Изучение эпических произведений в школе

Изучение эпических произведений в школе. Специфика эпоса Пушкин, равно гениально проявивший себя лириком, эпиком и драматургом, подчеркивал и в художественных произведениях, и в теоретических заметках специфику и закономерности каждого поэтического рода, даже если в произведении имело место проникновение их друг в друга.

Так, например, в стихотворение Осень, необычно пространное для лирики, входит, кажется, все безграничное разнообразие объективного мира, характерное для эпоса.

Однако впечатления внешнего мира, привычки бытия схватывает и перерабатывает своенравная мечта поэта, которая господствует в лирическом стихотворении, определяя его поэтическое содержание, пафос, движение лирической интонации. Выражая и постигая свой внутренний мир, лирический поэт только через себя выражает жизнь всеобщую, человека и время.

Иная закономерность господствует в произведении эпическом. В романе Евгений Онегин, при всем своеобразии его жанра не роман, а роман в стихах-дьявольская разница с отчетливо ощутимым лирическим началом, поэт-лирик уже не может безраздельно господствовать в эпическом повествовании. По мере развития романа героев, их самостоятельной, как бы не зависящей от автора жизни, Пушкин осознает необходимость подчинить творческую фантазию поэта самодвижению эпической музы Благослови мой долгий труд, О ты, эпическая муза! И, верный посох мне вручив, Не дай блуждать мне вкось и вкривь.

По предмету художественного исследования эпос как будто приближается к драме. Различие между эпосом и драмой пишет В. В. Кожинов не является фундаментальным, доходящим до самых основ. Однако живописная полнота и многокрасочность эпоса, конечно, существенно отличается от как бы одноцветного рисунка драмы. В драме схватывается центральное, основное устремление человеческого характера 6,90 . Едва ли сказанное Пушкиным о романе Евгений Онегин - даль свободного романа - могло быть сказано о Борисе Годунове или Маленьких трагедиях. Эпос, как и любой другой поэтический род, всегда находится в движении.

Он исторически изменчив от Илиады до современной прозы и, в сущности, как бы заново рождается в каждом эпическом произведении большого художника. Однако в данной работе нас интересует прежде всего то устойчивое, что составляет качественную определенность эпического рода. Определенность эта для литературы всех времен и творчества всех писателей - в повествовательном характере эпических произведений.

В эпическом произведении - всегда повествуется о человеческих судьбах, о том, что уже совершилось, уже было. Эпос дает возможность раскрывать жизненные явления в их причинно-следственных связях, взаимоотраженнях, сцеплениях единичного с общим. В результате обстоятельно развертывающегося повествования характерного для любого эпического жанра каждое конкретное событие предстает как отдельное проявление многостороннего, целого бытия 8,142 . Поскольку специфика эпоса связана с его повествовательным характером, возникает необходимость уточнить и осмыслить роль повествователя в структуре эпического произведения.

Казалось бы, в эпосе повествователь поглощается самим потоком жизни, заполняющим произведение тем не менее именно он ведет повествование, вовлекая читателя в сложный мир человеческих отношений, заставляя его следовать за собой в его, повествователя, размышлениях, переживаниях, сомнениях.

При этом его, порой, бывает трудно выделить в качестве отдельного компонента повествовательного текста если только он не выступает в виде персонифицированного рассказчика. Из всех форм повествования, пожалуй, самой распространенной является повествование в третьем лице, так называемое авторское повествование. Видимо, любой отрывок эпического текста в форме повествования от третьего лица способен выявить закономерные именно для эпоса способы художественного освоения жизни, отличающие его от драмы. 1.2 Чтение и