков С. 914. Мне ближе концепция, данная в Словаре литературоведческих терминов под редакцией Тимофеева и Тураева Выбор объекта изображения ведет к выбору тех или иных художественных средств см. эпос, лирика, драма. Но род никогда не может проявляться непосредственно, он всегда проявляется через вид. В пределах каждого рода различают в разные исторические периоды виды. Но и виды - еще не окончательные конкретные формы литературных произведений.

Каждое литературное произведение несет в себе и своеобразные черты, диктуемые запросами жизни, особенностями материала и особенностями таланта писателя, то есть имеет неповторимую жанровую форму. Словарь литературоведческих терминов. Ред сост. Л. И. Тимофеев и С.В. Тураев С. 82-83. Таким образом, в данном случае я могу мысленно выстроить некую логическую цепочку Род - Вид - Жанр и использовать эту схему в своей работе.

В исследованиях, связанных с выделением наиболее важных признаков для возможности разграничения литературных произведений на жанры, так же нет единого мнения. М.Б. Храпченко в Размышлениях о системном анализе литературы справедливо замечает Иногда без достаточных на то оснований выделяется какой-нибудь один из компонентов художественного произведения и ему придается генерализирующее значение вне реальной его связи с другими элементами, либо - что случается чаще - рассмотрение одного или двух компонентов подменяет собой исследование произведений в целом. Храпченко М.Б. Размышления о системном анализе литературы.

М.Б. Храпченко Собр. соч. В 4-х т М 1982 Т. 4 С.364. Но не следует забывать, что каждый из выделяемых учеными аспектов жанровой структуры содержит и позволяет увидеть всю целостность произведения, но взятую в одном из своих важнейших ракурсов. Литературная энциклопедия терминов и понятий.

Главн. сост. и ред. А.Н. Николюкин С. 265. Поэтому в данной главе я ставлю перед собой задачу выделить все те основные компоненты, признаки, соотносясь с которыми смогу доказать определенную жанровую соотнесенность произведений Достоевского и Гюго. Вновь обратимся к мнению литературоведов. Б.В. Томашевский полагает, что таких признаков, общих для характеристики всех литературных произведений не существует. Никакой логической и твердой классификации жанров произвести нельзя уверяет он Разграничение происходит сразу по многим признакам, причем признаки одного жанра могут быть совершенно иной природы, чем признаки другого жанра, и логически не исключать друг друга, и лишь в силу известной связанности приемов композиции культивироваться в различных жанрах. Томашевский Б.В. Теория литературы.

Поэтика С. 210. Подобная точка зрения не единична, но если полностью отказаться от выбора своего рода критериев для разграничения жанров, то вообще невозможно будет прийти к каким-либо выводам.

Лучше иметь правило с множеством исключений, чем вовсе все правила отвергнуть. Краткая литературная энциклопедия под редакцией Суркова дает несколько критериев, на которые можно опираться. Во-первых, жанр выделяют на основе принадлежности к тому или иному литературному роду. Краткая литературная энциклопедия. Главн. ред. А.А. Сурков С. 914. То есть к эпосу, лирике или драме. Во-вторых, жанр выделяют по преобладающему эстетическому качеству. Но и этого недостаточно нужен третий принцип - объем и соответственно общая структура произведения.

Объем же во многом зависит от двух основных моментов - рода и эстетической тональности. Там же С. 915. Таким образом, можно выделить триединый принцип, по которому следует выявлять соотнесенность произведения с литературными жанрами. Авторы энциклопедии подчеркивают Каждый жанр есть не случайная совокупность черт, но проникнутая достаточно определенным и богатым смыслом система компонентов формы. Там же. В.Н. Захаров, исследуя жанровую проблематику.

Склоняется к мнению, что для ряда жанров, таких, как рассказ и повесть, важны тип повествования и повествовательное время, как критерии, раскрывающие их происхождение и традиционную концепцию. Этот литературовед также упоминает объем как значимый параметр жанра. Однако он добавляет В конечном счете, жар определяется не только объемом содержания, но и сущностью содержания у каждого жанра есть свое исторически сложившееся, традиционное содержание. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского С. 6. Значит, к трем имеющимся критериям роду, эстетической наполненности и объему добавляем четвертый признак - традиционную, исторически сложившуюся сущность содержания.

Во многом к этой точке зрения близки и авторы Словаря литературоведческих терминов. Словарная статья предлагает при характеристике жанровых форм учитывать не только тематическое своеобразие содержания, но и особенности идейно-эмоциональной трактовки изображаемого. Словарь литературоведческих терминов.

Ред сост. Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев С. 83. А М.Б. Храпченко расширяет рамки критерия эстетической наполненности Поэтическая речь произведений того или иного жанра запечатлевает особый вид эстетического освоения действительности, особый строй художественных образов. Храпченко М. Б. Размышления о системном анализе литературы С. 367. Теперь можно говорить об определенных принципах, при согласовании с которыми возможно определение жанровой принадлежности какого-либо определенного произведения.

Это 1 принадлежность к тому или иному литературному роду 2 эстетическая наполненность, поэтическая речь произведения 3 объем, общая структура произведения 4 традиционная, исторически сложившаяся сущность содержания. Однако не следует забывать, что существует множество произведений, не подпадающие ни под какие рамки и правила. Или, точнее, раздвигающие все границы. Важно помнить о жанровом своеобразии каждого конкретного произведения. При особой мотивации автора, как считает А.А Сурков, размеры жанра т.е. его объем могут сжимать и разжимать границы.

Вот уже исключение в критерии объема. Не следует забывать об индивидуальном жанровом своеобразии каждого отдельного произведения. При анализе творчества всякого крупного романиста, драматурга, лирика неизбежно встает вопрос о специфике его жанровых форм, их неповторимых чертах. С другой стороны, именно в индивидуальном творчестве отдельных писателей осуществляется развитие, изменение всех жанровых форм. Краткая литературная энциклопедия.

Главн. ред. А.А. Сурков С. 915. В данной главе я считаю нужным также упомянуть о некоем феномене, который можно назвать жанровым ожиданием читателя. В уме каждого читающего человека довольно прочно складывается стереотип, в согласии с которым мы, взяв в руки книгу и изучив ее довольно поверхностно, уже достаточно определенно представляем что мы хотим получить от данного экземпляра. Многовековая традиция внешнего оформления текста подчеркивает особую значимость заглавия произведения Введение в литературоведение.

Авт сост. Л.В. Чернец, В.Е. Хализев и др М 2002 С. 155 - считает Л.В. Чернец. Важнейшим регулятором эстетической жанровой коммуникации выступает жанровое обозначение произведения французский исследователь П. Колер даже сравнил жанры с контрактом между производителем и потребителем искусства Kohler P. Contribution a unephulosophie des genres. Helikon. Amsterdam Leipzig, 1940, p.142. Многие жанровые концепции сосредоточены на коммуникативной, прагматической функции жанров, на том, как писатели учитывают ожидания, которые вызывают у публики слова роман, комедия, мелодрама и пр Введение в литературоведение.

Авт сост. Л.В. Чернец, В.Е. Хализев и др С. 28. Случается, что заданное жанровое обозначение не соответствует содержанию. Это возмущает или интригует, но непременно вызывает множество трактовок и интерпретаций, а также ведет за пределы данного произведения к литературной и общественной репутации писателя, фактам его биографии, к жанровой традиции .33 Там же. С. 155. Такое же разногласие вызвали и Записки из Мертвого дома Ф.М. Достоевского.

Спор о принадлежности этого произведения к какому-либо одному конкретному литературному жанру ведется и полтора века спустя после первого издания книги. Что же понимал под жанром сам Достоевский? Возможно ли, что он сам затруднялся его назвать? Такое предположение категорически отвергает исследователь творчества писателя В.Н. Захаров Жанр - одна из ключевых категорий художественного мышления Достоевского.

Как писатель, он всегда знал, что собирался писать Весьма определенно и авторитетно Достоевский указывал как правило, уже в заглавии произведения, что он написал - роман, повесть или рассказ. Захаров В. Н. Система жанров Достоевского С. 5. Однако откуда же тогда такие расхождения в жанровой терминологии? Захаров поясняет В языке Достоевского нет слова жанр в современном значении. Жанр был для него искусствоведческим термином, и в Дневнике писателя 1873 года Достоевский дал его глубокую интерпретацию Что такое в сущности жанр? Жанр есть искусство изображения современной, текущей действительности, которую перечувствовал художник сам лично и видел собственными глазами. 21. 76 . Захаров В.Н. Указ. соч С. 23. ГЛАВА 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Достоевский и Гюго

Литературный процесс носил масштабный характер, охватывая всю Европу.Это был век крутых поворотов и политических катаклизмов. Начало его отмечено печатью романтизма в литературе, который во многом… Политические всплески в России 20-40-х годов носят не менее значимый характер для страны. Здесь идет борьба за…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные проблемы в рассмотрении термина жанр

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Принципы новой литературы в изложении Виктора Гюго и его Последний день приговоренного к смерти
Принципы новой литературы в изложении Виктора Гюго и его Последний день приговоренного к смерти. Имя Виктора Гюго по праву стоит в одном ряду с именами лучших представителей мировой культуры. Никол

Вопрос жанра Записок из Мертвого дома и рассказа Кроткая Ф.М. Достоевского
Вопрос жанра Записок из Мертвого дома и рассказа Кроткая Ф.М. Достоевского. Совершенно новый мир, до сих пор неведомый так охарактеризовал Ф.М. Достоевский мир, который он нарисовал в Записках из М

Сравнительный метод в применении к Гюго и Достоевскому
Сравнительный метод в применении к Гюго и Достоевскому. В. Гюго и Ф.М. Достоевского с полным правом можно назвать величайшими писателями своего времени, оказавшими и до сих пор оказывающими огромно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги