рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Анализ повести Собачье сердце

Анализ повести Собачье сердце - раздел Литература, Изучение в школе повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" Анализ Повести Собачье Сердце. Открывает Первый Урок По Анализу Произведения ...

Анализ повести Собачье сердце. Открывает первый урок по анализу произведения рассказом учителя об истории создания и неопубликования повести Собачье сердце. В январе 1925 года для журнала Недра М. Булгаков начал работу над сатирической повестью. Первоначально она называлась Собачье счастье.

Чудовищная история, но вскоре писатель изменил название на Собачье сердце. Законченная в марте того же года повесть пришла к читателю только в 1987 году. Л. Б. Каменев, ознакомившийся с рукописью Булгакова по просьбе издателя Недр Ангарского, вынес произведению приговор Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя 5,87 . Для изучения Собачьего сердца на уроках можно выбрать разные пути анализа. Анализ вслед за автором предполагает, что в центре внимания класса будет работа над композицией повести.

Образный анализ сосредоточит внимание школьников на конфликте двух центральных персонажей произведения - Шарикова и профессора Преображенского.

Предлагаемая нами система уроков предполагает проблемное изучение повести. Стержневой проблемный вопрос, который предстоит решить ученикам, можно сформулировать, исходя из их ответов на вопросы анкеты Что понял в финале повести профессор Преображенский? Согласен ли с ним автор? Большинство учащихся могут и не увидеть разницы между позициями автора и его героя, они сужают авторскую позицию, сводя ее к тому, что из собаки не сделать человека, что навязывать что-то природе бесполезно. Но есть и другие мнения.

Например Булгаков считает, что эксперимент будет удачным, если мы сможем понять и раскрыть мир человеческой души. Ни одно из приведенных здесь высказываний не удовлетворит нас, но, столкнув их на уроке, мы создаем проблемную ситуацию. в ходе решения которой ученики придут к более глубокому осмыслению произведения проблемный вопрос ко всем урокам Совпадает ли авторская позиция с позицией профессора Преображенского? Чтобы разрешить эту проблему, необходимо понять позицию профессора и позицию автора.

В центре повести - конфликт между Преображенским и Шариковым, и именно в этом конфликте раскрывается сущность каждого персонажа. Поэтому первой проблемой - первым шагом - будет вопрос о том, кто же прав в споре профессор Преображенский или доктор Борменталь? Анкетирование убеждает нас в том, что и этот вопрос вызывает разные мнения в классе кто-то считает, что прав профессор, кто-то - что доктор Борменталь, кто-то - что оба правы, а кто-то - что оба неправы.

Поиску истины и будет посвящен этот урок. Для того чтобы разбудить воображение учеников и показать им, что перед нами разворачивается коллизия не частного, а вселенского масштаба, просим их представить и описать Москву, в которой и происходят события повести. Москва представляется ребятам грязной, неуютной, холодной и мрачной. В этом городе, где царят ветер, вьюга и снег, живут озлобленные люди, пытающиеся удержать то, что у них есть, а еще лучше - захватить побольше.

Ученики находят в тексте детали, подтверждающие их впечатления, и приходят к выводу, что в Москве - обстановка хаоса, распада, ненависти человек, бывший никем, теперь получает власть, но употребляет ее во благо себе, не считаясь с окружающими его людьми пример тому - судьба машинисточки Противостоит ли что-нибудь в повести этому хаосу и ненависти? Ученики легко справляются с этим вопросом Булгаков знакомит читателя с квартирой Филиппа Филипповича, где жизнь идет словно по другим законам там порядок, уют, там уважают ближнего. Правда, эта жизнь находится под угрозой, потому что домком во главе со Швондером все время пытается разрушить ее, переделать на свой вкус, по своим законам.

Делая обобщение о том, что соединяет в повести два мира, просим учеников найти еще одну соединительную линию. Конечно, это Шарик, пес, бездомный и безродный, словно в волшебной сказке перенесшийся из мира мрака, голода и страдания в мир тепла, света и покоя. Спрашиваем учеников, на сколько частей они разделили повесть и от чьего лица ведется повествование в каждой части.

Это задание не вызывает затруднений, так как композиция Собачьего сердца достаточно прозрачна две части с прологом и эпилогом. В прологе к драматическим событиям, которым является первая глава, автор создает обстановку вселенского катаклизма. II-IV главы - первая часть. II и III главы неторопливо знакомят нас с обитателями дома на Пречистенке, с образом их жизни и мыслей и, конечно, с характером пса Шарика.

Как пролог, так и эти главы даны в основном глазами собаки - прием отстранения, позволяющий автору спрятать свое отношение к происходящему и в то же время наиболее полно раскрыть характер наблюдателя через его восприятие событий и их оценку. Автор лишь фиксирует действие, избегая его прямого комментирования, но его ироническая улыбка - в деталях, в композиции в столкновении реплик, оценок, поведении персонажей. Четвертая глава - кульминация и развязка первой части - операция и предполагаемая смерть Шарика.

Эта сцена излагается непосредственно автором, подмечающим неоднозначное впечатление от происходящего. Вторая часть, как и первая, открывается своеобразным прологом, которым служит дневник доктора Борменталя V глава. Автор отдает повествование о чудесном превращении собаки в человека медику-профессионалу, отмечающему факты, но не обладающему опытом и проницательностью своего учителя профессора Преображенского.

Переполняющие Борменталя восхищение, недоумение, надежды отражаются в изменении почерка, что и отмечает автор, якобы не берущийся судить о фантастических событиях. Подобный прием интригует читателя, который вместе с Борменталем и Преображенским пытается разобраться в происходящем. В VI-IX главах рассказ об эволюции нового человека ведет автор, единственный, кто может держать в поле зрения всех персонажен и объективно изложить все детали совершающейся катастрофы. Он не передает наблюдения Шарикову. как делал это в первой части с Шариком, так как, в отличие от собаки, у этого человека мысли обнаружить невозможно.

Конец IX главы рассказывает о новой операции. События в первой и второй частях повторяются выбор имени, посещение Филиппа Филипповича домкомом, безобразие, учиненное Шариком-Шариковым сова - кот, обед, размышления профессора перед операциями, разговоры с доктором Борменталем, операция но тем сильнее бросаются в глаза изменения, происходящие в доме и в людях.

Завершает повесть эпилог, в котором ситуация, благодаря чудесному мастерству профессора Преображенского, возвращена к исходному состоянию первой части - двойное кольцо замкнулось. Конечно, самостоятельно трудно постичь роль композиции в замыслах автора Собачьего сердца, но составление дома плана повести с выделением повествователей - первый шаг на этом пути. Попробуем вместе с ними разобраться, почему Булгаков почти все события первой части изображает с помощью приема отстранения, отдавая повествование Шарику.

Ведь решить, кто прав в споре о собачьем сердце, можно, лишь понаблюдав и за собакой, и за новым человеком. Итак, мы организуем в классе наблюдение и сопоставляем Шарика-Шарикова, каким он предстает в первой и второй частях повести, с помощью следующих вопросов и заданий - Каким представляется вам Шарик? Опишите его в момент встречи с профессором. Какие качества Шарика вам симпатичны, какие - нет? Какие качестза з Шарике подчеркивает автор? С какой целью он это делает? Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует? Что нравится Шарику в доме профессора и что - нет? Прочитайте выразительно сцену приема пациентов.

Что можно сказать о собаке по ее поведению в этом эпизоде? Как воспринимает пес обитателей квартиры? Прочитайте выразительно сцену посещения Филиппа Филипповича домкомом. Что понимает и чего не понимает Шарик? Меняется ли Шарик с 16 по 23 декабря? Выделите этапы этих изменений. Как относятся к Шарику обитатели квартиры и автор? Анализ первых глав повести открывает ученикам много нового.

Они понимают, что с первых строк перед читателем разворачивается поток сознания пса. И с первых строк ясно, что пес перед нами - фантастический. Пес, над телом которого надругались люди, конечно, умеет ненавидеть, но машинисточка вызывает у него сочувствие и жалость. И автор откровенно сострадает псу и барышне, отданным на растерзание людям и природной стихии Иная машинисточка получает по IX разряду четыре с половиной червонца, ну, правда, любовник ей фильдеперсовые чулочки подарит.

Да ведь сколько за этот фильдеперс ей издевательств надо вынести Наклонив голову, бросилась барышня в атаку, прорвалась в ворота, и на улице начало ее вертеть, раскидывать, потом завинтило снежным винтом, и она пропала. На душе у пса было до того больно и горько, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырышки, вылезали из глаз и тут же засыхали 2,142 . Встреча с профессором Преображенским спасает Шарика от смерти.

И хоть пес осознает свою рабскую душу и подлую долю, но за кусок краковской колбасы отдает свою любовь и преданность умственного труда господину. Лакейская угодливость, проснувшаяся в Шарике, проявляется не только в готовности лизать сапоги господина, но и в желании отомстить за былые унижения одному из тех, кого он раньше боялся как огня тяпнуть швейцара за пролетарскую мозолистую ногу. Чудесная встреча изменила положение Шарика в обществе, превратила из бездомного, безродного пса в господина Шарика и позволила автору раскрыть достоинства и недостатки своего фантастического персонажа.

Начинается первое действие своеобразной драмы, в котором пес знакомится с домом профессора Преображенского и его обитателями. Он, как ребенок, наблюдает новый для него мир, порой замечая то. чего не увидит человек, потерявший остроту восприятия. Но порой Шарик многого не понимает. Готовый претерпеть физическую расправу за укус ноги доктора Борменталя, он слышит странные слова профессора о необходимости ласкового обращения с живым существом выводы из них пес сделает чуть позже. Сцена приема пациентов, построенная автором с помощью иронического столкновения высокого и низкого, рождает у Шарика такой интерес, от которого даже тошнота, мучившая его после наркоза, проходит.

Первый посетитель, которого Шарик скрещивает фруктом, обращается к профессору, вдруг сделавшемуся необыкновенно важным и представительным - Хи-хи! Вы маг и чародей, профессор сконфуженно вымолвил он Снимайте штаны, голубчик скомандовал Филипп Филиппович и поднялся Булгаков М. Цит. соч С. 153 . Принимая пошляков и развратников, готовых платить за возвращение молодости любые деньги, профессор Преображенский напевает серенаду Дон Жуана муз. П. И. Чайковского на слова А К. Толстого, что придает сцене еще больший комический эффект и помогает читателю понять авторское отношение к происходящему.

А пес совершенно затуманился, и все в голове у него пошло кверху ногами Ну вас к черту мутно подумал он, положив голову на лапы и задремав от стыда Но дух конформизма силен в собаке Похабная квартирка, но до чего хорошо Наблюдая сцену посещения Филиппа Филипповича домкомом во главе со Швондером, Шарик убеждается во всемогуществе профессора, не понимая, на чем оно основано Вот это парень! Как оплевал! Ну и парень! После сытного обеда Шарик окончательно признает профессора очень хорошим человеком, волшебником, магом и кудесником из собачьей сказки. Философия фантастического пса отнюдь не фантастична хорошо там, где тепло, сытно и не бьют прав тот, у кого сила и власть обыкновенная рабская философия.

За неделю пребывания в доме профессора Шарик существенно изменился.

Из несчастного умирающего пса он превратился в лохматого, жирного, наглого пса-красавца. Происходят изменения и в его сознании беспокойство о том, зачем он понадобился профессору, сменяется подозрениями о наличии собственных определенных достоинств А может, я и красивый. Появившийся страх лишиться тепла и сытости быстро вытесняется уверенностью в том, что он вытащил самый главный собачий билет, что он - красавец, собачий принц-инкогнито. Недовольство ошейником также быстро проходит, как только Шарик замечает бешеную зависть в глазах у всех встречных псов. И он, еще недавно жалевший машинисточку, по-барски начинает относиться к людям Филипп Филиппович - главное божество, и ему оказывается высшее песье почтение Дарья Петровна - царица кухни тепло и сытость, и к ней с помощью умильной настырности подбираются ключи, открывающие доступ в царство огня и еды доктор Борменталь - просто тяпнутый . не играющий практически никакой роля в жизни Шарика, а Зина - прислуга, которую Шарик именует про себя свысока Зинкой.

Да, пока Шарик в собачьей шкуре, вреда особого его философия не приносит - разве что сову разъяснил - к такому выводу приводят учеников наблюдения и размышления над первой частью повести, над образом странной собаки.

Дома ребята подумают над такими вопросами и заданиями - Выделите этапы превращения милейшего пса в мразь. Сравните поведение собаки и человека Шарикова в эпизодах первой и второй частей выбор имени, обед, посещение домкомом.

Проявляется ли что-нибудь собачье в человеке? Почему? Что в Шарикове от собаки, что от Чугункина? Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? Почему профессор Преображенский говорит, что Швондер и есть самый главный дурак? Следующий урок посвящен наблюдениям над тем, как изменился пес, став человеком, и решению проблемной ситуации о том, кто прав в споре профессор Преображенский или доктор Борменталь? Начнем урок с размышлений над вопросом о том, почему М. Булгакову понадобилось вводить в повесть метаморфозу, делать пружиной интриги превращение собаки в человека.

Если в Шарикове проявляются только качества Клима Чугункина как считают многие восьмиклассники, то почему бы автору было не воскресить самого Клима? Но на наших глазах седой Фауст, занятый поисками средств для возвращения молодости, создает человека не в пробирке, а путем превращения собаки.

Ответить на этот вопрос ученикам пока сложно, но он будит в них желание найти истину. Напомним им о дневнике доктора Борменталя. Большинство ребят не смогли во всей тонкости осмыслить его роль в повести при первом чтении их ответы носят репродуктивный характер. Обострим проблемную ситуацию дополнительным вопросом Почему дневник ведет именно доктор Борменталь, а не профессор Преображенский? Доктор Борменталь - ученик и ассистент профессора, и, как и положено ассистенту, он ведет записи, фиксируя все этапы эксперимента.

Перед нами строгий медицинский документ, в котором только факты. Однако вскоре эмоции, захлестывающие молодого ученого, начнут отражаться в изменении его почерка. В дневнике появляются предположения доктора о том, что происходит. Но, будучи профессионалом. Борменталь молод и полон оптимизма, v него еще нет опыта и проницательности учителя. Таким образом устранением автора и радужные надежды на результат эксперимента усиливают читательский интерес, держат читателя в напряжении, давая возможность строить свои догадки по поводу событий. Даты записей в дневнике позволяют нам отметить сакральную параллель 23 декабря, вечером, проведена операция с 24 декабря по б января, когда новое существо теряет один за другим признаки, напоминающие о собаке, от Сочельника до Рождества происходит преображение собаки в человека Не потому ли Булгаков выбрал для драматурга фамилию Преображенский? Какие же этапы становления проходит новый человек, бывший недавно не то что никем, а собакой? Еще до полного превращения, 2 января, существо обругало своего создателя по матери, к Рождеству же его лексикон пополнился всеми бранными словами.

Первая осмысленная реакция человека на замечания создателя - отлезь, гнида. Доктор Борменталь выдвигает гипотезу о том, что перед нами развернувшийся мозг Шарика, но мы-то знаем, благодаря первой части повести, что ругани не было в собачьем мозгу, и принимаем скептическую оценку возможности развить Шарика в очень высокую психическую личность, высказываемую профессором Преображенским.

Но абсолютно ли прав профессор, считающий, что возродил Клима Чугункина - люмпена и уголовника? Продолжим наши наблюдения.

К ругани добавляются курение Шарик не любил табачного дыма семечки балалайка и музыку Шарик не одобрял - причем балалайка в любое время суток свидетельство отношения к окружающим неопрятность и безвкусица в одежде.

На этом этапе урока можно с помощью видеомагнитофона посмотреть фрагмент из кинофильма режиссера В. Бортко Собачье сердце - разговор Шарикова и Филиппа Филипповича. Сравним образ, созданный актером и режиссером, с авторским описанием что сохранили и о чем забыли создатели фильма? Таким ли представлялся ребятам Шариков, когда они читали повесть? Развитие Шарикова стремительно Филипп Филиппович утрачивает звание божества и превращается в папашу. К этим качествам Шарикова присоединяются определенная мораль, точнее, аморальность На учет возьмусь, а воевать - шиш с маслом, пьянство, воровство.

Венчают этот процесс превращения из милейшего пса в мразь донос на профессора, а затем и покушение на его жизнь. Ученики не могут не заметить, что, рассказывая о развитии Шарикова. автор подчеркивает в нем оставшиеся собачьи черты привязанность к кухне, ненависть к котам, любовь к сытом, праздной жизни. Человек зубами ловит блох, а в разговорах возмущенно лает и тявкает.

Но не внешние проявления собачьей натуры тревожат обитателей квартиры на Пречистенке. Наглость казавшаяся милой и неопасной в псе, делается невыносимой в человеке, который своим хамством терроризирует всех жильцов дома, отнюдь не собираясь учиться и стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом общества. Его мораль иная он не нэпман, следовательно, труженик и имеет право на все блага жизни так Шариков разделяет пленительную для черни идею все поделить. Швондер, который становится крестным отцом Полиграфа Полиграфовича. пытается воспитать Шарикова по-своему.

Идеи о всеобщем равенстве, братстве и свободе, усвоенные неразвитым сознанием главы домкома, внушаются и новому человеку. Надо сказать, что попадают они в мозг, вообще лишенный сознания в нем живут инстинкты Результаты сказываются мгновенно инстинкт борьбы за существование - природный, вечный - находит опоры в идеологии. Швондер - дурак, потому что не понимает, какого джинна выпускает из бутылки. В скором времени он сам станет жертвой монстра, которого так усиленно развивает. Наблюдения этих уроков наделяют знанием собачьего сердца и человеческого. Они делают важный для понимания смысла всей повести вывод Шариков взял самые плохие, самые страшные качества и у собаки, и у человека.

Эксперимент привел к созданию монстра, который в своей низости и агрессивности не остановится ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством который понимает только силу, готовый, как всякий раб, отомстить всему, чему подчинялся, при первой возможности. Собака должна оставаться собакой, а человек - человеком.

Домашнее задание к последнему уроку может быть таким - Придумайте название для IV главы, чтобы оно во всей полноте раскрывало ее содержание. Выпишите авторские характеристики профессора Преображенского в эпизоде операции. Составьте кодекс честив профессора Преображенского. Изложите теорию воспитания по профессору Преображенскому и по доктору Борменталю. Опишите профессора в сцене приема пациентов, посещения домкомом, за обедом. 2.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Изучение в школе повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"

Заключение Литература Введение Актуальность работы заключается в том, что анализ эпического произведения с учетом его родовой и жанровой специфики… Изучение произведений в соответствии с особенностями рода и жанра дает… Во многих современных исследованиях ставится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Анализ повести Собачье сердце

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Изучение эпических произведений в школе
Изучение эпических произведений в школе. Специфика эпоса Пушкин, равно гениально проявивший себя лириком, эпиком и драматургом, подчеркивал и в художественных произведениях, и в теоретических замет

Вступительные занятия
Вступительные занятия. В системе уроков по изучению эпического произведения обычно выделяются по основным этапам его изучения три типа уроков вступительный, урок анализа художественного текста и за

Зависимость анализа от рода и жанра произведения
Зависимость анализа от рода и жанра произведения. Центральное место в программе по литературе занимают эпические произведения, причем больше всего изучается проза рассказ, очерк, повесть, роман, ро

Понятия теории литературы
Понятия теории литературы. Теоретико-литературные сведения не заслоняют смысл произведения, а помогают проникнуть в него. Так с помощью теоретических понятий уже в 5-м классе учащиеся настолько глу

Вступительное занятие и чтение произведения
Вступительное занятие и чтение произведения. Повесть М. А. Булгакова Собачье сердце по программе под редакцией В. Г. Маранцмана включена в курс литературы. Опыт показывает, что для большинст

Заключительное занятие
Заключительное занятие. Четвертый урок и заключительный урок мы назвали В чем вина профессора Преображенского Название урока и является центральным проблемным вопросом, поэтому именно на последнем

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги