рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Литература средних веков и эпохи Возрождения

Литература средних веков и эпохи Возрождения - раздел Литература, История зарубежной литературы Литература Средних Веков И Эпохи Возрождения. Периодизация Литературы Средних...

Литература средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация литературы средних веков и Возрождения Раннее средневековье VI - VIII в.в. представлено по преимуществу нехудожественными текстами - литературой, связанной с христианством Священное писание, богословские и богослужебные книги, а также государственные, юридические и деловые тексты.

Зрелое средневековье IX - XII в.в время развитого феодализма, образования крупных национальных государств и вместе с тем феодальных усобиц.

К этому периоду формируются два основных типа средневековой литературы - рыцарская феодальная и городская демократическая. Рыцарская литература представлена эпическими поэмами, прославляющими героические деяния воинов-феодалов.

Это средневековый героический эпос, песни о деяниях.

В XIII - XV в.в. складывается и получает широкое распространение рыцарский роман и рыцарская лирика, включающая серенады, альбы, идиллии.

Во Франции лириков называли труверами, а в Германии - миннезингерами.

Возрождение или Ренессанс XIII - XVII в.в период, ознаменованный в литературе Европы своеобразным и чрезвычайно плодотворным синтезом высших достижений культуры зрелого средневековья и эпохи античности.

В Италии литература Возрождения развивается особенно активно в период XIII - XIV в.в. Данте, Петрарка, Боккаччо. Во Франции расцвет возрожденческой литературы XV - первая половина XVI в. связан с именами Рабле, Ронсара, дю Белле. Ещё позже Ренессанс достигает своих вершин в Англии и Испании.

В Англии лучшие литературные достижения связаны с театром, расцвет которого приходится на вторую половину XVI в первое десятилетие XVII в и именем У.Шекспира.

Крупным достижением испанской возрожденческой литературы стало творчество Сервантеса.

Вопросы 1. Какова история создания Песни о Роланде ? Что характерно для эпической поэзии как в плане содержания, так и в плане художественной формы? Каким образом эти особенности находят отражение в Песни о Роланде ? 2. Как в Поэме о Нибелунгах отражается противоречивая сущность феодального общества? Как в действиях и отношениях героев проявляются противоречия между естественными чувствами и сословной моралью? 3. Чем отличается эпический герой от героя рыцарского романа? Что важнее в романе Тристан и Изольда - любовь или рыцарский долг? Какую роль играет в романе любовный напиток? 4. Каковы основные идеи Ренессанса? Что такое гуманизм эпохи Возрождения? 5. Каков гуманистический идеал Франсуа Рабле? 6. В чём величие и трагизм героев эпохи позднего Возрождения? Дон Кихот Сервантеса, Гамлет Шекспира Задание 1. Подготовьте небольшое выступление 5 - 7 мин. на одну из предложенных тем 1. Творчество Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. 2. Особенности немецкой литературы Возрождения, связь её с движением Реформации. 3. Комедии У.Шекспира Задание 2. Сравните образы Роланда и Тристана.

В чём сходство и различие между ними? Как каждый из них относится к своему долгу? Задание 3. Выучите наизусть и подготовьте выразительное чтение следующих стихотворений см. приложение Ф. Петрарка.

Сонет 61 пер. В.Иванова Благословен день, месяц, лето, час , У. Шекспир.

Сонет 66 пер. Б.Пастернака Измучась всем, я умереть хочу, сонет 130 Её глаза на звёзды не похожи. Задание 4. Сопоставьте образы Дон Кихота и Гамлета.

Какова основа их трагического разочарования? Задание 5. Прочитайте трагедию Шекспира Гамлет и проанализируйте её по следующему плану 1. Каковы представления Гамлета о человеке и его возможностях? См. I, 2 II, 2 III, 2, 4 IV, 4 . 2. Как отзываются о Гамлете Офелия, Клавдий, Лаэрт, Горацио, Фортинбрас? См. III, 1 IV, 7 V, 2 . 3. Как реагирует Гамлет на неожиданные диссонансы жизни а поспешное замужество Гертруды, б убийство отца Клавдием, в предательство друзей по Виттенбергу? 4. Как складываются отношения Гамлета с Офелией.

Какова степень вины Гамлета в трагической судьбе Офелии? 5. Как решает Гамлет проблему мести за убийство отца? Чем его поведение отличается от действий Лаэрта? В чем смысл монолога Быть или не быть? Почему мы отдаем предпочтение медлительному Гамлету перед решительным Лаэртом? 6. О чём размышляет Гамлет? К каким выводам он приходит? В чем действенность его мыслей? 7. Есть ли у Гамлета слабости? Понимаетли он, что для победы над злом недостаточно усилий его одного? Какую возможность недооценил и не использовал Гамлет? 25 32 4. Классицизм и барокко в зарубежной литературе XVII века В литературе XVII века сложилось три художественных направления ренессансный реализм, несущий традиции гуманистов Возрождения классицизм и барокко.

Каждое из этих направлений имело свою эстетическую программу, резко очерченную и выражающую в довольно отчётливой форме художественное своеобразие, присущее всему направлению.

Классицизм первоначально выступил как теория и практика подражания античному искусству.

Этому направлению свойственна монументальность, правильность, рационалистическая строгость и логичность развития сюжета, скудность сценического действия, абстрактность художественного образа, многословные монологи и диалоги, патетика речи. Классицизм всегда полон гражданского пафоса, прославляет героизм средствами искусства.

Теоретики классицизма выдвинули правило трёх единств - времени, места и действия. Барокко возникло в годы позднего Ренессанса как синоним чего-то мрачного. Сущность его заключается в трагическом надрыве, в разорванности чувств, в противоречиях между мировоззрением Возрождения и мировоззрением средневекового христианства с его мрачной, аскетической идеей. Одной из ведущих стала тема ничтожества человека перед мрачной и беспощадной силой - Богом, с чем связано отчаяние и пессимизм.

Ренессансный реализм продолжал демократические традиции гуманистов Возрождения. Вопросы 1. Каковы основные идеи и стилевые черты барокко? 2. Как отразились барочные настроения в творчестве испанского драматурга Педро Кальдерона? 3. В чём суть классицизма как литературного направления? Охарактеризуйте этапы французского классицизма. 4. В чём своеобразие героя и драматургического конфликта в трагедиях Пьера Корнеля? 5. Как соотносятся классические, ренессансные и реалистические тенденции в творчестве Мольера? 6. Каковы особенности немецкой поэзии в контексте основных тенденций культуры Германии XVII века? Задание 1. Подготовьте небольшое сообщение на одну из предложенных тем 1. Роль исторического материала в драме Кальдерона Стойкий принц 2. Особенности психологического конфликта в произведении Корнеля Сид Родриго, Химена, инфанта . 3. Основные темы и мотивы лирики Джона Донна. 4. Творчество Лопе де Вега. Жизнеутверждающее начало его комедий. Задание 2. Прочитайте и проанализируйте стихотворения немецких поэтов П.Флеминга и А.Грифиуса см. приложение. В каких стихотворениях нашли отражение события Тридцатилетней войны? В каких стихах наиболее ярко отразились барочные тенденции? Задание 3. Сопоставьте героев, особенности развития психологического конфликта в трагедиях Стойкий принц П.Кальдерона и Сид П.Корнеля.

Задание 4. Прочитайте комедию Мольера Тартюф и ответьте на следующие вопросы 1. Какие реальные факты французской жизни побудили Мольера к созданию комедии? 2 Экспозиция.

Как отзывается о Тартюфе г-жа Пернель и что о нем говорят домочадцы Оргона? Как ведут спор Клеант и Оргон? Кто из персонажей верно разгадал лицемерную суть Тартюфа? Какая сцена в I-м действии наиболее комична? 3. Как усложняется ситуация во II действии? Чем вызвано противостояние Марианы Оргону? Как показаны взаимоотношения Марианы и Валера? В чем состоит комизм их поведения? I 4. Развитие действия.

Как проявляется лицемерная суть Тартюфа во взаимоотношениях с Дориной III, 2 , Эльмирой III, 3 , Оргоном III, 6 , Клеантом IV, 1 ? Проследите нарастание ослеплённости Оргона каковы последствия его ослепления? 5. Кульминация.

Срывание маски с лицемера IV, 4,5 в сцене свидания Эльмиры, Тартюфа и невидимого Оргона. Искусство построения диалога. Как в речах Тартюфа обнажается его изворотливость, как он манипулирует понятиями о стыде, совести, греховности и благочестии? Явный и скрытый смысл речей Эльмиры, адресованных Тартюфу и одновременно Оргону. 6. Разрешение конфликта.

Прозрение Оргона IV, 6, 7, 8 . В каком направлении действует разоблаченный Тартюф? Заметны ли в нем признаки раскаяния? Каким мог стать финал комедии без вмешательства короля? Чем руководствовался Мольер при выборе такой формы финала? Отметьте еще один благополучный финал в комедии. 7. Как соотносится пьеса с требованиями классицизма? Каким нормам и правилам она соответствует, в чем автор выходит за жесткие рамки? Отметьте в тексте подробности домашнего уклада жизни, детали одежды.

Почему так растянута сцена между Валером и Марианой II, 4 , чем это оправдано? Выделите фрагменты, где диалог движет действие. 25 40 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История зарубежной литературы

Данные методические рекомендации охватывают все периоды истории зарубежной литературы от Древней Греции до современности. Теоретический материал сопровождается практическими заданиями, что даёт… Кроме этого, студентам предлагаются темы, не охваченные системой вопросов и заданий, рассчитанные на самостоятельную…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Литература средних веков и эпохи Возрождения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Литература Древней Греции и Древнего Рима
Литература Древней Греции и Древнего Рима. Периодизация античной литературы На основании характеристики двух общественно-исторических формаций общинно-родовой и рабовладельческой можно установить с

Литература эпохи Просвещения
Литература эпохи Просвещения. В историю XVIII век вошёл как век Просвещения. В широком смысле это означало просвещение народа, приобщение народных масс к культуре и искусству. Просветители подчинил

Романтизм в зарубежной литературе XIX века
Романтизм в зарубежной литературе XIX века. Романтизм возникает в 1790-е годы в Германии и в последнее десятилетие XVIII века распространяется по всей Европе. В отличие от классицизма, роман

Реализм в зарубежной литературе XIX века
Реализм в зарубежной литературе XIX века. Реалистические тенденции, то есть изображение действительности в объективных жизнеподобных образах существовали задолго до возникновения самого метода, но

Зарубежная литература конца XIX - начала XX века
Зарубежная литература конца XIX - начала XX века. Литература эпохи конца XIX - начала XX столетия обладает рядом существенных признаков. Наряду с реализмом - ведущим литературно-художественн

Современная зарубежная литература с
Современная зарубежная литература с. х по настоящее время Постмодернизм - это наиболее позднее по времени проявление нереалистической тенденции в литературе XX века. Само слово постмодернизм означа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги