Литература эпохи Просвещения

Литература эпохи Просвещения. В историю XVIII век вошёл как век Просвещения. В широком смысле это означало просвещение народа, приобщение народных масс к культуре и искусству. Просветители подчинили своё художественное творчество задаче переустройства общества.

Основным принципом просветительской эстетики стало утверждение воспитательной роли искусства, демократической идейности. Произведения просветителей глубоко философичны. Отсюда и некоторая рационалистичность художественного творчества просветителей. Борясь за переустройство общества, утверждая принцип активного воздействия художника на общественное мнение, они создали новые жанры публицистического философско-политического романа, морально-политической драмы, гротескно-комедийного памфлета.

Отстаивая демократическое направление искусства, просветители ввели в литературу нового героя, простолюдина, в качестве положительного образа, они воспели и прославили его труд, его мораль. Они смело вводили в литературу критический элемент и создали произведения высокого политического и художественного значения. Просветители провозгласили право художника изображать героические поступки и высокие чувства простого человека. Тем самым они содействовали укреплению широкого литературного движения - сентиментализма.

Сентименталисты возвели чувство в культ, а чувствительность в нравственный и эстетический принцип. Созерцание красоты природы, мирное общение с нею простых, незлобивых людей - вот идеал сентименталистов. В каждой стране литература носила ярко выраженный национальный характер в зависимости от своеобразия исторического развития народа, его национальных черт, национальных традиций. Однако для всей передовой литературы европейских стран XVIII столетия характерно общее антифеодальное, освободительное направление. Вопросы 1. Каковы основные идеи и принципы просветителей? 2. Как раскрывается концепция разумного человека в романе Д.Дефо Робинзон Крузо ? В чём выразились тенденции реализма и рококо в прозе Дефо? 3. В чём состоит новаторский характер сентиментальной прозы Лоренса Стерна? 4. В чём особенности французского Просвещения? Каково место социальных и общефилософских проблем в нём? 5. Какова роль движения Буря и натиск в развитии немецкой литературы XVIII века? Задание 1. Подготовьте небольшое выступление на одну из предложенных тем 1. Место Джонотана Свифта в английском и европейском Просвещении. 2. Жан-Жак Руссо и руссоизм. 3. Дени Дидро и его вклад в мировую культуру. 4. Готхольд-Эфраим Лессинг и его роль в формировании национальной культуры. 5. Творческий путь И В.Гёте Задание 2. Определите философскую проблематику и жанровое своеобразие повести Вольтера Кандид, отвечая на следующие вопросы 1. Что такое пародия и в чем проявляется пародийный характер повести Вольтера? Сравните ее с типичными приключенческими любовными романами . 2. Какую роль играет в произведении Кандид и почему автор избирает именно такой тип героя для своей истории? Что означает слово candid в латинском языке? 3. Что представляет собой Панглос? Чьи идеи пародирует Вольтер в книге? Каким образом он высмеивает Панглоса, к каким художественным приемам прибегает при этом? Обратите внимание на следующие моменты А на идеи Панглоса, изложенные в начале повести, и его роль в доме барона Б на то, как соотносится оптимизм Панглоса с реальностью и действительностью В на неизменность позиции Панглоса. 4. Почему, как вы думаете, Вольтер отвергает панглосовский тип оптимизма? 5. Панглосу в повести противопоставлен мизантроп Мартен.

Каковы его взгляды на жизнь? Что не устраивает автора в его жизненной позиции и философской концепции? 6. Вольтер в различных ситуациях демонстрирует обилие жестокости и зла в существующем мире. Имеют ли созданные им зарисовки фантастический характер? Почему автор отправляет своего героя в различные страны Старого и Нового Света? Какое место занимают в повести природные стихии? 7. Какую роль играет в произведении страна Эльдорадо? 8. К какому итогу приводит Вольтер своих героев? В чём преимущество жизненной позиции старого турка перед философскими сентенциями Панглоса и Мартена? 9. Прокомментируйте финал произведения. 22 28 - 29 Задание 3. Прочитайте и проанализируйте баллады Ф.Шиллера Кубок и Перчатка. Выделите в сюжете баллад смысловые части исходную ситуацию, момент возникновения конфликта, этапы развития, кульминацию, разрешение.

Какие нравственно-этические проблемы поднимает Ф. Шиллер в своих балладах и какие художественные средства и приёмы для их воплощения использует? Задание 4. Прочитайте и проанализируйте стихотворения Роберта Бёрнса. Выучите наизусть одно на выбор см. приложение. Какое место занимает в творчестве Бернса тема его родины - Шотландии? Какие ещё темы и образы раскрываются в поэзии Бёрнса? Задание 5. Прочитайте трагедию Гёте Фауст и ответьте на вопросы 1. В чем заключается суть договора, заключенного между Богом и Мефистофелем? Пролог на небе . 2. Что составляет своеобразие личности Фауста? Что вызывает в его душе тоску и разочарование? В чем основное отличие Фауста от Вагнера? Пролог на небе. Ночь. У ворот . 3. Кто такой Мефистофель? Каково его отношение к человеку и человечеству? Какой эксперимент он хочет провести с Фаустом? Однозначна ли роль Мефистофеля в произведении? Можно ли говорить о том, что Мефистофель является полным антиподом Фауста? Пролог на небе. Рабочая комната Фауста . 4. Почему Фауст заключает сделку с Мефистофелем и на каких условиях? Одинаково ли представление о сути этого договора у Фауста и Мефистофеля? Рабочая комната Фауста . 5. Зачем Мефистофель приводит Фауста в погребок Ауэрбаха? Погреб Ауэрбаха в Лейпциге . 6. Что представляет собой Маргарита? Каковы обычаи и традиции городка, в котором она живет? Выделяется ли она из своей среды? Отлична ли её вера в Бога от веры Фауста? Меняется ли Маргарита с течением времени? Улица. Вечер. На прогулке.

Дом соседки.

Сад. Сад Марты. У колодца.

На городском валу. Ночь. Улица перед домом Гретхен.

Собор. Тюрьма. 7. Что вы думаете об отношениях Маргариты и Фауста? Какое место занимала любовь в жизни обоих? Имеет ли Маргарита какое-либо отношение к образу женщины, увиденной Фаустом в зеркале кухни ведьм ? Кухня ведьм.

Улица. Вечер. Улица вторая сцена. Сад. Лесная пещера.

Сад Марты. 8. Одержал ли Мефистофель победу над Фаустом в истории с Маргаритой? Оказался ли Фауст примитивным соблазнителем чистой девушки? Что пробудилось во влюбленном Фаусте - божественное или мефистофелевское начало? Виноват ли Фауст в гибели Маргариты? Что, по вашему мнению, привело к столь трагическому финалу? Почему Гёте дает своему герою возможность продолжить свой жизненный путь Лесная пещера.

Сад Марты. Вальпургиева ночь. Пасмурный день, поле. Тюрьма Красивая местность.

Последняя сцена - из 1-го акта 2-ой части трагедии. 9. Какую роль сыграла в жизни Фауста любовь? Какое место занимает образ Maргариты в трагедии Гёте? Почему, как вы думаете, поэт возвращается к нему в финале второй части? См. перевод Б. Пастернака . 10. Меняется ли содержание взаимоотношений Фауста и Мефистофеля во второй части трагедии? Какие задачи ставит перед собой постаревший Фауст и какую роль играет в осуществлении этих замыслов Мефистофель? Может ли Фауст обойтись без своего спутника в своей деятельности? сцена Горная местность четвертого акта, пятый акт. Какое место занимает в трагедии история Филемона и Бавкиды? 11. Каков итог исканий Фауста? Как вы думаете, почему Фауст произносит свой предсмертный монолог в состоянии ослепления? Достиг ли он того, к чему стремился? Как вы понимаете финальные сцены трагедии. 21 16 - 17 6.