Литература средних веков и эпохи Возрождения

Литература средних веков и эпохи Возрождения. Периодизация литературы средних веков и Возрождения Раннее средневековье VI - VIII в.в. представлено по преимуществу нехудожественными текстами - литературой, связанной с христианством Священное писание, богословские и богослужебные книги, а также государственные, юридические и деловые тексты.

Зрелое средневековье IX - XII в.в время развитого феодализма, образования крупных национальных государств и вместе с тем феодальных усобиц.

К этому периоду формируются два основных типа средневековой литературы - рыцарская феодальная и городская демократическая. Рыцарская литература представлена эпическими поэмами, прославляющими героические деяния воинов-феодалов.

Это средневековый героический эпос, песни о деяниях.

В XIII - XV в.в. складывается и получает широкое распространение рыцарский роман и рыцарская лирика, включающая серенады, альбы, идиллии.

Во Франции лириков называли труверами, а в Германии - миннезингерами.

Возрождение или Ренессанс XIII - XVII в.в период, ознаменованный в литературе Европы своеобразным и чрезвычайно плодотворным синтезом высших достижений культуры зрелого средневековья и эпохи античности.

В Италии литература Возрождения развивается особенно активно в период XIII - XIV в.в. Данте, Петрарка, Боккаччо. Во Франции расцвет возрожденческой литературы XV - первая половина XVI в. связан с именами Рабле, Ронсара, дю Белле. Ещё позже Ренессанс достигает своих вершин в Англии и Испании.

В Англии лучшие литературные достижения связаны с театром, расцвет которого приходится на вторую половину XVI в первое десятилетие XVII в и именем У.Шекспира.

Крупным достижением испанской возрожденческой литературы стало творчество Сервантеса.

Вопросы 1. Какова история создания Песни о Роланде ? Что характерно для эпической поэзии как в плане содержания, так и в плане художественной формы? Каким образом эти особенности находят отражение в Песни о Роланде ? 2. Как в Поэме о Нибелунгах отражается противоречивая сущность феодального общества? Как в действиях и отношениях героев проявляются противоречия между естественными чувствами и сословной моралью? 3. Чем отличается эпический герой от героя рыцарского романа? Что важнее в романе Тристан и Изольда - любовь или рыцарский долг? Какую роль играет в романе любовный напиток? 4. Каковы основные идеи Ренессанса? Что такое гуманизм эпохи Возрождения? 5. Каков гуманистический идеал Франсуа Рабле? 6. В чём величие и трагизм героев эпохи позднего Возрождения? Дон Кихот Сервантеса, Гамлет Шекспира Задание 1. Подготовьте небольшое выступление 5 - 7 мин. на одну из предложенных тем 1. Творчество Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. 2. Особенности немецкой литературы Возрождения, связь её с движением Реформации. 3. Комедии У.Шекспира Задание 2. Сравните образы Роланда и Тристана.

В чём сходство и различие между ними? Как каждый из них относится к своему долгу? Задание 3. Выучите наизусть и подготовьте выразительное чтение следующих стихотворений см. приложение Ф. Петрарка.

Сонет 61 пер. В.Иванова Благословен день, месяц, лето, час , У. Шекспир.

Сонет 66 пер. Б.Пастернака Измучась всем, я умереть хочу, сонет 130 Её глаза на звёзды не похожи. Задание 4. Сопоставьте образы Дон Кихота и Гамлета.

Какова основа их трагического разочарования? Задание 5. Прочитайте трагедию Шекспира Гамлет и проанализируйте её по следующему плану 1. Каковы представления Гамлета о человеке и его возможностях? См. I, 2 II, 2 III, 2, 4 IV, 4 . 2. Как отзываются о Гамлете Офелия, Клавдий, Лаэрт, Горацио, Фортинбрас? См. III, 1 IV, 7 V, 2 . 3. Как реагирует Гамлет на неожиданные диссонансы жизни а поспешное замужество Гертруды, б убийство отца Клавдием, в предательство друзей по Виттенбергу? 4. Как складываются отношения Гамлета с Офелией.

Какова степень вины Гамлета в трагической судьбе Офелии? 5. Как решает Гамлет проблему мести за убийство отца? Чем его поведение отличается от действий Лаэрта? В чем смысл монолога Быть или не быть? Почему мы отдаем предпочтение медлительному Гамлету перед решительным Лаэртом? 6. О чём размышляет Гамлет? К каким выводам он приходит? В чем действенность его мыслей? 7. Есть ли у Гамлета слабости? Понимаетли он, что для победы над злом недостаточно усилий его одного? Какую возможность недооценил и не использовал Гамлет? 25 32 4. Классицизм и барокко в зарубежной литературе XVII века В литературе XVII века сложилось три художественных направления ренессансный реализм, несущий традиции гуманистов Возрождения классицизм и барокко.

Каждое из этих направлений имело свою эстетическую программу, резко очерченную и выражающую в довольно отчётливой форме художественное своеобразие, присущее всему направлению.

Классицизм первоначально выступил как теория и практика подражания античному искусству.

Этому направлению свойственна монументальность, правильность, рационалистическая строгость и логичность развития сюжета, скудность сценического действия, абстрактность художественного образа, многословные монологи и диалоги, патетика речи. Классицизм всегда полон гражданского пафоса, прославляет героизм средствами искусства.

Теоретики классицизма выдвинули правило трёх единств - времени, места и действия. Барокко возникло в годы позднего Ренессанса как синоним чего-то мрачного. Сущность его заключается в трагическом надрыве, в разорванности чувств, в противоречиях между мировоззрением Возрождения и мировоззрением средневекового христианства с его мрачной, аскетической идеей. Одной из ведущих стала тема ничтожества человека перед мрачной и беспощадной силой - Богом, с чем связано отчаяние и пессимизм.

Ренессансный реализм продолжал демократические традиции гуманистов Возрождения. Вопросы 1. Каковы основные идеи и стилевые черты барокко? 2. Как отразились барочные настроения в творчестве испанского драматурга Педро Кальдерона? 3. В чём суть классицизма как литературного направления? Охарактеризуйте этапы французского классицизма. 4. В чём своеобразие героя и драматургического конфликта в трагедиях Пьера Корнеля? 5. Как соотносятся классические, ренессансные и реалистические тенденции в творчестве Мольера? 6. Каковы особенности немецкой поэзии в контексте основных тенденций культуры Германии XVII века? Задание 1. Подготовьте небольшое сообщение на одну из предложенных тем 1. Роль исторического материала в драме Кальдерона Стойкий принц 2. Особенности психологического конфликта в произведении Корнеля Сид Родриго, Химена, инфанта . 3. Основные темы и мотивы лирики Джона Донна. 4. Творчество Лопе де Вега. Жизнеутверждающее начало его комедий. Задание 2. Прочитайте и проанализируйте стихотворения немецких поэтов П.Флеминга и А.Грифиуса см. приложение. В каких стихотворениях нашли отражение события Тридцатилетней войны? В каких стихах наиболее ярко отразились барочные тенденции? Задание 3. Сопоставьте героев, особенности развития психологического конфликта в трагедиях Стойкий принц П.Кальдерона и Сид П.Корнеля.

Задание 4. Прочитайте комедию Мольера Тартюф и ответьте на следующие вопросы 1. Какие реальные факты французской жизни побудили Мольера к созданию комедии? 2 Экспозиция.

Как отзывается о Тартюфе г-жа Пернель и что о нем говорят домочадцы Оргона? Как ведут спор Клеант и Оргон? Кто из персонажей верно разгадал лицемерную суть Тартюфа? Какая сцена в I-м действии наиболее комична? 3. Как усложняется ситуация во II действии? Чем вызвано противостояние Марианы Оргону? Как показаны взаимоотношения Марианы и Валера? В чем состоит комизм их поведения? I 4. Развитие действия.

Как проявляется лицемерная суть Тартюфа во взаимоотношениях с Дориной III, 2 , Эльмирой III, 3 , Оргоном III, 6 , Клеантом IV, 1 ? Проследите нарастание ослеплённости Оргона каковы последствия его ослепления? 5. Кульминация.

Срывание маски с лицемера IV, 4,5 в сцене свидания Эльмиры, Тартюфа и невидимого Оргона. Искусство построения диалога. Как в речах Тартюфа обнажается его изворотливость, как он манипулирует понятиями о стыде, совести, греховности и благочестии? Явный и скрытый смысл речей Эльмиры, адресованных Тартюфу и одновременно Оргону. 6. Разрешение конфликта.

Прозрение Оргона IV, 6, 7, 8 . В каком направлении действует разоблаченный Тартюф? Заметны ли в нем признаки раскаяния? Каким мог стать финал комедии без вмешательства короля? Чем руководствовался Мольер при выборе такой формы финала? Отметьте еще один благополучный финал в комедии. 7. Как соотносится пьеса с требованиями классицизма? Каким нормам и правилам она соответствует, в чем автор выходит за жесткие рамки? Отметьте в тексте подробности домашнего уклада жизни, детали одежды.

Почему так растянута сцена между Валером и Марианой II, 4 , чем это оправдано? Выделите фрагменты, где диалог движет действие. 25 40 5.