рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Принципы новой литературы в изложении Виктора Гюго и его Последний день приговоренного к смерти

Работа сделанна в 2005 году

Принципы новой литературы в изложении Виктора Гюго и его Последний день приговоренного к смерти - Дипломная Работа, раздел Литература, - 2005 год - Достоевский и Гюго Принципы Новой Литературы В Изложении Виктора Гюго И Его Последний День Приго...

Принципы новой литературы в изложении Виктора Гюго и его Последний день приговоренного к смерти. Имя Виктора Гюго по праву стоит в одном ряду с именами лучших представителей мировой культуры. НиколаевВ.Н. В. Гюго вступ. статья В. Гюго Собр. соч. В 15-ти т М. Госуд. изд-во худож. лит 1953 Т. 1 С. 5. Сын знатной дамы и простого капитана, участника подавления контрреволюционного восстания в Вандее, Виктор Гюго проводит детство в постоянных разъездах и странствиях.

Однако путешествия не помешали юноше окончить Мадридский колледж для молодых дворян, а затем изучать философию и математику в Парижском университете.

Политические взгляды родителей Виктора Гюго были противоречивыми.

Его отец был противником Бурбонов, а мать - роялисткой, поскольку происходила из богатой буржуазной семьи. Мать имела большое влияние на сына, кроме того, он не избежал влияний модной в то время в светских кругах литературы реакционного романтизма. Однако со второй половины 20-х гг. Гюго порывает с легитимистскими иллюзиями и, часто обращаясь к образу Наполеона, восхищается его военным талантом. Творчество Гюго-прозаика в конце 20-х гг. получает наибольшее художественное воплощение в повести Последний день приговоренного к смертной казни 1829 , открывшей собой долголетнюю борьбу против буржуазного законодательства.

Книга была откликом на современность. В ней передается атмосфера эпохи Реставрации с ее казнями, ссылками, каторгой. Повесть задумана как обличительное выступление против смертной казни, как протест против жестокостей общества, как призыв к человечности. История зарубежной литературы 19 века. Под ред. Н.А. Соловьевой М 2000 С. 371. По сути, можно смело утверждать, что Последний день приговоренного к смерти был первым реалистическим произведением молодого автора.

Как раз в этот период Виктор Гюго создал свою литературную программу, которая звала французское искусство от классицизма к реализму. НиколаевВ.Н. В. Гюго. Критико - биографический очерк Изд-е 2-е М. Худож. лит 1955 С. 14. Подлинным источником первых серьезных достижений Виктора Гюго в поэзии и в прозе было настойчивое стремление приблизить литературу к запросам современности считает Н. Муравьева.

Муравьева Н. Гюго. М 1961 С .96. В 1830 году Виктор Гюго пишет драму Кромвель, в обширном предисловии к которой выдвигает принципы новой романтической литературы. Прежде всего следует уничтожить старый ложный вкус считает писатель Необходимо очистить от него современную литературу. Шлейф восемнадцатого века волочится еще в девятнадцатом, но не нам, молодому поколению, видевшему Бонапарта, нести его. Гюго В. Кромвель. Предисловие. В. Гюго Собр. соч. В 15-ти т Т. 14 С. 128. С присущим ему пылом молодой автор восклицает Ударим молотком по теориям, поэтикам и системам.

Собьем старую штукатурку, скрывающую фасад искусства! Там же С. 105. Гюго считает, что отпала необходимость следовать устаревшим канонам. Гений должен творить свободно, открывая новые горизонты творчества. Да, образцы должны существовать в искусстве, но есть два рода образцов те, которые были созданы согласно правилам, и те, согласно которым эти правила были созданы. Так в какой же из этих двух категорий должен найти себе место гений? Там же С. 104. Конечно, во второй! Гений призван быть новатором, так считает Гюго. Он требует отказаться от искусственной гармонии, соразмерности, присущей произведениям классицизма.

В свободном сочетании контрастных явлений жизни Гюго видит могучий источник развития искусства. Нет низких, недостойных искусства предметов. НиколаевВ. Н. В. Гюго вступ. статья С. 9. Таким образом, Виктор Гюго распахнул двери в литературу для множества тем и сюжетов, считавшихся ранее невозможными.

И, следственно, эти сюжеты и темы требовали иного подхода в жанровом аспекте. Именно о таких произведениях, возможно, идет речь в предисловии к Кромвелю Нет ни правил, ни образцов или, вернее, нет иных правил, кроме общих законов природы, господствующих над всем искусством, и частных законов для каждого произведения, вытекающих из требований, присущих каждому сюжету курсив мой - О. Мусаева. В. Гюго. Кромвель С. 105. В данном ключе постулатов новой литературы, выдвинутых Виктором Гюго, рождается социально - психологическая повесть о крушении внутреннего мира человека, которому суждено умереть от рук палача.

Повествование построено крайне необычно. Человек, осужденный, приговоренный к смерти, заточенный в каземате, ведет дневниковые записи вплоть до эшафота. Потрясающий, трагический, невозможный реализм книги и абсолютно нереальная ситуация не мог осужденный за убийство преступник во французской тюрьме первой половины 19 века пять недель вести дневник, в мельчайших подробностях фиксируя все увиденное, услышанное, вспомнившееся.

Мало того, уже взойдя на эшафот, со связанными за спиной руками, этот человек молит о разрешении написать последнее заявление и минуты, даже секунды, оставшиеся от жизни, тратит на свои записки! Для кого Но именно столь нереальная, фантастичная жанровая форма позволяет раскрыть всю глубину затронутой темы с потрясающим, пронзительным реализмом. И Виктор Гюго идет на этот вымысел совершенно сознательно, пользуясь как раз тем самым частным законом, вытекающим из требований, присущих сюжету. В Предисловии к Кромвелю он выдвигает оправдательный приговор доле вымысла в реализме, подчеркивая его нижеследующим примером Искусство не может дать самого предмета.

В самом деле, предположим, что один из этих опрометчивых проповедников абсолютной природы - такой, какая она бывает вне искусства присутствует на представлении какой-нибудь романтической пьесы, например Сида. Как это так скажет он при первых же словах Сид говорит стихами! Говорить стихами неестественно Как же, по-вашему, он должен говорить Прозой Отлично. Через минуту, если он будет последователен, он заявит Как! Сид говорит по-французски Ну и что же Естественность требует, чтобы он говорил на своем языке он может говорить только по-испански Мы тогда ничего не поймем, но пусть будет так. Вы думаете, что этим и кончится? Нет Ибо раз уж мы вступили на этот путь, логика тащит нас за шиворот и мы не можем остановиться. Гюго В. Кромвель.

Предисловие С. 108. Итак, в 1829 году в свет выходит Последний день приговоренного к смертной казни, повесть, фантастическая по форме и реалистичная по содержанию.

Это была книга со странным, шокирующим названием На титульном листе имени автора не стояло. Это была исповедь. Сафронова Н.Н. Виктор Гюго М 1989 С. 35. Да, это была исповедь человека перед человечеством. Не было ни имени автора на титульном листе, ни имени у преступника, ни состава преступления как такового.

Вопрос о преступлении Гюго намеренно замалчивает. Ибо целью автора не была защита какого-либо определенного преступника. Это было общее ходатайство о всех осужденных настоящих и будущих, на все времена. Это коренной вопрос человеческого права, поднятый и отстаиваемый во весь голос пере обществом. Гюго В. Последний день приговоренного к смерти. 1 предисловие. В. Гюго Собр. соч. В 10-ти т М 1972 Т. 1 С. 91 Образ героя, выписанный четко, до последней мельчайшей черты, в то же время обобщен.

Это первый попавшийся приговоренный к смерти, казненный в первый попавшийся день, за первое попавшееся преступление. Там же С. 92. Здесь писатель впервые обращается к исключительно важной теме преступления и наказания, и выявляет социальные противоречия эпохи, пытаясь определить, кто перед кем более виноват - человек ли перед осудившим его обществом, или общество, обрекшее его на смерть. Трескунов М. Виктор Гюго. Очерк творчества М. Худож. лит 1954 С. 95. На самом деле, вопрос необычайно острый, вопрос о праве группы лишить жизни одного из членов этой группы - вот проблема, которую пытается решить писатель. И его ответом стало решительное, категорическое нет. Повесть высоко оценил В.Г. Белинский Гюго никогда не был осужден на смертную казнь, но какая ужасная, раздирающая истина в его Последнем дне осужденного писал он в своей статье О русской повести и о повестях г. Гоголя. Белинский В.Г. Собр. соч. В 3-х т Т. 1 С. 119. Виктор Гюго и в самом деле в отличие от Ф.М. Достоевского никогда не был осужденным.

Но, как истинный художник, гений, имел способность проникать в глубь вещей, событий, сердец.

Могучая художественная фантазия Гюго была одной из форм, связывающих писателя с живой действительностью. Николаев В. В. Гюго. Критико - биографический очерк С. 14. Однако фантазия помогла постигнуть и написать. Увидеть же помогла жизнь. По собственному признанию, основную мысль Приговоренного к смерти автор вынес не из книг, он взял ее на Гревской площади, он подобрал эту мысль в луже крови, под кровавыми обрубками гильотины. Гюго В. Последний день приговоренного к смерти. 1 предисловие С. 93. А уже затем Гюго начинает собирать материалы читает газетные заметки, посещает тюрьмы, наблюдает заковывание в кандалы и отправку на каторгу.

Все эти наблюдения нашли отражение в записках приговоренного. Таким образом, мы можем утверждать, что Последний день приговоренного основывался на реальном материале, лишь обобщенном и типизированном художником слова.

Обратимся к вопросу о жанровой принадлежности Последнего дня приговоренного к смерти. В критической литературе можно встретить несколько различных, подчас противоречивых точек зрения. Рассмотрим некоторые из них. Начнем с того, что говорит о Последнем дне сам автор. Гюго назвал свою книгу аналитическим романом, изображающим внутреннюю драму человека, в отличие от романа фактов, построенного на внешнем действии внешней драме. Гюго В. Последний день приговоренного к смерти.

Комментарии С. 573. С точки зрения современного литературоведения термином роман назвать данное произведение нельзя, так как ни сюжет, ни система персонажей, ни объем роману не соответствуют. Согласиться можно лишь с определениями аналитический и изображающий внутреннюю драму. Внешнего действия, типичного для романа нет. Н.Н. Сафронова в монографии Виктор Гюго, вышедшей в серии Биография писателя, называет Последний день приговоренного исповедью. Сафронова Н.Н. Виктор Гюго М. Просвещение, 1989 С. 35. В самом деле, жанр Последнего дня приближен к исповеди, так как исповедь в литературе по Ожегову содержит откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах Ожегов.

Словарь русского языка. Около 57000 слов Под ред. Н.Ю. Шведовой М. Русский язык, 1988 С. 207. и пр. Однако исповедь героя Гюго больше похожа на дневниковые записи и не содержит присущего ей мотива раскаяния. Герой ни одной мыслью, ни одной строчкой своей исповеди не восклицает Зачем я убил. Нет, трагизм ситуации в вопросе Зачем убьют меня. Н. Муравьева дает третье определение Повесть Последний день приговоренного к казни создана за три недели.

Гюго написал ее в форме дневника и решил издать без подписи, чтоб она прозвучала как документ, как крик, исходящий из уст самого осужденного Муравьева Н. Гюго М. ЖЗЛ, 1961 С. 101 - пишет она. Из данной цитаты можно выделить три ключевых слова, а именно повесть, дневник, документ. Муравьева довольно четко разграничила понятия.

Книга Гюго - не дневник, а повесть, написанная в форме дневника. Литературная энциклопедия терминов и понятий под редакцией А.Н. Николюкина дает существенное уточнение о применении дневниковой формы построения произведений в различных жанрах Обычно то или иное произведение в форме дневниковых записей относится к какому-либо из известных жанров роману, повести, репортажу, и дневниковость лишь придает ему дополнительную специфику. Литературная энциклопедия терминов и понятий.

Главн. сост. и ред. А.Н. Николюкин С. 232. Характерными особенностями дневниковой формы по Николюкину являются регулярность ведения записей, их связь с текущими настроениями и событиями, спонтанный характер и литературная необработанность записей, безадресность, интимный и поэтому искренний, частный и честный характер записей. Указ соч С. 232. Нельзя не согласиться, что произведение Гюго соответствует всем этим характеристикам. Дневниковая форма действительно имеет место, хотя и без датировки фрагментов текста, ей присущей.

Так что мне даже ближе определение записки. Ну а термин документ, естественно, предполагает вполне определенный язык и построение текста, которых в Последнем дне однозначно нет. Н. Муравьева также считает, что повесть Гюго стала одной из первых предвестниц социально-психологических романов и повестей, которые появляются во Франции в 30-е, 40-е годы XIX в Муравьева Н. Гюго С. 101. С этим трудно не согласиться. Социальный? Да, так как поднимается тяжелейшая проблема, касающаяся не только преступника, изгоя, в частности, но и общества, осудившего, в целом.

Психологический? Конечно, ведь на протяжении многих страниц нам открывается мечущаяся, трепещущая душа приговоренного к смерти человека. Над жанром книги В. Гюго задумывается и Г. Фридлендер. В Последнем дне осужденного Гюго создал один из первых в европейской литературе образцов психологических новелл, где основой драматического напряжения являются не внешние события, а движение мысли отъединенного от людей, запертого в своей камере осужденного. Фридлендер Г. Достоевский и мировая литература С. 147-148. На мой взгляд, Фридлендер давал свое определение, следуя за словами самого Гюго, и оно наиболее точно раскрывает жанровую суть Последнего дня. Итак, подводим черту.

Что же из рассмотренного мы оставим? Социально-психологическая, построенная в форме дневника записок повесть. Таков вывод по вопросу о жанровой специфике Последнего дня осужденного. Анализируя своеобразие жанровой структуры, нельзя не коснуться таких важных аспектов, как язык речь, пространство и время в произведении.

В Размышлениях о системном анализе литературы М.Б. Храпченко говорит о языке следующее Поэтическая речь произведений того или иного жанра запечатлевает особый вид эстетического освоения действительности, особый строй художественных образов. Храпченко М.Б. Размышления о системном анализе литературы С. 367. Другими словами, язык, речь в литературе напрямую зависят от жанрового своеобразия конкретного произведения, от его стилистической и образной системы.

Поэтическая речь Последнего дня приговоренного имеет свои характерные особенности. Как говорит Г. Фридлендер, этому произведению свойственна своеобразная стенографическая запись противоречивого вихря переживаний, насыщенная глубоким драматизмом и общечеловеческой патетикой , Фридлендер Г. Достоевский и мировая литература С. 148. что, как считает исследователь, сближает ранний роман Гюго с эстетикой Достоевского. Можно сказать, что язык Последнего дня, временами плавно текущий и повествующий, подчас сбивается, приостанавливается, вращается вокруг одного слова или понятия, что более всего соответствует языку дневниковому, языку записок.

Пространство и время данного произведения также имеют свои особенности, обусловленные сюжетной и жанровой канвой. Гений Виктора Гюго видит вселенную и в верхних, и в нижних ярусах общества, постоянно противопоставляя друг другу мир тиранов и мир народных масс он видит мир и в эпическом плане большой истории, войны, революции, и в лирическом общечеловеческие эмоции - дети, материнство, отцовство, любовь и т.д Евнина Е.М. Виктор Гюго М. Наука, 1976 С. 211. Пространство в Последнем дне многолико.

На переднем плане оно замкнуто, ограничено толстыми стенами каземата, в котором больше месяца пребывает узник. Средний план - это взгляд во двор зрелище отправляемых на каторгу, и два путешествия в арестантской карете снова замкнутой! по улицам Парижа.

И, наконец, крупный план внутренний взор заключенного. Мысленно он уходит из мрачной тюремной камеры, из города, бежит в лес, на волю, вдыхает грудью пьянящий аромат полевых цветов. Узник непрерывно и мучительно представляет себе параллельный мир, мир нереально - зазеркальный Непонятно, почему мысль о короле не покидает меня. Как я ни уговариваю себя, как ни отмахиваюсь, внутренний голос непрерывно нашептывает мне В этом же городе, в это же время, недалеко отсюда, в другом дворце находится человек, чьи двери тоже охраняются часовыми, человек, как и ты, не имеющий себе равного в глазах народа с той разницей, что он первый, а ты последний из людей. Гюго В. Последний день приговоренного к смерти С. 173. Время в Последнем дне так же неоднородно, как и пространство.

К особенностям художественного видения романтизма надо отнести восприятие мира во многих измерениях не только в настоящем, но и в далеком прошлом и в будущем заглядывают в будущее, в сущности, все думающие герои Гюго. Евнина Е.М. Виктор Гюго С. 211. Несчастный узник, бьющийся в четырех стенах тюремной камеры, убегает от страшного настоящего в воспоминания детства и юности и мучительно заглядывает в будущее Помилуют? Помилуют ли Помилуют! Прошлое, настоящее и будущее неотступно стоят перед ним, тревожат его ум и совесть. Фридлендер Г. Достоевский и мировая литература С. 148. Временную характеристику, в некоторой мере, содержит и само название книги Последний день приговоренного к смертной казни. Последний день! А ведь преступник провел в узилище пять недель.

И описывает их все, день за днем. Можно сказать, что недели, вследствие необычных, исключительных условий, проведенных в ограниченном пространстве, сжались до дня. Последнего дня жизни.

А день этот, насыщенный чувствами, событиями, впечатлениями, мыслями, отчаянием и надеждой вобрал в себя, как губка, значительно больше, чем двадцать четыре часа. Итак, анализируя Последний день приговоренного, мы пришли к определенным выводам, а именно, что язык данного произведения несет на себе отпечаток дневниковых записей что время и пространство в первую очередь статичны и замкнуты пять недель равны одному дню, проведенному в ожидании смерти, но те же пространство и время, в более глубоком смысле, многогранны а также к тому, что мы определили жанр произведения Гюго как социально-психологическую повесть, написанную в форме дневника записок. В заключение данной главы хочется отметить, что Последний день приговоренного Виктора Гюго оказал огромное влияние не только на литературу Франции XlX века, не только на мировую литературу, но и на все думающее общество в целом.

Эту мысль сам автор вложил в уста Тощего господина, героя Комедии по поводу трагедии Ни один присяжный, прочтя ее книгу, не станет выносить смертный приговор! Гюго В. Последний день приговоренного к смерти. 2-е предисловие Комедия по поводу трагедии С. 120. И в самом деле, кого не заставил задуматься над вопросом смертной казни Последний день осужденного и в ком не возбуждали чего-то вроде угрызения совести резкие, страшно и странно освещенные, на манер турнира картины общественных язв, бедности и рокового порока восклицает русский современник Гюго А. Герцен.

Герцен А.И. Былое и думы В 2-х т М. Худож. лит 1988 Т. 2 С. 129. Гюго вскрыл новые пласты жизни, еще не поднятые французской литературой того времени.

Повесть Последний день приговоренного - одна из предвестниц целой череды социально-психологических романов и повестей, которые появятся во Франции в 30-е, 40-е годы XlX в. Парижское дно, мир каторги и тюрьмы, чудовищные социальные противоречия предстанут в них перед читателями.

Авторы этих произведений пойдут дальше Гюго в своем обличении. Но Гюго одним из первых бросил луч в мрачные подвалы города контрастов и поднял, как стяг, высокую тему человечности 11 Муравьева Н. Гюго. С. 101 - 102 ГЛАВА 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Достоевский и Гюго

Литературный процесс носил масштабный характер, охватывая всю Европу.Это был век крутых поворотов и политических катаклизмов. Начало его отмечено печатью романтизма в литературе, который во многом… Политические всплески в России 20-40-х годов носят не менее значимый характер для страны. Здесь идет борьба за…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Принципы новой литературы в изложении Виктора Гюго и его Последний день приговоренного к смерти

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные проблемы в рассмотрении термина жанр
Основные проблемы в рассмотрении термина жанр. Данная дипломная работа напрямую связана с таким литературоведческим понятием как жанр. Поскольку речь идет о Записках из Мертвого дома и рассказе Кро

Вопрос жанра Записок из Мертвого дома и рассказа Кроткая Ф.М. Достоевского
Вопрос жанра Записок из Мертвого дома и рассказа Кроткая Ф.М. Достоевского. Совершенно новый мир, до сих пор неведомый так охарактеризовал Ф.М. Достоевский мир, который он нарисовал в Записках из М

Сравнительный метод в применении к Гюго и Достоевскому
Сравнительный метод в применении к Гюго и Достоевскому. В. Гюго и Ф.М. Достоевского с полным правом можно назвать величайшими писателями своего времени, оказавшими и до сих пор оказывающими огромно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги