Роль М.В. Ломоносова в преобразовании литературного языка

Роль М.В. Ломоносова в преобразовании литературного языка. Ломоносов был кровно заинтересован в развитии русской литературы.

Он поставил перед собой задачу очищения и упорядочения русского языка. Ломоносов установил, что в современном ему языке существуют три группы слов. В первую входили слова, употребительные как в старославянском, так и в русском языке. Вторая группа состояла из старославянских слов, редко употребляемых в разговорной речи, но понятных всем. К третьей группе он относил слова, употребляемые только в разговорной речи. Из различных сочетаний слов из этих трёх групп Ломоносов выделил речевые стили: Высокий стиль – величественный, торжественный стиль, которым он советовал писать о важных, значительных событиях (героические поэмы, трагедии). Средний стиль, по мнению Ломоносова целесообразен в научных сочинениях, в посланиях друзьям. Низким стилем, указывал Ломоносов, можно писать комедии, песни.

Теория «трех штилей» имела демократический характер: она способствовала сужению области употребления старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному, что делало его доступным широкому кругу читателей.

В 1735 году Ломоносов написал «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором окончательно были утверждены принципы силлабо-тонического стихосложения. Преимущества этой новой системы показала одновременно сочиненная автором «письма» «Ода блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года». Несомненная прогрессивность этого принципа стихосложения заключалась в том, что он действительно основывался на изучении особенностей русского языка, а также на опыте русского народно-песенного творчества.

Ломоносов разработал также жанр философской оды – «Утреннее размышление о божием величии», «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности поэзии Ломоносова отчётливо выражены в «Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.». Поэт выражает свои заветные мечты в монументальной, величавой форме, свойственной классицизму.

Композиция оды, в соответствии с требованиями классицизма, отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает своё обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль вытекает из предыдущей. Глубине и значительности содержания оды соответствует её возвышенный язык. В оде много олицетворений, связанных с греко-римскими мифами. Поэт часто прибегает к метафоре, так солнце «во все страны свой взор возводит». Рядом с точными эпитетами – «пространная держава», встречается много метафорических эпитетов – «пламенные звуки», «наглые вихри». Ода насыщена гиперболами.

Построение и язык оды органически связаны с теми задачами, которые ставил перед собой поэт, с его взглядом на искусство. Велика заслуга гениального поэта. Патриотические размышления Ломоносова наполнили русскую поэзию XVIII века глубоким содержанием. Главная идея его творчества – служение отечеству – вдохновляла передовых русских поэтов и писателей.

Разработанная им система стихосложения до сих пор не утратила своей роли и используется в поэзии и служит для создания разнообразных стихотворных размеров. 2.3 Теоретик классицизма А. Сумароков Талантливый поэт и теоретик классицизма А. Сумароков пытался самостоятельно разработать теорию классицизма применительно к отечественной литературе, сформулировав её основные положения в своих стихотворных «Епистолах» Поэтическое творчество Сумарокова очень разнообразно по жанрам – это и торжественные оды, и духовные, стихотворные сатиры, элегии, идиллии.

Особенно много написал он басен и песен. Сумароков стал одним из первых русских драматургов, автором стихотворных трагедий «Хореев», «Синав и Трувор». 3.