Романтизм в зарубежной литературе XIX века

Романтизм в зарубежной литературе XIX века. Романтизм возникает в 1790-е годы в Германии и в последнее десятилетие XVIII века распространяется по всей Европе.

В отличие от классицизма, романтизм отдаёт предпочтение не следованию установленным правилам и канонам, а творческим порывам и интуитивным открытиям.

Романтики пытались осмыслить мир, опираясь на творческую интуицию и вдохновение, а не на логические расчёты и работу по образцам.

В центре внимания романтического метода находится исключительная личность, которая противостоит толпе. У романтиков герой - это художник, обладающий духовной энергией и устремлённостью к идеалу, что отделяет его от обывателя.

В романтизме используется принцип контраста мечта противопоставлена действительности, герой противостоит толпе. Нередко в самом герое важны контрасты, например, внешнее безобразие и душевная красота Квазимодо Собор Парижской Богоматери В. Гюго. Романтический мир бинарен. Романтическое мировоззрение, основанное на противопоставлении исключительного и единичного общему и обыденному, порождает одно из основных средств поэтики художественного строя романтизма - так называемое двоемирие.

Романтики вводят в свои произведения историческую тему и обращают внимание на особенности национального менталитета, выражение которого они находят в национальной истории и фольклоре. В задачи романтиков входило представить читателю прежде всего своё субъективное видение жизни, заставить его принять и разделить авторскую позицию. Среди жанров романтизма особенно выделяются романы, новеллы и повести, баллады и лиро-эпические поэмы.

Вопросы 1. Каковы особенности романтизма как литературно-художественного направления? Каковы исторические, философские и политические истоки романтизма начала XIX века? 2. Каковы особенности трёх этапов развития романтизма в Германии? 3. В чём особенность эстетической позиции поэтов Озёрной школы ? 4. Охарактеризуйте этапы творчества Д. Г. Байрона. 5. Каковы философские и социальные истоки французского романтизма? Задание 1. Подготовьте небольшое выступление на одну из предложенных тем 1. Соотношение реально-прозаического и идейно-возвышенного в сказке Гофмана Золотой горшок . 2. Исторические романы В.Скотта. 3. Американский романтизм Ф.Купер, Э.По. Задание 2. Прочитайте стихотворения У. Вордсворта и Д.Г. Байрона см. приложение. Каковы в них темы и идейные мотивы? Выучите наизусть одно из стихотворений на выбор. Задание 3. Прочитайте романтическую поэму Байрона Корсар. Определите продолжительность событий в поэме. 1. Совпадает время событий с временными рамками всей поэмы? Что означает упоминание о Сократе? 2. Дайте сравнительную характеристику турецкого отряда Сеид-паши и пиратов Конрада.

В чью пользу это сравнение? В чём превосходство самого Конрада над Сеид-пашой? 3. В чём, по мысли Байрона, состоит опасность неограниченной свободы личности? Задание 4. Прочитайте роман В.Гюго Собор Парижской богоматери и ответьте на следующие вопросы 1. К какому историческому периоду обращается Гюго в своем романе? Как осуществляется в произведении попытка писателя высветить моральную сторону истории ? 2. Что является воплощением зла в романе? Каковы, по мнению автора, истоки зла - имеет ли зло природное или социальное происхождение у Гюго? 4. Какова природа добра? Кто воплощает в романе доброе начало? Возможна ли победа добра над злом? Одерживает ли добро победу в этом произведении? 5. Как проявляет себя принцип контраста в романе? Обратите внимание на контраст между внешним и внутренним обликом человека, на трагическую судьбу гармоничного человека - Эсмеральды - в дисгармоничном мире, на противопоставление красоты и уродства, новых прогрессивных тенденций предвозрожденческого времени и устоев раннего средневековья и пр 6. Обратите внимание на использование гротеска, гиперболы, сравнений в произведении. Какой цели служат эти приёмы? 8. Что делает этот роман Гюго произведением романтизма? Обратите внимание на характер проблематики романа, на тип положительного героя, на образный язык произведения и т.п 22 29 Задание 5. Вспомните сказку Андерсена Соловей. Как в ней противопоставляются искусственное и естественное, истинное и мнимое? 1. Выделите в сказке три смысловые части. Какие события резко меняют движение сюжета от первой части ко второй и от второй к третьей? 2. Как меняется поведение императора и придворных с появле6нием механического соловья? 3. Как проявляется волшебная сила искусства в третьей части? Каков смысл финальной фразы? 7.