рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Отображение русской действительности в произведениях И.А. Гончарова

Отображение русской действительности в произведениях И.А. Гончарова - раздел Литература, Дореформенная и пореформенная Россия в изображении А.И.Гончарова Отображение Русской Действительности В Произведениях И.а. Гончарова. Старая И...

Отображение русской действительности в произведениях И.А. Гончарова. Старая и новая Россия в творчестве И.А. Гончарова И. А. Гончаров, на наш взгляд, является писателем, который быстрее других понял изменения русской жизни, связанные с проникновением в старый патриархальный уклад западных буржуазных веяний.

Писатель много путешествовал, а потому очень хорошо узнавал приметы капиталистического общества, которые появлялись в современной ему России. Автор сознавал, что разрушение феодального уклада является закономерным следствием всего послепетровского периода развития русской истории, что деловитость, предприимчивость отозвались в России, с одной стороны, развитием промышленности и торговли, науки и рационализма, с другой - гипертрофией бюрократической администрации, тенденцией к выравниванию личностей, к маскировке их единообразием мундиров.

Деловой и деятельный административно-промышленный Петербург в романе Обыкновенная история противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне. В деревне время помещиков отмечается завтраком, обедом и ужином, сезоны - полевыми работами, благосостояние - запасами продовольствия. В Петербурге весь день размечен по часам, и каждому часу соответствуют свои труды занятия на службе, на фабрике или вечерние обязательные развлечения театр, визиты, игра в карты.

И. А. Гончаров сумел понять, что Петербург и провинция, а в особенности деревня это две социально-культурные системы, два органически целостных мира и в то же время две исторические стадии состояния общества. Переезжая из деревни в город, Александр Адуев переходит из одной социальной ситуации в другую, и само значение его личности в новой системе отношений оказывается неожиданно и разительно новым для него. В своем имении, в своих деревнях Адуев - помещик, молодой барин - независимо от своих личных качеств фигура не только значимая, выдающаяся, но уникальная, единственная.

Жизнь в этой сфере внушает красивому, образованному, способному юному дворянину мысль, что он первый в мире, избранник. Присущие молодости и неопытности романтическое самосознание, преувеличенное чувство личности, веру в свою избранность Гончаров связал с феодальным укладом, с русским крепостническим провинциальным бытом.

Именно разоблачение романтизма особенно высоко ценил в Обыкновенной истории Белинский А какую пользу принесет она обществу! Какой она страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму! И. А. Гончарову очень важно было нарисовать в образе Петра Адуева подобное, хоть еще тогда и редкое, совмещение чиновничьей карьеры и капиталистического предпринимательства. В этом он видел возможность лаконично и выразительно передать суть Петербурга, его историческое значение в социальном и политическом прогрессе.

И. А. Гончаров не был склонен к идеализации современного пути развития русского общества, а тем самым и героя, представляющего это развитие. Авторская симпатия в романе заменена другим исторической и социальной закономерностью, необходимостью позиции героя. Называя свой роман Обыкновенной историей , И. А. Гончаров с иронией, сочувствием и грустью констатировал, что приобщение человека, претендовавшего в начале своей жизни на исключительность, к современному стереотипу исторически и социально предопределено.

Приобщившийся к требованиям века Адуев-дядя объясняет провинциальному племяннику условия игры, без соблюдения которых невозможен жизненный успех. Бурно сопротивляясь советам и требованиям дяди, Александр вынужден в конечном счете следовать им, так как в мнениях дяди нет ничего индивидуального - это веления времени. Подвергая каждый поступок, каждое желание и каждую декларацию племянника суду логики, проверке житейской практикой и критерием пользы, Адуев-старший проявляет нетерпимость к фразе и постоянно рассматривает слова и поступки Александра на фоне опыта других людей.

Он приравнивает его ко всем и как бы приглашает принять участие в соревновании между множеством ему подобных жителей Петербурга. Даже от искусства он требует высокой профессиональности и не понимает дилетантизма, занятий литературой, музыкой, сочинения стихов в порядке самовыражения. Александр Адуев потрясен требованиями дяди, он усматривает в них обесценивание личности. Итак, И. А. Гончаров отмечает прогрессивные черты новой культуры, он указал и на потери, возникающие при подчинении ее законам всех сфер жизни.

Тупик, к которому приходит Петр Иванович Адуев, как и у современных деятельных и одаренных людей в буржуазном обществе, возникает отчасти потому, что все личные отношения, в том числе и семейные, оказываются только придатком к делу - службе, карьере, предпринимательству и денежным интересам. Адуеву-младшему предначертан путь, во всех деталях повторяющий дорогу, пройденную дядей.

Рок, который толкает его на этот путь казалось бы, Александр не честолюбец, не алчен, не жаждет денег и может спокойно без особых усилий иметь все жизненные удобства в своем наследственном имении историческая необходимость. В неосознанном, но непреодолимом стремлении Александра уехать из деревни в неведомый и страшный Петербург и в его втором возвращении в столицу после бегства в деревню, где он хотел укрыться от ударов и разочарований петербургской жизни, отражена историческая неотвратимость изменения жизни.

Матери Александра - старосветской помещице - во сне сын является добровольной жертвой, человеком, бросающимся в омут. Так аллегорически изображается неизбежность, которая должна подвигнуть Россию на вхождение в новые, непривычные и несвойственные ей отношения. Однако и деревня дворянское поместье и столица у Гончарова сразу же перерастают свои социально-бытовые границы уклад первой мать Александра называет благодатью вторая манит героя как библейская обетованная земля. Усадьба Грачи и Петербург предстают в романе как два полярно противоположных способа, образа жизни, в такой же мере свойственных России, как и всему человечеству.

Первый из них сулит герою единство с издавна привычной природой, ласки матери, благоговение няньки и всей дворни, мягкую постель, вкусные яства, а также нежную и розовую любовь соседки - девушки без затей, готовой во всем слушаться мужа да и как можно быть умнее мужа? это грех, и полдюжину детей. Это патриархальная идиллия, отличительными чертами которой являются физиологические еда, сон, продолжение рода, выхаживание детей и т. п а не духовные потребности, повторяемость цикличность жизненного круга, сведенного к родинам, свадьбам, похоронам, привязанность людей к одному месту, неподвижность, замкнутость и отгороженность от остального мира. Развернутую картину идиллического существования Гончаров дает в знаменитом Сне Обломова Совершенно иной способ жить олицетворяет собой Петербург.

Если мать героя страшится Петербурга как омута и чужой стороны, то для Александра это - выход в не ограниченный тесным деревенским горизонтом огромный мир, где он, приобщившийся в университете ко всемирной культуре, надеется осуществить свои мечты о благородном труде, о высоких стремлениях, о славе. Впрочем, реальное человеческое содержание этого современного неидиллического бытия герою Гончарова пока только предстоит постигать.

Переезд Александра Адуева в Петербург, завязывающий действие романа, таким образом, не просто смена жизни сельской на городскую, провинциальной на столичную.

По мысли Гончарова, его герой тем самым совершает передвижение в историческом времени - меняет традиционный жизненный строй или возраст человечества на строй грядущий, уже несравненно более привлекательный для ищущего приложения своих сил молодого человека. В первом романе Гончарова показано перерождение мечтательного романтика в трезвого дельца под влиянием буржуазно-коммерческих отношений, проникавших в русскую жизнь 40-х годов XIX в. Будничной прозой закончилось знакомство с Тафаевой. Александр в отчаянии.

Прошлое погибло, будущее уничтожено, счастья нет все химера - а живи восклицает он. Однако страдания героя-романтика, возникшие, как показывает Гончаров, на почве столкновения ложной мечты с действительностью, не были глубокими. Покинув Петербург в минуту горестных переживаний, он вскоре возвращается в столицу, но уже с другими намерениями.

Александр отрекается от возвышенных чувств, примиряется с прозаической действительностью хочет дело делать. Нельзя же погибнуть здесь говорит он о Грачах Все вышли в люди я только один отстал. В эпилоге мы видим Адуева преуспевающим человеком. Он исправно служит, готовится к женитьбе на невесте с полумиллионным приданым. Этим переменам соответствуют и внешние приметы Александр пополнел, чуть-чуть оплешивел и уже имеет орден на шее. Произошла, следовательно, обыкновенная история, практицизм взял верх над юношескими мечтаниями.

Родственница Адуева-младшего Лизавета Александровна жалеет об утрате им былых идеалов. Но сам Александр Адуев думает иначе Что делать век такой. Я иду наравне с веком нельзя же отставать! В этих словах можно увидеть скрытую авторскую иронию осудив пустоту дворянского мечтательного романтизма, поэзию, как он сам говорил, напускных чувств и праздности, писатель не принял и сухого практицизма, делячества, убивающего в человеке проявление поэзии.

Ярче всего эта позиция обнаружилась в обрисовке Петра Адуева, дяди Александра. Петр Адуев - крупный чиновник и фабрикант-предприниматель, знающий толк в людях, в коммерческих делах. Он образован, умен, читает на двух языках, ходит в театр, разбирается в искусстве. Словом, это человек в духе своего времени - ценит труд, а не фразы. В отрезвлении Адуева-младшего он сыграл немалую роль. Твоя глупая восторженность никуда не годится забудь эти священные да небесные чувства, да приглядывайся к делу говорит он племяннику.

В спорах с Александром он убедительно показывает ошибочность романтических экзальтации и приобщает племянника к настоящей жизни. Петр Адуев - представитель новой, европейски образованной чиновно-буржуазной прослойки. Автор на стороне этого делового, энергичного человека. Вместе с тем Гончаров понимал, что развитие новых коммерческих отношений может привести не только к разрушению дворянских гнезд, но и к затуханию живых человеческих эмоций.

Плох Александр Адуев с его слезливой чувствительностью, неумеренными восторгами, но и Адуев-старший не без прорехи в характере. Он слишком прозаичен при всем своем уме, сух и расчетлив. Быть может, это не вина человека он целиком поглощен своими делами. Но дело его, как выясняется, лишено поэзии, красок. Это сказалось и на семейных отношениях. Лизавета Александровна, жена Петра Адуева, живя в комфорте, угасала с каждым днем, хотя физически была вполне здорова.

Причина угасания в том, что женщина ощущала отсутствие одухотворенного труда, возвышенной цели. Изобразив победу деловитости над поэзией и красотой, автор тем самым скептически оценил новые буржуазные отношения, которые с самого Начала были далеки от совершенства. В следующем романе Обломов Гончаров обратился к герою, который во многом напоминает Адуева-младшего. Как и Адуев, Обломов воспитывался в привольной барской усадьбе, потом учился в пансионе, закончил университет. В Петербурге он столкнулся с черствостью столичной жизни, с городской сутолкой, где нет места поэзии. Но дальше линии персонажей расходятся.

Обломов спасовал перед трудностями жизни. Он не смог влиться ни в один из ее потоков. Убедившись в бессилии своего героя, Гончаров пропел надгробную песнь человеку, которого ничто не может воскресить ни любовь, ни призывы трудиться, ни остатки собственных благородных помыслов. Угасание личности, ее духовная и физическая смерть вследствие непригодности к практическому делу - центральная коллизия романа, она составила основу композиции.

Начинается роман с описания того, как Обломов, помещик лет тридцати двух-тридцати трех, лежит у себя в комнате на Гороховой улице в Петербурге, и, хотя уже полдень и к нему вереницей идут знакомые, он не может встать и одеться. Мотив лежания проходит через весь роман, символизируя духовное бессилие Обломова. Когда-то Обломову доступны были высокие помыслы, он мечтал о труде, хоть безвестном, темном, но непрерывном. Да и сейчас он не лишен благородных порывов.

Человека, человека давайте мне любите его говорит он Пенкину, жалуясь на скудость современной массовой литературы. Но все его попытки обратиться к делу кончились крахом. В департаменте он не выдержал и двух лет, тяготясь однотонностью канцелярской работы. На другие, более удовлетворяющие душу занятия не хватило ни терпения, ни умений. Жизнь с ее радостями, борьбой и тревогами проходила мимо, и Обломов, в сущности, примирился со своим мертвящим покоем.

Большую часть времени он проводит на диване. Его не привлекает даже чтение, а необходимость написать письмо старосте вызывает в нем нервическое беспокойство. Последняя попытка Обломова вернуться к жизни и труду связана с историей его любви к Ольге. Этому посвящены вторая и третья части романа. Но именно во взаимоотношениях с Ольгой со всей очевидностью обнаружилась непреодолимая сила обломовщины, т. е. боязнь жизни, неспособность к решительным действиям. В действительности же отказ Обломова от Ольги продиктован не заботами о ее судьбе, а победой обломовщины. И не удивительно, что в конце концов герой перебирается с Гороховой улицы еще дальше на окраину, в домик мещанки Пшеницыной, где обретает искомый уют и любовь без месяца во лбу, т. е. без порывов и внутреннего трепета.

Есть что-то мрачно-символическое в том, как описано сближение Обломова с Пшеницыной. Сначала ему понравился в ее доме покой, потом ее работа, затем полные локти. И вот она стоит под его поцелуем прямо и неподвижно, как лошадь, на которую надевают хомут. Удобная, без волнений любовь, вполне соответствовавшая идеалу обломовского существования! Следует сказать, что не Пшеницына, женщина скромная, трудолюбивая, хотя и с неразвитым сознанием, производит тягостное впечатление в конце романа, а сам барин Илья Ильич Обломов.

Это он растерял связи с живым миром и перенес в дом Пшеницыной колорит липкого, застойного существования. Тем самым автор заострил свою мысль о тлетворном влиянии обломовщины как разновидности помещичьего паразитизма.

Что же сгубило Обломова, привело его когда-то живую душу в состояние полной апатии и инертности? Наиболее полный ответ на эти вопросы мы находим в главе Сон Обломова. Здесь рисуется детство Обломова, та усадебная барская среда, которая взрастила его лень и гнусную, как писал Добролюбов, привычку получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других 2. 117 . С редкой наглядностью воспроизводит Гончаров патриархальный быт Обломовки, жизнь без умственных интересов и труда, жизнь за счет трехсот Захаров. Черты крепостнической психологии глубоко залегли в сознании Обломова, определив в конечном счете его отношение к окружающему миру. Я барин и делать ничего не умею говорит о себе Обломов.

В развенчании крепостнической психологии, паразитического бытия помещичьего класса заключен основной пафос романа. Тип Обломова интересовал Гончарова не только недостатками. Осуждая Обломова за лень и бездеятельность, автор дал понять читателю, что пропадает, в сущности, неплохой от рождения человек.

У него доброе сердце, голубиная душа он осуждает стяжательство, карьеризм, чем заражены деловые чиновно-дворянские круги Петербурга. Подспудно в Обломове теплилась мечта об истинно прекрасной, т. е. лишенной обмана и условностей, жизни. Обломовцем он стал еще и потому, что не принял черствости, меркантильности окружающей действительности. Однако беда героя в том, что, подобно многим русским людям дворянского воспитания, он лишь осуждал зло, не умея и не желая с ним бороться, Это привело Обломова к потере интереса к жизни.

Элегия обломовского угасания волнует автора, патриота своей отчизны, и его героиню Ольгу Ильинскую. Гончаров пытался воспроизвести передовые силы времени и в образе Штольца, обрусевшего немца, дельца новой, капиталистической формации. В известной мере в романе можно увидеть схему так называемого прусского пути развития капитализма в России, указание на потерю дворянством своих привилегий. Однако образ Штольца, по мнению князя Петра Кропоткина, выписан Гончаровым неубедительно.

Штольц умен, энергичен, труд для него - образ, содержание, стихия и цель жизни. Но в чем и как проявляется его деятельность, каким образом он сумел нажить тысяч триста капиталу, оставшись при этом честным и благородным человеком, читатель не знает 6,147 . Добролюбов говорил, что Штольц не дорос до идеала общественного русского деятеля 2, 138 . Вместе с тем нужно учесть, что в композиции романа Штольцу принадлежит важная роль он оттеняет безволие, неприспособленность Обломова к жизни.

Штольц-антипод Обломова. Не случайно к Штольцу постепенно переходит почти все, чем располагал Обломов. Он женится на Ольге, берет под опеку имение Обломова, после смерти Ильи становится воспитателем его сына. Роман Обломов - классическое произведение критического реализма. Его достоинства получили глубокое истолкование в статье Добролюбова Что такое обломовщина По мнению критика, значение романа состоит в том, что Гончарову удалось с беспощадной строгостью отчеканить современный русский тип, высказать новое слово нашего общественного развития . 2, 113 . Слово это - обломовщина. Оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни и придает роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели все наши обличительные повести 2, 113 , Основные черты обломовского типа порождены крепостничеством и проявляются в беспробудной лени, неприспособленности личности к жизни и труду.

Родовые признаки обломовщины можно найти, как считает Добролюбов, в Онегине, Печорине, Рудине и в других вариантах лишнего человека. При всей неожиданности такая аналогия верна по существу, потому что перечисленных героев роднит бесплодное стремление к деятельности, сознание, что из них многое могло бы выйти, но не выйдет ничего 2, 127 . Обломов уступает своим собратьям по уму и темпераменту.

Но именно в нем со всей определенностью выражена мысль об исторической исчерпанности лишних людей как деятелей дворянского периода.

В лице Обломова, заключает критик, они сведены с красивого пьедестала на мягкий диван 2, 131 . Это наиболее популярный из романов Гончарова. Обломов - глубоко национальный роман, настолько национальный, что лишь русский может вполне оценить его. Обломов - русский помещик среднего достатка - владелец шести или семи сот крепостных душ, и время действия романа относится к пятидесятым годам девятнадцатого века. Все раннее детство Обломова вело лишь к уничтожению в нем всякого зачатка инициативы, личного почина.

Вообразите себе обширное, хорошо устроенное помещичье имение в центре России, где-нибудь на живописном берегу Волги, причем действие происходит в такое время, когда в этой местности еще нет железных дорог, разрушающих мирную патриархальную жизнь, и не возникает никаких вопросов, могущих обеспокоить умы обитателей этого уголка. Как для владельцев имения, так и для десятков их слуг и всякого рода приживалок жизнь в имении была своего рода царством довольства. Няньки, слуги, сенные девушки, казачки окружают ребенка с самого раннего возраста, причем все их помыслы направлены на то, как его получше накормить, заставить расти, укрепить и в то же время не обременять его учением, а в особенности избавить его от какого бы то ни было труда.

Я ни разу не натянул сам себе чулок на ногу, как живу, слава Богу говорит Обломов. Утром весь дом занимается вопросом о том, что будет на обед, а вслед за обедом, который бывает сравнительно рано, наступает царство сна - сна, достигающего эпических размеров и повергающего в полное забвение всех обитателей барского дома глубокий сон охватывает на несколько часов всех, начиная со спальни помещика и кончая отдаленнейшими уголками девичьей и лакейской.

В такой обстановке проходит детство и юность Обломова. Позднее он поступает в университет, но за ним в столицу следуют его верные слуги, и ленивая сонная атмосфера родной Обломовки держит его даже там в своих заколдованных объятиях.

Какая-нибудь лекция в университете, разговор возвышенного характера с молодым другом, какие-то неясные порывы к идеалу иногда волнуют сердце юноши, и пред его глазами начинают носиться волшебные видения - Обломов не мог совершенно избежать этих впечатлений университетской жизни, но убаюкивающее снотворное влияние Обломовки, навеваемые ею покой и лень, чувство вполне обеспеченного, ничем не тревожимого существования умерщвляют даже эти слабые впечатления университетских годов.

Другие студенты горячатся в спорах, вступают в кружки Обломов смотрит спокойно вокруг себя и задает себе вопрос Зачем все это? А когда по окончании университета он возвращается домой, его охватывает та же знакомая атмосфера. Зачем думать и беспокоить себя тем или иным вопросом? Подобное беспокойство можно предоставить другим. Разве нет старой няньки, непрестанно думающей о комфорте барина? Домашние не дают пожелать чего-нибудь говорит Гончаров в своей краткой автобиографии, из которой можно усмотреть его близость к изображаемому им герою все давно готово, предусмотрено. Кроме семьи, старые слуги, с нянькой во главе, смотрят в глаза, припоминают мои вкусы, привычки где стоял мой письменный стол, на каком кресле я всегда сидел, как постлать мне постель.

Повар припоминает мои любимые блюда - и все не наглядятся на меня 5,67 . Такова была юность Обломова и таковой же, в значительной степени, была юность самого Гончарова что не могло не отразиться на его характере. Обломов - хорошо образованный и воспитанный человек, обладающий утонченным вкусом, благодаря которому он является хорошим судьей в вопросах искусства.

Он никогда не совершит бесчестного поступка, потому что он органически на то не способен. Он всецело разделяет самые благородные и высокие чаяния своих современников. Подобно многим идеалистам того времени, он стыдится быть рабовладельцем, и в голове его сложился смутный план насчет его крестьян, который он все собирается изложить письменно план этот, когда он будет приведен в исполнение, должен улучшить положение его крепостных и в конце концов способствовать их полному освобождению.

Ему доступны были наслаждения высоких помыслов говорит Гончаров об Обломове он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько, в глубине души, плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безымянные страдания, и тоску, и стремление куда-то вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц.

Сладкие слезы потекут по щекам его 5,172 Таким образом, Гончаров описывает то состояние бездействия, в которое впал Обломов в тридцатилетнем возрасте. Это высшая поэзия лени - лени, созданной целой жизнью старого крепостничества. Впечатление, которое этот роман при своем появлении 1859 произвел в России, не поддается описанию. Это было более крупное литературное событие, чем появление новой повести Тургенева. Вся образованная Россия читала Обломова и обсуждала обломовщину. Каждый читатель находил нечто родственное в типе Обломова, чувствуя себя в большей или меньшей степени пораженным той же болезнью.

Обломовы не исчезли до сих пор, изменилась лишь обстановка 6,154 . Во время появления романа слово обломовщина употреблялось всеми для характеристики положения России. Вся русская жизнь, вся русская история носят на себе следы этой болезни - той лености ума и сердца, лености, почти возведенной в добродетель, того консерватизма и инерции, того презрения к энергичной деятельности, которые характеризуют Обломова и которые так усиленно культивировались во времена крепостного права, даже среди лучших людей России, даже среди тогдашних недовольных. Печальное следствие рабства говорили.

Но по мере того как эпоха крепостного права уходит все далее в область истории, мы начинаем сознавать, что Обломовы продолжают жить и в нашей среде крепостное право не было, стало быть, единственным фактором, создавшим этот тип людей и мы приходим к заключению, что сами условия жизни обеспеченных классов, рутина цивилизованной жизни содействуют развитию и поддержанию этого типа. Другие говорят по поводу Обломова расовые черты, характерные для русской расы и в этом они в значительной степени правы.

Отсутствие любви к борьбе - моя хата с краю - в отношении к общественным вопросам отсутствие агрессивных добродетелей непротивление и пассивное подчинение - все эти черты характера в значительной степени присущи русской расе. Может быть, благодаря этому русскому писателю и удалось с такой яркостью очертить этот тип. Обломов - консервативный тип консервативный не в политическом смысле этого слова, но в смысле консерватизма благосостояния.

Человек, достигший известной степени обеспеченности или унаследовавший более или менее крупное состояние, избегает предпринимать что-либо новое, потому что это новое может внести нечто неприятное и беспокойное в его спокойное беспечальное существование он предпочитает коснеть, ведя жизнь, лишенную истинных импульсов действительной жизни, из боязни, как бы подобные импульсы не нарушили спокойствие его чисто растительного существования.

Обломов знает истинную цену искусства и его импульсов он знает высший энтузиазм поэтической любви он знаком с этими ощущениями по опыту. Но - Зачем спрашивает он снова и снова. Зачем все это беспокойство ? Зачем выходить и сталкиваться с людьми? Он вовсе не Диоген, отрешившийся от всех потребностей совсем напротив если жаркое, поданное ему, пересохло или дичь пережарена, он очень близко принимает это к сердцу.

Беспокойством он считает лишь высшие интересы жизни, думая, что они не стоят хлопот. В молодости Обломов мечтал освободить своих крепостных крестьян, но таким образом, чтобы это освобождение не принесло значительного ущерба его доходам. Постепенно он забыл об этих юношеских планах и теперь заботится лишь о том, чтобы управление имением приносило ему возможно меньше хлопот. По словам самого Обломова, он не знает, что такое - барщина, что такое сельский труд, что значит бедный мужик, что богатый не знает, что значит четверть ржи или овса, что она стоит, в каком месяце и что сеют и жнут, как и когда продают. Когда Обломов мечтает о жизни в деревне в собственном имении, жизнь эта представляется ему как ряд пикников и идиллических прогулок в сообществе добродушной, покорной и дородной жены, которая с обожанием глядит ему в глаза.

Вопрос о том, каким образом достается ему вся эта обеспеченность, чего ради люди должны работать на него, никогда не приходит ему в голову.

Но разве мало найдется разбросанных по всему миру владельцев фабрик, хлебных полей и каменноугольных шахт или акционеров различных предприятий, которые смотрят на свою собственность точно так же, как Обломов смотрел на свое имение, т.е. идиллически наслаждаясь работой других и не принимая самим ни малейшего участия в этой работе? На место выросшего в деревне Обломова можно поставить Обломова городского - сущность типа от этого не изменится.

Всякий внимательный наблюдатель найдет значительное количество представителей обломовского типа в интеллектуальной, социальной и даже личной жизни. Всякая новизна и интеллектуальной сфере причиняет Обломовым беспокойство они хотели бы, чтобы все люди обладали одинаковыми идеями. Они относятся подозрительно к социальным реформам, так как даже намек на какую-либо перемену пугает их. Обломов любим Ольгой и любит ее, но такой решительный поступок, как брак, пугает его. Ольга чересчур беспокойна для него. Она заставляет его идти смотреть картины, читать и обсуждать прочитанное, спорить словом, она втягивает его в вихрь жизни.

Она любит его настолько горячо, что готова следовать за ним, даже не венчаясь. Но самая сила ее любви, самая напряженная жизненность Ольги пугают Обломова. Он пытается найти всевозможные предлоги, чтобы оградить свое растительное существование от этого притока жизни он настолько высоко ценит мелкие материальные удобства своей жизни, что не осмеливается любить - боится любви со всеми ее последствиями, ее слезами, ее импульсами, ее жизнью - и вскоре снова впадает в удобную обломовщину. Помимо обломовщины, столь ярко обрисованной Гончаровым, имеется помещичья обломовщина, чиновничья обломовщина - откладывать в долгий ящик, научная обломовщина, которой все мы охотно платим щедрую дань. Вывод к первой главе Итак, из выше изложенного мы можем сделать небольшое обобщение о том, что особенность показа старой и новой России у Гончарова И.А. состоит в преодолении романтического идеала, приобщении к суровой деловой жизни.

История его героев оказывается отражением исторически необходимых изменений общества.

Рационализм, утилитаризм, уважение к труду, стремление к успеху, чувство долга по отношению к делу, избранному в качестве профессии, самодисциплина и организованность, подчинение рассудку, а мысли - конкретным и ближайшим целям, чаще всего интересам службы или другой трудовой деятельности таков идейный, нравственный и бытовой комплекс, характеризующий типическую личность петербургского периода, а также уклад жизни и нравы Петербурга, наиболее современного и европеизированного города России середины XIX в. Потеря героями трилогии многих неоценимых душевных качеств - простодушия, искренности, свежести чувства - сопровождается их ростом, прогрессом, перемещением в высшие слои общества и не просто карьерным, но и умственным усовершенствованием, закалкой воли, расширением опыта, подлинным, а не мнимым повышением его социальной ценности.

Это, по- мнению автора, несет в себе Новая Россия.

Этого - то и хочет избежать писатель и показать, чем грозит для нее потеря истинно русских национальных традиций и душевных качеств. Глава 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дореформенная и пореформенная Россия в изображении А.И.Гончарова

Всегда больше ошибаются писал автор Обломова . Однако же и читатели, и исследователи упорно продолжают поиск прообразов тех или иных героев.Дело в… И сам он достаточно четко и часто это подчеркивал То, что не выросло и не… Именно в произведениях Обыкновенная история , Обломов , Обрыв отображена реальная действительность России. Так…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отображение русской действительности в произведениях И.А. Гончарова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Дворянская усадьба как символ патриархальной России
Дворянская усадьба как символ патриархальной России. Казалось бы, Гончаров просто мастерски описал дворянскую усадьбу, одну из тысяч подобных в дореформенной России. В обстоятельных очерках воспрои

Отношение И.А. Гончарова к пореформенной России
Отношение И.А. Гончарова к пореформенной России. Историки-русисты создали ряд ценных работ по социально-экономической истории России середины XIX в т. е. в том круге исторических явлений, в каком с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги