рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образ Натальи

Образ Натальи - раздел Литература, Женские образы в романе Шолохова "Тихий Дон" Образ Натальи. Наталья В Противовес Аксинье - Верная Женой И Мать. И В Этом К...

Образ Натальи. Наталья в противовес Аксинье - верная женой и мать. И в этом контрастном противопоставлении образов многое идет от Гоголя.

Он разделял чисто женское очарование и семейный материнский долг. Подобно матери сыновей Бульбы М. Шолохов подчеркивает в своих героинях Наталье, Ильиничне, верующей матери Бунчука и других - не только самоотверженность, но и желание остановить заблудшую душу на путях греха. Автор Тихого Дона непропорционально мало по сравнению с Аксиньей говорит о внешней привлекательности Натальи, но это вовсе не значит, что она ей в чём-то здесь уступает.

Причем оценку женской привлекательности будущей жены Григория Шолохов доверяет сначала именно Аксинье. Узнав, кого сватают для него родители, она против воли, в явной растерянности выговаривает Наталья Наталья - девка красивая Дюже красивая. Сколько стоят подобные слова из уст соперницы - известно всем. Да и сам Григорий на смотринах убеждается в этом вполне Под чёрной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка. Под зелёной кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди, пуговками торчали остренькие соски Подумал Хороша и встретился с её глазами, направленными на него в упор. Бесхитростный, смущённый, правдивый взгляд словно говорил Вот я вся, какая есть. Как хочешь, так и суди меня. Славная ответил Григорий глазами и улыбкой. Воспитанная на православной эстетике чувств, Наталья не умела развить внешний успех женским началам в себе. Вот, по-девичьи смущаясь, дарит она суженому, приехавшему на коне как это полагалось проведать перед свадьбой невесту, расшитый кисет.

Григорий в ответ пытается притянуть к себе Наталью и поцеловать, но она стыдливо отклоняется Увидют А нехай Совестно. Чисто донской характер Натальи привлекал всех нравственной чистотой, даром внимания и доброты к людям.

Уважал её Пантелей Прокофьевич казак вспыльчивый, скорый на словесную брань, он ни разу не повысил на неё голос.

Любила и берегла её Ильинична, доверчиво делилась сердечными тайнами Дуняша, в трудные времена обращалась к ней за советом даже распутная Дарья. Наталью в качестве будущей берегини и продолжательницы духовных и родовых устоев казачьего дома выбирает Ильинична, которую все исследователи творчества Шолохова назвали казачьей мадонной. Понятия о смысле жизни донских мадонн по-христиански человечны, благородны и некрикливо-созидательны. Главная черта таких женщин - бескорыстное, по велению сердца подчинение личных интересов общесемейным или общественным.

В силу возвышенности своей натуры они способны взять на себя даже тяжкий крест вины за несовершенство других, готовы на любовь и сострадание к самым разным людям, даже к тем, кто причинил им боль. Ильинична не ошибается, когда связывает преемственность рода Мелеховых с Натальей. Преодолев душевный срыв после неожиданного и жёсткого удара судьбы, молодая казачка принимает решение возвратить в семью, родной дом непутёвого своего Григория. И пока традиционно-православ-ный уклад жизни донского казачества ещё не был разрушен внешним управлением, ей это удаётся. С незапамятных времён известен арсенал методов и средств, с помощью которых разрушаются чужие семьи женщинами- разлучницами. В мастерской художника их обыденные образы преобразуются в романные, а цели переориентируются, наполняясь необходимым уже автору содержанием. И если не забывать о времени, в которое создавался роман-эпопея, следует признать на роль разрушительницы традиционных семейных отношений наилучшим образом подходила с детства обездоленная, но ни перед чем не останавливающаяся в достижении своей цели Аксинья.

Защитницы же христианско-православного образа жизни вынуждены занять оборонительные позиции - художественное пространство внутреннего сюжета.

В решении задач так называемого второго плана внутреннего сюжета Григорий и Наталья оказываются на одном фронте сопротивления разрушительным тенденциям надвигающегося на донской этнос русской нации лихолетья.

Не только цели, но и результаты их сопротивления во многом сходны. Как Григорий искал справедливости и правды, под крылом которой мог бы посогреться каждый, но поиск завершился катастрофическим выводом Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрёт А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался, так и у Натальи не хватает сил и умения отстоять традиционно казачьи ценности семейной жизни на основе полученного ею воспитания.

Она ждала от жизни никем и ничем не оскверняемого счастья любви по святому и законному человеческому праву, а не по первобытному - жестокой борьбы за мужчину в опустошающем душу и сердце соперничестве. В первый раз Наталья пошла в Ягодное на женский разговор со своей соперницей как равная с равной, казачка с казачкой. Но, как оказалось, встретились две культуры культура чувств женщины, воспитанной на православно-христианских традициях, и культура чувств любви языческой, для которой нормы православия были лишь помехой.

Аксинья, чувствуя полную телесную власть над Григорием, лютует и глумится, стараясь побольше оскорбить, унизить его жену. В тот раз, замечает Шолохов, игру вела она. Во второй раз Наталья пошла на встречу уже полностью уверенной, что такие, как Аксинья, привлекают мужчин распутной в своей основе любовью Не любишь ты его, а тянешься за ним по привычке Ты и с Листницким путалась, с кем ты, гулящая, не путалась? Когда любят, так не делают. Наталья высказывает единственно верную, как ей казалось, правду о сопернице темпераментное, страстное, всё сокрушающее на своём пути буйство чувств и готовность делить эти чувства с тем, кто оказался рядом в трудную минуту.

Но в чём-то здесь и не права она. Да, если любят, так не делают. Но когда Наталья называет Аксинью гулящей, та выкрикивает Я не Дарья ваша И тут она делает ошибку, потому что не замечает изменений, произошедших в Аксинье. И именно Аксинья оказалась духовно сильнее Натальи.

Полюбив Григория, Наталья безмерно счастлива, когда он сватается к ней. Но действительность жестоко растоптала чувство Натальи. Григорий сам сказал ей Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся Наталья попыталась вступить в борьбу за свое счастье, но не выдержала ее. Молча, затаенно она переживает свое горе, надеясь, что Григорий рано или поздно вернется к ней. Прощает ему все, ждет его. Все хуторские сплетни и пересуды вызывают на ее сердце тупую, ноющую боль, но и это она сносит терпеливо.

Любовь ее смиренно-страдальческая. Достаточно вспомнить ее письмо мужу Григорий Пантелеевич! Пропиши мне, как мне жить, и на вовсе или нет потерянная моя жизня? Ты ушел из дому и не сказал мне ни одного словца. Я тебя ничем не оскорбила Думала, сгоряча ты ушел, и ждала, что возвернешься, но я разлучать вас не хочу. Пущай лучше одна я в землю затоптанная, чем двое. Пожалей напоследок и пропиши После оскорбительного ответа Наталья решает покончить жизнь самоубийством и только чудом выживает, изуродовав себя на всю жизнь.

Когда Григорий вернулся, Наталья своим женским чутьём поняла мир и любовь наконец-то пришли в их семью. Жизнь наполнилась всем богатством красок супружеского бытия, лучилась, как замечает Шолохов, сияющей трепетной теплотой, а сама Наталья была как молодая яблоня в цвету - красивая, здоровая, сильная. И вдруг так трудно создаваемая семья снова рушится. Глубоко, до смерти ранят её сумбурные поступки окончательно запутавшегося в неразберихе социального лихолетья Григория, трудно объяснимые беспорядочные связи его с женщинами из прифронтовых хуторов, очередной отклик на призыв не смирившейся с поражением Аксиньи. Но сил для следующего витка борьбы за непутёвого своего Григория Наталья уже не почувствовала слишком много их было отдано на первый.

На созидание, как известно, их уходит гораздо больше, чем на разрушение. В горячечном, безумном порыве бессильного гнева она требует от неба справедливого возмездия за поруганную святость семейных уз, опошление чистой и преданной любви, позор как Мишатки и Полюшки, так и будущего их ребёнка, которого она носила под сердцем.

На фоне вставшей в полнеба грозовой тучи она казалась незнакомой и страшной. Крушение истин, на которых воспитывалась Наталья, многолетняя борьба за чистоту и святость семейных чувств обескровили её жизнь, она гибнет, во второй - и последний раз - беря на себя смертный грех за грехи непутёвого, но самого родного и близкого ей человека. Трагедией оборачивается любовь Натальи.

Она принадлежит к типу образцовой красавицы-казачки, которым откровенно любуется писатель, рисуя и ее еще девичий, невестин облик, и уже расцветший, женский. Облик и поведение Натальи отмечены не образом огня, как часто у Аксиньи, а образом света, пронизывающей лучистости глаза ее вспыхнули таким ярким брызжущим светом радости, что у Григория дрогнуло сердце и мгновенно и неожиданно увлажнились глаза, за чем встает тонкая душевность глубин ее чувств, особая внутренняя чистота и красота.

Недаром и загрубелое сердце мужа отзывается на такой интенсивный свет, оказываясь способным на растроганность и слезы, чего обычно не испытывает Григорий при виде Аксиньи здесь ощущения и чувства другие. Отношение Натальи к Григорию более целомудренно-стыдливо в своих непосредственно-чувственных проявлениях, чем у Аксиньи, пронизано нежностью и преданностью, нераздельностью физического и душевно-духовного. Тайное, неуловимое в ней выдает сокровенность ее душевных струй, запрятанную боль от исходно-непреодолимой дисгармонии человеческих чувств и отношений она знает, что никогда не сможет на свой абсолют любви к мужу получить от него то же, такое знание пределов внутренней муки, что провело ее через самоубийственный серп, таинственно-ужасную грань между жизнью и смертью и навсегда чуть трогательно-жалко скривило ее шею милая кривая уточка Связь Натальи с природой не менее прочная, чем у Григория или Аксиньи, только она не всегда явная, скорее пунктирная, потому что пейзажи, параллельные семейной жизни Натальи и Григория, ориентированы в первую очередь на мировосприятие Григория.

Обряд венчания и свадьба даны в романе под углом зрения Григория, а присутствие Натальи обозначено лишь дважды непосредственно в авторском описании похорошевшая в сиянии свечей и ассоциативно в пейзаже после венчания.

В нём прихотливо переплелись все константные для шолоховской прозы образы - образы степи, Дона, неба. Полынный запах не обещает молодым лёгкой доли, горечь полыни будет сопровождать их всю жизнь.

Дон - водная стихия - становится свидетелем этого союза, но синяя молния над ним, отсутствие солнца окрашивают пейзаж в мрачные тона, и лишь один звуковой образ - зазывно позванивающие бубенцы - и один цветовой - белая церковная ограда - соответствуют тому, что ощущает Наталья, мечта которой сбылась, да ещё накрапывающий дождь, по народной примете - к счастью. Пейзаж, который даёт М.А. Шолохов в начале следующей главы, интонирован грустными, даже скорбными образами, явно противопоставленными праздничности события.

Нагнетение цветовых и эмоционально-оценочных эпитетов, введение в пейзаж часовни вызывает вполне определённый эффект описание природы разворачивается в эпическую картину жизни, жизни, наполненной печалями и скорбями. Рождение новой семьи отмечено не радостным сиянием дня, а печалью лиловых сумерек. Осенний пейзаж становится для молодых пейзажем-предзнаменованием. Ещё более грустный и холодный пейзаж рисует писатель, отправляя Наталью и Григория пахать к Красному Логу. В нём вновь переплетаются образы, параллельные тому, что чувствуют оба героя.

В высшей степени показательна пространственная модель этого пейзажа-предзнаменования за бугром работают люди, свистят погонычи, в степи же - прозрачная тишина. Описание постепенно поднимается вверх чёрствая осенняя земля шляха, над шляхом - голубая проседь полыни, чуть выше - придорожный обломанный донник, ещё выше - горюнок, согнутый в богомольном поклоне и дальше - только небо, его звонкая стеклянная стынь. Такая вертикаль, подчёркивает диссертант, характерна для особо значимых шолоховских пейзажей.

Пустота и холод степи подчёркивают разъединённость героев. Полынь её запах доносил ветер в день венчания, горюнок актуализирующий христианскую символику как напоминание об обряде венчания предопределяют горечь признания Григория, во время которого автор вновь обозначает вертикаль Наталья смотрит вверх, и направление её взгляда подчёркивает всё яснее проступающую отрешённость от земной жизни звёздное займище недоступно высоко, странное цветовое сочетание - чёрно-голубая пустошь - готовит парадоксальную параллель - самоубийство Натальи и освобождённый Дон. То, что Наталья думает о смерти, подтверждает целый ряд символических образов тоскливый и призывный крик журавлей, мертвенный запах отживших трав и томящаяся в мерцающей девственной голубизне свежего снега степь.

В сцене ссоры Григория с семьей Наталья не произносит ни одного слова, но в финале трижды звучит её голос последнее, что слышал в родном доме Григорий - Натальин плач в голос, потом её тоскующий всклик и последний, придавленный расстоянием, горестный оклик, в который она вложила всю свою боль за несбывшееся семейное счастье Гришенька, родимый! В этом оклике - вся Наталья родная с её идеей жизни - идеей освящённого церковным обрядом семейного родства.

Если образ Аксиньи связан со стихией огня, то для психологической характеристики Натальи автор выбирает синий цвет. Получив от Григория ответ, не оставляющий надежды на его возвращение, она собирается в церковь, а мыслями постоянно обращается к синему клочку бумаги.

И концентрация синего цвета в портрете тонкая по-девичьи, иссиня-бледная, в прозрачной синеве невесёлого румянца, в пейзаже перламутровая синь раскинутых по улице лужиц передаёт всё усиливающееся отчаяние героини, достигающее предела, когда все цвета переходят в один в черноту сарая и чёрную тоску. В сцене на бахче состояние Натальи также соотнесено с цветовой палитрой пейзажа многоцветность летнего дня вновь заменяется чёрным цветом.

Янтарно-жёлтый полдень выписан яркими и чистыми, без примесей, красками синее небо, белые облака правда, с настораживающим эпитетом изорванные ветром, золотые потоки сияющего света. А потом ползущая с востока чёрная клубящаяся туча и крик-проклятие Натальи, жгуче-белая молния и властный приказ Ильиничны. Безумный, дикий порыв Натальи оставляет во всём мире только чёрный цвет. После грозы краски возвращаются дивно зеленеет омытая дождём степь, встаёт над нею радуга, но мир Натальи остаётся бесцветным, прозрачным, как слеза или роса, и в момент её смерти ветер стряхивает с вишнёвых листьев слезинки росы. Обеим главным героиням романа, непримиримым соперницам, Шолохов дарует в чем-то сходный тип смерти обе истекают кровью, медленно истаивают, так что остается от них одна чистая, белая форма правда, у Натальи это происходит дольше и в сознании, ей нужно успеть и попрощаться с детьми, и простить любимого обидчика, а Аксинья так и не приходит в сознание, от нее жизнь враз и вмиг отрезана Эпизоды, ставшие вехами на жизненном пути Натальи возвращение в семью Мелеховых, реакция на известие о смерти мужа, описание попытки упросить соперницу отступиться от Григория, диковинная, сияющая и горячая красота Натальи-матери, объяснение с Григорием после боя под Климовкой, последний выход на пепелище родного дома, элегия прощания с мужем в его последний приезд домой, сцена на бахче имеют самую непосредственную связь с идеей Дома, семьи.

Наталья умирает, и звучит в устах Мишатки её последнее послание - завет Григорию хранить то, что она созидала с того момента, когда сияние венчальных свечей озарило её жизнь. Смысловой полифонизм и символическая образность поднимают изображение судьбы героини до уровня разговора о всеобщих, сущностных качествах человека и человечества в целом.

Финальное возвращение Григория Мелехова в родной дом - это возвращение к тому, что выстроила своей самоотверженной любовью Наталья. 2.4. Образ Ильиничны Оплотом семьи Мелиховых является мать Григория, Петра и Дуняшки - Ильинична.

Это пожилая казачка, у которой взрослые сыновья, а младшая дочь Дуняшка - подросток.

Старая женщина, неугомонная и хлопотливая, вечно занятая бесконечными домашними заботами, кажется вначале незаметной, и в происходящих событиях мало принимает участия. Даже ее портретной характеристики нет в первых главах книги, а только некоторые детали, по которым можно судить, что эта женщина многое пережила сплошь опутанная паутиной морщин, дородная женщина, узловатые и тяжелые руки, шаркает старчески дряблыми босыми ногами. И только в последних частях Тихого Дона раскрывается богатый внутренний мир Ильиничны.

Одна из основных черт характера этой женщины - спокойная мудрость. Иначе бы она просто не смогла ужиться со своим эмоциональным и вспыльчивым мужем. Без какой-либо суеты Ильинична ведет хозяйство, заботиться о детях и внуках, не забывая и об их душевных переживаниях.

Ильинична экономная и расчетливая хозяйка. Она поддерживает в доме не только внешний порядок, но и следит за моральной атмосферой в семье. Она осуждает связь Григория с Аксиньей, и, понимая, как тяжело законной жене Григория Наталье жить с мужем, относиться к ней словно к родной дочери, всячески стараясь облегчить ее труд, жалеет ее, порой даже дает лишний час поспать. То, что Наталья живет в доме у Мелеховых после попытки самоубийства, говорит о многом в этом доме есть душевное тепло, в котором так нуждалась молодая женщина.

В любой жизненной ситуации Ильинична глубоко порядочна и душевна. Она понимает Наталью, которую измучили измены мужа, дает ей выплакаться, а потом пытается отговорить от необдуманных поступков Норов у вас, молодых, велик, истинный бог! Чуть чего - вы и беситесь. Пожила бы так, как я смолоду жила, что бы ты тогда делала? Тебя Гришка за всю жизнь пальцем не тронул, и то ты недовольна, вон какую чуду сотворила и бросать-то его собралась, и омороком тебя шибало, и чего ты только не делала, бога и того в ваши поганые дела путала Ну скажи, скажи, болезная, и это - хорошо? А идол мой хороший смолоду до смерти убивал, да ни за что ни про что, вины моей перед ним нисколько не было. Сам паскудничал, а на зло срывал.

Придет бывало, на заре, закричу горькими слезами, попрекну его, ну он и даст кулакам волю По месяцу вся синяя, как железо ходила, а ишь выжила же, и детей вскормила, из дому ни разу не сочинялась уходить. Она заботливо ухаживает за больной Натальей, за внуками.

Осуждая Дарью за слишком вольное поведение, тем не менее скрывает ее болезнь от мужа, чтобы тот не выгнал ее из дома. В ней есть какое-то величие, способность не обращать внимания на мелочи, а видеть главное в жизни семьи. Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнуется и заботится обо всех домочадцах, пытается всячески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков встаёт между неудержимым в гневе мужем и самолюбивыми, темпераментными сыновьями, за что получает удары от мужа, который чувствуя преимущество жены во всём, таким образом утверждается.

Ильинична не разбиралась в событиях революции и гражданской войны, но она оказывалась намного человечнее, умнее, прозорливее Григория и Пантелея Прокофьевича. Так, например, она упрекает младшего сына, порубившего в бою матросов, поддерживает Пантелея Прокофьевича, который выгоняет со своего обоза Митьку Коршунова.

Этак и нас с тобой и Мишатку с Полюшкой за Гришу могли порубить, а ишь не порубили же, поимели милость говорит возмущенная Ильинична Наталье. Когда Дарья застрелила пленного Котлярова, Ильинична, по словам Дуняши, забоялась ночевать с ней в одной хате, ушла к соседям. Всю жизнь она, не щадя своего здоровья, работала, наживая по крупицам добро. И когда ситуация заставляет её всё бросить и оставить хутор, она заявляет Нехай лучше у порога убьют всё легче, чем под чужим плетнём сдыхать! Это не жадность, а страх потерять своё гнездо, корни, без которых человек теряет смысл бытия.

Это она понимает женским, материнским чутьём, и переубедить её невозможно. Ильинична ценит в людях честность, порядочность, чистоту. Она боится, что окружающая их жестокость отразится на душе и сознании внука Мишатки. Она смирилась с мыслью, что убийца её сына Петра стал членом их семьи, женившись на Дуняше. Старая мать не хочет идти против чувств дочери, да и мужская сила нужна в хозяйстве.

Ильинична примиряется, видя, как Дуняша тянется к этому человеку, как теплеет нервный, жёсткий взгляд Кошевого при виде внука её, Мишатки. Она благословляет их, зная, что жизнь, какую она знала до сих пор, не вернуть, и она не в силах её исправить. В этом проявляется мудрость Ильиничны. Сердце русской женщины-матери столь отходчиво, что Ильинична, ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, порой испытывает и к нему материнскую жалость, то посылая ему дерюжку, чтобы не мёрз, то штопая одежду.

Однако с приходом Кошевого в мелеховский дом ей выпадают душевные мучения, она в своём доме остается одна, никому ненужная. Ильинична, превозмогая тоску и боль своих потерь, сделала решительный шаг к тому новому, что будет после неё, чему будут свидетели другие, а с ними и её внук Мишатка. И как мало нужно было Кошевому проявить нежности, вовсе не к ней, а к её внуку Мишатке, чтобы она сделала этот рывок, воссоединяющий в нашем сознании в единый величавый образ Ильиничну - и молодую, и пожилую, и Ильиничну последних дней её жизни Вот, собственно, кульминация душевного движения Ильиничны к тому новому, что будет после неё. Она теперь твёрдо знала, что душегуб не мог так нежно улыбаться Мишатке - Гришиному сыну, её внуку И Ильинична, смирившись перед волей дочери, перед силой обстоятельств, перешагивает через естественное отталкивание от убийцы ее старшего сына, принимает в дом столь ненавистного ей, заряженного чуждой правдой человека и даже начинает чувствовать непрошеную жалость к нему, когда его выматывает, гнет и мучит малярия.

Вот она - великая, искупительная жалость материнского сердца к заблудшим детям этого жестокого мира! А перед смертью отдает она Дуняше для Мишки самое дорогое - рубаху Григория, пусть носит, а то его сопрела уже от пота! Это с ее стороны высший жест прощения и примирения! В последних главах Шолохов раскрывает трагедию матери, потерявшей мужа, сына, многих родных и близких Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много. Твёрдая старуха Ильинична слезинки не выронила, узнав о смерти мужа, а лишь замкнулась в себе. Похоронив в течение года старшего сына, мужа, снох, Ильинична больше всего боялась гибели Григория.

Только о нем думает Ильинична.

Только им жила она последние дни Старая я стала И сердце у меня болит о Грише Так болит, что ничего мне не мило и глазам глядеть больно. В тоске по сыну, который все не возвращался, Ильинична достает его старую поддевку и фуражку, вешает их на кухне.

Войдешь с базу, глянешь, и как-то легче делается Будто он уже с нами виновато и жалко улыбаясь, говорит она Дуняше. Короткое письмо от Григория с обещанием осенью прийти на побывку доставляет Ильиничне большую радость. Она с гордостью говорит Маленький-то вспомнил про матерю. Как он пишет-то! По отчеству, Ильиничной, повеличал Низко кланяюсь, пишет дорогой мамаше и еще дорогим деткам Война, смерть, тревога за любимого человека помирили Ильиничну с Аксиньей, и глазами Аксиньи мы видим горе безутешной матери, которая понимает, что больше не увидеть ей сына Ильинична стояла, придерживаясь руками за изгородь, смотрела в степь, туда, где, словно недоступная далекая звездочка, мерцал разложенный косарями костер.

Аксинья ясно видела озаренные голубым лунным светом припухшее лицо Ильиничны, седую прядь волос, выбившуюся из под черной старушечьей шальки. Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом не громко, как будто он стоял тут же, возле нее, позвала Гришенька! Родненький мой Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала - кровинушка моя Если раньше Ильинична была сдержана в своих чувствах, то в конце романа все меняется, она словно вся состоит из материнской любви Удивительно, как коротка и бедна оказалась жизнь и как много в ней было тяжелого и горестного, в мыслях обращалась она к Григорию И на смертном одре жила она Григорием, думала только о нем. Образ Ильиничны в романе - это чистый образ материнства, образ донской мадонны. И материнская любовь, благодаря этому образу, оказывается особенно натурально глубоко связанной с метафизическими пределами человеческой жизни рождением и смертью.

Только мать каждой клеткой своего существа, каждой каплей крови не может принять гибели сына, исчезновения его с белого света, куда она родила его на жизнь и радость.

Сколько материнских слез, тоски, причитаний разлито по Тихому Дону ! И зарываются матери в оставшиеся от умерших сыновей рубахи, ища в их складках запах сыновьего пота, хоть какой-то, но материальный след и остаток от самого проникновенно любимого ими человека. 2.5. Другие женские персонажи Дарья, Елизавета Мохова, Дуняша Дарья Мелехова Если борьба идей жертвенности и своеволия создает в образах Аксиньи и Натальи постоянное напряжение борьбы за счастье, то в образе Дарьи, погрязшей в блуде, М. Шолохов открыто, выпукло выделяет мотив нечистоты как главной черты ее характера.

Дарья Мелехова упоминается уже в первой главе романа.

Но ее образ Шолохов создается иначе, чем образы Аксиньи или Натальи. При описании внешности своих героев автор стремится нарисовать запоминающийся зрительный образ, воссоздать человека в неповторимом движении. Сами живописные подробности у него почти всегда приобретают отчетливо психологическую характерность. Его занимает в портрете не только выразительность, характерность внешнего облика, но и тип жизненного поведения, темперамент человека, настроение данной минуты.

Портрет в романах Шолохова показывает героя в определенной жизненной ситуации и настроении. При первом появлении Дарьи упоминаются лишь икры белых ног. В главе романа, где описывается возвращение Аксиньи Астаховой ранним утром от знахарки домой, Шолохов обращает внимание на брови повстречавшейся Дарьи Мелехова Дарья, заспанная и румяная, поводя красивыми дугами бровей, гнала в табун своих коров. Далее снова брови Дарьи тонкие ободья бровей, которыми поиграла, оглядывая Григория, собравшегося ехать к Коршуновым сватать Наталью.

Когда на свадьбе Григория и Натальи дядя Илья шепчет Дарье непристойности, она суживает глаза, подрагивает бровями и посмеивается. В манере Дарьи играть своими бровями, щурить глаза и во всем ее облике улавливается что-то порочное. Порочность эта связана и с нелюбовью Дарьи к труду. Пантелей Прокофьевич говорит о ней с ленцой баба, спорченная румянится да брови чернит. Постепенно черты Дарьи вырисовываются более отчетливо. В портретном наброске, сделанным Шолоховым, за легкостью красивых движений ощущается житейская цепкость, ловкость этой женщины Дарья бегала, шаркая валенками, грохотала чугунами.

Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила ее - высокая, тонкая, гибкая, как красноталая хворостинка, была она похожа на девушку. Вилась в походке перебирая плечами на окрики мужа посмеивалась под тонкой каймой злых губ плотно просвечивали мелкие частые зубы. Крупным планом образ Дарьи показан спустя два месяца после мобилизации ее мужа Петра на войну.

С циничной шутливостью говорит она Наталье об игрищах, о своем желании побаловаться и подтрунивает над ней, тихонюшкой. Война по-особому повлияла на эту женщину почувствовав, что можно не приспосабливаться к старым порядкам, укладу, она безудержно отдается своим новым увлечениям Смерть Петра словно подхлестнула ее, и, чуть оправившись от перенесенного горя, она стала еще жаднее к жизни, еще внимательнее к своей наружности Совсем не та стала Дарья Все чаще она противоречила свекру, на Ильиничну и внимания не обращала, безо всякой видимой причины злилась на всех, от покоса отделалась нездоровьем и держала себя так, как будто доживала она в мелеховском доме последние дни Для раскрытия образа старшей снохи Мелеховых Шолохов использует множество деталей, они определяются ее характером.

Дарья - щеголиха, поэтому огромную роль играют здесь детали одежды. Мы видели разбитную Дарью принаряженной, нарядной, одетой богато и видно, разнаряженной, словно на праздник. Рисуя ее портрет, Шолохов на протяжении, романа упоминает все новые и новые детали дарьиной одежды малиновую шерстяную юбку, бледно-голубую юбку с расшивным подолом, добротную и новую шерстяную юбку. У Дарьи своя походка, всегда легкая, но вместе с тем многообразная вьющаяся, смелая, развязная, виляющая и быстрая.

В различные конкретные моменты эта походка по-разному связана с другими движениями Дарьи, выражением ее лица, ее словами, настроениями и переживаниями.

Существенную роль в изображении ее портрета играют косвенные характеристики. От работы хоронится, как собака от мух, совсем отбилась от семьи говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Сравнение Дарьи с красноталой хворостинкой выражает сущность характера Дарьи, а также эмоциональное отношение к ней автора. А вот Дарья была все та же. Кажется никакое горе не было в силах не только сломать ее, но даже пригнуть к земле. Жила она на белом свете, как красноталая хворостинка гибкая, красивая и доступная. С годами постепенно меняются характер Григория, Аксиньи, Натальи, Дуняши и других героев Тихого Дона, а вот Дарья была все та же. Хотя характер Дарьи не меняется, он все-таки противоречив.

Так, например, она, не задумываясь, изменяет мужу в пути на фронт. Однако, приехав, со слезами искренней радости обнимает мужа, смотрит на него правдивыми ясными глазами. Она очень бурно переживет горе, когда казаки привозят домой убитого Петра. Дарья, хлопнув дверьми, опухшая, выскочила на крыльцо, рухнула в сани Петюшка! Петюшка, родимый! Встань! Встань Сцена эта нарисована Шолоховым очень драматично.

Когда Дарья начинает голосить по Петру, у Григория чернь застилает глаза. Но горе ее оказалось непродолжительным и не оставило на ней никакого следа. Первое время тосковала, желтела от горя и даже состарилась. Но как только дунул вешний ветерок, едва лишь пригрело солнце и тоска дарьина ушла вместе со стаявшим снегом. Так, например, цинизм Дарьи не только в том, как, она, молча улыбалась, без особого стеснения разглядывала генерала, выдавшего ей денежную награду и медаль, но и в том, как она думает в этот самый момент Дешево расценили моего Петра, не дороже пары быков А генералик ничего себе, подходящий. Цинизм ее проявляется и в том, как охотно она шутит непотребными словами, колко отвечает на расспросы, смущает и озадачивает окружающих.

Чем быстрее разрушается мелеховская семья, тем легче Дарья нарушает моральные нормы.

Шолохов добивается этого нагнетанием характерных деталей. Так, например, убив Ивана Алексеевича Котлярова, она обычным жестом поправила головной платок, подобрала выбившиеся волосы - все это подчеркивает ее мстительность, злость и то, что Дарья не осознала свой поступок. Затем после убийства Шолохов описывает женщину глазами Григория для того, чтобы передать чувство отвращения Наступил кованным каблуком сапога на лицо Дарьи, черневшие полудужьями высоких бровей, прохрипел Ггггадю-ка. Когда Дарья рассказала Наталье о прилипчивой болезни , Наталью поразила перемена, происшедшая с Дарьиным лицом щеки осунулись и потемнели, на лбу наискось залегла глубокая морщина, в глазах появился горячий тревожный блеск.

Все это не шло в сравнение с тем, каким циничным тоном она говорила, поэтому это очень ярко передавало настоящее душевное состояние героини. Внутренний мир Григория, Аксиньи, Натальи, других героев раскрывается через восприятие ими природы, этого нельзя сказать о Дарье. И это не случайно, так чувство природы не играло роли в ее переживаниях. Но после случившейся беды она обращает на нее внимание Гляжу на Дон, а по нем зыбь, и от солнца он чисто серебряный, так и переливается весь, аж глазам глядеть на него больно.

Повернусь кругом, гляну - господи, красота-то какая! А я ее и не примечала. В этом монологе - драма, бесплодность всей ее жизни. Дарья со всей непосредственностью проявляет в этой речи светлые, человеческие чувства, которые таились в ее душе. Шолохов показывает, что эта женщина все-таки обладает способностью ярко воспринимать мир, но оно появляется только после осознания безысходности своего горя. Дарья чужда семье Мелеховых.

Она дорого заплатила за свое легкомыслие. Боясь ожидания неизбежного, теряясь от одиночества, решилась Дарья на самоубийство. И прежде чем слиться с водами Дона, она крикнула не кому-нибудь, а именно женщинам, так как только они могли понять ее Прощайте, бабоньки Сама Дарья говорит о себе, что она живет, как цветет придорожная белена.

Образ ядовитого цветка метафоричен общение с женщиной-блудницей так же смертоносно для души, как отрава для тела. Да и конец Дарьи символичен ее плоть становится ядом для окружающих. Она как воплощение нечистой силы стремится увлечь за собой в погибель как можно большее количество людей. Так, если Аксинья только на миг представила себе возможность избавиться от Степана, то Дарья хладнокровно убивает Котлярова, хотя он приходится ей кумом, то есть они при крещении ребенка породнились во Христе.

Похоть и смерть идут рука об руку в художественном мире М. Шолохова, ибо все позволено, если нет веры в высшее, абсолютное начало, которое связано с понятием праведного суда и возмездия. Тем не менее образ Дарьи еще не последняя ступень на пути превращения женщины существо, неутомимо сеющее вокруг себя зло и разрушение. Дарья перед смертью все же соприкоснулась с иным миром - гармонии, красоты, божественного величия и порядка.

Елизавета Мохова В романе есть женский образ, который в плане следования по стезе зла может быть напрямую соотнесен с гоголевскими ведьмами. Это образ Елизаветы Моховой, которая росла, как в лесу куст дикой волчьей ягоды. Она продолжает ряд женских характеров, реализующих себя вне дома и семьи. У этих героинь выстраивается определенная цепочка сравнений Аксиньи с дурнопьяном, Дарьи с беленой, Лизы с волчьей ягодой. Мохова сначала заморочила голову Митьке Коршунову, который предлагал ей венцом покрыть грех, потом очаровала безвестного казака-студента.

Двойственность женской красоты в ее образе достигает апогея, что проявляется в портрете улыбка жалит или жжет, как крапива, у нее очень красивые глаза с ореховым оттенком, но в то же время неприятные. Мужчины легко сходятся с Елизаветой, причем без всяких чувств с ее стороны. Пожалуй, это самый циничный вариант отношений мужчины и женщины в романе, к тому же сопровождающийся сатанинской образностью Это не баба, а огонь с дымом! В описании Моховой М. Шолохов прибегает к прямым цитатам из Гоголя.

Восклицание студента Она дьявольски хороша почти дословно повторяет высказывание кузнеца Вакулы об Оксане. Замороченность студента женским очарованием Моховой настолько велика, что, можно сказать, она проникла во все слои его души, определяя жизненный выбор. Студент выбирает характерные выражения для своей страсти она меня опутала, как тина, вросла в меня. Он пытается убежать от тоски на войну, но и там встречает медсестру, разительно похожую на Лизу Я глянул на нее, и дрожь заставила прислониться к повозке.

Сходство с Елизаветой необычайное. Те же глаза, овал лица, нос, волосы. Даже голос похож. В этом отрывке знаменательно само потрясение героя, равноценное тому, как вздрогнули все жилки у кузнеца Вакулы, когда он услышал смех Оксаны. Но если у героев Гоголя любовь-страсть заканчивается тихой семейной идиллией, то героиня Шолохова презирает семейный очаг, связавший бы ее обязанностями жены и матери.

Студент-казак пишет в дневнике Она гордится совершенством форм своего тела. Культ самопочитания - остального не существует. Перед нами женщина, в душе которой произошла подмена вместо образа и подобия Божия правит бал сатана, доводящий культ плоти до самообожествления. Атмосфера арцыбашевщины, в какой пребывает герой и его избранница, настолько удушающая, что он предпочитает уйти на войну. И здесь в размышлениях героя возникает еще одна цитата из Гоголя позволяющая предположить, что казак в Тихом Доне смутно, но все-таки чувствует, что в жизни есть другая система ценностей, иной мир, в основе которого лежат противоположные человеко-божию начала.

Он записывает в дневнике Выход! Иду на войну. Глупо? Очень. Постыдно? Полно же, мне ведь некуда деть себя. Хоть крупицу иных ощущений. Не пробуждается ли здесь у персонажа Шолохова бессознательная жажда соборного, общего дела, которое бы уничтожило индивидуалистическую замкнутость, сопровождаемую властью злых сил над человеческой душою? Анна Погудко В романе М. А. Шолохова женщины-казачки, пожалуй, единственные, кто не поддается влиянию политических страстей.

Однако в Тихом Доне есть и наследница прогрессисток Ф. Достоевского - пламенная революционерка Анна Погудко. М. Шолохов-художник не демонизирует героиню, ей свойственны человеческие слабости, любовь-жалость к Бунчуку, но духовная природа, духовная сущность этого типа личности - женщины-разрушительницы - остается неизменной. Она добровольно приходит в команду пулеметчиков-красногвардейцев, чтобы научиться убивать. М. Шолохов дает выразительную характеристику С острой любознательностью вникала во все Анна Погудко.

Она назойливо приставала к Буныку, хватала его за рукава неуклюжего демисезона, неотступно торчала около пулемета. Автор отмечает неверный и теплый блеск глаз Анны, ее пристрастие к речам, овеянным сентиментальным романтизмом. Эта жалостливость к дальним парадоксально сочетается с ненавистью к ближним. Желание убивать ради утопической мечты огромно неверной, спотыкающейся рысью ведет Погудко людей в атаку.

Расплата следует немедленно, ее смерть страшна, натурализм в описании агонии намеренно акцентирован автором. Из цветущей женщины героиня превращается в полутруп, она как бы заживо горит в аду Иссиня-желтая, с полосами застывших слез на щеках, с заострившимся носом и жутко-мучительной складкой губ, умирающая постоянно требует воды, которая не в состоянии залить ее внутреннего, всесожжигающего огня. Страсть к победе любой ценой, в том числе и смерти, стоит выше любви, даже на свидании с Бунчуком Анна не забывала о пулеметах.

Она зачаровывает Бунчука до окончательной духовной и физической гибели, его поведение после смерти подруги инфернально - он уподобляется зверю. Представляется символичным, что и убивает его палач-доброволец Митька Коршунов, дающий ему следующую оценку Гляди вот на этого черта - плечо себе до крови надкусил и помер, как волчуга, молчком. Нереализованные женские амбиции, отсутствие смирения выливаются в желание разрушать все и вся. Люди с новыми идеями оказываются тут как нельзя кстати.

И все-таки и в Анне есть женское, материнское начало, которое в разном градусе растворено почти в каждой настоящей любви женщины к мужчине и в любви Натальи и Аксиньи к Григорию, и в любви глубокоглазой Анны Погудко к Бунчуку Если для Бунчука три недели его тифозного беспамятства были неделями странствия в ином, неосязаемом и фантастическом мире, то для идейно экзальтированной девушки стали испытанием ее первого чувства, когда в первый раз пришлось ей так близко и так оголенно взглянуть на изнанку общения с любимым, столкнуться в грязном уходе с завшивевшей, безобразно истощенной, дурно пахнущей плотью и ее низовыми выделениями.

Внутренне все вставало в ней на дыбы, противилось, но грязь наружного не пятнила хранившегося глубоко и надежно чувства, неиспытанной раньше любви и жалости, любви тут матерински-самоотверженной. Через два месяца Анна сама впервые пришла к нему в постель, а Бунчук, высохший, почерневший от расстрельной работы в ревтрибунале хотя в этот день и ушел оттуда, оказался бессилен - вся эротическая влага этого, пусть и идейно себя наяривавшего, палача на службе революции перегорела в жуть и надлом.

Анна и тут сумела переступить через отвращение и брезгливость и, выслушав его заикающиеся, горячечные объяснения, молча обняла его и спокойно, как мать, поцеловала в лоб. И только через неделю ласка, материнская заботливость Анны отогрели Бунчука, вытащили из мужского бессилия, выжженности, кошмара.

Но зато когда Анна мучительно умирает на руках Бунчука от раны в бою, потеря любимой женщины обессмысливает все в нем и вокруг, приводит его в состояние полной апатии, бесстрастного автоматизма. Совсем не помогает то, чем крепился и лютовал прежде ненависть, борьба, идеи, идеалы, исторический оптимизм все летит в тартарары! Равнодушно-полусонно примыкает он к экспедиции Подтелкова, просто лишь бы двигаться, лишь бы уходить от следовавшей за ним по пятам тоски. И в сцене казни подтелковцев Бунчук один все поглядывает в серую запеленатую тучами даль, на серую дымку неба - казалось, ждал он чего-то несбыточного и отрадного, может быть, из детских давно попранных суеверий о встречах за гробом, безумно надеясь на то, что единственно могло утолить его безмерную тоску, ту тоску, которая уронила его как несгибаемого большевика и очеловечила.

Дуняша После смерти Натальи и Ильиничны хозяйкой мелеховского куреня становится Дуняшка, ей предстоит примирить в одном доме героев-антагонистов Мелихова и Кошевого.

Дуняшка - особенно привлекательный женский образ в романе. С младшей из Мелеховых - Дуняшей - автор знакомит нас, когда она была еще длинноруким, большеглазым подростком с тонкими косичками. Подрастая, Дуняша превращается в чернобровую, стройную и гордую казачку со строптивым и настойчивым мелеховским характером. Полюбив Мишку Кошевого, она не желает думать ни о ком больше, несмотря на угрозы отца, матери и брата.

Все трагедии с домочадцами разыгрываются у нее на глазах. Смерть брата, Дарьи, Натальи, отца, матери, племянницы очень близко принимает Дуняша к сердцу. Но, несмотря на все потери, ей нужно жить дальше. И Дуняша становится главным человеком в разоренном доме Мелеховых. Дуняша - это новое поколение женщин-казачек, которому предстоит жить в ином мире, чем ее мать и братья, Аксинья и Наталья. Она вошла в роман звонкоголосой, вездесущей, трудолюбивой девочкой- подростком и прошла путь до красавицы казачки, не запятнав ни в чём своего достоинства.

Образ пронизан лиризмом и динамичностью молодости, открытостью всему миру, непосредственностью проявления и трепетностью первого рассвета чувств, ассоциирующегося у Шолохова с зорькой - восходящей надеждой на жизнь в новых условиях. В поступке дочери, с которым вынуждена была смириться Ильинична, есть отказ от некоторых устаревших элементов традиционно казачьей да и не только казачьей семьи, но разрушения её основ здесь нет. Да, более счастливым для создания семьи Дуняше кажется личный выбор будущего супруга.

Но родительское благословение тоже считает обязательным, и, несмотря на все трудности, получает его. С трудом, но всё же добивается от атеиста и злого донельзя на себя и на всё окружающее Михаила Кошевого церковного освящения их брака. Она сохраняет неколебимую веру во врачующую силу православных канонов семейной любви. Возможно, ей удалось понять в новом времени нечто, не понятое многими её современниками люди озлоблены и совершают поступки, порою мерзкие и трагические по своим последствиям, вовсе не в силу природной испорченности, а становясь жертвами обстоятельств.

Их надо не только жалеть, но в меру своих сил помогать им стать самими собой.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Женские образы в романе Шолохова "Тихий Дон"

Образ женщины реальной и созданной воображением творца можно обнаружить во всех жанрах и видах художественного творчества от фольклора до самых… О соотношении злых и добрых начал в женщине говорят и пишут, как уже было… В целом для русской культуры характерна идея, выраженная Ф.М. Достоевским, о сочетании в женщине идеала мадоннского и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образ Натальи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Концепция женственности в русской культуре
Концепция женственности в русской культуре. На уровне обыденного сознания женственность связана, прежде всего, с женщиной как полом биологическим, физически более слабым по сравнению с мужчиной, вс

Женские образы в русской культуре
Женские образы в русской культуре. В русской культурной традиции есть своя специфика в понимании соотношения мужественного и женственного. Во-первых, в русской теологии пола дифференциация м

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги