Исследование мировоззрения Василия Жуковского путем анализа его поэзии

Содержание Введение 1. Биография Василия Жуковского 2. «Сельское кладбище» – начало поэтического творчества автора 3. Любовная и эпическая лирика поэта 4. Гуманистические идеи в поэзии Жуковского Заключение Список источников литературы Введение Данная курсовая работа представляет собой изучение мировоззрения и философии русского поэта Василия Жуковского на основе анализа его поэзии.Актуальность работы заключается в том, что возрождение русской культуры невозможно без переосмысления истории культуры России, в том числе литературы на ее переломных этапах.

Так на заре XIX века читающей России был открыт незнаемый ею дотоле мир чувств, настроений, признаний. Задумчивая и нежная лирическая речь полилась, словно музыкальная мелодия, завораживая ритмами, звуками, светлой и тонкой грустью, исходящей из самых глубин души. Певец пел о тайных узах, скрепляющих землю с небом, людей друг с другом, о своих страданиях, о не покидающем его томлении по счастью, о превратностях судьбы.

А потом в его новых произведениях – балладах – возникли фантастические существа, черти и ведьмы, призраки, которые угрожали людям и бесцеремонно вмешивались в их жизнь. Все это выглядело необычно по сравнению с предшествующей поэзией. Новый поэт воспринял мир, тесно слив его с личным душевным опытом, раздвинув границы словесного искусства. Он совершил переворот величайшего масштаба и значения, определивший последующее направление отечественной литературы.

Итоги его лаконично подвел В.Г. Белинский, сказав, что России была открыта «Америка романтизма», а первопроходца материка – Василия Андреевича Жуковского – критик сравнил с Колумбом. Изучением наследия Жуковского занимались А.А. Бестужев- Марлинский, Калугин Н П.А. Плетнев, П.А. Вяземский, В.К. Кюхельбекер, В.Г. Белинский. Среди современных ученых и публицистов следует отметить Ю.М. Лотмана, М.М. Гиршмана, М.Ю. Лотмана, В.Э. Вацуро, П. А Руднева, А.В. Чичерина, Г.Н. Поспелова, Ю.Б. Орлицкого, М.И. Шапир, М.В. Моисееву, А В. Ачкасова, С. А Кавыршину, В. Шмид. Предметом данной работы является рассмотрение философских, эстетических, этических и политических взглядов Василия Жуковского.

Объект работы – поэзии, поэмы и баллады В.А. Жуковского. Передо мной, как автором работы стоят следующие задачи: 1. Привести биографию Василия Жуковского и кратко охарактеризовать его творчество; 2. Охарактеризовать поэзию «Сельское кладбище» как первое произведение поэта; 3. Проанализировать любовную и эпическую лирику Василия Жуковского; 4. Описать главные черты гуманизма русского поэта; 5. Оформить работу согласно стандартам. Методология исследования включает в себя метод сопоставительного анализа, синтеза, индукции и аналогии.

Сопоставительный анализ дает возможность расчленить произведения на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности. Затем синтез объединяет все данные, полученные в результате анализа. 1.

Биография Василия Жуковского

На первый план в мироощущении Жуковского выдвигается принцип человечно... В Московском университетском благородном пансионе Жуковский особенно п... Окончив учебное заведение, он поступает ненадолго в Московскую контору... Карамзин предложил ему редактировать «Вестник Европы», и Жуковский с г... Он полюбил старшую дочь Е.А.

Любовная и эпическая лирика поэта

Условность народных картин вне всякого сомнения. Завистливый слуга убил паладина, но мертвый мстит живому: тяжелый рыца... Царь властно послал пажа в бездну за кубком, но сама смерть юноши стал... Но как бы вопреки жестокому веку, где гуманность оказывается побежденн... В «античных» балладах Жуковский наделяет своих героев тонкими, нежными...

Заключение Смерть пришла к Жуковскому в 1852 году. Согласно завещанию, тело поэта было перевезено из Баден-Бадена в Россию. В трудной и напряженной жизни Жуковского поддерживала поэзия, которой он был благоговейно предан, Для него творческое вдохновение – мост между двумя мирами: небесным и земным. Оно примиряет, гармонизирует противоречия жизни, придает им высший смысл. Но искусство – это и утешение, потому что нигде добро так тесно не слито с прекрасным, как в созданиях человеческой фантазии, нигде человечность не явлена в столь чистом виде, как в поэзии, сочетающей реальность с вымыслом, мысль с чувством.

И ничто, конечно, так не врачует тревожную душу, как сладостная гармония стихов. Этими идеями Жуковского, как и его поэтическими открытиями, будет питаться русская поэзия, усвоит их, разовьет и преобразит. Вот почему Жуковский навечно останется учителем русских поэтов. К Жуковскому обратятся впоследствии и М.Ю. Лермонтов, который в поэме «Мцыри» воскресит стих «Шильонского узника», и А. Фет, и Александр Блок. Мощное и благотворное воздействие поэзии Жуковского на русскую литературу осознали уже его современники. «Жуковский, – писал А.С. Пушкин, – имел решительное влияние на дух нашей словесности » Пушкин любил Жуковского – поэта и человека. «Что за прелесть чертовская его небесная душа! Он святой, хотя родился романтиком, а не греком, и человеком, да еще каким!» Жуковский – убежденный гуманист – вкоренил глубокое нравственное сознание в поэзию.

И в этом состоит неоценимая услуга, оказанная им русской литературе.

Список источников литературы 1. Афанасьев В. Жуковский. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 400 с. 2. Жуковский В. А. Стихотворения. – СПб: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1956. – 548 с. 3. Державин Г Карамзин Н. Жуковский В. Стихотворения, повести, публицистика. Критика и комментарии. Темы и развернуты планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку. – М.: АСТ, 2000. – 752 с. 4. Сдобнов В. Поэтическая демонология баллад Жуковского с точки зрения его взглядов на инобытие // Романтизм и его исторические судьбы.

Часть I. – М.: Научно-исследовательская лаборатория комплексного изучения проблем романтизма ТвГУ, 1998. с. 183–188. 5. Жуковский В. Эолова арфа: жизнь и творчество, стихи, баллады, поэмы. – М.: Эксмо-Пресс, 1999. – 480 с. 6. Голосовкер Я.Э. Антология античной лирики в русских переводах. Лирика Эллады. – М.: Водолей Publicher, 2006. – 1176 с. 7. Бройтман С.Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. – М.: Эксмо, 2008. – 485 с. 8. Жирмунский.

Поэтика русской поэзии. – М.: Азб.