рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Заключительное занятие

Заключительное занятие - раздел Литература, Изучение в школе повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" Заключительное Занятие. Четвертый Урок И Заключительный Урок Мы Назвали В Чем...

Заключительное занятие. Четвертый урок и заключительный урок мы назвали В чем вина профессора Преображенского Название урока и является центральным проблемным вопросом, поэтому именно на последнем заключительном уроке ученики будут искать ответ на поставленный вопрос. Беседа развивается по следующим вопросам Каким предстает перед нами профессор Преображенский? Как автор относится к своему герою в первой части повести? Что можно сказать об образе жизни и взглядах профессора? Каковы его нравственные принципы? С какой целью профессор подобрал бездомного пса? Зачем он проводит экспериментальную операцию? Всесилен ли профессор Преображенский? Сравните теории воспитания профессора и доктора Борменталя.

Какая и почему оказалась результативнее? Как повлияли результаты эксперимента на профессора и его ассистента? Меняется ли авторское отношение к профессору на протяжении повести? С чем связаны эти изменения? Что понял и чего не понял профессор Преображенский к концу повести? Совпадает ли его позиция с авторской? В чем вина профессора Преображенского? О чем предупреждает автор своего читателя? Почему так сложилась судьба повести Собачье сердце ? На этом уроке в центре внимания учеников оказывается другой участник драматических событий в доме на Пречистенке - профессор Преображенский.

Европейски знаменитый ученый занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов.

Профессор - представитель старой интеллигенции и исповедует старые принципы жизнеустройства.

Каждый, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должен заниматься своим делом в театре - петь, в больнице - оперировать, и тогда не будет никакой разрухи. Он справедливо считает, что достигнуть материального благополучия, жизненных благ, положения в обществе можно только трудом, знаниями и умениями- Не происхождение делает человека человеком, а польза, которую он приносит обществу. Убеждения же не вбивают в головы противника дубиной Террором ничего поделать нельзя. Профессор не скрывает неприязни к новым порядкам, перевернувшим страну вверх дном и приведшим ее на грань катастрофы.

Он не может принять новых правил все поделить, кто был никем, тот станет всем, лишающих истинных тружеников нормальных условий труда и быта. Но европейское светило все-таки идет на компромисс с новой властью он возвращает ей молодость, а она обеспечивает ему сносные условия существования и относительную независимость.

Встать в открытую оппозицию к новой власти - лишиться и квартиры, и возможности работать, а может быть, и жизни. Профессор сделал свой выбор. Чем-то этот выбор напоминает читателям выбор Шарика. Во II и III главах повести образ профессора дан Булгаковым предельно иронично. Для того чтобы обеспечить себя. Филипп Филиппович, похожий на французского рыцаря и короля, вынужден обслуживать подонков и развратников, хотя он и говорит доктору Борменталю, что делает это не ради денег, а из научных интересов.

Но, думая об улучшении человеческой породы, профессор Преображенский пока лишь преображает развратных стариков и продлевает им возможность вести распутную жизнь. На домкомовцев. для которых нет вообще никакой разницы между мужчиной и женщиной, а слово господа унизительно, которые не имеют никакого понятия о культуре поведения и культуре труда, Филипп Филиппович смотрит, как полководец на врагов. Ненависть Швондера, которую подчеркивает автор, в этом эпизоде оказывается бессильной благодаря телефонному праву. Но всевластен профессор лишь для Шарика.

Ученому гарантирована безопасность, пока он служит власть имущим пока он нужен представителям власти, он может себе позволить открыто выражать нелюбовь к пролетариату, он защищен от пасквилен и доносов Шарикова и Швондера. Но судьба его, как и судьба всей интеллигенции, пытающейся против палки бороться словом, угадана Булгаковым и предсказана в повести Вяземской Если бы вы не были европейским светилом и за вас не заступались бы самым возмутительным образом . лица, которых, я уверена, мы еще разъясним, вас следовало бы арестовать. Кстати, Шарик точно таким же словом разъясним выражает свою подсознательную ненависть к раздражающей его сове. В III главе, за обедом, мы подробнее знакомимся со взглядами профессора.

От описания блюд у читателя текут слюнки, и он, как Шарик, готов стучать хвостом по паркету. Спрашиваем учеников Зачем Булгакову понадобилось так подробно описывать сервировку стола, блюда, запахи? Школьники способны оценить пейзаж, созданный человеком для наслаждения человека! Это красота, это традиция и в питании оставаться культурным человеком, не жрать, а получать эстетическое и гастрономическое удовольствие Есть нужно уметь, а представьте себе - большинство людей вовсе есть не умеют 2,164 . Именно против культуры, традиции, а значит, целого ряда правил и запретов будет восставать Шариков за обедом во второй части повести.

А профессора как раз больше всего тревожит крушение культуры, проявляющееся в быту история Калабуховского дома, в труде и ведущее к разрухе.

Увы, слишком современны замечания Филиппа Филипповича о том, что разруха - в головах, что, когда каждый займется своим делом, разруха исчезнет сама собой. Но ученики не замечают иронии автора в этой сцене Набравшись сил после сытного обеда, гремел он Преображенский, подобно древнему пророку, и голова его сверкала серебром. Учитель должен обязательно обратить внимание учеников на эти строчки легко быть пророком на сытый желудок! Усиливает авторскую иронию и реакция Шарика Он бы прямо на митингах мог деньги зарабатывать первоклассный деляга. В IV главе повествование резко убыстряется.

Обилие глагольной лексики, звукопись придают сцене динамизм, напряжение и экспрессию. В этом эпизоде Шарик предстает перед читателем как мученик, совершающий трудный подвига. Эти ассоциации подтверждаются еще одной деталью - красным венцом на лбу собаки. Сразу в нескольких обликах предстает профессор Преображенский.

Сначала он, подняв руки, словно благословляет Шарика на трудный подвиг. А далее мгновенно преображается в разбойника может, и эта его способность преображения отражена в фамилии в убийцу, истязающего свою жертву он взмахнул ножичком, длинно протянул по животу Шарика, набросился хищно, полоснул второй раз, вдвоем начали разрывать крючьями, залез в глубину, вырвал из тела Наконец жрец, приносящий жертву новая ипостась, отвалился от раны словно вампир, напившийся крови. Автор прямо сравнивает Филиппа Филипповича с разбойником, подчеркивая звериное в выражении его лица, в звучании голоса, используя звукопись Зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобрели остренький колючий блеск, и, взмахнув ножичком, он метко и длинно протянул по животу Шарика рану. Кожа тотчас разошлась, и из нее брызнула кровь в разные стороны 2, 178 . А из разбойника Преображенский так же мгновенно превращается в творца Одной рукой он выхватил болтающийся комочек, а другой ножницами выстриг такой же в глубине где-то между распяленными полушариями.

Шариков комочек он вышвырнул на тарелку, а новый заложил в мозг вместе с ниткой и своими короткими пальцами, ставшими точно чудом тонкими и гибкими, ухитрился янтарной нитью его там замотать. Если на уроке использовать кинофрагмент, то ученики увидят, что в фильме полностью утрачено неоднозначное авторское отношение к происходящему, режиссеру не удалось найти адекватных авторским приемов изображения.

Филипп Филиппович делает важный для себя и для автора вывод человечество само заботится и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар! Получив из гипофиза вытяжку полового гормона, профессор не предположил, что гормонов в гипофизе множество.

Недосмотр, просчет привели к рождению Шарикова. И преступление, от которого предостерегал ученый доктора Борменталя. все же совершилось, вопреки взглядам и убеждениям учителя.

Шариков, расчищая себе место под солнцем, не останавливается ни перед доносом, ни перед физическим устранением благодетелей. Ученые вынуждены защищать уже не убеждения, а свою жизнь Шариков сам пригласил свою смерть. Он поднял левую руку и показал Филиппу Филипповичу обкусанный с нестерпимым кошачьим запахом шиш. А затем правой рукой по адресу опасного Борменталя из кармана вынул револьвер 2,227 . Вынужденная самозащита, конечно, несколько смягчает в глазах автора и читателя ответственность ученых за смерть Шарикова, но мы в очередной раз убеждаемся, что жизнь никак не укладывается в какие-либо теоретические постулаты.

Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию. Но предостерегающе звучит мысль автора об ответствен ности ученого за право на эксперимент. Любой опыт должен быть продуман до конца, иначе последствия его могут привести к катастрофе. Такой вывод делается в конце урока.

А на дом детям даются несколько тем сочинений - эссе по выбору, чтобы ребята смогли порассуждать на темы, поставленные автором произведения. 2.4.Работа с литературоведческими понятиями юмор, сатира, памфлет, фантастика. Определяющим в повести Собачье сердце является сатирический пафос к середине 20-х годов М. Булгаков уже проявил себя как талантливый сатирик в рассказах, фельетонах, повестях Дьяволиада и Роковые яйца. Поэтому повесть представляет собой определенный интерес и с точки зрения своеобразия сатирического изображения, присущего этому произведению. Первый вопрос, который возникает при изучении повести это определение предмета сатирического изображения.

В Собачьем сердце писатель средствами сатиры обличает самодовольство, невежество и слепой догматизм иных представителей власти, возможность безбедного существования для трудовых элементов сомнительного происхождения, их нахрапистость и ощущение полной вседозволенности. Нужно отметить, что взгляды писателя выпадали из русла общепринятых тогда, в 20-е годы. Однако в конечном итоге сатира М. Булгакова через осмеяние и отрицание определенных общественных пороков несла в себе утверждение непреходящих нравственных ценностей.

С термином сатира ребята уже знакомы, но необходимо напомнить само определение сатира, дать ей характеристику и упомянуть о сатирических произведениях, изученных раннее или познакомить с другими в виде обзора. Это можно сделать с помощью докладов учеников. А в ходе анализа повести останавливаться на своеобразии сатиры М.А.Булгакова.

Сатирическое содержание повести раскрывается прежде всего через систему персонажей. Нетрудно заметить, что персонажи образуют своего рода антагонистические пары, позволяющие наиболее полно раскрыть основной конфликт произведения. Интересно с этой точки зрения рассмотреть взаимодействие таких персонажей, как профессор Преображенский - Шариков, Преображенский - Швондер. Профессор Преображенский - значительная фигура в повести. Это, прежде всего, профессионал высокого класса, талантливый ученый, проводящий опыты по омоложению людей и натолкнувшийся в этой области на неожиданное открытие.

Весь уклад жизни профессорского дома сохраняет связь со старым, дореволюционным временем, и сам профессор болезненно воспринимает любое нарушение этого уклада. В кабинете Филиппа Филипповича все блестит и сияет, что выдает любовь профессора к порядку - и внутреннему, и внешнему. Все, что связано с наукой, работой, имеет для профессора Преображенского первостепенное значение.

Именно своему труду обязан он всем - именем, европейской известностью, достатком. Только уважение могут вызвать и нравственные принципы профессора. На преступление не идите никогда Доживите до старости с чистыми руками говорит он доктору Борменталю. Вдумчивого осмысления заслуживает общественная позиция профессора, которая не так проста и уж никак не прямолинейна. Профессор высказывает много крамольных вещей Да, я не люблю пролетариата. Он придает большое значение исчезновению калош.

Калоши для него важны не сами по себе, в них он видит своеобразный символ царящей крутом разрухи. Несмотря на всю свою агрессивность, Преображенский не отрицает новый порядок, напротив, именно его отсутствие и вызывает гнев профессора. Он настаивает на установлении порядка исходя из того, что в современном обществе это необходимо, так как это общество строгого разделения труда В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо - и никаких разрух Очень важны те итоги, к которым приходит профессор Преображенский.

Он признает не только ошибочность своих опытов, но и их опасность. Можно, конечно, привить гипофиз Спинозы и соорудить из собаки другой, более высокий организм. Но зачем? Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого Мое открытие стоит ровно один ломаный грош 2,194 . Совсем иную жизненную позицию в повести занимает Швондер и другие члены домкома. Швондер - человек, облеченный властью.

Но человек не умный и не слишком тонкий, для которого Шариков с его пролетарским происхождением значит больше, чем профессор Преображенский со всеми его трудами. Швондер любит выражаться цветистыми фразами блистающий меч правосудия сверкнет красным лучом, для него чрезвычайно важны все внешние проявления дела вечерами слышится в Калабуховском доме пение хоралов. Сам Швондер глубоко убежден в значительности своей персоны. А между тем тысячу раз прав профессор куда больше пользы будет всем, если каждый, вместо того чтобы распевать песни, станет заниматься прямым своим делом.

Швондер готов прямолинейно и бездумно следовать всем указаниям и инструкциям. Было бы неверно видеть в этом персонаже карикатуру на большевизм в чем в свое время и упрекали Булгакова. Профессор Преображенский отождествляет Швондера и членов домкома с пролетариатом, но они, скорее, его заместители. И дискредитируют они себя не только своими бессмысленными действиями, но и союзом с Шариковым.

Наиболее глубокий конфликт в повести возникает между профессором Преображенским и его детищем - Шариковым. В результате научного эксперимента из добродушного пса получился лгун, пьяница, грубиян, да к тому же наделенный непомерными претензиями. Шариков требует себе документы, поступает на службу и даже собирается жениться. У него складывается и определенная жизненная философия себя он с гордостью именует трудовым элементом, говорит о своих правах.

Справедливость в его понятии заключается в том, чтобы взять все и поделить. Выше уже говорилось, что профессор осознает всю опасность результатов своего эксперимента. В чем же заключается эта опасность? Шариков, со своим минимальным запасом интеллекта и полным отсутствием моральных устоев, не только легко приспосабливается к любым условиям, но и проявляет агрессивность. И эту агрессию легко направить куда угодно. В повести профессор говорит Ну, так вот, Швондер и есть самый главный дурак.

Он не понимает, что Шариков для него еще более грозная опасность, чем для меня если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки! 2,195 . Филипп Филиппович Преображенский, осознав страшные социальные опасности, возникающие в результате его эксперимента, успевает произвести повторную операцию, и Шариков возвращается в свое первоначальное собачье бытие.

Отметим попутно, что М. А. Булгаков был всегда внимателен к выбору имени для своих персонажей. Писателя могли привлечь подвижность, округлость, качательность, заключенные в сатирической фамилии Шариков. А в имени Полиграф Полиграфович сатирически заострялась тенденция к сочинению новых имен, возникшая в послереволюционное десятилетие. Кроме того, нелепое имя, выбранное Шариковым, своей вычурностью не соответствует фамилии, создается комический эффект. Иногда фамилия персонажа отражает характер его деятельности Преображенский - от глагола преобразовывать, что подчеркивает творческий, преобразующий характер занятий профессора.

Важным средством в раскрытии сатирического содержания повести Собачье сердце является язык. Булгакову было свойственно серьезное, вдумчивое, глубоко осознанное отношение к этой стороне своих произведений. Здесь будет уместно сослаться на наблюдения М. Чудаковой. Проводя сопоставление отношения к прямому авторскому слову двух писателей - М. Зощенко и М. Булгакова, она, в частности, пишет главный способ отношения Булгакова к чужому слову - отчуждение его от автора и от близких ему героев, выделенность, обособленность.

Чужое слово несовместимо со словом автора авторская речь развивается на фоне близких и импонирующих ей слов 3,74 . Это замечание очень важно, ибо использование Булгаковым чужого слова всегда служит знаком определенного речевого облика персонажа. И действительно, языковые особенности - лексические, интонационные - являются важным средством характеристики персонажей.

Те из них, которые малосимпатичны автору, нередко изъясняются скверным русским языком, и это специально подчеркнуто писателем. В повести Собачье сердце таким образом высмеяна корявая речь домкомовцев Мы - управление дома с ненавистью заговорил Швондер пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома Кто на ком стоял крикнул Филипп Филиппович потрудитесь излагать ваши мысли яснее 4,136 . А слово извиняюсь неоднократно повторенное пришедшим, в те годы только-только входило в обиход вместо извините и считалось вульгарным.

Можно представить, как резало оно ухо Филиппа Филипповича Преображенского. Писатель высмеивает и страсть Швондера к напыщенным, революционно-патетическим фразам. Определенный лексический пласт заложен в речи Шарикова. Интересен тот набор фраз, которым пользовался в обиходе Клим Чугункин и которые затем первыми всплыли в сознании Шарикова еще парочку, мест нету, слезай с подножки, а также все бранные слова, которые только существуют в русском лексиконе. Писатель строит речь Шарикова из коротких, отрывистых фраз, что, очевидно, характеризует примитивный образ его мысли.

Булгаков широко использует лексические возможности и при описании того или иного события. Так, описывая операцию над Шариком, писатель пользуется нарочитым несоответствием лексики происходящему. Сравнения - выразительны, отточены, образны Оба заволновались, как убийцы , Глаза Борменталя напоминали два черных дула, направленных на Шарикова в упор и другие.

Комический эффект здесь происходит от того, что описанию хирургической операции не соответствует лексика, заимствованная из уголовной хроники. М. Булгаков широко применяет и различные приемы сатирического изображения гротеск и гиперболу, юмор, иронию, пародию. Особое место среди них принадлежит иронии, так как она выступает в качестве средства выражения авторской оценки. Ирония неизменно присутствует в описании персонажей повести - например, пациентов профессора Преображенского, желающих омолодиться.

Шариков читает переписку Энгельса с Каутским, высказывает суждения по поводу прочитанного. Иногда авторская ирония носит скрытый характер после восторженных слов доктора Борменталя профессор Преображенский, вы - творец, следует авторская ремарка клякса, что снижает патетику слов Борменталя. Так же необходимо при анализе повести пояснить школьникам, что слово памфлет происходит от английского, означающего листок, который держат в руке. Памфлетом в литературе называют произведение остросатирического характера, высмеивающее в резкой, обличающей форме политический строй в целом, общественное явление и т. п Памфлет отличается документальностью, верностью объективному факту и ограниченностью собственно художественного вымысла.

В памфлете может переплетаться публицистика с сатирическими приемами оценки. Памфлетность может быть присуща и художественному произведению, в котором даются более или менее легко расшифровываемые портретные зарисовки и характеристики определенных исторических лиц Отмечаем, что по жанру Собачье сердце явно не памфлет.

Кроме того, произведение не утратило своей актуальности и через 60 с лишним лет, что редко случается с памфлетом. Чем же повесть привлекает внимание и читателей, и литературоведов, и кино- и театральных режиссеров, почему имя Шарикова почти мгновенно превратилось в нарицательное? Только ли памфлет на советскую власть написал М. Булгаков? Эти вопросы помогают создать установку на анализ повести.

A фантастический персонаж в повести - это пес. Его нереальность не только в том, что он способен думать, читать, различать людей по глазам, рассуждать прием не новый для литературы - вспомним Холстомера Л. Толстого или Каштанку А. П. Чехова, но и в том, что он знает и что об этом думает. Он может спародировать Маяковского Нигде кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме, иронически воспринять лозунг Возможно ли омоложение? Натурально, возможно.

Запах омолодил меня. Сознание пса явно политизировано, причем симпатии его, как и антипатии, очевидны Дворники из всех пролетариев - самая гнусная мразь, швейцар во много раз опаснее дворников. Пес слишком хорошо знает, чем кормят людей в столовых, сколько получает машинистка IX разряда и как ей живется и даже как зовут еще незнакомого ему господина, которого тухлятиной не накормишь, ибо он тут же в газетах пропечатает меня, Филиппа Филипповича, обкормили. Авторские оценки событий смешиваются в первой части с оценками Шарика, усиливая фантастическое всеведение пса и иронически окрашивая изображаемое.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Изучение в школе повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"

Заключение Литература Введение Актуальность работы заключается в том, что анализ эпического произведения с учетом его родовой и жанровой специфики… Изучение произведений в соответствии с особенностями рода и жанра дает… Во многих современных исследованиях ставится вопрос о необходимости совершенствования умственной, эстетической…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Заключительное занятие

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Изучение эпических произведений в школе
Изучение эпических произведений в школе. Специфика эпоса Пушкин, равно гениально проявивший себя лириком, эпиком и драматургом, подчеркивал и в художественных произведениях, и в теоретических замет

Вступительные занятия
Вступительные занятия. В системе уроков по изучению эпического произведения обычно выделяются по основным этапам его изучения три типа уроков вступительный, урок анализа художественного текста и за

Зависимость анализа от рода и жанра произведения
Зависимость анализа от рода и жанра произведения. Центральное место в программе по литературе занимают эпические произведения, причем больше всего изучается проза рассказ, очерк, повесть, роман, ро

Понятия теории литературы
Понятия теории литературы. Теоретико-литературные сведения не заслоняют смысл произведения, а помогают проникнуть в него. Так с помощью теоретических понятий уже в 5-м классе учащиеся настолько глу

Вступительное занятие и чтение произведения
Вступительное занятие и чтение произведения. Повесть М. А. Булгакова Собачье сердце по программе под редакцией В. Г. Маранцмана включена в курс литературы. Опыт показывает, что для большинст

Анализ повести Собачье сердце
Анализ повести Собачье сердце. Открывает первый урок по анализу произведения рассказом учителя об истории создания и неопубликования повести Собачье сердце. В январе 1925 года для журнала Недра М.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги