рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Чтение и вступительные занятия

Чтение и вступительные занятия - Конспект, раздел Литература, Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза" Чтение И Вступительные Занятия. Начальный Этап Изучения Драматургического Про...

Чтение и вступительные занятия. Начальный этап изучения драматургического произведения в школе, -чтение пьесы, причем чтение выразительное, чтение в классе.

В средних классах необходимо читать все драматургическое произведение на уроке, в старших классах будут выделяться для чтения лишь отдельные действия или явления. Если в средних классах чтение учителя будет сочетаться с чтением учащихся, то в старших классах можно ограничиться чтением только самих учащихся.

Подготовка учащихся к чтению по лицам будет также изменяться в зависимости от возраста, знании и умений школьников. Если в средних классах необходима большая подготовительная работа, во время которой выясняются характеры героев, их история, внешний облик, манера говорить, дети учатся читать по лицам драматургическое произведение, то в старших классах многое будет сделано учащимися самостоятельно. И выразительное чтение тут-могучее средство приобщения учеников к миру мыслей и чувств героев пьесы. Ведь слушать означает видеть то, о чем говорят 4,91 . Поэтому изучение драматургического произведения в школе начинается, как правило, с чтения его в классе.

На уроке же прочитываются лишь некоторые сцены, в которых раскрываются причины столкновений персонажей. Чтение должно сопровождаться небольшими комментариями. Во время чтения и беседы о содержании произведения рекомендуется использовать иллюстрации и диапозитивы к произведению.

Завершается первоначальное знакомство учащихся с содержанием произведения чтением его по лицам. При такой последовательности в работе учащимся легче разобраться в характерах действующих лиц и правильно прочитать анализируемое драматургическое произведение. Однако чтение по лицам может применяться не только в процессе комментированного чтения, но и во время разбора драмы, на заключительных занятиях и как самостоятельный метод работы, используемый в различные моменты анализа произведения.

Чтение по лицам вызывается самой формой драматургического произведения и способствует, следовательно, глубокому раскрытию его содержания. Нельзя также забывать, что выразительное чтение воспитывает читателей художественной литературы, а это одна из главных задач преподавания русской литературы. Очень сэкономит учебное время чтение всей пьесы учителем. Но при всех несомненных преимуществах учительского чтения, оно имеет и очевидный недостаток - одному человеку очень трудно передать мысли и чувства всех действующих лиц пьесы.

Что же касается выразительного чтения пьесы по ролям учащимися, то оно возможно только после понимания ими идейно-художественного содержания произведения, т. е. после длительной подготовки - и в плане аналитическом, и в плане овладения ее языком. Наиболее результативным оказывается путь комбинации чтения учительского с чтением ученическим. Скажем, одну-две роли читает учитель, а в так называемых массовых сценах принимают участие школьники. Но даже для участия в массовых сценах школьников исполнителей надо готовить заранее, до первого чтения пьесы с классом.

Понятно, для этого избираются наиболее успевающие по русскому языку учащиеся. Предварительная работа с чтецами, конечно, включает введение их в основы идейно-художественного содержания пьесы, и учительские образцы прочтения поручаемых им ролей, и репетиционную работу с ними. Но затрата времени на подготовку этих нескольких учащихся окупается с лихвой при работе над пьесой класса в целом.

Характеризуя процесс познавания школьниками драматургического образа, Н. И. Кудряшев справедливо отмечал В сущности, более углубленное понимание драматических образов достигается лишь тогда, когда изучающие их становятся хотя бы в некоторой степени в положение исполнителя 6,138 . Чтецами пьесы должны стать в финале всей работы над ней по возможности все или почти все учащиеся класса. Вот почему коснемся, несколько забегая вперед, некоторых общих особенностей выразительного чтения драматургического произведения в классе.

Встать в положение исполнителя - это не только стремиться словом передать самочувствие и внутреннее состояние своего героя. Неизбежно возникает потребность и в иных средствах сценической выразительности - жесте, движении, улыбке, усмешке и т. п. Понятно, учащиеся не актеры, но элементы внешней выразительности не только не помешают выразительному чтению, а будут способствовать его организации. И эти элементы должны быть обдуманы учителем, вытекать из его собственного анализа произведения и лишь после этого обоснованно рекомендованы учащемуся.

Петя Трофимов в Вишневом саде обращается к Лопахину - на лице его полусочувственная, полунасмешливая улыбка, и в ней вся суть его отношения к Лопахину. Лопахин, волнуясь, сообщает хозяевам вишневого сада, Раневской и Гаеву, весть, которая должна, по его убеждению, их обрадовать ведь он нашел панацею от всех их бед. К кому, однако, из двух хозяев сада он обращается, хотя формально речь его - к обоим? Конечно, к Раневской, ведь Гаева, как известно, он никогда не воспринимал всерьез.

И действительно, хотя он и слышит реакцию Гаева на свое предложение Извините, какая чепуха, гаевская реплика нисколько не смущает его, не останавливает. Он весь в нетерпеливом ожидании ответа Раневской, ее решения, ее приговора. И потому, естественно, он и смотрит на Раневскую, он весь повернут к ней, не спускает с нее глаз. Поворот к ней, взгляд на нее - жест, не просто иллюстрирующий произносимое, а представляющий органически связанное со словом и потому необходимое действие.

Вступительные занятия, проводимые перед анализом драматургических произведений, очень разнообразны по содержанию и применяемым методам. Однако во всех случаях цель вступительных занятий одна-подготовить учащихся к глубокому восприятию произведения. Применение тех или иных методов работы зависит как от возраста и подготовки учащихся, так и от задач, поставленных учителем. При изучении, например, первого для школьников драматургического произведения особенно важно раскрыть непосредственную связь его с театром.

Поэтому наряду с рассказом об эпохе создания произведения необходимо показать учащимся спектакль, фильм или диафильм, раскрывающие его сценическую жизнь. Таким произведением, изучаемым в VII классе, является комедия Ревизор. Из вступительной лекции учителя учащиеся узнают, как создавал Гоголь свою комедию, как высоко оценивал он роль театра в создании передового общественного мнения, в воспитании людей.

Чтобы подготовить учащихся к чтению комедии, необходимо рассказать им о русской действительности 30-х гг. XIX в о порядках, царивших в городах, о взаимоотношениях людей, принадлежавших к различным слоям общества, либо прочитать соответствующие места из художественного произведения, в котором описывается жизнь уездного города 30-х гг. прошлого века. Чтение, например, отрывков из главы 27-й Былого и дум Герцена поможет учащимся понять, что представляли собой в большинстве своем губернаторы, городничие, чиновники и купцы.

В этом случае уже во время .первоначального чтения Ревизора учащимся станет понятен его обличительный характер, и типичность действующих лиц. Однако характер и содержание вступительных занятий будут меняться в зависимости от поставленной учителем задачи. Если он предполагает познакомить учащихся со спектаклем Ревизор до чтения комедии в классе, то, естественно, с его стороны потребуются сообщения о работе режиссера, художника, актеров, об их участии в создании спектакля и о том, как смотреть спектакль.

Обсуждение спектакля и всех его деталей подготовит учащихся к чтению комедии. Следует, однако, отметить, что знакомство со спектаклем до изучения произведения в классе снижает в какой-то степени глубину восприятия его, так как некоторым учащимся бывает трудно охватить сразу всех действующих лиц и разобраться в их характерах и поступках. Подчас школьники увлекаются лишь внешним комизмом, не задумываясь над его обличительным смыслом.

Поэтому в тех случаях, когда учащиеся недостаточно подготовлены к восприятию спектакля всей предшествующей работой и мало начитанны, лучше знакомить их со спектаклем после чтения комедии или на заключительных занятиях. Задачи изучения драматургических произведений в старших классах значительно усложняются в связи с изучением основ истории русской литературы. Во вступительных лекциях учитель знакомит школьников старших классов не только с событиями, отраженными в произведении, но и с историей его создания и теми общественными вопросами, которые волновали писателя и нашли художественное разрешение в его произведении.

Кроме того, в процессе изучения основ истории русской литературы учитель дает представление школьникам о путях развития реалистической драматургии и театра. А. С. Пушкина в IX классе учитель расскажет о тех исторических событиях, которые привлекали Пушкина своей актуальностью и помогали ему понять настоящее. Эпоха конца XVI и начала XVII ,в. не была для Пушкина древней историей.

Он работал над Борисом Годуновым в то время, когда и декабристы думали о месте и роли народа в истории, о его положении и участии в восстании. Борис Годунов явился своеобразным ответом Пушкина на вопрос о роли народа в борьбе с самодержавием. Размышляя над содержанием трагедии, Пушкин писал Что развивается в трагедии? Какая цель ее? Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная. Тема трагедии дала возможность Пушкину наиболее полно выразить волновавшие его вопросы о судьбе человека, о роли народа в истории, о взаимоотношении народа с господствующими классами и самодержавием. Обращение Пушкина к драматургической форме не было случайным.

В предисловии к Борису Годунову Пушкин писал о необходимости преобразования театра. Состояние русской драматургии, русского театра, на сцене которого шли пьесы, искажавшие правду жизни, не могло удовлетворить Пушкина. Пьесы, составлявшие репертуар театров в 20-е гг казались Пушкину безнадежно устаревшими, и он ставил перед собой задачу создать реалистическое драматургическое произведение.

Применяемые методы работы могут иметь в старших классах различное сочетание. Лекцию учителя или его рассказ можно сочетать с самостоятельной работой учащихся докладами, небольшими сообщениями или чтением по лицам отдельных сцен, являющихся иллюстрацией к тому или иному высказанному положению. Лекцию о драматургии Чехова целесообразно сочетать, например, с небольшими устными сообщениями учащихся о пьесах Чехова, рекомендованных для самостоятельного чтения, лекцию о драматургии Горького- с самостоятельными письменными работами учащихся о пьесах, рекомендованных для чтения.

Эти работы могут быть прочитаны учащимися на уроке или на внеклассных занятиях, могут быть использованы учителем в обзорной лекции. На вступительных занятиях учащиеся знакомятся, кроме того, с некоторыми фактами, раскрывающими историю русской драматургии и театра. Так, например, о возникновении русского публичного театра, о первых его деятелях Сумарокове.

Волкове, Дмитревском-учитель сообщает как в обзорной лекции о литературе XVIII в так и перед анализом комедии Фонвизина Недоросль. Перед изучением Горя от ума и Бориса Годунова учитель рассказывает о состоянии театрального искусства начала XIX в о взглядах декабристов, Грибоедова и Пушкина, о роли театра в жизни общества и воспитании людей. Во время изучения биографии Н. В. Гоголя и его творческого пути учитель опирается, как правило, на знание учащимися комедии Ревизор. Поэтому он имеет возможность определить значение этой комедии в истории русского театра и рассказать более подробно, чем это делается в VII классе, о первых исполнителях ее и об отношении к комедии Ревизор современников Гоголя.

Вступительные занятия, посвященные обзору литературной деятельности А. Н. Островского, дадут возможность познакомить школьников с целой эпохой в истории русского театра и с различными жанрами реалистической драматургии и их особенностями.

Учитель привлекает в этом случае произведения, рекомендованные программой для самостоятельного чтения. Своеобразие драматургии конца XIX и начала XX в. будет раскрыто при изучении произведений Чехова и Горького. В связи с характеристикой драматургии Чехова перед учащимися целесообразно поставить вопрос об отличии пьес Чехова от драматургических произведений Гоголя и Островского. Рассказ учителя о Художественном театре, которому удалось раскрыть во всей полноте своеобразие чеховских и горьковских пьес, будет завершать предыдущие сообщения из истории русского театра конца XIX в. Целесообразно сообщить учащимся и о взглядах Горького на драматургию, так как они являются результатом наблюдений, теоретических обобщений и творческих исканий самого писателя. 1.3.Анализ драмы Метод беседы, применяемый при изучении эпических и лирических произведений, эффективен и для драматургических.

Большинство методистов рекомендуют применять ее главным образом при анализе развития действия, выяснении конфликта, проблематики и идейного смысла драматургических произведений.

С этим нельзя не согласиться, так как беседа дает возможность широко привлекать текст произведения, использовать факты, полученные учащимися в результате самостоятельной работы над произведением. Особое значение при анализе драматургических произведений приобретает самостоятельная работа учащихся над текстом произведения. Анализ речи и поступков действующих лиц помогает ученикам разобраться в сущности их характеров и создать в своем воображении конкретное представление об их облике.

В этом случае проводимый учащимися анализ того или иного явления или сцены драматургического произведения в какой-то степени будет напоминать работу актера над ролью. Большое значение при анализе пьесы имеет выяснение подтекста реплик героев. Работу над выяснением подтекста речи героев можно проводить уже в 8-м классе при изучении Горя от ума действ. 1, явл. 7 встреча Чацкого с Софьей. Особое внимание в процессе анализа драматического произведения мы обращаем на речь действующих лиц она помогает раскрыть духовный мир героя, его чувства, свидетельствует о культуре человека, его социальном положении.

Однако нельзя рассматривать речь персонажей только в этой ее функции следует помнить и в процессе работы не раз остановить внимание учащихся на том, что каждая фраза действующего лица, каждая реплика, как электричеством, заряжены действием, ибо все они должны двигать пьесу вперед, служить развитию ее конфликта, сюжета 5,241 . В пьесе человек, поставленный драматургом в определенные обстоятельства, действует по собственной логике, герои как бы сами, без подсказки автора, ведут события к роковому финалу. С каждой фразой персонаж делает шаг по лестнице своей судьбы писал А. Н. Толстой Поэтому при чтении драматургических произведений у одних учащихся зрительные образы героев вообще не возникают, у других представления расплываются, контуры и краски беспрерывно смешиваются, у третьих таких, как правило, совсем немного в основе возникающих в воображении образов лежат зрительные представления о каких-либо лицах.

Так, учащиеся нередко воссоздают облик героя по внешним данным того актера, который играл его роль в спектакле или кинофильме.

Некоторые учащиеся пытаются нарисовать зрительный образ героя драмы, опираясь на понимание его характера. При этом различное понимание характера и различный эмоциональный строй школьников рождают и различные портреты героев.

В пьесах обо всем сообщается и все совершается посредством речи самих героев. Автор лишь в исключительных случаях указывает на поведение персонажа и эмоционально-интонационную сторону его речи в необычайно краткой форме ремарки. Многие учащиеся при чтении пьесы вообще не могут воссоздать в воображении ни поступков, ни поведения героев. Другие, исходя из логико-смысловой стороны речи персонажей и воспринимая ее как источник сведений, воссоздают в воображении лишь поступки героев.

Некоторые учащиеся таких, как правило, совсем немного обращают при чтении пьесы внимание на ремарки, которые указывают на внешние действия героев, и на этой основе стараются увидеть внешнюю физическую сторону их поведения, оставляя без внимания душевное состояние героев, которое и определяет их внешние действия. К тому же абсолютное большинство школьников совершенно не замечает ремарок, указывающих на психологическое состояние героев. Но, видя только физическую сторону поведения действующего лица и не видя его внутреннего состояния, ученики не представляют его как личность.

Для них герой остается бестелесным существом, рупором авторских идей, характер героя глубоко не познается. Не могут школьники воссоздать психофизического поведения действующих лиц драматургического произведения и на основе их речи, потому что принимают во внимание только ее содержательную сторону то, что говорится и упускают из поля зрения форму выражения этого содержания Этим, однако, не ограничиваются особенности видения учащимися поступков и поведения героев драмы на основе восприятия содержательной стороны их речи. В лучшем случае ученики видят самый поступок, но, исключая его из конкретной ситуации, которая в какой-то степени предопределяет его, не могут, таким образом, вскрыть подтекст этого поступка.

Опыт восприятия драматургического жанра, приобретенный учащимися в процессе изучения литературы важнейшее подспорье для восприятия драматургического произведения. Мы имеем в виду сложившиеся у учащегося определенные знания специфики жанра - его структуры, элементов, особенностей воссоздания характеров и т. п. Иное дело - круг историко-бытовых реалий, человеческих отношений, языковая идиоматика.

Так, купеческий быт, показанный Островским, или некая свобода, с которой жена и дочь гоголевского Городничего воспринимают ухаживания Хлестакова, обязательно потребуют специального комментария. Порой для активизации воображения учащихся следует обратиться к историко-бытовому комментарию.

Это делается в тех случаях, когда учащиеся, далекие от изображенной в драме эпохи, не располагают нужными представлениями и знаниями и не могут воссоздать в своем воображении детали внешнего облика действующего лица пьесы, например мундир городничего, одежду Кабанихи и т. д. Если ученикам не прийти на помощь, то у них не возникнут соответствующие представления и они усвоят лишь значение слова. Стремления, настроения, чувства персонажа в ходе действия, диалога движутся, изменяются.

Все это выражается его речью, поэтому при анализе наиболее важных моментов диалога необходимо уяснить поведение персонажа, которое должно рассматриваться в своей двуединой природе, т. е. как психофизическое. Нельзя обойти и такой важный в драматургии момент, как текст. В Дяде Ване у Чехова действующие лица только что пережили весьма драматические события, крушение надежд, потерю идеалов. А один из них, доктор Астров, вдруг, внешне будто бы никак не мотивированно, подходит к висящей на стене географической карте и словно совсем невпопад произносит А, должно быть, в этой самой Африке теперь жарища - страшное дело! В горьковской пьесе На дне Васька Пепел ведет важнейшее - и не только для себя - объяснение с Наташей.

Бубнов в этот момент вставляет А ниточки-то гнилые - в это самое время он действительно что-то шьет из тряпья. Но ясно ведь, что эта реплика не случайна, и несет отнюдь не тот смысл, который в ней лежит, так сказать, на поверхности. И это следует разъяснить учащимся. Первым условием анализа драматического произведения будет воссоздание в их школьников воображении спектакля Поэтому надо привлечь материал, рассказывающий об игре артистов, давших не только яркие, но и созвучные автору образы 7,18 . Это бесспорно.

Но видеть и слышать, как персонаж действует, говорит, чувствует, можно опираясь лишь на чтение и анализ драматургического произведения. Вот последняя сцена Ревизора. Только что все узнали, что Хлестаков совсем не ревизор. Гнев и злоба овладевают городничим.

Он по ремаркам повелительно машет рукой, возмущенно бьет себя по лбу, кричит в сердцах, грозит сам себе кулаком, стучит со злости ногами об пол. Скупые авторские указания должны быть бережно использованы при чтении пьесы - уже они одни во многом рисуют психофизическое состояние героя. Русская драматургия занимает немалое место в репертуаре театров страны. И поскольку, как говорил А. Н. Островский, только при сценическом исполнении драматический вымысел автора получает вполне законченную форму, конечно, было бы очень хорошо, если бы с изучаемыми в школе драматическими произведениями учащихся знакомил театр 5,76 . Этим, однако, не ограничиваются особенности видения учащимися поступков и поведения героев драмы на основе восприятия содержательной стороны их речи. В лучшем случае ученики видят самый поступок, но, исключая его из конкретной ситуации, которая в какой-то степени предопределяет его, не могут, таким образом, вскрыть подтекст этого поступка.

С другой стороны, по мнению многих методистов, предварять чтение просмотром спектакля было бы даже неправильно.

Но посетить театр, любую другую постановку, побыть в атмосфере театрального зала, увлечься игрой актеров - как это важно Испытавший театральные впечатления школьник скорее представит, читая пьесу, как бы она выглядела на сцене, представит внешность персонажей, обстановку действия. Он вообразит спектакль по этой пьесе! 6,81 Одновременно с выразительным чтением пьесы или после него проводится анализ произведения.

В основе этого анализа лежит учет специфических особенностей построения драмы и раскрытия ее образов и, конечно, особенностей восприятия этого жанра читателями-школьниками. Специфическим предметом изображения в драме является жизнь в движении, или, иными словами, действие, и именно целостный анализ пьесы вслед за сценическим действием позволяет понять суть этого действия. В пьесе, наряду с центральной линией, всегда есть линии неглавные, побочные, которые вливаются в основное русло борьбы, усиливая ее течение 14,193 . Не рассмотреть эти линии во взаимосвязи, свести все лишь к одной центральной линии значит обеднить идейное содержание драматургического произведения.

Разумеется, данное требование осуществимо лишь при изучении пьесы целиком или в монтаже. В тех же национальных школах, в которых изучают только отрывки из драмы, о сюжете пьесы сообщает учитель. Как уже говорилось выше, действие драмы проявляется в характерах, вступающих в конфликт.

Значит, анализируя драму, надо рассматривать развитие действия и раскрытие характеров в органическом единстве. Еще В. П. Острогорский предлагал учителю, разбирающему драматическое произведение, ставить перед учащимися следующие вопросы Вполне ли согласуются поступки людей с их характерами Что побуждает героя действовать? Увлекает ли его идея или страсть? Какие препятствия встречает он? Находятся ли они в нем самом или вне его? 2 Целостный анализ драмы вслед за развитием ее действия обязывает исходить из этого коренного закона драматургического искусства.

При этом нельзя забывать, что под действием понимаются не только поступки персонажей, но и проявление характера в подробностях поведения. Характеры в пьесе раскрываются либо в борьбе за осуществление тех или иных целей, либо в осознании и переживании своего бытия. Весь вопрос в том, какое действие в данной драме выступает на передний план. Учитывая это, преподаватель в процессе анализа драмы сосредоточивает внимание или на поступках героев драмы, или на подробностях их поведения.

Так, в ходе анализа Грозы в центре внимания окажутся волевые акты персонажей, в то время как при анализе Вишневого сада - подробное поведение действующих лиц. При анализе образов пьесы не следует ограничиваться только выяснением поступков действующих лиц. Надо обратить внимание учащихся на то, как персонаж осуществляет свои поступки. И встает перед учителем задача формирования и развития воссоздающего воображения учащихся.

Психофизическое поведение персонажа драматургического произведения - тем более при чтении пьесы, а не при восприятии ее со сцены - трудно представить и осмыслить из-за отсутствия в драме авторского комментария. Оно может вырисовываться лишь из диалога и скупых авторских ремарок. Поэтому, приступая к анализу речи героя, следует помнить, что она характеризует действующее лицо своим причинно-следственным характером, своей содержательной, логико-смысловой стороной и формой, в какую это содержание воплотилось.

Приступая к разбору сцены-диалога, прежде всего следует поставить перед учащимися вопрос В какой обстановке и почему возник и ведется этот диалог? Тут определенную помощь окажут авторские ремарки, и, значит, нужно уделить должное внимание их рассмотрению, выяснить, насколько они вооружили учащихся. Если авторские ремарки, как это зачастую бывает, не дают учащимся достаточной опоры для работы воссоздающего воображения, придется дать ряд дополнительных материалов то эскизы декораций например, к Грозе Б. Кустодиева, то авторские пояснения скажем, в письмах Чехова к Станиславскому о декорациях II акта Вишневого сада, то использовать книги главу Хитров рынок из очерков Вл. Гиляровского Москва и москвичи, фотографии ночлежных домов из альбома Московский Художественный театр - к пьесе На дне и т. п. Не следует упускать и возможностей, заложенных подчас в самом произведении.

Так, в Вишневом саде, следует указать на то, какой предстает перед нами обстановка в речах самих участников происходящих событий Гаев Сад весь белый Варя Уже взошло солнце Взгляните, мамочка, какие чудесные деревья какой воздух! Скворцы поют! и т. д Понятно, что воспроизведение в воображении учащихся конкретной обстановки событий не является самоцелью, а способствует раскрытию идейного содержания произведения.

Учитывая, что у школьников, как правило, отсутствуют зрительные представления о герое драматургического произведения, а процесс понимания образа героя связан со зрительным представлением о нем, надо в процессе анализа произведения по ходу развития действия выяснить, что сообщает автор о внешнем облике героя, что говорят о внешности персонажа другие действующие лица пьесы, что говорит о своей внешности сам герой, какие детали во внешнем облике героя указывают его происхождение и условия жизни, как те или другие черты личности выражаются в его внешности.

Но, конечно, главный материал - сами слова городничего, его монолог Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, как одурачен городничий. Понимает ли он, что не Хлестаков его одурачил, а он - сам себя? Ведь он тридцать лет живет на службе ни один подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обманывал. Один ли городничий понимает, что одурачил сам себя- ведь и Ляпкин-Тяпкин, судья, восклицает Как же это, господа? Как это в самом деле мы так оплошали? Выходит, и чиновники поняли это. Потому закономерна реплика городничего Чему смеетесь? Над собой смеетесь. Одновременно с анализом психофизического состояния городничего, его поступков ведется словарная работа, без которой невозможно понять его состояние.

Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю.

Мало того, что пойдешь в посмешище - найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит -тут нужен, помимо простого толкования неизвестных русских слов, и комментарий историко-бытовых реалий, и разбор языковой идиоматики. Особого комментария, очевидно, потребует и конец комедии, ибо учителю придется подвести итоги дискуссии о том, что означает сообщение о приезде настоящего ревизора, которая, очевидно, возникнет в классе. В своей принципиальной схеме анализ диалога должен охватить следующие вопросы В какой обстановке начался и ведется диалог? Каковы его причины? Каково содержание диалога? Какие черты героев раскрываются в нем? Как ведут себя герои в продолжение диалога? Нельзя рассчитывать, что у учащихся сложится полное представление о пьесе и ее героях в результате проведенного в классе текстуального анализа. Необходима последующая работа - синтез материалов, накопленных в процессе целостного анализа, например, обобщение наблюдений над образами героев.

Эта работа в каждом конкретном случае носит специфический характер, но можно указать и ряд общих вопросов, которые выясняются в обобщающей беседе о персонаже Какова роль данного героя в общем потоке событий драмы? Каким внешне представляется этот герой? В каких сценах он наиболее выразительно и полно себя раскрывает? Известна ли нам его предыстория и как мы о ней узнаем? Какие мысли, взгляды, черты характера обнаруживает герой в диалогах и с кем ведет эти диалоги? Как характеризует героя его отношение к другим действующим лицам? Каков идейный смысл образа.

Необходимо определить подлинный конфликт, лежащий в основе драматургического произведения, чтобы у учащихся не создались ошибочные представления о нем. Так, им может показаться, например, что в пьесе Горького На дне конфликт - в столкновении интересов Наташи и Пепла, с одной стороны, и четы Костылевых - с другой.

Между тем если б это было так, пьеса завершалась бы в третьем акте и четвертый был бы просто лишним.

А конфликт пьесы - в столкновении мировоззрений, и исчезновение Луки, тоже в третьем акте, только подчеркивает продолжение духовной борьбы, борьбы со спасительной ложью, которая завершается в четвертом акте жизненной проверкой утешительства, крахом этой философии, выявлением бесплодности и вредности распространяемых Лукой иллюзий.

Выявляя основной конфликт пьесы, учитель показывает ученикам, что в существе этого конфликта выражается мировоззрение автора. 1.4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза"

Отсутствие авторской характеристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы учащимися. Поэтому необходимо искать такие приемы и формы работы, которые, с одной… Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Чтение и вступительные занятия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Специфика драмы
Специфика драмы. Драма в системе литературы занимает особое положение, так как она одновременно и полноправный литературный род, и явление, закономерно принадлежащее театру. Драма как род обладает

Завершающие уроки
Завершающие уроки. Заключать изучение драматургических произведений необходимо посещением театра, просмотром фильма или школьного спектакля. Обсуждение спектакля потребует привлечения сценической и

Специфика изучения пьесы А.Н.Островского
Специфика изучения пьесы А.Н.Островского. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н. Островского Гроза При изучении пьесы А. Н. Островского Гроза необходимо поставить следующие нравственны

Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского Гроза
Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского Гроза. Определяя путь изучения Островского в школе, мы прежде всего решаем для себя, каким бы мы хотели запечатлеть его в сознании учащихся, како

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги