рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образы детей

Образы детей - раздел Литература, Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова 40-х годов Образы Детей. Как Понимание Жизни, Согласно Которому Человек, Прежде Чем Стат...

Образы детей. Как понимание жизни, согласно которому человек, прежде чем стать всесторонне развитой личностью, проходит сложный путь социального воспитания, начинающиеся ещё в детстве, предопределяет в творчество А. Платонова выбор изображаемых событий, характер конфликта и способ его разрешения, своеобразие характера. В суровые годы тяжелых испытаний, выпавших на долю народа во время Великой Отечественной войны, писатель обращается к теме детства с тем, чтобы найти и показать самые сокровенные истоки в человеке.

В рассказах "Никита", "Еще мама", "Железная старуха", " Цветок на земле", "Корова", "Маленький солдат", "На заре туманной юности", "Дед-солдат "Сухой хлеб", создавая обра¬зы детей, писатель последовательно проводит мысль о том, что человек формируется как существо общественное, нравственное в раннем детстве. «Еще мама» впервые опубликован в журнале «Вожатый», 1965, № 9. «Мать, рождая сына, всегда думает: не ты ли — тот?»,—записывал Платонов в своих заметках.

Воспоминания о своей первой учительнице А. Н. Кулагиной приобретают в плато¬новской прозе присущий ему высокий символический смысл. «Мать» в мире художественной платоновской прозы—символ души, чувства, «нужной ро¬дины», «спасения от беспамятства и забвения». Вот почему «еще мама»—та, кто вводит ребенка в «прекрасный и яростный» мир, учит ходить по его дорогам, дает нравственные ориентиры. Поведение взрослого человека как патриота, защитника своей родины писатель объясняет этим самым главным и определяющим опытом детства.

Для маленького человека познание окружающего мира оказывается сложным процессом познания самого себя. В ходе этого познания герой должен занять определенную позицию по отношению к своему социальному окружению. Выбор этой позиции исключительно важен, так как им определяется все последующее поведение человека. «Июльская гроза», впервые опубликован в «Литературной газете», 1938, 30 сентября, № 54, затем в сокращенном виде под названием «Гроза» в журнале «Дружные ребята», 1939, № 1. Мир детства у Платонова—это особый космос, вхождение в который на равных дозволено не всякому.

Этот мир — прообраз большой вселенной, ее социальный портрет, чертеж и абрис надежд и великих утрат. Образ ребенка в прозе XX века всегда глубоко символичен. Образ ребенка в прозе Платонова не только символичен — он щемяще конкретен: это мы сами, на¬ша жизнь, ее возможности и ее утраты поистине, «велик мир в детстве ». «Ребенок долго учится жить,—пишет в записных книжках Платонов,— он учится самоучкой, но ему помогают и старшие люди, которые уже при¬учились жить, существовать.

Наблюдать за развитием сознания в ребенке и за осведомленностью его в окружающей неизвестной действительности со¬ставляет для нас радость». Платонов — чуткий и внимательный исследователь детства. Иногда само название рассказа («Никита») дается по имени ребенка — главного героя произведения. В центре «Июль¬ской грозы» — девятилетняя Наташа и ее брат Антошка. «Происхождение мастера» перед читателем в незабываемых деталях проходят детство, отрочество и юность Саши Дванова, неповторимых детских образов в других платоновских рассказах.

Афоня из рассказа «Цветок на земле», Айдым из повести «Джан», легко запо¬минаемые, хотя и не названные по именам дети из рассказов «Родина электричества», «Фро», «Лунная бомба» Каждый из этих детёй наделен от рождения драгоценными свой¬ствами, нужными для гармоничного физического и душевного ро¬ста: безотчетным чувством радости бытия, жадным любопытством и неуемной энергией, простодушием, доброжелательностью, потребностью любить и действовать. « В юности, — писал Платонов, — всегда заложена возможность благородного величия грядущей жизни: лишь бы человече¬ской общество не изуродовало, не исказило, не уничтожило этот дар природы, наследуемый каждым младенцем». Впрочем, не только особенным интересом к детству и юности как решающим моментам человеческой жизни, предпочтительным изо¬бражением молодого героя или откровенной поучительностью, но и по самому существу своего таланта, стремящегося охватить мир целиком, как бы единым, непредубежденным и всепроницающим взглядом, близок Платонов юным. Недаром уже первые книги его и «Сокровенный человек» (1928) в издательстве «Молодая гвардия», а последние прижизнен¬ные сборники «Солдатское сердце» (1946), «Волшебное кольцо» (1950) и др. печатались в издательстве «Детская литература». Немногим, казалось бы, отличаются обстоятельства жизни двух маленьких бедолаг — Саши и Прошки Двановых, живущих в ни¬щей крестьянской семье.

Только и разницы, что Саша — сирота, в Прошкином доме приемыш.

Но этого достаточно, чтобы мало-помалу сформировались характеры, в главном диаметрально про¬тивоположные: бескорыстный, честный, безоглядно добрый и от¬крытый всем людям Саша и хитрый, хищный, себе на уме, изворот¬ливый Прошка Конечно, дело не в том, что Саша сирота, а в том, что с помощыо добрых людей — Прошкиной матери, но более всего Заxаpa Павловича — Саша преодолевает свое биографическое сирот¬ство, и сиротство социальное. «Страной бывших сирот» назвал Советскую Россию Платонов в 30-с годы. Будто о Саше Дванове, самостоятельном, сызмала познавшем истинную цену хлеба и людской доброты, сказал, огляды¬ваясь назад из сороковых годов, Михаил Пришвин в повести-сказке «Корабельная чаща»: «Время народного сиротства нашего кончи¬лось, и новый человек выходит в историю с чувством беззаветной любви к матери своей — родной земле — не полным сознанием своего культурного мирового достоинства». Платонову пришвинская мысль органически близка.

Мать — Родина — Отец — Отечество — семья — дом — природа — про¬странство — земля — таков еще один ряд характерных для платоновской прозы опорных понятии. «Мать — самая близкая род¬ственница всех людей», — читаем в одной из статей писателя.

Какие удивительно пронзительные образы матери запечатлены на страни¬цах его книг: Вера и Гюльчатай («Джан»), Люба Иванова («Воз¬вращение»), безымянная древняя старуха в «Родине электриче¬ства» Кажется, в них воплощены все ипостаси материнства, заклю¬чающего в себе и любовь, и самоотверженность, и силу, и мудрость, и прощение.

История становления человека как одухотворенной личности - глав¬ная тема рассказов А. Платонова, героями которых являются дети. Анализируя рассказ "Никита", где герой этого рассказа, крестьянский мальчик Никита, тяжело и трудно пре¬одолевая возрастной эгоцентризм, раскрывается со стороны своей доброты, формируется как "Добрый кит" (под таким заглавием рассказ был напечатан в журнале «Мурзилка»). Изображению сложного процесса перехода отельного человека к жизни "со всеми и для всех" посвя¬щён рассказ А. Платонова "Еще мама". Герой этого рассказа малолетний Артем через образ матери познает и осмысливает весь мир, приобщается к великому содружеству людей своей родины.

В расска¬зах "Железная старуха" и "Цветок на земле" тот же герой - малень¬кий человек, но уже под другим именем - Егора, Афони, в процессе познания мира впервые сталкивается с добром и злом, определяет для себя главные жизненные задачи и цели - окончательно победить самое большое зло - смерть ("Железная старуха"), открыть тайну самого большого блага - жизни вечной (" Цветок на земле"). Путь к подвигу во имя жизни на земле, нравственные истоки и корни его проявлены в прекрасном рассказе "На заре туманной юности", который о свидетельствует о единстве проблематики и детализации в творчестве писателя военных и довоенных лет. О связях творчества.

А. Платонова с фольклором писали и фольклористы, и этнографы, не акцентируя внимания на том, что мысль рассказчика направлена, прежде всего, на раскрытие нравственной стороны поступков героев сказки.

Связь творчества А. Платонова с фольклором значительно глубже и органичнее.

В целом ряде рассказов ("Никита", "Еще мама", "Уля", "Фро"). А. Платонов обращается к композиционной схеме волшебной сказки, описанной в классическом труда В. Я. Проппа.

А. Платонов пишет не сказки, а рассказы, но в их основе лежат архаические жанровые структуры. В этом жанровое своеобразие многих рассказов А. Платонова, что объясняется не только устойчивостью жанровых форм, но и особенностями художест¬венного мышления писателя, сосредоточенного на анализе и изображении первопричин и первооснов человеческого бытия. Обычно такие стилистические средства создания художественной выразительности, как метафора, метонимия, олицетворение рассматри¬ваются в качестве элементов поэтики. Применительно к целому ряду произведений А. Платонова ("Никита", "Железная старуха", "Еще мама", "На заре туманной юности") говорить об обычном использо¬вании этих приёмов в качестве стилистических приемов нельзя.

Не¬обычность их использования А. Платоновым состоит в том, что в рас¬сказах, героями которых являются дети, они стали естественной и органичной формой восприятия мира. Речь должна идти не о метафоре, а метафоризации, не о метонимии, а метонимизации, не об олицетворении, а об олицетворяющей апперцепции и ее разновидностях.

Особенно наглядно эта "стилистика" выступает в расска¬зе "Никита". Способ познания и восприятия мира через тот или иной эмоционально окрашенный и этически значимый образ-понятие является для героев произведений А. Платонова почти нормой. Так, герой рассказа "Еще мама" "прокладывает" себе путь в большой мир людей своей родины, вооруженный одним единственным "орудием" - образом-понятием родной матери.

Герой, метафорически и метонимически при¬меряя его ко всем непознанным существам, вещам и явлениям окружаю¬щего мира, посредством этого образа расширяет свой внутренний мир. Так изображает А. Платонов первую встречу человека с родиной, сложный и трудный путь самопознания и социализации человека. Эти же приемы метафоризации и метонимизации претворены в рассказе "На заре туманной юности", героиня которого девочка-сирота Оля через образ родного любящего отца осмысливает и представляет себе людей. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова 40-х годов

Одним из таких писателей в литературе является Андрей Платонович Платонов (1899-1951). Сегодня имя этого прозаика популярно и любимо, произведения… Эстетические достижения русской литературы выразили те гума¬нистические и… История вопроса.Было время, когда определенная часть критики, первоначально связанной о РАППом, превратно…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образы детей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Духовность как основа личности
Духовность как основа личности. Андрей Платонов принадлежит к тем избранным художникам слова, произведения которых безошибочно узнаются по немногим наугад прочитанным фразам. У Платонова — с

Образы рассказчика
Образы рассказчика. Рассказ является той жанровой формой, к которой писатель обращается наиболее часто. Своеобразие многих рассказов А. Платонова связано с ориентацией на повествовательные ф

Целостное восприятие мира
Целостное восприятие мира. Рассказ «Афродита», впервые опубликован в журнале «Сельская молодежь», 1962, № 9. Условная датировка — 1944—1945 гг. Этот рассказ не только автобиографичен — он несет в с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги