Любовная лирика в творчестве С. Есенина

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА НАУЧНЫЙ Исполнитель: РУКОВОДИТЕЛЬ: д.филол.наук студентка 4 курса проф.Абдуллаева Г.Ш. Поляченкова Н.Е. Ташкент 2008 План 1.Введение. 2.Основная часть Глава 1. Концепт любви в лирике Сергея Есенина. 1.1. "О русь-малиновое поле И синь упавшая в реку- Люблю до радости до боли Твою озерную тоску". 1.2. "Но более всего любовь к родному краю Меня томила мучила и жгла" Глава2. Есенина. 2.1."Девушка в белой накидке". 2.2."За то, что девочкой наивной Предстала ты мне на пути моем" 2.3."Я искал в этой женщине счастья" 2.4."Шаганэ,ты моя,Шаганэ " 3.Заключение. 4.Список использованной литературы. Введение Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет, эта жизнь была эмоционально насыщена и интересна.

Родился Есенин 3 октября 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье.

Окончил сельское училище, а затем школу в Спас - Клепиках. В 1912 году приехал в Москву и 1,5 года слушал лекции в Народном университете Шанявского. Он много читал, обладал редкой памятью, хорошо знал фольклор и мифологию многих народов мира, русскую и зарубежную литературу. В 1915 году происходит его встреча с А.Блоком. " С него и началась моя литературная дорога", с благодарностью будет потом вспоминать поэт. В Петрограде Есенин знакомится с крестьянским поэтом Н. Клюевым, а затем с М. Горьким, С. Городецким, Р. Ивневым, Н. Гумилевым, А. Ахматовой, Д. Мережковским, З. Гиппиус и др. Его стремительное появление в литературе сравнивали с чудом, с внезапным явлением кометы. "Всеобщее призвание свершилось буквально в какие-нибудь несколько недель" вспоминал Р.Ивнев. К вершинам мировой поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. "Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб", стали его надежной стартовой площадкой, колыбелью его поэзии.

Здесь "по заре и по звездам" он школу проходил, и мыслил, и читал " по библии ветров", здесь подружился он, на всю жизнь", с " зеленокосой ", " в юбчонке белой" березой и старым кленом "на одной ноге", здесь началось пробуждение его творческих дум, и он написал свои первые стихи: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход клененочек маленькой матке Зеленое вымя сосет.

Юному поэту тогда едва исполнилось 15 лет. Мог ли кто-либо представить в то время, что пройдут годы и этот рязанский паренек станет поэтическим сердцем России.

Мир народно - поэтических образов окружал Есенина с первых дней жизни: Родился я с песнями в травяном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. И костер зори, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер, вся красота родного края с годами отлилась в стихи полные любви к русской земле: О Русь-малиновое поле И синь упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворенная сельская тишина.

От проникновенных стихов о стране "березового ситца", шири ее степных раздолий, синих озер, шуме зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбах России в "суровые грозные годы" каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согретые чувством безграничной любви: Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды - все это отлилось у Есенина в задушевные и светлые, скорбные и гневные строфы. В эти годы поэт входит в литературную группу имажинистов 1921 - 1923 гг. характеризуются двойственным отношением Есенина к советской действительности.

В 1922 - 1923 гг женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, поэт совершил длительное путешествие в Европу и США. Впечатление от этой поездки нашло очень яркое отражение в письме Есенина своим близким: "Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет.

В странной моде доллар, на искусство начихать - самое высшее мюзик-холл. Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь за ненадобностью сдали в аренду под "смердяковщину". 1924 - 1925 гг новые попытки понять Русь Советскую: "Радуясь, свирепствую и мучась, Хорошо живется на Руси". Итогом короткой творческой жизни поэта стали тридцать его книг, а также подготовленное к изданию собрание стихотворений в трех томах.

В своих произведениях Есенин решает проблему личности и ее связи с миром, отношений между человеком, обществом и природой, он создает в стихах собственную образную концепцию человека. Главными составляющими художественного мира писателя являются образы земли, неба, матери, природы, родины, любимой женщины. Природно-эстетический образный мир поэта богат и многообразен.

Если в начале творческого пути "деревенская избенка" с ее немудреными атрибутами (окном, порогом, печью, божницей и др.) - это реальная деревенская изба, то постепенно она мифологизируется, становясь "поэтическим храмом, связующим землю и небо", а реальные части этой избы и ее орнаментальные украшения (красный угол, потолок, матица, конек на крыше) предстают символом связи "земной предметности" с "воздушным миром", с мирозданием. В данной выпускной квалификационной работе мы хотели рассмотреть эволюцию темы любви в творчестве С.Есенина.

Почти все поэты всех времен и народов всегда в своем творчестве обращаются к этой теме. Но, так эмоционально, образно и светло воспеть это чувство, как воспел Есенин вряд ли кому удалось. Любовь - главная тема творчества С.Есенина, она проходит красной нитью через все его произведения. Это всеобъемлющая тема. Актуальность данной работы заключается в необходимости современного исследования с позиции нового типа научного знания и мышления проблем становления эволюции темы любви в творчестве С. Есенина.

Анализ конкретного литературного материала и критическое осмысление соответствующих ему литературоведческих положений позволяет сделать вывод о том, что тема любви в творчестве поэта наиболее полно раскрыта в трех основных аспектах: любовь к природе, любовь к Родине, любовь к женщине. В данной работе мы рассмотрим эволюцию темы любви на примере раннего и зрелого творчества С.Есенина.

В русской литературе конца XX - начале XXI века произошли глобальные изменения, определившие эволюцию философских, этических и эстетических систем. Историко-эстетический процесс этого периода отражает не только переломную эпоху в развитии страны, но и изменения в сознании человека. Писатели и поэты создают новые произведения, которые не только отражают происходящие в обществе перемены, но и вбирают в себя весь спектр духовно-философских проблем. Также пересматривается творчество поэтом и писателей, творивших в начале XX века и уже получивших свою оценку.

В этом смысле актуализируется и творчество С.Есенина, рассмотрение закономерностей развития его художественного мира и то, что в нем отражены основные противоречия литературного процесса начала XX века. Предметом, исследования является творчество С. Есенина, его стихи о природе, о Родине, о женщинах. Исходя из сказанного, цель данной работы видим в рассмотрении эволюции воспроизведения темы любви в поэзии С. Есенина.

Отсюда вытекают конкретные задачи исследования: - раскрытие нравственной и психологической сути человека, героя поэзии С.Есенина; - выявление этических и эстетических категорий, которыми руководствуется поэт при изображении своего героя; - рассмотреть своеобразие художественного психологизма, проявление характеров героев; - определить какими художественными средствами пользуется поэт в создании своих образов. Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами исследования, состоянием изученности проблемы на данном этапе развития литературоведческой науки. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы(18 наименований). Во введении дано обоснование выбора темы, роль и место С. Есенина в русской литературе xx века, определена степень изученности проблемы, актуальность, научная новизна, цель и задачи исследования.

Глава 1. "

Концепт любви в лирике Сергея Есенина

В стихотворениях Есенина воспета и песенная "белая березка", и русская... Ей он посвятил: В пятнадцать лет Взлюбил я до печенок И сладко думал, ... Анне посвящено стихотворение "За горами, за желтыми долами". Она переезжает в Киев и поступает на Высшие женские историко-литератур... И вот, наконец, он все-таки удрал! Он - в Москве.

Заключение

Заключение Творчество Сергея Александровича Есенина неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом и у многочисленного зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль "которых умел он так эмоционально и так звонко передать. Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство.

Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирический герой поэта - современник эпохи грандиозной ломки человеческих отношений: мир его дум, чувств, страстей слоен и противоречив, характер драматичен. Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия, даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений, которые возникали в его душе. Система ценностей в поэзии Есенина едина и неделима. В ней все взаимосвязано, все образует единую картину "родины любимой" во всем многообразии ее оттенков.

Предрассветное. Синее. Раннее. И летающих звезд благодать, Загадать бы какое желание, Да не знаю чего пожелать. Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.

Поэзия Сергея Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие чувства. Из далеких 1920 годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее. Использованная литература 1.Базанов В.Г. Есенин и крестьянская Россия Л 1982. 2.В мире Есенина: Сборник статей М 1986. 3.Волков А.А.Художественные искания Есенина М 1976. 4.Есенин и русская поэзия Л.:Наука,1967. 5.Использовала сведения из Интернета. 6.Кашечкин С.П. раздумья о поэте М 1974. 7.Кузнецов Ф.Ф.очерки.

Портреты. Эссе. М.:Просвещение,1987. 8.Марченко А.Поэтический мир Есенина М.: Советский писатель,1972. 9.Муратова К.Д.история русской литературы Л 1983. 10.Наумов Е. Сергей Есенин. Творчество. Эпоха Лениздат,2-ое издание-1973. 11.Прокушев Ю.С.Образ. Стихи. Эпоха - М 1978 12.Прокушев Ю.С.Сергей Есенин. Собрание сочинений М.:"Правда", 1977. 13.С.А.Есенин в воспоминаниях современников: В 2т М 1986. 14.Собрание сочинений С.Есенина в 3-х томах М 1989. 15.Смирнова Л.А.Русская литература ХХ века - М.:Просвещение,1991. 16.Соколов А.Г.История русской литературы ХХ века М 1984. 17.Эвентов И.С.Сергей Есенин.

Биография писателя Л.: Просвещение, 1977. 18.Юшин П.Ф.Сергей Есенин. Идейно - творческая эволюция М 1989.