рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исторические миниатюры М. Осоргина

Исторические миниатюры М. Осоргина - раздел Литература, Содержание.введение Глава 1. Жанр Исторической Миниатюры. 1.1 Своеобразие Жа...

Содержание.Введение Глава 1. Жанр исторической миниатюры. 1.1 Своеобразие жанра миниатюры. 1.2 Проблема соотнесения факта и вымысла в произведениях на историческую тему. Глава 2. Специфика художественного воплощения жанра миниатюры в прозе М. Осоргина. 2.1 Идейно - тематическое своеобразие исторических миниатюр М. Осоргина. 2.2 Языковой колорит эпохи в исторических миниатюрах М. Осоргина. 2.3 Художественное своеобразие книги М. Осоргина Повесть о некой девице как цикла исторических миниатюр.

Заключение. Библиография. Введение. Имя Михаила Андреевича Осоргина, одного из наиболее известных представителей литературы русского зарубежья, уроженца Пермской области сегодня возвращается вместе с произведениями читателям-соотечественникам, что актуализирует проблему всестороннего изучения творчества писателя. Среди исследователей творчества М. Осоргина можно отметить биографические статьи О.Г. Ласунского, рассматривающего биографию и творчество писателя в контексте времени изучением публицистики Осоргина занималась Л.В. Поликовская, Ю.О. Авдеева.

Н.В. Барковская в своих статьях исследует художественное своеобразие исторических миниатюр Осоргина. Исследователи определяют жанр миниатюр Осоргина как исторический. В данной работе мы берем за основу точку зрения С. С. Никоненко в работе О России с любовью 77 . Литература русского зарубежья - явление уникальное.

Никогда ранее в истории не было случая, чтобы из какой -либо страны высылался культурный цвет нации фактически без права возвращения на Родину. Фигура М. Осоргина, быть может, одна из наиболее трагичных, потому что и на чужбине он ощущал себя патриотом и вел себя как патриот. Высланный из России в 1922 году и скончавшийся двадцать лет спустя в глухом уголке Франции, в Шабри, он до 1937 года ежегодно возобновлял свой паспорт и мечтал о возвращении на Родину. На экземпляре своей книг Свидетель истории, подаренном в 1932 году молодому литератору Ивану Бондыреву, он написал и все-таки нужно ехать в Россию! 77 Осоргин мыслил современную ему русскую литературу как единый континент и с одинаковым вниманием откликался на все талантливое, что появлялось в печати как на Родине, так и в зарубежье.

Одним из первых он отметил и поддержал на страницах парижской газеты Последние новости Дарование молодых писателей В. Сирина Набокова и Г. Газданова, без произведений которых сегодня нельзя представить русскую литературу двадцатого века. Человек редкого обаяния и доброжелательности, Осоргин оставил о себе добрые воспоминания не только своими общественными делами, но и своими книгами.

Хорошо известный своими статьями и очерками русскому дореволюционному обществу, как прозаик Осоргин заявил о себе именно в эмиграции. И почти все его книги о России романы Сивцев Вражек 1928 , свидетель истории 1932 , Книга о концах 1935 и своеобразные мемуарные книги, написанные в свободной поэтической манере, где лирические излияния переходят в жанровые эпизоды или в раздумья о жизни и судьбе - Вещи человека 1929 , Чудо на озере 1931 , наконец Времена 1955 . В богатом творческом наследии Осоргина есть и поэтические детские, и полная нежности к Италии книга Там, где был счастлив 1928 , и воспевающая мир природы книга Приключения в зеленом царстве. Последней книгой, над которой работал до конца дней писатель, стал публицистический дневник В тихом местечке Франции 1946 Эта книга изданная, как и несколько других, уже после смерти Осоргина его вдовой Татьяной Алексеевной обвинение фашизму, принесшему столько бед и горя человечеству.

Но все же главные книги Осоргина - о родине, о России о ее людях. В частности, в книге Повесть о некой девице 1938 , собрании исторических миниатюр, Осоргин предстает как мастер воссоздания эпизодов прошлых эпох, мастер исторической стилизации.

Обращение к эпизодам русской истории естественно для писателя, продолжавшего и в изгнании считать себя гражданином России.

Что же интересует Осоргина в прошлом России? Как считает Н.В. Барковская в работе Возвращение к истокам Осмысление исторической судьбы России в Старинных рассказах М. Осоргина, писателя интересует не история государственности, как у М. Алданова, не борьба Христа и Антихриста, Духа и Плоти, как у Мережковского, не жития святых, как у Зайцева хотя с каждым из этих писателей его что-то сближает Осоргина интересует история в ее конкретно -бытовом и индивидуально - личностном аспекте. Его герои - солдатский сын Вася Рудный, изувеченный в боях Вронский, карлица Катька.

Даже монархи показаны как частные лица царь Алексей Михайлович - в обычном легком зипуне , Наталья Нарышкина хлопочет по хозяйству в черевичках на босу ногу. Все герои раскрываются в плане их сугубо личной, интимной жизни- все они одинаково русские. Автор статьи затрагивает преимущественно идейно- содержательную сторону исторических миниатюр М. Осоргина, не останавливаясь на жанрово- стилевых вопросах и языковых особенностях, несмотря на то, что язык писателя - точный, выразительный, сочный - вполне соответствуя духу далеких времен, мог бы служить объектом специального разбора.

Язык рассказов Осоргина, слегка архаизованный, сверкает позабытыми словами, как самоцветами, отделывающими старину в драгоценную оправу. По отношению к литературному языку Осоргин был блюстителем его точности, грамматической правильности и горячим поклонником красочного выразительного письма.

У него был безошибочный слух на русский язык 299 . Все это позволяет нам сфокусировать свое внимание на проблеме художественного своеобразия исторических миниатюр Осоргина. Так нас интересует жанровое и стилевое своеобразие исторических миниатюр, а так же мотивы обращения писателя к исторической теме. Цель работы при этом состоит в том, чтобы изучить языковые и стилевые особенности исторических миниатюр М. Осоргина Целевая направленность работы предполагает последовательность следующих частных задач - так для начала предполагается исследовать жанровые особенности миниатюры - далее выявляются принципы историзма писателя, а так же проблема соотнесения факта и вымысла в историческом произведении - анализируются исторические миниатюры М. Осоргина с точки зрения языка и стиля.

До сих пор в литературоведении объектом изучения была содержательная сторона миниатюр, поэтому новизна работы состоит в том, чтобы изучить жанровый аспект творчества М. Осоргина, в частности жанровое своеобразие исторических миниатюр.

Композиционно работа включает в себя Введение, две главы и заключение, библиографию. Основные результаты исследования были представлены в виде доклада на восьмой научно - практической конференции преподавателей и студентов СГПИ 19 апреля 2002 года, Глава 1.

Жанр исторической миниатюры

Жанр исторической миниатюры . 1 1

Своеобразие жанра миниатюры

Шкапская или частично метризованных А. В 13 веке в характере летописания каких-либо существенных изменений не... Здесь мы наблюдаем становление новой жанрово- стилевой системы, ее эво... Они полагали, что идея монархии чужда русскому народу, что самодержави... Шильдера, посвященные русским монархам, а также исследования замечател...

Специфика художественного воплощения жанра миниатюры в прозе М. Осоргина

Специфика художественного воплощения жанра миниатюры в прозе М. Осоргина . 1.1.

Идейно - тематическое своеобразие исторических миниатюр М. Осоргина

Перед нами проходит эпоха правления Петра Великого, Анны Иоановны, Ели... Очень сложно при описании образа опираться на исторические документы, ... 319 Горькая ирония слышится в словах автора, жалость к бедным людям др... Для М. Автором активно используется портретная характеристика героев подробно...

Языковой колорит эпохи в исторических миниатюрах М. Осоргина

Карлица - не исключение. Гюго Наполеон Малый , 1852 отдали дань этой традиции. Но пословица также играет роль обобщенного фактора, переносит судьбу В... Осоргин пытается подняться от устья истории, от трагического 1938 года... Действия простых героев при столкновении с представителями власти дают...

Заключение. Новое социальное мышление несравненно расширило сегодняшний культурный горизонт, наш исторический кругозор. В общественный обиход включаются недоступные прежде сведения. Касаются они и той доли национального творческого наследия, которая в течение многих десятилетий находилась по ту сторону железного занавеса. Интеллектуальные и духовно - нравственные достижения русского зарубежья становятся бесценным капиталом при множестве взглядов, убеждений, позиций.

Но главное - знать об их существовании, иметь в виду все, что было наработано лучшими умами и сердцами в специфических условиях вынужденной эмиграции. Триумфальное возвращение М. Осоргина на родину закономерно это была самобытная творческая индивидуальность с собственным мироощущением и неподражаемой стилистической манерой.

В ходе исследования мы изучили теоретический вопрос относительно определения жанра миниатюры, проблему разграничения малых жанров, некоторые критерии отличия миниатюры от исторической новеллы, очерка, эссе. Миниатюра как неканонический жанр представляет большие возможности для экспериментов, для проявления авторской индивидуальности. Если отдельно рассматривать историческую миниатюру, то помимо жанрообразующих признаков мы можем сказать, что индивидуальность авторского мышления проявляется не в описании абстрактной отвлеченности, а в конкретных деталях, которые показывают нам авторскую позицию, суть эпохи, возможность отдельными мазками показать целую историческую картину.

Конечно, главным признаком принадлежности того или иного произведения к малому жанру выступает размер текста меньше рассказа. Миниатюра отличается особой концентрированностью художественного текста, при этом особое значение приобретают композиционные приемы проведение параллелей между историей и современностью. Мы проследили эволюцию понятия историзма, проблему соотнесения факта и вымысла в историческом произведении, начиная с древнерусской литературы до рубежа веков 19-20 и пришли к выводу, что в развитии исторического жанра тенденция соотнесения вымысла и документальности понималась по-разному.

Если в 13 веке писатели при описании чего-либо фантастического, считали это истинным фактом то есть в сознании как такового вымысла не существовало, то уже к 16 веку появляется сознательный вымысел, который в большинстве случаев имел политическое значение нет художественного вымысла при описании исторических событий. Постепенно общественность стала осознавать значительную роль художественного вымысла при создании исторических произведений и возникает проблема разграничения в тексте художественного вымысла и исторической правды, которая особенно остро встала после выхода в свет книги Карамзина История государства Российского и ощущалась вплоть до начала 20 века, когда предпринимались попытки объяснить писателю каково должно быть историческое мышление.

Повышенный интерес к историческим жанрам возникает в эпоху глубоких общественных сдвигов исторический кризис - это, в первую очередь, кризис сознания, ломка всей системы представлений человека о мире и о самом себе. Осоргин пытается сопоставить русскую историю с современными событиями, найти точки соприкосновения прошлого и настоящего на основе общечеловеческой нравственности.

Исторические события как таковые не представляют для него интереса, акцент ставиться в первую очередь на человеческой стороне, на нравственности.

История является лишь основой художественного вымысла, своеобразным фоном к различным сюжетным ситуациям. Образ автора - повествователя организует все повествование. Нет диалогов, нет характеристики речи персонажей, оформленных прямой речью. Для самого писателя было характерно пристальное внимание к документу.

И большая часть рассказов имеет прочную документальную основу. Но мастерство автора было таково, что грань между документом и фантазией не сразу определит и профессиональный историк. Осоргин никогда не был равнодушным, но его исторические миниатюры не эмоциональны, лишь иронию почувствует в них читатель. Его язык - выразительный и точный близок к народному складу, слегка архаизованный, сверкает позабытыми словами и отражает колорит той или иной эпохи. Как археолог он поднимал языковой пласт, исследовал его, вдыхал в него новую жизнь.

Как никто он умел раскрыть перед читателем обаяние и прелесть старых слов. Проанализировав миниатюры Осоргина, мы пришли к выводу, что эта форма помогает не только показать своеобразие событий, но и выявить индивидуальную авторскую позицию. Миниатюра не позволяет давать подробные характеристики, поэтому достаточно через образ одного человека или даже через детали быта показать суть эпохи. Именно здесь и проявляется авторская позиция.

Цикл миниатюр М. Осоргина отражает характерную для литературного процесса этого периода тенденцию циклизации малых жанров Бунин, Пришвин, что создает эффект всеохватности, объемности определенный набор основных тем и мотивов раздумья о роли человека в этом мире, о смысле бытия и его конечности, о нравственности отдельной личности и, наверное, самое главное - это тема любви и одно из ее проявлений - любовь к Родине. Особого разговора заслуживает роль автора в миниатюрах что обусловлено ярко выраженным личностным началом произведений этого жанра о чем бы ни шла речь, главенствующая роль принадлежит личности автора, его позиция ясна и определенна Осоргин стоит на противлении всякой власти, которая не видит человека, для которой важна идея, автор показывает свое мироощущение и нравственные убеждения.

Предметом для дальнейшего исследования могут стать особенности взаимодействия миниатюры с другими малыми жанрами, необходима дальнейшая разработка структурно - жанровых типов миниатюры, специфики развития сюжета в фабульных миниатюрах.

Для исследователей в области лингвистики предметом анализа может стать доскональное изучение языка исторической миниатюры на всех уровнях. Библиография. 1. Гудзий Н. К. История древнерусской лит-ры - М. Просвещение, 1966 с. 478- 496. 2. История рус. лит-ры 10 - 18 вв. Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов Под ред. Д. С. Лихачева М. Просвещение, 1979 462 с . 3. Кусков В. В. История древнерусской лит -ры Учебник для филол. фак. ун- тов М Высшая школа , 1977 с. 218 - 226. 4. Лажечников И. И. Ледяной дом. Роман. Вст. Статья М. Нечкиной.

Примеч. Н. Ильинской М 1977 с. 311. 5. Ласунский О. Литературный самоцвет М. А. Осоргин в оценках рус. заруб. критики к 50-летию со дня смерти Урал 1992 7. -с. 179 - 186. 6. Ласунский О. Цветы с Родины о тв-ве М. Осоргина Лит. газ 1989 49 - с. 6. 7. Левицкий Л. А. Миниатюра Краткая литературная энциклопедия в 9 т. гл. ред. А. А. Сурков М. Советская энциклопедия, 1967 Т.4 с. 844. 8. Литература и культура Древней Руси Словарь - справочник О. М. Анисимова, В. В. Кусков, М. П. Одесский, П, В, Пятнов.

Под. Ред. В. В. Кускова - М. Высш. Шк 1994 с. 6 - 8. 9. Литературная энциклопедия русского зарубежья 1918 - 1940 Т.1.Писатели русского зарубежья - М. Российская политическая энциклопедия , 1997 с.297 - 300. 10. Лихачев Д. С. Великое наследие М. Современник, 1975 с. 299 -312. 11. Мережковский Д. С. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. вст. ст. О. Н. Михайлов изд - во Правда , М. 1990 с. 5 -14. 12. Михайлов О. Н. Литература русского зарубежья М. Просвещение, 1995 - с. 8- 14. 13. Орлицкий Ю. Большие претензии малого жанра НЛО- 38 4 1999 . 14. Осоргин М. А. Вольный каменщик Повесть, рассказы Предисл.

О. Ю. Авдеева, А. И. Серкова М. Московский рабочий, 1992 с. 188 - 189. 15. Осоргин М. Литературные размышления Вступ публик. и примеч. О. Ласунского Вопр. лит 1991 - 11 12 с.278 - 310. 16. Осоргин М. Мемуарная проза Сост вст. статья и примеч.

О. Г. Ласунского - Пермь, Пермская книга, 1992 с. 26 - 28. 17. Осоргин М. Собрание сочинений. Т.1. Сивцев Вражек Роман. Повесть о сестре. Рассказы М. Московский рабочий Интервалк, 1999 542 с. 18. Осоргин М. Собрание сочинений. Т.2 Старинные рассказы М. Московский рабочий Интервалк, 1999 560 с. 19. Осоргин М. Старинные рассказы Юность 1990- 5 С. 64 -77. 20. Осоргин М. Страницы жизни и творчества материалы научной конференции Пермь Изд - во Пермского унив - та , 1994 с. 72 - 77. 21. Осоргин М. Струнами сердца Слова - 1995 9 - с. 15- 17. 22. Осоргин М. Язык русской литературы Подг. О. Г. Ласунский Рус. речь 1991 2 с.34 - 41. 23. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 021700 - филология Для пед. ун -тов и институтов М. Наука , 2000 296 с. 24. Русская историческая повесть пер. пол.19 в. сост вступ. ст.и примечания В. Ию Коровин М. Сов. Россия, 1989 с.3 - 10. 25. Рус. лит - ра 20 века. 11 кл. Учеб. для общеобразов. учеб. Заведений в 2ч. Ч 1. В. В. Агеносов и др Под ред. В. В. Агеносова М. Дрофа, 1996 с. 367 - 415. 26. Русские писатели 20 века. Библиографический словарь В 2 ч. Ч 2 М -Я Ред. кол. Н. А. Грознова и др М. Просвещение, 1998 с. 148- 151. 27. Смирнова Л. А. Русская литература конца 19 - нач. 20 века Учеб. Для студентов пед. ин -ов и ун- тов М. Просвещение, 1993 с. 132- 136. 28. Секачева И. Г. Творчество поэтов русского зарубежья в контексте нереалистических течений конца 19 в нач. 20 в. Методич. рекомендации для учителя Соликамск 1993 с.3- 5. 29. Сухих И. Писатель с философского парохода о творч. Пути М. Осоргина, 1878 1942 Нева 1993 2 с. 228- 246. 30. Тамарченко А. У истоков советского исторического романа Нева 1974 10 с. 179 - 188. 31. Тимофеев Л. И Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов.

Кн. для учащихся Ред сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев 2 -е изд дораб М. Просвещение, 1985. С. 52 - 53. 32. Хализев В. Е. Теория литературы М. Высшая школа, 1999 - с.358.

– Конец работы –

Используемые теги: Исторические, миниатюры, Осоргина0.052

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исторические миниатюры М. Осоргина

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Исторические миниатюры М. Осоргина
Заключение. Библиография. Введение. Имя Михаила Андреевича Осоргина, одного из наиболее известных представителей литературы русского зарубежья,… Н.В. Барковская в своих статьях исследует художественное своеобразие… Никогда ранее в истории не было случая, чтобы из какой -либо страны высылался культурный цвет нации фактически без…

Лекция 1. Историческое знание. Концепции исторического развития. Российская история как часть мировой и европейской истории
Основные понятия... Историческое знание исторический источник палеография текстология...

Историческое краеведение как элемент современного исторического образования
Оно же является важным средством связи школы с жизнью. Историческое краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями об… Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность… Наиболее значимыми являются труды А.С. Баркова О научном краеведении , Г.Н. Манюшина Историческое краеведение , Д.В.…

Методика обобщения исторических знаний по историческому материалу
Важным условием и средством более углубленного усвоения нового учебного материала на уроке является систематическое закрепление изучаемых фактов и… Психологическая наука утверждает, что забывание изучаемых фактов и явлений… Поэтому важно создать уже в процессе изучения нового материала такие условия, которые бы содействовали упрочению…

Развитие исторической науки в России. Исторические школы, концепции, формационный и цивилизационный подходы
Оказывается, не так и давно и не сразу. Превращение истории России в науку происходило постепенно.Стремление описывать историю России, как это… Затем в трудах немецких ученых И.Г. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера,… Среди них- два главных: Иван III и Петр Великий (XV и нач.XVIIIв). После Карамзина известными были историки Н.А.…

Холуйская миниатюра
Это было сделано по совету А.В. Бакушинского в целях экономии средств, но отразилось, конечно, не только на экономике. Работа в отрыве от конкретной… Признание искусства Холуя пришло не сразу, хотя такие энтузиасты, как С.… Они стремились к созданию собственного стиля художественной миниатюры, упорно искали наиболее выразительные формы…

Федоскинская миниатюра
Во второй четверти 19 в. табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в… Изделия этого времени называют "лукутинскими". Мастера работали на фабрике по… Наиболее всего ценились ларцы, украшенные сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и…

Петропаловская крепость: исторический миф и градостроительная реальность
Они по-разному оценивают роль крепости в городской структуре.Это явное противоречие и несовпадение мнений наводит на размышления о его причинах. В… Автор констатирует оборонительное назначение крепости, но тактично не… Сверх того же сие показует на себе угодие, что на вся окрестные места смотрит, на струи и острова, и ака бы пляцовую…

Исторические аспекты возникновения и развития общественного мнения
Все, что этому мешало, подавлялось силой такого регулятора социальной жизни, как общественное мнение. Конечно, это было еще «стадное» мнение и… Предельно простая иерархия управления родовыми отношениями выражалась в… Именно в этот период закладывались корни механизма действия общественного мнения и в наше время. Рабовладение с…

Просветительская функция журналистики в исторической ретроспективе
Без опоры на нее создаются целые научные направления, которые выводят основные свои положения из других теорий, отчасти опираясь на обобщение… Поэтому же у Ленина нет каких-либо заявленных впечатлений об ее основной… Развитие журналистики показывает наличие еще одной ее исторически исконной функции, наряду с информационной,…

0.067
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Исторический портрет И так исторический портрет историческая личность воплощение истории России. Каждый из тех, о ком пойдёт речь дальше - это вместилище душевной и… Различные историки по-разному оценивают их деятельность.Одни, восхищаясь,… И дать свою оценку той исторической личности, которая мне особенно близка по своим поступкам, личным качествам и…
  • Особенности исторических фактов развития Древней Руси Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь… Однако современные исследования, и, в частности, труды Н.Л. Пушкаревой… Проанализируйте содержание статей и покажите их связь с изменениями в социальной жизни Древней Руси «Русская правда»…
  • Анализ исторических путей развития методологии. Научный метод познания Знания позволяют предвидеть, а на этой основе действовать - изменять природу, общество и самого человека.Нет единого мнения и о том, что… Есть предположение, что методология — вообще не наука, что она стоит вне науки… Такая неравномерность обусловлена тем, что именно в этот период в науке были раскрыты ее многочисленные возможности,…
  • Проблемы жизни и смерти, отношение к смерти в различные исторические эпохи и в различных религиях Молчаливо исходили из постулата, что смерть всегда есть смерть («Люди рождались, страдали и умирали »), и обсуждать здесь, собственно, нечего. Теперь же вырисовалась проблема восприятия смерти людьми в разные эпохи, их… Ф. Арьес намечает 5 главных этапов в медленном изменении установок по отношению к смерти [1 с.45]: 1-й этап, который…
  • Отчёт о посещении Государственного Исторического Музея На том месте, где выстроен Исторический музей, прежде находи¬лось здание, где располагался в первые годы по¬сле его основания Московский… Парадным входом на площадь, как и прежде, стали Воскресенские ворота с глубоко… Именно Московская Городская Дума отдала свой собственный участок - несомненно, лучший в городе – под возведение музея,…