рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вступительные занятия

Вступительные занятия - раздел Литература, Изучение в школе повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" Вступительные Занятия. В Системе Уроков По Изучению Эпического Произведения О...

Вступительные занятия. В системе уроков по изучению эпического произведения обычно выделяются по основным этапам его изучения три типа уроков вступительный, урок анализа художественного текста и заключительно-обобщающий.

Хотя эти уроки принадлежат к разным типам, но, входя в систему уроков, они приобретают некоторое функциональное сходство. Задача вступительного урока - подготовить учащихся к осмыслению произведения в процессе предстоящего анализа, пробудить у них интерес к его изучению, создать у класса необходимый эмоциональный настрой.

Особой задачей начального урока анализа художественного текста является знакомство учащихся с художественной манерой писателя. Ведь изучение каждого нового эпического произведения особенно в курсе IX класса - это встреча учащихся с новой творческой индивидуальностью, оригинальной художественной манерой, которую учащиеся должны освоить, чтобы постигнуть богатство содержания произведения, приобщиться к новым эстетическим переживаниям.

Сообщение учащимся на начальном этапе анализа произведения знаний об особенностях художественной манеры писателя - обязательное условие его дальнейшего разбора, подготовки их к самостоятельной работе. Возможны самые разнообразные варианты вступительного урока подготовки к анализу художественного текста даже при изучении одного и того же эпического произведения. Но каждый из них обусловлен спецификой произведения и особенностями его восприятия учащимися, а также общими задачами изучения данной темы. Зависимость построения отдельного урока в первую очередь его содержательной и методической сторон от построения всей системы уроков проявляется в их взаимосвязи, которая осуществляется по нескольким линиям истолкование произведения, сообщение учащимся различных знаний, овладение учащимися способами деятельности и т. д. Истолкование произведения, направленное на максимальное выявление его воспитательного потенциала, является при этом основной задачей.

Это вытекает из сущности изучения литературы в школе как искусства слова.

Конечно, обучение литературе в школе имеет свою педагогическую логику, раскрывающуюся в системе уроков, однако истолкование произведения может вносить в нее определенные коррективы. Конечно, изучение произведения, замысел которого столь тесно связан с действительностью, невозможно без обращения к его конкретно-историческому содержанию.

Знания учащихся об особенностях общественного развития и идеологической борьбе в этот период недостаточны, чтобы разобраться во взаимоотношениях героев произведения. Но, горячо ратуя за историческое объяснение фактов искусства, мы нередко сужаем историзм до злобы дня которая объясняет произведение только отчасти 7,81 . Уяснение новой духовной ситуации поможет учащимся не только лучше понять поступки героев, но и разобраться в понимании связи человека и времени, в той роли, какую отводит писатель влиянию обстоятельств и идей на выработку жизненной позиции человека.

Для подготовки учащихся к разбору проблематики произведения целесообразно также использовать на вступительном уроке фрагменты из критических статьей, обращая внимание учащихся на критерии в оценке данного критика на данное произведения. Знакомство с фрагментами из статьи может быть своего рода введением в традиционную учебную ситуацию на вступительном уроке по разбору эпического произведения изучение первоначального восприятия произведения учащимися.

Обмен впечатлениями о романе после самостоятельного его чтения учащимися способствует пробуждению у класса интереса к произведению особенно если возникают споры, позволяет более эффективно построить работу по его анализу. Чаще всего для подготовки к обмену впечатлениями учащимся предлагаются для предварительного обдумывания дома вопросы такого рода ваше отношение к герою, какие страницы произведения больше всего понравились и т. д. В ответах на эти вопросы учащиеся обычно останавливаются на частностях например, отношение к Базарову определяется его высказываниями об искусстве, или о любви, или его резкостью и грубостью и т. д в то время как прежде всего важно выяснить целостное понимание учащимися образа героя, выявить, в какой мере ими понята авторская концепция характера. С целью подготовки учащихся к уяснению проблематики произведения учителю также полезно использовать при изучении первоначального восприятия произведения карточки, в которых представлены суждения критиков и литературоведов о главных героях романа, о тех или иных нарисованных в нем ситуациях.

Карточки эти учащиеся получают заранее для предварительной работы над ними дома. При этом необходимо представить в этих суждениях не только различные точки зрения, высказанные в критических статьях, в работах, посвященных творчеству писателя, но и подобрать их таким образом, чтобы обратить внимание учащихся на те вопросы, которые предстоит обсудить.

Так, например, можно предложить учащимся следующие суждения о Базарове.

Громадное, несовместимое с обычными мерками самолюбие - едва ли не самая резкая из тех черт, которые подмечают в Базарове окружающие. Самолюбие - основа многих побуждений Базарова. Маркович М. Человек в романах Тургенева. Базаров жаждет любви к людям. Если эта жажда проявляется злобой, то такая злоба составляет только оборотную сторону любви. Страхов Е. Критические статьи о Тургеневе и Л. Толстом. Кроме непосредственного влечения, у Базарова есть еще другой руководитель в жизни - расчет У людей посредственных такого рода расчет большей частью оказывается несостоятельным, они по расчету хитрят, подличают, воруют, запутываются и в конце концов остаются в дураках.

Люди очень умные поступают иначе они понимают, что быть честным очень выгодно и что всякое преступление, начиная от простой лжи и кончая смертоубийством опасно и, следовательно, неудобно. Поэтому очень умные люди могут быть честны по расчету и действовать начистоту там, где люди ограниченные будут вилять и метать петли. Писарев.

Базаров. Подводя последние итоги, на смертном ложе нигилист Базаров думает о значении своей жизни для России. Можно ли после этого говорить, что отрицание ради отрицания было целью его стремлений? Бялый Г. Роман И. С. Тургенева Отцы и дети. Как показывает опыт, при таком приеме изучения первоначального восприятия романа активизируется мышление учащихся, они лучше осознают, что однозначные оценки применительно к таким сложным и противоречивым характерам, как Базаров, страдают однобокостью и подчас крайностью. Наконец, использование такого приема помогает учащимся строить свое высказывание, в котором они, опираясь на то или иное суждение или суждения, должны выразить свою точку зрения по вопросу, затронутому в суждении.

Известно, какие трудности для изучения произведения создает непонимание или недостаточно четкое понимание учащимися а следовательно, и отсутствие в активном словаре школьников важных для характеристики и оценки героев и произведения нравственных и эстетических понятий. Целесообразно на вступительном уроке дать учащимся список слов, ключевых в разборе идейного содержания произведения, для самостоятельной работы со словарем.

Предварительное знакомство с определениями значений этих слов в современном русском языке способствует более быстрому их освоению учащимися. Естественно, что отбор этих слов во многом определяется направленностью анализа.

Усиление внимания к проблематике эпического произведения должно найти свое выражение и в комментировании учителем хода предстоящего разбора этого произведения. Осознание учащимися хода анализа - немаловажное условие и для эффективности самого анализа, и для успешного формирования умений анализа. Готовясь к изучению крупного эпического произведения, учитель намечает определенные акценты в его разборе. Исходя из этого, он отбирает для подробного рассмотрения определенные эпизоды, намечает последовательность и приемы их рассмотрения. Учащиеся чаще всего вначале не понимают, почему им предлагают рассмотреть подробно именно эти эпизоды, сопоставить именно этих персонажей.

Считается, что потом, когда в процессе анализа раскрывается смысл эпизодов, устанавливается связь между ними и произведением в целом, это должно стать понятным. Однако уяснение учащимися смысла произведения еще не означает, что они уяснили и ход самого анализа, даже если на это обращалось специальное внимание на заключительном уроке. Вот почему комментирование хода предстоящего анализа столь важно.

Успех уроков в значительной степени зависит от того, насколько содержательным и эмоциональным будет вступительное слово, в какой степени оно активизирует читательский опыт ученика. Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой. Захватит ли книга ученика погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его равнодушным, а то и вызовут внутреннее неприятие-об этом всегда думает учитель, готовя первую встречу школьника с произведением.

Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого чтения они думали над определенными вопросами, делали выписки и пометки, или лучше сделать эту первую встречу с книгой свободной, не осложнять ее аналитической работой? На первый взгляд кажется заманчивым прослаивать чтение пересказами, составлением планов, беседой в аналитическую работу, экономится время, а значит, открываются дополнительные возможности для более глубокого анализа.

Однако это совсем не означает, что чтением всего произведения всегда надо открывать работу над -ним. Если книга несложна и учитель уверен, что она сразу заинтересует школьников, то действительно стоит начинать ее изучение с чтения. Но чаще ему предшествует вступительное занятие, которое как раз и должно подготовить учеников к чтению.

А иногда целесообразно сначала в классе вместе прочесть несколько глав и только потом предложить учащимся прочесть все произведение целиком. Такое совместное чтение первый глав или действий сложных для восприятия школьников произведений очень важно Ревизор , Горе от ума , Евгений Онегин и др Читая трудный текст, педагог объясняет, комментирует его. Ученики, тонко чувствующие литературу, откликаются первыми, их реакция передается другим, а там уже весь класс слушает с интересом, напряженно.

Пока. нет такого коллективного отклика, нельзя требовать, чтобы все школьники прочли сложное произведение. Неточности восприятия, даже ошибки могут быть исправлены позднее, а первое впечатление от прочитанного остается надолго, и перестроить его труднее, чем подготовить учеников к восприятию произведения Но когда эта подготовка проведена, то произведение должно быть прочитано учеником в классе или дома полностью. Первоначальное чтение иногда бывает поверхностным, но оно все равно оказывает воздействие на личность человека.

Нередко труд и творчество в это время проходят подсознательно, Читатель чаше всего не осознает, какие процессы протекают в его сознании. А между тем, читая, он вбирает в себя идеи автора или, наоборот, отталкивается от них. Читатель может и не замечать, что книга повлияла на него, внесла что-то в его духовную жизнь. Но если книга не оставила его равнодушным, то он стал другим, может быть, мудрее, может быть, добрее и лучше И чтобы это влияние книги было прочным, не исчезло, первые эмоциональные впечатления ребят от книги-и осознанные и неосознанные-и для учителя, и для самих учеников должны стать отправной точкой анализа.

Словесник, продумывая систему уроков, должен не только сохранить живость первых личных впечатлений школьников от чтения, но и повести класс за собой в творческую лабораторию писателя. А ученик, отправляясь от своего естественного читательского восприятия для души, должен в ходе изучения произведения понять идеи автора, ощутить пафос произведения и увидеть его своеобразие Чтение может быть домашним или классным.

Иногда безоговорочное предпочтение отдают классному чтению. Почему прочитав произведение в классе, учитель может быть уверен, что все ребята познакомились с книгой и услышали ее в выразительном звучании. Но нельзя недооценивать и домашнего чтения. Оно более личное, интимное. Читая произведение вслух, педагог невольно оказывает влияние на его восприятие своей трактовкой, тогда как при самостоятельном чтении нет посредника между читателем и автором.

В этом сложность чтения для себя, но в этом и его своеобразие. Иногда именно чтение для себя может затронуть такие стороны души, которые молчат, когда читатель становится слушателем. Важно умело сочетать в своей работе оба вида чтения, Скажем, если произведение читалось в классе вслух, то надо целесообразно предложить задание, требующее чтения про себя. И наоборот, прочитанное про себя произведение, хотя бы в извлечениях, должно прозвучать на уроке.

Предпочтение одного вида чтения другому будет зависеть от многого и от своеобразия произведения, и от его объема, и от возраста учеников. и от их читательской культуры. Небольшие произведения лучше прочесть самому учителю. Если же первоначальное чтение занимает 30-40 минут, то стоит привлекать и школьников. Причем педагог должен готовить их очень внимательно следить за качеством чтения. Если текст в исполнении ученика перестает оказывать эстетическое воздействие на класс, то нужно сменить читающего или самому включиться в чтение.

Первоначальное чтение в IV-V классах сопряжено с рядом трудностей. Десяти одиннадцатилетние дети не могут в течение длительного времени слушать его напряженно без перерывов. Они любят, когда им читают вслух, но через 25-30 минут их внимание рассеивается и они начинают отвлекаться. К тому же в этих классах особенно остро стоит вопрос о необходимости совершенствовать технику чтения. Поэтому существует тенденция сливать первоначальное чтение с аналитической работой.

Но это неверно. Нельзя встречу с произведением искусства подменять работой над техникой чтения. Произведение во всей своей силе должно прозвучать на уроке, а техникой чтения надо заниматься отчасти в процессе анализа, отчасти индивидуально Одним словом, вопросы должны требовать не многословных, а кратких ответов. Это могут быть и просто эмоциональные реплики учителя, которые помогут школьникам вновь включиться в слушание.

У двенадцати тринадцатилетних детей уже не возникает таких трудностей при длительном чтении вслух. В старших же классах первичное чтение становится в основном домашним. 1.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Изучение в школе повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"

Заключение Литература Введение Актуальность работы заключается в том, что анализ эпического произведения с учетом его родовой и жанровой специфики… Изучение произведений в соответствии с особенностями рода и жанра дает… Во многих современных исследованиях ставится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вступительные занятия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Изучение эпических произведений в школе
Изучение эпических произведений в школе. Специфика эпоса Пушкин, равно гениально проявивший себя лириком, эпиком и драматургом, подчеркивал и в художественных произведениях, и в теоретических замет

Зависимость анализа от рода и жанра произведения
Зависимость анализа от рода и жанра произведения. Центральное место в программе по литературе занимают эпические произведения, причем больше всего изучается проза рассказ, очерк, повесть, роман, ро

Понятия теории литературы
Понятия теории литературы. Теоретико-литературные сведения не заслоняют смысл произведения, а помогают проникнуть в него. Так с помощью теоретических понятий уже в 5-м классе учащиеся настолько глу

Вступительное занятие и чтение произведения
Вступительное занятие и чтение произведения. Повесть М. А. Булгакова Собачье сердце по программе под редакцией В. Г. Маранцмана включена в курс литературы. Опыт показывает, что для большинст

Анализ повести Собачье сердце
Анализ повести Собачье сердце. Открывает первый урок по анализу произведения рассказом учителя об истории создания и неопубликования повести Собачье сердце. В январе 1925 года для журнала Недра М.

Заключительное занятие
Заключительное занятие. Четвертый урок и заключительный урок мы назвали В чем вина профессора Преображенского Название урока и является центральным проблемным вопросом, поэтому именно на последнем

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги