рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Зависимость анализа от рода и жанра произведения

Зависимость анализа от рода и жанра произведения - раздел Литература, Изучение в школе повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" Зависимость Анализа От Рода И Жанра Произведения. Центральное Место В Програм...

Зависимость анализа от рода и жанра произведения. Центральное место в программе по литературе занимают эпические произведения, причем больше всего изучается проза рассказ, очерк, повесть, роман, роман-эпопея. Основными признаками эпических жанров литературоведы называют изображение внешнего по отношению к писателю мира, сюжетность, наличие трех структурных форм малой, средней, большой 1,470 . Рассказ - основной эпический жанр, изучаемый в 5-7-х классах повесть также довольно широко входит в круг чтения учащихся 5-7-го классов с романом школьники знакомятся в 8-м классе, а в старших классах роман занимает одно из основных мест. В основе сюжета малой формы- один эпизод или случай в основе сюжета средней формы не только несколько эпизодов, но и развиты они подробнее в основе сюжета большой формы - многолинейность действия 1,471 . Широкие рамки повествовательной формы, которую представляет роман, позволяют вместить в него и историю человеческой жизни, и картину общественных нравов, и обрисовку социальных условий, и воспроизведение огромного многообразия человеческих характеров.

Достоинства романа высоко ценил В. Г. Белинский, отмечая значение в нем и частей, и целого, а также изображение человека в отношении к общественной жизни 2,271 . Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Жанр произведения выступает как одно из средств раскрытия его содержания.

Вот как решает в связи с этим проблему анализа М. А. Рыбникова.

Методические приемы диктуются природой произведения 10,50 Маленький рассказ читается и разбирается в полном его объеме. Из романа мы выбираем отдельные ведущие главы и одну из них читаем в классе, другую дома, третью тщательно разбираем и пересказываем близко к тексту, четвертую, пятую, шестую разбираем в более быстром темпе и пересказываем кратко, отрывки из седьмой и восьмой главы даются в форме художественного рассказа отдельными учениками, эпилог рассказывает классу сам учитель.

Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали 10,56 . Говоря о своеобразии восприятия эпических произведений, прежде всего следует подчеркнуть следующее ученики средних классов легче воспринимают сюжет и характеры, труднее-авторскую позицию, взаимосцепление сцен и образов.

Старшеклассники, кроме того, активно воспринимают композицию, идейное содержание, а также отдельные особенности стилевой манеры автора. Но многочисленные наблюдения показывают, что даже ученики выпускного класса при самостоятельном разборе эпических произведений далеко не всегда улавливают особенности авторского мировоззрения, взаимообусловленность отдельных компонентов произведения, соотнесенность художественного слова с голосом автора. основным недочетом в восприятии эпических произведений школьниками является отсутствие целостности.

Связать и сюжет, и образы, и приемы изображения с проблемами, которые волнуют писателя, выбрав для этого оптимальный методический вариант ответственная задача педагога. Выбор оптимальных методов и форм работы над текстом связан и со спецификой жанра и с особенностями его восприятия школьниками. На уроках могут быть использованы выразительное чтение и художественное рассказывание, работа над планом и пересказ одной из глав, подготовка устного словесного рисования и создание иллюстраций.

Возможно привлечение игровых моментов. Значительное место на уроках по изучению эпических произведений занимает беседа в различных ее видах. На уроках классная коллективная беседа имеет целью обогатить эмоциональное восприятие текста, осознать яркие, динамичные словесные образы автора. Серьезное внимание следует уделить нравственному потенциалу Система анализа эпических произведений в старших классах строится на использовании многообразия методов и приемов анализа.

Особое внимание в работе со старшеклассниками следует уделить выбору основных в идейно-художественном отношении глав, эпизодов, описаний и обобщениям после наблюдений над отдельными частями текста. Совершенствование деятельности старшеклассников связано с увеличением их творческой самостоятельности в ходе идейно-эстетического анализа. Особое значение имеет постепенное усложнение заданий, целенаправленное формирование умений и навыков от наблюдений над особенностями стиля произведений, от первоначальных выводов и обобщений, касающихся отдельных компонентов стиля, к владению теоретико-литературным понятием стиль при конкретном анализе художественного текста от усвоения теоретических понятий к умению показать основные черты данного рода и жанра для каждого произведения.

Так, все этапы изучения романа А. С. Пушкина Евгений Онегин должны вести учащихся к пониманию жанра этого произведения, показывать значение свободной формы романа в стихах, соединившего в себе достижения не только ряда поэтических жанров, но и прозы.

В пестрых главах романа отражены судьбы народа и дворянского класса, конфликт между мыслящей, критически настроенной личностью и средой. Особую роль в структуре романа играет образ автора, его мировосприятие, его жизненная и эстетическая позиция. Следует подчеркнуть, что в жанровом отношении крупные произведения, изучаемые в 9-м классе, достаточно сложны для восприятия учащихся роман в стихах А. С. Пушкина социально-психологический роман М. Ю. Лермонтова, состоящий из пяти повестей, расположенных не в соответствии с хронологией событий поэма в прозе Н. В. Гоголя.

При анализе романа М. Ю. Лермонтова Герой вашего времени целесообразно увеличить самостоятельность школьников в выборе и рассмотрении эпизодов, в обобщениях теоретико-литературного и идейно-нравственного характера. Внимание учащихся к поискам Н. В. Гоголем жанра произведения подводит к пониманию того, что судьба Чичикова не является основой авторской концепции, что идейный замысел писателя связан с мыслями о русском народе и будущем России.

Авторское определение жанра произведения как поэмы дает возможность понять целостность сюжета, композиции, авторского взгляда на мир, наконец, то особое место, которое занимает образ повествователя в произведении. В работе над эпическими произведениями расширяется представление о взаимосвязи мировоззрения и творчества писателя, об индивидуальном стиле писателя.

При изучении романа-эпопеи Толстого Война и мир мы вновь остановимся на особенностях рода и жанра произведения, тем самым определяя целостное восприятие романа-эпопеи, понимание кардинальных его черт. Постоянное внимание уделяется определению взаимосцепления частей романа, пониманию идейно-нравственном позиции и эстетической системы писателя, формированию умений идейно-стилистического анализа эпизодов. Уже на вводно-ориентировочном занятии, опираясь на непосредственное восприятие учащихся, отмечаем, как влияет система взглядов Толстого на художественную структуру романа, на трактовку образов действующих лиц, как влияет мировоззрение писателя, его нравственные идеалы на взаимосцепление отдельных образов и сцен. На уроках по изучению романа-эпопеи воспитываем также сознательное отношение к содержанию и форме произведения, основанное на углублении непосредственного восприятия текста. формируем устойчивый интерес к самому процессу анализа.

Далее, на наш взгляд, желательно переходить к проблемному и пообразному анализу, организуя в соответствии с этим деятельность учащихся. Сосредоточим внимание на углубленном анализе эпизодов, указав на недостаточность простого пересказа событий.

В работе над эпизодами романа, в наблюдениях над образами и событиями проследим движение авторской мысли от внешнего к внутреннему. Для Толстого главное - понять богатство, глубину и многообразие жизненных связей, понять развивающийся человеческий характер.

В литературном образовании старшеклассников значительно повышаются требования к самостоятельности, к способности целостного восприятия большого по объему материала, к умению построить убедительный аргументированный анализ текста. При этом надо не допустить поверхностного чтения, стремления высказывать суждения без опоры на конкретные примеры из текста, постоянно развивать внимание к художественному слову, к художественной детали. Объем и сложность заданий, требующих внимания к художественному слову, к тексту в целом, увеличиваются.

Следует варьировать характер деятельности учащихся, совершенствовать их умение подбирать и анализировать материал из текста. В данном случае особенно важны оптимизация учебного процесса, поиски эффективных вариантов организации урока, выбор методов обучения. При этом большое значение имеет установление связей творчества писателя с русской классической литературой, рассмотрение произведения в специфике рода и жанра каждого из произведений.

Это дает возможность установления наиболее тесных и непосредственных связей с другими романами-эпопеями в истории русской литературы. Так, изучая произведения к примеру о гражданской войне, можно рассмотреть произведения Шолохова, Булгакова, Толстого и др. Такими параллелями не следует пренебрегать при изучении любого произведения, особенно же - столь сложного, объемного. многопроблемного, как роман-эпопея. Планируя работу с учащимися, выбирая оптимальный вариант организации изучения той или иной темы, важно постоянно контролировать достигнутый уровень знаний, умений и навыков школьников. Особенно большое значение это имеет в 11-м классе, где преподаватель и ученики обобщают, заново осмысливают знания, полученные в школе.

Здесь возможны такие виды работ краткий письменный анализ всего произведения или отдельных его эпизодов характеристика одного из действующих лиц в сопоставлении его с другими героями выразительное чтение отрывков из текста с последующим анализом изобразительных средств языка рецензия-обзор прочитанной за последние месяцы художественной литературы, в частности периодики микросочинения по отдельным проблемам обзорно изучаемых произведений определение темы и идеи, анализ системы образов, решение нравственных вопросов, образ современника, традиции и новаторство и т. д. В процессе выполнения подобных заданий совершенствуется умение учащихся оценивать произведения авторов, выявлять проблематику произведений и определять авторскую позицию, обосновывать оценку прочитанного, определять идейно-художественную роль различных элементов произведения, анализировать произведения крупной эпической формы. 1.4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Изучение в школе повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"

Заключение Литература Введение Актуальность работы заключается в том, что анализ эпического произведения с учетом его родовой и жанровой специфики… Изучение произведений в соответствии с особенностями рода и жанра дает… Во многих современных исследованиях ставится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Зависимость анализа от рода и жанра произведения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Изучение эпических произведений в школе
Изучение эпических произведений в школе. Специфика эпоса Пушкин, равно гениально проявивший себя лириком, эпиком и драматургом, подчеркивал и в художественных произведениях, и в теоретических замет

Вступительные занятия
Вступительные занятия. В системе уроков по изучению эпического произведения обычно выделяются по основным этапам его изучения три типа уроков вступительный, урок анализа художественного текста и за

Понятия теории литературы
Понятия теории литературы. Теоретико-литературные сведения не заслоняют смысл произведения, а помогают проникнуть в него. Так с помощью теоретических понятий уже в 5-м классе учащиеся настолько глу

Вступительное занятие и чтение произведения
Вступительное занятие и чтение произведения. Повесть М. А. Булгакова Собачье сердце по программе под редакцией В. Г. Маранцмана включена в курс литературы. Опыт показывает, что для большинст

Анализ повести Собачье сердце
Анализ повести Собачье сердце. Открывает первый урок по анализу произведения рассказом учителя об истории создания и неопубликования повести Собачье сердце. В январе 1925 года для журнала Недра М.

Заключительное занятие
Заключительное занятие. Четвертый урок и заключительный урок мы назвали В чем вина профессора Преображенского Название урока и является центральным проблемным вопросом, поэтому именно на последнем

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги