рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русская литература первой трети XVIII столетия

Работа сделанна в 2008 году

Русская литература первой трети XVIII столетия - раздел Литература, - 2008 год - Литературно-теоретическое исследование литературы VIII века Русская Литература Первой Трети Xviii Столетия. Русская Литература Пер...

Русская литература первой трети XVIII столетия.

Русская литература первой трети столетия сохранила многие жанры, сложившиеся в литературе Древней Руси: силлабическое стихотворство, школьная драматургия, ораторская проза, исторические повести.

Утверждение нового в общественной жизни происходило в острой борьбе. Сложная расстановка политических сил, столкновение классовых и сословных интересов, социально-философских воззрений находили своеобразное отражение и в художественном творчестве. При этом позитивные изменения, начатые ещё в XVII веке, получали своё дальнейшее развитие, что проявлялось и в тематике сочинений, и в мировосприятии героев, и в позиции авторов.

Уменьшается удельный вес религиозно-нравственных назиданий, проповедей семинария, покаяния, аскетизма. Всё чаще герои озабочены главным образом мирскими, земными проблемами, а религиозные ценности для них отходят на второй план. Процессу секуляризации литературы способствуют идейные искания писателей, пытавшихся под влиянием противоречивых тенденций общественной жизни, просветительской культуры ряда европейских стран с иных, отличных от православного учения позиций осмыслить разнообразные общественные и природные явления, жизнь человеческой личности. 1.1 Феофан Прокопович Каковы же основные направления освобождения русской литературы от религиозной идеологии? Прежде всего, необходимо отметить, что XVIII век – век Просвещения. Многие авторы стремились поднять авторитет науки, а это ослабляло позиции церкви.

Одним из первых, кто открыто встал на позиции просветительства, был, как это ни странно (такова диалектика истории), священнослужитель Феофан Прокопович.

Соратник Петра I, он ссылками на священное писание доказывал законность, значимость социальных преобразований в России. В своих речах, которые приобрели светский публицистический характер, он прославлял победы Петра I . В произведениях «вождя ученой дружины» с гуманистическим пафосом говорится о творческих возможностях человека, успехах Русской земли в градостроительстве, математике, философии, политических науках.

В мировоззрении Феофана Прокоповича, как писал Г.В. Плеханов, «был силён тот светский элемент, который и возбуждал неудовольствие “больших бород”». Обличая невежественных церковников, он стремился согласовать веру и знание. Этот подход отчётливо проявляется в трагикомедии «Владимир». Позиция Феофана Прокоповича имела двойственное значение. С одной стороны, приспособляя науку к религии, он укреплял позиции последней, делал религию «созвучной» веку Просвещения.

А с другой стороны, распространяя естественнонаучные знания, способствовал размыванию религиозных убеждений. Феофан Прокопович весьма одобрительно относился к автору сатиры «К уму своему», А.Д. Кантемиру, призывал его продолжать начатое дело и считал, что он достоин великой славы: «А ты, как начал, тещи путь преславный, Коим книжные текли исполины, И пером смелым мещи порок явный На не любящих ученой дружины». 1.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Литературно-теоретическое исследование литературы VIII века

Введение Начало XVIII столетия ознаменовалось коренными преобразованиями в русской экономике, культуре и просвещении. Реформы Петра I, направленные… В период становления централизованного государства возникла настоятельная… Русская литература XVIII века восприняла опыт европейской культуры, но сохранила и лучшие традиции литературы Древней…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская литература первой трети XVIII столетия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Антиох Дмитриевич Кантемир
Антиох Дмитриевич Кантемир. А.Д. Кантемир – один из основоположников русского классицизма, создатель новой литературы. «Сатиры» Н. Буало послужили образцом жанра для Кантемира, но по содержанию и п

Классицизм в русской литературе
Классицизм в русской литературе. Фундамент новой словесности был создан тремя поэтами в течение одного десятилетия. В 1927 году А. Кантемир написал первую сатиру. В 1735 году поэт Тредиаковский осу

Роль М.В. Ломоносова в преобразовании литературного языка
Роль М.В. Ломоносова в преобразовании литературного языка. Ломоносов был кровно заинтересован в развитии русской литературы. Он поставил перед собой задачу очищения и упорядочения русского я

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги