рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Завершающие уроки

Завершающие уроки - Конспект, раздел Литература, Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза" Завершающие Уроки. Заключать Изучение Драматургических Произведений Необходим...

Завершающие уроки. Заключать изучение драматургических произведений необходимо посещением театра, просмотром фильма или школьного спектакля. Обсуждение спектакля потребует привлечения сценической истории изучаемого произведения и некоторых сведений из истории русского театра.

О необходимости знакомить учащихся с важнейшими фактами из истории русского театра писали в своих работах методисты. Сообщать эти сведения лучше всего в лекциях, предваряющих и заключающих изучение драматургических произведений. Беседа о просмотренном спектакле переходит в рассказ учителя о сценической судьбе пьесы. Незачем излагать всю сценическую историю от постановки Вишневого сада во МХАТе до его постановки в Современнике, важно показать, как различное сценическое интерпретирование может углубить авторский замысел или, наоборот, повредить ему. Следует отметить, как разнятся театральные трактовки одной и той же пьесы в разное время, как зависят они от задач интерпретаторов.

Хорошо познакомить учащихся с постановкой произведений русской драматургии на сцене, с историей жизни этого произведения в театре, с влиянием, которое творчество русского драматурга оказывало на формирование и становление драматургии. Подводя беседу о просмотренном спектакле, учитель предложит ученикам примерно такие вопросы Насколько внешность исполнителей ролей соответствует вашему зрительному представлению о героях? В каких сценах наиболее полно и ярко раскрывают актеры главные черты героев? Какими средствами внешней выразительности актеры обращают наше внимание на эти черты? Какую роль сыграли музыка, декорации и свет в раскрытии замысла произведения? С чем в спектакле мы не можем согласиться? И др. Таким образом, методы и приемы работы, применяемые при изучении драматургических произведений, не разнятся от методов и приемов, применяемых при анализе эпических и лирических произведений, но соотношение их несколько иное. В связи с этим необходимо рассмотреть на конкретных примерах, как варьируются методы и приемы работы, используемые при изучении драматургических произведений, в зависимости от особенностей восприятия их, целей и задач изучения. 1.5.Вопросы теории литературы Приступая к изучению драматических произведения учащиеся располагают некоторыми знаниями по теории литературы. Они знакомились с такими понятиями, как образ и образное отражение жизни в художественном произведении, идея и ее воплощение в системе образов, композиция и сюжет литературного произведения.

Естественно, что эти знания еще неустойчивы.

Их следует постоянно закреплять, углублять, расширяя одновременно круг новых теоретико-литературных понятий.

Тип и типическое отражение жизни - самые сложные и в то же время очень важные понятия, от правильного усвоения которых зависит успешное изучение всех последующих художественных произведений, предусмотренных программой старших классов.

Впервые ставя перед учащимися проблему типического характера, представляется целесообразным остановить их внимание главным образом только на общем и индивидуальном как диалектическом единстве типического образа. Всестороннее и более глубокое рассмотрение этого вопроса должно осуществляться в процессе изучения образов героев на последующих этапах историко-литературного курса. Чтобы учащиеся поняли отмеченные выше признаки типического характера, необходимо, во-первых, дать развернутый комментарий к пьесе соотнести содержание драмы с исторической действительностью.

Этот вид работы знаком учащимся по Слову о полку Игореве. Во-вторых, показать своеобразие драматического рода, определить его отличительные признаки, иначе трудно довести до учеников особенности приемов типизации героев пьесы. Пьеса не допускает столь свободного вмешательства автора, в пьесе его подсказывания зрителю исключаются.

Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, то есть чисто речевым языком, а не описательным. Это очень важно понять Эта выдержка из статьи Горького О пьесах приводится вовсе не для того, чтобы учитель непременно прочитал ее в классе. Надо донести до учащихся мысли Горького, сравнив пьесу с эпическими произведениями, изученными в курсе литературного чтения например, с Песней о вещем Олеге Пушкина. Закономерности построения драматического произведения могут быть глубоко поняты учащимися только в процессе умело организованного анализа пьесы.

Своеобразие жанра требует особой организации классной работы. Опыт показывает, что учащиеся с интересом изучают пьесу в том случае, когда большая часть ее читается и комментируется в классе. При этом пояснения учителя не должны сводиться только к историческому и лингвистическому комментарию. В процессе чтения накапливается материал для характеристики действующих лиц, ведутся наблюдения за речью героев и ремарками автора, анализируется сюжет и композиция пьесы.

Однако известно, что в драматическом жанре развитие действия приобретает особое значение как для раскрытия характера героя, так и для раскрытия идейной проблематики пьесы. Поэтому, следуя за сюжетом, нужно выяснить, как тот или другой персонаж действует в соответствующей обстановке, как раскрывается его личность в столкновении с другими действующими лицами, в речи и т. д. При этом весьма важно, чтобы учащиеся сами прослеживали построение пьесы.

Ведь они уже знают, что такое композиция художественного произведения и каково ее значение в раскрытии идейного замысла писателя. Правда, они имеют очень смутное представление о композиции именно драматического произведения. Учитель, опираясь на текст, поясняет, что такое экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Учащиеся, как правило, работают с увлечением в классе и дома. После того как учащиеся проследят развитие сюжета, познакомятся с композицией пьесы, учитель, обобщая накопленный материал, раскроет, анализируя, образы, первые признаки типического характера.

В типическом образе-характере непременно отражается общее и неповторимое, общественное и личное. Этого сплава общего и индивидуального мы не найдем в образах положительных персонажей пьесы. Они построены по правилам классицизма. Чтобы углубить понятие о типическом образе-характере, целесообразно сравнить приемы изображения отрицательных героев с приемами изображения положительных персонажей в пьесе.

Глава 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Изучение драмы в школе на примере пьесы А.Н. Островского "Гроза"

Отсутствие авторской характеристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы учащимися. Поэтому необходимо искать такие приемы и формы работы, которые, с одной… Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают основание поставить вопрос о некоторых особенностях в соотношении…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Завершающие уроки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Специфика драмы
Специфика драмы. Драма в системе литературы занимает особое положение, так как она одновременно и полноправный литературный род, и явление, закономерно принадлежащее театру. Драма как род обладает

Чтение и вступительные занятия
Чтение и вступительные занятия. Начальный этап изучения драматургического произведения в школе, -чтение пьесы, причем чтение выразительное, чтение в классе. В средних классах необходимо чита

Специфика изучения пьесы А.Н.Островского
Специфика изучения пьесы А.Н.Островского. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н. Островского Гроза При изучении пьесы А. Н. Островского Гроза необходимо поставить следующие нравственны

Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского Гроза
Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского Гроза. Определяя путь изучения Островского в школе, мы прежде всего решаем для себя, каким бы мы хотели запечатлеть его в сознании учащихся, како

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги