рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Соня Мармеладова - центральный женский образ вромане

Соня Мармеладова - центральный женский образ вромане - Реферат, раздел Литература, Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Соня Мармеладова - Центральный Женский Образ Вромане. Центральное Место В Ром...

Соня Мармеладова - центральный женский образ вромане. Центральное место в романе Ф.М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение.

Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными человеческими ценностями. Образ, суждения Сони заставляют заглянуть вглубь себя, помогают оценить то, что происходит вокруг нас. Из рассказа Мармеладова мы узнаем о несчастной судьбе дочери, ее жертве ради отца, мачехи и ее детей. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать себя. Но при этом она не требует и не ожидает никакой благодарности.

Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой. А взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок общий такой у нас платок есть, драдедамовый, накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают Достоевский, там же, с.44. Соня закрывает лицо, так как ей стыдно, стыдно перед собой и Богом. Поэтому она редко и домой приходит, только лишь за тем, чтобы отдать деньги, она смущается при встрече с сестрой и матерью Раскольникова, неловко чувствует себя даже на поминках родного отца, где ее так бессовестно оскорбили.

Соня теряется под напором Лужина, ее кротость и тихий нрав мешают постоять за себя. Судьба жестоко и несправедливо обошлась с ней и ее близкими. Во-первых, Соня потеряла мать, а затем и отца во-вторых, бедность заставила ее выйти на улицу зарабатывать деньги.

Но жестокость судьбы не сломила ее моральный дух. В условиях, казалось бы, исключающих добро и человечность, героиня находит выход, достойный настоящего человека. Ее путь - самопожертвование и религия. Соня способна понять и облегчить страдания любого, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание. Она жалеет Катерину Ивановну, называя ее ребенком, справедливой, несчастной. Ее великодушие проявилось уже тогда, когда она спасает детей Катерины Ивановны, жалеет отца, умирающего у нее на руках со словами раскаяния.

Эта сцена, как, впрочем, и другие, внушает уважение и сочувствие к девушке с первых минут знакомства с ней. И неудивительно, что глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Софье Семеновне. Именной ей, а не Порфирию Петровичу, Родион решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Он жаждал любви, сострадания, человеческой чуткости, того высшего света, который способен поддержать человека во тьме жизни. Надежды Раскольникова на сочувствие и понимание со стороны Сони оправдались.

Эта необыкновенная девушка, которую он назвал юродивой, узнав об ужасном преступлении Родиона, целует и обнимает его, себя не помня, говорит, что нет несчастнее никого теперь в целом свете, чем Раскольников. И это говорит та, которую бедность семьи обрекла на позор и унижение, та, которую называют девицей отъявленного поведения ! Неужели заслуживает такой участи девушка чуткая и самоотверженная, тогда как Лужин, не страдая от нищеты, мелочен и подл? Именно он считает Соню безнравственной, развращающей общество девицей.

Пожалуй, ему никогда не понять, что только сострадание и желание помочь людям, избавить их от тяжкой участи объясняют поведение героини. Вся ее жизнь - сплошное самопожертвование. Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпевать любые муки ради других девушка помогает главному герою превозмочь себя и воскреснуть.

Судьба Сонечки убедила Раскольникова в ошибочности его теории. Он увидел перед собой не дрожащую тварь, не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних. Соня, самоотверженная в своей преданности и семье, и любви, готова разделить участь Раскольникова. Она искренне верит, что Раскольников сможет воскреснуть для новой жизни.

Правда Сони Мармеладовой - это ее вера в человека, в неистребимость добра в его душе, в то, что сочувствие, самопожертвование, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир. Соня незаметно возникает в романе Достоевского Преступление и наказание из арабесок петербургского уличного фона как мысль, как рассказ Мармеладова о семье, о дочери с желтым билетом. Ее облик впервые дается через восприятие самого автора в тот миг, когда она предстает у постели умирающего отца. Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния.

Она была тоже в лохмотьях, наряд ее был грошовый, но разукрашенный по - уличном, под вкус и правила, сложившиеся в своем мире, с ярко и позорно выдающейся целью. Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв о своем перекупленном из четвертых рук шелком, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о свиных ботинках и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной, круглой шляпке с ярким огненного цвета пером.

Из под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными, голубыми глазами Достоевский, там же, с. 203 Алкоголизм родителей, материальная нужда, ранее осиротение, второй брак отца, скудное образование, безработность и наряду с этим жадная погоня за молодым телом в больших капиталистических центрах с их своднями и притонами - вот главные причины развития проституции. Художественная зоркость Достоевского безошибочно учла эти социальные факторы и определила ими биографию Сони Мармеладовой.

Такой впервые предстает Соня Мармеладова перед нами. Писатель особое внимание сосредоточил на описании одежды Сони и этим самым он хотел подчеркнуть ремесло, которым промышляет героиня.

Но здесь отнюдь не звучит осуждение, т. к. художник понимал вынужденность ее положения в буржуазном обществе. В этом портрете Достоевский подчеркивает важную деталь с ясными, но как будто несколько запуганным лицом. Это свидетельствует о постоянном внутреннем напряжении героини, пытающейся осмыслить действительность, найти выход из создавшегося положения. Соня - дитя душой - уже познала страх перед жизнью, перед завтрашним днем. Д.И. Писарев, в полном согласии с текстом романа и с замыслами Достоевского, писал, что ни Мармеладова, ни Соню, ни всю семью нельзя винить, ни презирать вина за их состояние, социальное, нравственное, лежит не на них, а на строе Писарев Д. И. Борьба за жизнь.

Литературная критика т. 3, Л Художественная литература, 1981, с. 192 Профессия Сони Мармеладовой - неизбежный результат условий, в которых она живет. Соня - клеточка мира, столь сурово обрисованного Достоевским, она процент, следствие. Однако если б она была только следствием, она покатилась бы туда, куда катятся безвольные, слабые люди, или, выражаясь словами Раскольникова, она обанкрутилась бы бесповоротно.

Вслед за ее банкротством, по той же дороге, с тем же концом, пошли бы и Полечка с сестрицей и братцем, которых она поддерживала кое-как своим золотым промыслом. Ибо чем же она была вооружена для борьбы с миром? Ни средств, ни положения, ни образования у нее не было. Достоевский понимал железную силу нужды и обстоятельств, сдавивших Соню. Но писатель нашел и в Соне, в беззащитном подростке, выброшенном на тротуар, в самом забитом, самом последнем человеке большого столичного города, источник собственных верований, действий, продиктованных своей совестью.

Поэтому она и могла стать героиней в романе, где все основано на противостоянии миру и выборе средств для такого противостояния. Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но цели, которые она преследовала этим выбором, свободным, поставлены ею самой.

Ее тихая стойкость позволяет не только сохранить себя, но и стать опорой другому. Все это мастерски передается Ф.М. Достоевским через портретную характеристику героини, которая дается в романе дважды через восприятие самого автора и через восприятие Родиона Раскольникова. Во второй раз Соня описана, когда она пришла пригласить Раскольникова на поминки Дверь тихо отворилась, и в комнату, робко озираясь, вошла девушка Раскольников не узнал ее с первого взгляда.

Это была Софья Семеновна Мармеладова. Вчера видел он ее в первый раз, но в такую минуту, при такой обстановке и в таком костюме, что в памяти его отразился образ совсем другого лица. Теперь это была скромно и даже бедно одета девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка только в руках был, по - вчерашнему, зонтик.

Увидав неожиданно полную комнату людей, она не то что сконфузилась, но совсем потерялась, оробела, как маленький ребенок Достоевский Ф. М. Преступление и наказание Роман Куйбышев Кн. изд-во, 1983, с.252-253 В чем смысл двукратного портретирования, к которому так охотно прибегал Достоевский? Писатель имел дело с героями, проходившими через идейную и нравственную катастрофу, переворачивавшую все вверх дном в их нравственной сущности.

Поэтому на протяжении своей романной жизни они переживали, по крайней мере, два момента, когда наиболее были на себя похожи. Соня тоже пережила перелом всей своей жизни, она переступила через закон, через который Раскольников не мог переступить, хотя и убил свою идею. Соня в своем преступлении сохранила свою душу. Первый портрет показывает ее кажимость, второй - ее сущность, и сущность ее настолько отличалась от кажимости, что Раскольников в первый момент не узнал ее. При сравнивании двух портретных характеристик замечаем, что у Сони замечательные голубые глаза. И если в первом портрете они неподвижны от ужаса, то во втором - потерянны, как у испуганного ребенка.

Глаза - зеркало души, которые характеризуют душевное состояние героини в определенный момент действия. В первом портрете глаза выражают ужас Сони, который она испытывает при виде умирающего отца, единственного родного человека в этом мире. Она понимает, что после смерти отца ей будет одиноко. И это еще более усугубляет ее положение в обществе.

Во втором же портрете глаза отражают испуг, робость, неуверенность, что свойственно ребенку, только что окунувшемуся в жизнь. Портретная характеристика у Достоевского играет большую роль не только в описании внутреннего мира человека, его души, но и подчеркивает принадлежность героини к тому или иному социальному уровню жизни. Её имя писатель тоже выбрал, как считают, не случайно. Русское церковное имя - Софья, София пришло к нам исторически греческого языка и означает мудрость, разумность, наука. Надо сказать, что имя Софья носят несколько героинь Достоевского - кротких женщин, которые смиренно несут крест, выпавший на их долю, но верят в конечную победу добра.

Если София вообще означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софьи - смиренномудрие. В облике Сони, падчерицы Катерины Ивановны и дочери Мармеладова, несмотря на то, что она намного старше всех детей и зарабатывает деньги таким путём, мы тоже видим много детского безответная она, и голосок у ней такой кроткий белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое, угловатое, нежная, болезная, маленькая, кроткие голубые глаза. Именно стремление помочь Катерине Ивановне и её несчастным детям и заставило Соню преступить через себя, через нравственный закон.

Она пожертвовала собой ради других. И тут только понял он, что значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, со своею чахоткой и со стуканием об стену. Она тяжело переживает, сознавая своё положение в обществе, свой позор и грехи Да ведь я бесчестная я великая, великая грешница до какой чудовищной боли истерзала её, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном её положении. Не будь судьба её семьи а Катерина Ивановна и дети действительно были единственной Сониной семьёй такой плачевной, жизнь Сонечки Мармеладовой сложилась бы по-другому.

А если бы Сонина жизнь была другой, то Ф.М. Достоевский не смог бы осуществить своего замысла, не смог бы показать нам, что, будучи погружённою в порок, Соня сохранила свою душу чистой, потому что спасалась верой в Бога. Да скажи же мне, наконец, как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются спрашивал её Раскольников.

Здесь Соня - ребёнок, беззащитный, беспомощный человек со своей детской и наивной душой, который, казалось бы, погибнет, находясь в губительной атмосфере порока, но Соня помимо детской чистой и невинной души обладает огромной моральной стойкостью, сильным духом и поэтому она находит в себе силы спасаться верой в Бога, поэтому она сохраняет свою душу. Что ж бы я без бога-то была? Доказательство необходимости веры в Бога было одной из главных целей, которые Достоевский ставил перед своим романом.

Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы.

Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию - теорию Бога. Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие необыкновенный человек, так же как неприемлема возможность преступить закон Божий. Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу.

Убивать? Убивать-то право имеете всплеснула руками Соня Достоевский, там же, с.433 Для нее все люди равны перед Богом. Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также преступила нравственный закон Мы вместе прокляты, вместе и пойдем говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она - через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь придти к истине через страдание.

У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним. А зачем, зачем ей это надо? Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать ради человека, который с тобой сух, холоден, отвергает тебя. На это могла пойти только она, вечная Сонечка, с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих это чисто по-достоевски, идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ.

Ее любят и чтят все и Катерина Ивановна, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогала. Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере Достоевский, там же, с.558 Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Рас-кольникову и его теории добро, милосердие, противостоящее злу. Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был. Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца.

Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему человеческому горю и страданию.

Ее образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Сонечка выступает от лица всех униженных и оскорбленных. Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира была избрана Достоевским для спасения и очищения Раскольникова. Ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и в Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий.

Но наряду со своей спасительной миссией Соня является еще и наказанием бунтарю, постоянно напоминая ему всем своим существованием о содеянном. Это человек-то вошь? Достоевский, там же, с.430 эти слова Мармеладовой заронили первые семена сомнения в Раскольникове. Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, могла выстоять и победить в противоборстве с античеловеческой идеей Родиона. Она всем сердцем боролась за спасение его души. Даже когда сначала в ссылке Раскольников избегал ее, Соня оставалась верной своему долгу, своей вере в очищение через страдание.

Вера в Бога была ее единственной опорой, возможно, что в этом образе воплотились духовные искания самого Достоевского. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Женские образы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Личность художника, его восприятие мира и отношение к действительности, эмоциональный строй, и жизненный опыт рождают единственность и… Одним из способов создания образов в художественном произведении является… Ф.М. Достоевский вошел в историю мировой литературы как писатель-философ. Практически в каждом произведении…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Соня Мармеладова - центральный женский образ вромане

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Женские образы врусской литературе
Женские образы врусской литературе. К женщинам в русской литературе всегда было особое отношение, и до определенного времени основное место в ней занимал мужчина - герой, с которым и были связаны п

Система женских образов в романе
Система женских образов в романе. В Преступлении и наказании перед нами целая галерея русских женщин Соня Мармеладова, мать Родиона Пульхерия Александровна, сестра Дуня, убитые жизнью Катерина Иван

Трагическая судьба Катерины Ивановны
Трагическая судьба Катерины Ивановны. Катерина Ивановна - бунтарка, страстно вмешивающиеся в несправедливую и враждебную ей обстановку. Она - безмерная гордячка, в порыве оскорбленного чувства идет

Второстепенные женские и детские образы в романе
Второстепенные женские и детские образы в романе. Система персонажей романа Преступление и наказание включает в себя большое количество действующих лиц, обладающих своим характером, положением и ро

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги