рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятия теории литературы

Понятия теории литературы - раздел Литература, Изучение в школе повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" Понятия Теории Литературы. Теоретико-Литературные Сведения Не Заслоняют Смысл...

Понятия теории литературы. Теоретико-литературные сведения не заслоняют смысл произведения, а помогают проникнуть в него. Так с помощью теоретических понятий уже в 5-м классе учащиеся настолько глубоко, насколько позволяет возраст, проникают в проблематику эпического произведения, осваивают его идеи. Здесь не только работают обозначенные в программе понятия, но и накапливаются наблюдения для понимания того, что такое литературный герой, характер, портрет, пейзаж, выразительность языка и т. д. На качественно ином уровне рассматриваются произведения в старших классах.

Здесь теоретический аспект анализа осуществляется полнее, служит выработке более глубокого понимания эпических произведений.

В аннотации к теме Евгений Онегин среди многих других теоретических понятий называются композиция романа, лирические отступления, богатство и своеобразие языка.

Теоретические знания служат не отдельным довеском к разговору о произведении, а организуют весь анализ, помогают проникнуть в поднятые писателем важнейшие проблемы.

А сами нравственные проблемы предстают перед учащимися во всей их сложности, как они поставлены великими классиками. При раздумье над конкретной судьбой героя учащиеся обращаются к важнейшим вопросам бытия, воспринимают мир в его единстве, а себя-творчески мыслящими людьми. Такому направлению школьного преподавания способствует и развитие современной науки о литературе.

В последние годы в литературоведении произошло заметное движение от преимущественно историко-генетического исследования связей произведения с эпохой его создания к историко-функциональному. Если характеризовать общее направление методологических исканий в современном литературоведении, можно было бы сказать, что сейчас на первый план выдвигается исследование социально-эстетической действенности литературы, изучение той внутренней энергии, которая заключена в эпических произведениях и находит свое выражение в идейном. эстетическом влиянии их на читателей утверждает М. Б. Храпченко 5,128 . Соответствующее движение наблюдается и в методике изучения литературы в школе.

Не отказываясь от объяснения проблематики произведения породившей его эпохой, школьный курс литературы все более стремится обнаружить в произведении общечеловеческое содержание. Учащимся важно знать не только то, как в эпическом произведении отражена определенная эпоха, но и, главное, что значительного, интересного оно открывает им-людям иного времени, какие нравственные, эстетические ценности оно заключает в себе 8,34 . Четкие теоретические знания служат постижению того, что общечеловеческое проявляется в конкретно-исторической форме.

Чем глубже мы поймем индивидуальные характеры героев, судьбы которых определены социальными условиями, тем очевиднее проникнем в нравственную и философскую основу произведений, обнаружим в них то, что всегда волновало и будет волновать человечество вопросы о смысле жизни и о нравственной позиции личности, о свободе и счастье человека, о его долге и ответственности, о путях к будущему.

Школьный анализ не ставит задачи всестороннего исследования произведения, но верное понимание отношений между содержанием и формой должно лежать в его основе и рассмотрение одного аспекта образа, композиции, языка должно исходить из единства целого. В программе по литературе это нашло выражение во многих аннотациях к темам и особенно в итоговых требованиях к знаниям учащихся.

Например, требования к знаниям выпускников средней школы предусматривают понимание общих особенностей литературного процесса, отражения в произведении характерных особенностей эпохи, т. е. знания учащихся должны основываться на принципе историзма, который выступает как системообразующий. Затем рассматриваются сюжет, особенности композиции и системы образов. Затем-типическое конкретно-историческое и общечеловеческое значение характеров главных действующих лиц. И, наконец, характерные стилевые включая жанровые особенности изученных эпических произведений.

Задача словесника-добиться, чтобы все стороны произведения воспринимались системно, чтобы учащиеся видели, например, в сюжете и композиции отражение эпохи, выражение взглядов писателя, его понимание общественных процессов и их оценку. Выбор характеров, выделение в них главного, идейно-эмоциональная оценка изображаемого также определяется социально обусловленной позицией автора.

Очень важно, что подвергается критике и что утверждается автором, в какой степени поиски и идеалы его способствуют пробуждению добрых чувств читателя, помогают верной самооценке, выработке творческого отношения к миру. Стилевые особенности произведения также служат выражению общественной позиции писателя, поэтому содержательно значимым является и выбор слов, и характер синтаксиса, и способ повествования. Если мы хотим, чтобы выпускники воспринимали литературу полноценно, необходимо начинать учить этому с раннего возраста.

И не случайно в усовершенствованных программах курс средних классов гораздо серьезнее, чем раньше, оснащен теоретическими сведениями. Это сделано на основе более последовательного использования психологических исследований восприятия современными школьниками художественных произведений. Важно учесть как доступность понятий, так и необходимость дать достаточную пищу для ума и сердца юного читателя.

Недостаток теоретических знаний так же опасен, как и их избыток. Надо дать теорию в таком объеме, чтобы учащиеся могли проникнуть с ее помощью в глубину произведения, но чтобы теория и не заслоняла непосредственного впечатления от книги. При этом конкретные сведения должны быть даны тогда, когда возраст учащихся наиболее благоприятен для их освоения. Как важно вводить понятие лишь тогда, когда накоплено достаточное количество наблюдений иначе оно будет в сознании учащихся связано только с одним явлением, так же важно и не опоздать с научным определением понятия, не закрепить складывающийся стихийно неполный и односторонний стереотип 9,42 . Поэтому многие понятия стали изучаться теперь значительно раньше.

Так, тема, идея, сюжет начинают рассматриваться с 5-го и продолжают развиваться в последующих классах. При этом учтены межпредметные связи на уроках русского языка, музыки и изобразительного искусства эти понятия уже действуют. Насыщенность программы 5-9-го классов теорией создает возможность более глубокого проникновения в смысл художественного произведения, ведет к развитию эмоционального восприятия и умений анализа, что в значительной степени разгружает учащихся старших классов.

Накопленный в средних классах опыт анализа сказывается в том, что старшеклассники уже при первоначальном чтении произведения быстрее входят в его мир, точнее воспринимают смысл и затем глубже вникают в него на стадии анализа, идут дальше в освоении основополагающих принципов литературы.

Выделение центральных понятий превращает теоретические знания в определенную систему, а не набор отдельных понятий это и зафиксировано в итоговых требованиях к знаниям учащихся по классам. В средних классах на первом плане-изучение эпических отдельных произведений, и основной круг понятий о содержании и форме произведения осваивается именно здесь. Разговор об общих свойствах литературы на вводных уроках и при изучении произведений поможет школьникам преодолевать слабые стороны наивно-реалистического понимания литературы, вырабатывать подлинно художественное восприятие.

В какой-то мере в средних классах создается представление об историческом развитии литературы. Этому служат понятия о родах и жанрах, об отличии письменной, профессиональной литературы от устного народного творчества. Освоение наиболее сложных и важных понятий проходит несколько стадий, по мере развития учащихся. Сначала накапливаются наблюдения над явлением, затем дается начальное понятие и потом-развитие его. Проследим это развитие на одном из центральных теоретических понятий - понятии о литературном герое.

Первые сведения о литературном герое учащиеся получают в 5-м классе. Постепенно начинают они проникать в мотивы поведения героя, осознавать связь между героями и событиями Кавказский пленник , Муму, учатся давать нравственную оценку герою и его поступкам Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью. При изучении рассказа школьники получают начальное понятие о литературном герое как о человеке. изображенном в произведении с помощью определенных средств описание внешности, поступков и переживаний, речь. На повести рассматривается одно из средств изображения героя-портрет.

В 6-м классе начинает складываться понимание того, что за героем стоит автор, выражающий свое отношение к изображаемому Дубровский, развивается представление о средствах изображения героя - портрете пейзаже, совершенствуется умение давать нравственную оценку герою.

Шестиклассники в состоянии понять взаимосвязь всех сторон личности-поступков, мыслей, чувств, поэтому им становится доступным понятие о литературном характере как индивидуальной личности, нарисованной в произведении и несущей на себе авторское отношение. Это понятие дается при изучении повести Гоголя Тарас Бульба При изучении всех последующих эпических произведений необходимо обращаться к этому понятию и сосредоточивать внимание на особенностях раскрытия характера в сатирических произведениях Щедрина и Чехова осуждая героев, автор сатирического произведения исходит из представления о настоящем человеке в сатирическом персонаже обычно выделена одна черта, данная в преувеличении, подчас до неправдоподобия особую роль здесь играет художественная деталь. Учащиеся 7-го класса осознают, что в литературе создаются художественные образы людей.

Можно соотнести друг с другом понятия литературный герой, литературный характер и художественный образ.

Литературным героем мы называем любого человека, изображенного в литературном произведении. О характере мы говорим, когда видим в герое индивидуального человека с присущими ему мыслями, чувствами, проявляющимися в поступках. При всем многообразии его свойств в характере есть определяющие, главные черты. В характере выражается авторская оценка героя и окружающей его действительности, раскрывается существенное, закономерное для определенной эпохи и для человечества. Говоря о художественном образе, следует иметь в виду, что в лирическом произведении существует особый вид образа- образ-переживание, в котором человек предстает в отдельном состоянии.

В эпическом произведении, помимо образов-характеров, присутствуют образы природы, животных, вещей, собирательные образы. Л. И. Тимофеев определяет художественный образ так Это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение 7,90 . Это определение может быть взято за основу при формировании у учащихся соответствующего понятия, но в средних классах оно может быть несколько упрощено 1 образ-это наглядная картина, отдельный человек в произведении 2 это всегда обобщение, открытие нового 3 в образе раскрывается авторское отношение к изображаемому 4 образ создается писателем с помощью художественного вымысла, это не простое копирование жизни, а воплощение определенной идеи, авторского представления о прекрасном.

Но, расчленяя понятие на части, необходимо учить школьников видеть в художественном произведении все стороны образа воссоздавать в воображении нарисованное в произведении Картины быта XVI века в Песне про купца Калашникова понимать обобщающее значение образа Теркин-воплощение лучших качеств советского воина видеть авторскую оценку в Капитанской дочке сознавать, что образ создан с помощью вымысла, определенных приемов раскрытия художественной мысли.

Система уроков в 7-м классе, на которых формируется понятие о художественном образе, и теоретическое обоснование этой системы содержится в книгах Г. И. Беленького.

В 6-м и 7-м классах учащиеся узнают о том, что человек изображается по- многосторонне и объемно-в эпических произведениях. Курс средних классов должен научить школьников воспринимать и анализировать образы литературных героев. Это зафиксировано в требованиях к умениям семиклассников. В старших классах образ человека предстает конкретно-исторически, в его связях с эпохой, мировоззрением автора и этапом литературного развития.

В 8 классе осваивается понятие типа как единства индивидуального характера, обобщения определенных закономерностей и верной авторской оценки изображаемого. На образах героев произведений критического реализма учащиеся 9-11-го классов начинают видеть сквозь исторически обусловленное содержание произведений непреходящее, общечеловеческое значение духовных поисков писателей, учатся оценивать меру жизненной правды, определяемую классовой позицией писателя, степенью его народности.

Как видно из сказанного, в школе осуществляется определенная логика постижения теоретико-литературных понятий, отличная от системы построения теории литературы как науки. В системе школьного образования вначале осваиваются понятия, связанные со структурой художественного произведения, а из двух других циклов изучается лишь то, что необходимо для понимания учащимися конкретного произведения. И только после этого школьники обращаются к учению об образном отражении действительности и к учению о литературном процессе.

По мере накопления наблюдений вводятся отдельные теоретические понятия, в основном о свойствах отдельного произведения-художественной речи, сюжете и композиции, герое и авторе, теме и идее. В 9-11-м классах теоретические понятия осваиваются в свете истории литературы, особенно широко развертываются понятия, связанные с общими свойствами литературы как отражения действительности и с историко-литературным процессом. Такое построение опирается на психолого-педагогические исследования художественного восприятия учащихся разного возраста и подтверждено всем опытом преподавания литературы в советской школе.

Обоснование системы работы над теорией литературы в школе дано в книге Г. И. Беленького и М. А. Снежневской. И в развитии отдельного читателя сначала появляется умение подходить к произведениям разных жанров с разными установками понимание фантастического мира сказки, ожидание правдоподобия от рассказа. Осознание причинно-следственных связей между явлениями приводит к умению понимать и оценивать сюжет и законы построения произведений.

Одновременно складывается умение понимать и оценивать красоту поэтического языка, его изобразительных и выразительных средств на это обращают внимание ребят уже книги для чтения 1-3-го классов. В результате формируется понимание того, что литературный герой - художественный образ, что есть автор, чьи мысли и чувства выражены в произведении. И только после этого возможно понимание важнейших общих свойств художественной литературы специфики отражения в ней действительности и выражения авторского сознания, значения эстетического идеала, закономерностей исторического развития. Не случайно поэтому в 11-м классе программа предусматривает обобщение ранее изученного.

Из уроков, отведенных на повторение, целесообразно 3 урока посвятить повторению материала под углом зрения теоретических проблем. Можно выделить следующие темы Художественный образ, литературный характер, литературный тип Критический реализм, социалистический реализм, стиль писателя и т.д. Построить эти уроки можно в форме семинаров, заранее предложив разным группам учащихся различные задания.

Одни подготовят определение понятий по Краткому словарю литературоведческих терминов, другие-характеристику героев с точки зрения того, как в них отразилась эпоха и выразились идеалы авторов, как проявилась в них классовость, народность, партийность писателя. Во второй теме интересно доказать, что Евгений Онегин и Война и мир - произведения критического реализма.

При подготовке к уроку о родах и жанрах учащиеся подберут произведения и раскроют их жанровую специфику. Например, можно подумать, почему Герой нашего времени -роман, а не сборник повестей почему Судьба человека - рассказ, а не повесть чем отличается пейзаж в лирическом стихотворении от пейзажа в романе и т. п. Такие уроки не просто позволят повторить материал по истории и теории литературы, но и дадут возможность взглянуть на изученное в 8-м и 9-м классах с более высокой точки зрения.

Обобщающие уроки помогут сравнить между собой произведения разных эпох, направлений, а такое сравнение откроет и новое в изученном. 1.5. Заключительные занятия На заключительных занятиях необходимо создавать ситуации, в которой школьникам требуется не просто повтор изученное, но и осмыслить его заново. Надо убедить некоторых из них в справедливости сложившегося в классе мнения, защитить выводы, к которым привел совместный анализ.

На заключительных занятиях нельзя повторять предыдущий ход разбора произведения. Здесь должен выявиться новый для учащихся угол зрения на произведение. Только в этом случае ученики придут к углубленному осмыслению литературной темы в целом. Активное применение литературных знаний, полученных школьниками при чтении и разборе, во многом определяет решение вопросов о жизненности преподавания нашего предмета. Однако часто сведения, полученные на уроках литературы, остаются замкнутыми в самих себе. Ребята не находят им применения в реальном действии.

В то же время на пороге заключительных занятий у школьников возникает ощущение знакомости произведения, когда все в нем кажется уже известным и дальнейшие разговоры о нем представляются ненужными. Как же избежать этого? Присмотримся к организации заключительных занятий и попробуем сделать нашим учителем само искусство. Итак, напомнить, но не повторить, схватить произведение в целом и дать новый свет всему совершившемуся - вот общее свойство финалов произведений разных искусств.

Заключительные занятия должны также создать ощущение глубины и неисчерпаемости произведения. Прощаясь с ним, следует стремиться, чтобы ученик не только охватил его общим взглядом, но и заново пережил и заново осмыслил, понял, как много в нем осталось неизведанного. Заботясь о том, чтобы заключительные занятия не сводились лишь к обращению и повторению пройденного, учитель использует разнообразные формы работы чтение небольших произведений учащимися или мастерами художественного слова прослушивание грамзаписи, составление монтажа из наиболее ярких отрывков романа или повести, рассматривание иллюстраций.

Все это действительно может создать общий взгляд на произведение, однако не всегда обеспечивает новое постижение его смысла, новое пробуждение чувств. Возбуждение эмоций на заключительных занятиях создается новыми открытиями в произведении, которое как будто уже вполне знакомо и даже привычно ученикам.

Но чтобы эти открытия произошли, необходимо вызвать в школьниках потребность повторного обращения к произведению, заставить их задуматься над более сложной задачей, чем те, которые уже решены, создать проблемную ситуацию в конце анализа. Плодотворным оказывается на заключительных занятиях сопоставление сюжета произведения и реальной основы его. Новый материал, введенный в урок мемуары, позволяет классу самостоятельно найти внутреннюю цель автора в рассказе, в проблемной- ситуации защитить то представление о герое, которое сложилось у них при чтении и разборе.

В старших классах степень самостоятельности учащихся на заключительных занятиях усиливается, постепенно усложняются задачи, которые мы ставим перед классом. Но сущность заключительных уроков остается прежней. Заключительные занятия-это этап анализа, его завершение, а не просто урок прощания с произведением. Поэтому вопросы, над которыми работал класс в процессе разбора, здесь должны найти свое законченное выражение.

Не анализ текста в его деталях, а взгляд на произведение в целом-такова цель заключительных занятий. Итак, заключительные занятия по изучению литературного произведения в школе требуют осуществления многих задач. Во-первых, после анализа необходимо вызвать у школьников потребность снова обратиться к произведению, осмыслить его . в целом Введением нового материала, созданием на заключительных занятиях новой проблемной ситуации мы вовлекаем учеников в решение более сложных задач, чем те, которые разрешались на предыдущих этапах изучения Во-вторых, заключительные занятия призваны не только суммировать знания, но и синтезировать их, привести учащихся к более обобщенным выводам! В-третьих, заключительные занятия призваны проверить прочность сложившихся в ходе анализа убеждений учеников.

В классе должна быть создана ситуация, когда школьники самостоятельно защищают определенное мнение о произведении, применяют накопленные процессе анализа знания. Глава 2. Особенности изучения повести М.А.Булгакова Собачье сердце 2.1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Изучение в школе повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"

Заключение Литература Введение Актуальность работы заключается в том, что анализ эпического произведения с учетом его родовой и жанровой специфики… Изучение произведений в соответствии с особенностями рода и жанра дает… Во многих современных исследованиях ставится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятия теории литературы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Изучение эпических произведений в школе
Изучение эпических произведений в школе. Специфика эпоса Пушкин, равно гениально проявивший себя лириком, эпиком и драматургом, подчеркивал и в художественных произведениях, и в теоретических замет

Вступительные занятия
Вступительные занятия. В системе уроков по изучению эпического произведения обычно выделяются по основным этапам его изучения три типа уроков вступительный, урок анализа художественного текста и за

Зависимость анализа от рода и жанра произведения
Зависимость анализа от рода и жанра произведения. Центральное место в программе по литературе занимают эпические произведения, причем больше всего изучается проза рассказ, очерк, повесть, роман, ро

Вступительное занятие и чтение произведения
Вступительное занятие и чтение произведения. Повесть М. А. Булгакова Собачье сердце по программе под редакцией В. Г. Маранцмана включена в курс литературы. Опыт показывает, что для большинст

Анализ повести Собачье сердце
Анализ повести Собачье сердце. Открывает первый урок по анализу произведения рассказом учителя об истории создания и неопубликования повести Собачье сердце. В январе 1925 года для журнала Недра М.

Заключительное занятие
Заключительное занятие. Четвертый урок и заключительный урок мы назвали В чем вина профессора Преображенского Название урока и является центральным проблемным вопросом, поэтому именно на последнем

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги