рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МАГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА

МАГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА - Дипломная Работа, раздел Литература, Магическое в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" Магические Образы Романа. Евангельские И Демонологические Линии Романа Прежде...

МАГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА. Евангельские и демонологические линии романа Прежде всего отметим, что Булгаков упорно стремился преодолеть евангельскую легенду. В его романе нет одиннадцати апостолов и женщин скорбно застывших вдали во время казни или плачущих у подножья креста. Есть один единственный в отчаянии проклинающий Бога, Левий Матвей.

Когда осужденных повели на гору, Левий Матвей бежал рядом с цепью в толпе любопытных, стараясь каким-нибудь образом незаметно дать знать Иешуа хотя бы уж то, что он, Левий, здесь, с ним, что он не бросит его на последнем пути и что он молится о том, чтобы смерть Иешуа постигла как можно скорее. Но Иешуа, смотрящий вдаль, туда, куда его увозили, конечно, Левия не видал. Левий считал себя верным и единственным учеником Иешуа. Левий желал только одного, чтобы Иешуа, не сделавший никому на свете ни малейшего зла, избежал истязаний.

Но он опоздал. Когда истек четвертый час казни, мучения Левия достиг наивысшей степени, и он впал в ярость. Поднявшись с камня, он швырнул на землю бесполезно, как он теперь думал, украденный нож, раздавил флягу ногою, лишив себя воды, сбросил с головы кепи, вцепился в свои жидкие волосы и стал проклинать себя. Он проклинал себя, выкрикивая бессмысленные слова, рычал и плевался, поносил своего отца и мать, породивших на свет глупца.

Виня, что клятвы и брань не действуют, и ничего от этого на солнцепеке не меняется, он сжал сухие кулаки, зажмурившись, вознес их к небу, к солнцу, которое сползало все ниже, удлиняя тени и уходя, чтобы упасть в Средиземное море, и потребовал у бога немедленного чуда. Он требовал, чтобы бог тотчас же послал Иешуа смерть. Открыв глаза, он убедился в том, что на холме все без изменений, за исключением того, что пылающие на груди Кентуриона пятна потухли. Солнце посылало лучи казнимых, обращенных лицами к Ершалаиму.

Тогда Левий закричал -Проклинаю тебя, бог! Таким образом, Булгаков снимает привычную оболочку легенды. Во всем описании казни отсутствует само слово крест, например. Экстраординарные способности Иешуа отличаются от образа канонического Христа. И здесь Булгаков также не явился первооткрывателем. В русской литературе XX века и в советской литературе евангельские темы присутствовали. К библейским сюжетам, созданию образа Христа, обращались в своем творчестве, как известно, многие русские художники, в том числе и А.К.Толстой, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Л.Андреев, А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский. Большое место эта тема занимала и в произведениях советских писателей, пытавшихся сопоставить так или иначе идеалы революции с христианской мечтой о пришествии царствия земного, царства свободы и равенства, где не будет уже ни богатых, ни бедных, их мучителей, ни притесненных.

Образ Иисуса Христа в белом венчике из роз, идущего впереди отряда красноармейцев, возникает в Двенадцати А.Блока. По-своему интерпретируется евангелическое сказание о Христе в произведениях и А.Белого Христос воскрес, где так же как и у Булгакова, хотя и не столь ограничено, связуются между собой два стилевых слоя - библейский и современный, А.Платонова Христос и мы , В.Князева Красное Евангелие , Клюева и других советских художников.

Почему Булгаков вводит в роман образ Христа? Вероятно, потому что его очень интересовал ответ на вопрос кто управляет жизнью человеческой. Это мы понимаем сразу во время встречи Сатаны с литераторами на Патриарших.

Эта же тема будет продолжена во время допроса Пилатом арестованного Иешуа Уж не думаешь ли ты спросит Иешуа прокурора что ты ее жизнь подвесил? Тут же мы находим и еще один поясняющий намек автора на то, о чем, собственно, будет поведано в разворачивающемся романе булгаковское рассуждение об истории. История понимается Булгаковым как духовный опыт, в котором все участвуют, который накапливается, протекает вчера, сегодня, сейчас.

Частная, казалась бы, история на Патриарших имеет отношение к центральному событию мировой истории, к постановке вопроса о вере и безверии выбор между вульгарным прагматизмом и действительностью идеи. Кто управляет жизнью человеческой - центральная для Булгакова проблема. Суть концепции автора такова провидение, божественный умысел - лишь драматург, а не демиург истории. Другими словами, оно лишь задает ситуацию, но не определяет поведение в ней человека.

Обстоятельства предписаны людям свыше это так, но вести себя в них можно по-разному. Человек найден свободной волей, возможностью выбора - оттого он и властен, изменить ситуацию в дальнейшем. В споре Иешау с Пилатом видимая беспомощность бродячего философа опровергается его свободно совершаемым выбором между жизнью, за которую нужно заплатить сокрытием истины и смертью. Предупрежденный о последствиях своих речей, он тем не менее не отрекается от выношенных убеждений.

И в этом смысле, в самом деле, управляет своей жизнью он, а не Пилат. Напротив, отказавшись от подобной свободы выбора, могущественный прокуратор как бы утрачивает масштаб личности. Драматическая интерпретация истории исключает и истолкование ее как бессмысленного, а тем более злокозненно-демонического процесса. Кант понимает историю как драму и допускает, что план провидения и в отношениях человеческого рода может и не осуществляться. Другими словами, задуманный провидением план может быть с полным правом назван сценарием, развитие которого в каждом акте предполагает решение и ответственность живых персонажей. Обратим внимание на то, каких именно героев у Булгакова становится возможным разъяснить ? Возможно - предугадать поведение Берлиоза, близкую смерть начального вора-буфетчика В клинике - Первого МГУ . Возможно - с легкостью направить в нужное русло действия известного учреждения чтобы не понравившийся Воланд Никанор Иванович не смог более попасться ему на глаза.

Не трудно предсказать и действия Римского и Лиходеева.

Иначе обстоит дело с центральным персонажем романа. Непредсказуема в своем порыве милосердия Маргарита, озадачившая самого дьявола, невольно уступившего ей доброе дело прощение Фриды и тем самым на мгновение будто бы починившегося Маргарите. Непредсказуем и вызволенный из дома скорби Мастер, к несчастью, сломанный, утративший интерес к творчеству и не принимающий советы дьявола, например, предложение описать хотя бы Алоизия Могарыча. Все это имеет прямое отношение к концепции человека как свободно проявляющий себя исторической личности.

Кстати, та же концепция проявляется и в других произведениях и других произведениях Булгакова. Очевидна связь Булгакова с библейской демонологией, основывающейся как на христианской теологии, так и на фольклорных источниках. Взять даже имена инфернальных героев М.Булгакова. Без сомнения евангелическое происхождение демона-убийцы Абадонны. Читателям Библии известен и другой бесовский персонаж романа Мастер и Маргарита - Азазела, созданный Булгаковым образ козлоногого и от этого прихрамывающего демона безводной пустыни , Азазело прямо сопоставим с образом беса, о котором повествуется в книге Левит и который генетически связан с древнейшим, языческим верованием евреев-кочевников в козлообразного духа пустыни Азазела Аза-эл по-древнееврейскому означает козел-бог. Первоначально, как об этом свидетельствуют черновые материалы к роману, Булгаков роль верховного дьявола предназначал именно этому демону, и для того, чтобы подчеркнуть в самом его имени его отличие от хрестоматийного, бытующего в мировой литературе образа сатаны, назвал его не Азазелой, а Фьелой.

Затем автор постепенно отходит от прежнего замысла и в соответствии с европейской традицией избирает на роль главы бесовского царства Князя Тьмы, обозначающего инициалом В и носившего в Евангелии имя Вельзевул, изменив его по тем же соображениям, что и в случае с Азазелло, на Воланд.

Отметим, что к Евангелию восходит и сама, реализованная у Булгакова, иерархия дьявольских чинов, согласно которой Воланду беспрекословно подчиняются и Абадонна, и Азазелло, и Фагот. В обширнейшей христианской средневековой литературе о дьяволе отмечены и многие из тех способностей и качеств нечистой силы, которые демонстрируют нам инфернальные персонажи романа Булгакова умение перемещать людей из одного места в другое, предсказывать будущее как Воланд, вызывать бурю как Бегемот и Коровьев, превращаться в людей и животных, в кота, например, как Бегемот имя которого также одно из известных и восходящих к древности наименований дьявола, заключать договор с человеком и др. И в евангельских, и в демонологических линиях романа Мастер и Маргарита Булгаков предпочитает вовсе не придумывать, а подбирать имена, порою лишь обновляя их звучание Иешуа Га-нопри. А имя Воланд оказалось такой удачей, что изменять его не пришлось.

Почти не связанное в читательском восприятии ни с одним из образов большой литературы и вместе с тем традиционное благодаря Гете, оно чрезвычайно богато звуковыми ассоциациями. В нем слышны имя Вотана, и средневековые имена дьявола - Ваал, Велиал, даже русское дьявол. В трактовке Булгакова это имя становится единственным именем сатаны, как бы не литературным, а подлинным.

Под этим именем его знает Мастер.

Именно так он называет сатану сразу. Конечно, Воланд может запорошить глаза, и человеку похитрее - говорит он Ивану. Впервые слушая о загадочном происшествии на Патриарших.

Как вскрикивает Иван и вдруг догадывается - Понимаю, понимаю. У него буква В была на визитной карточке Характерно, как отмечают исследователи, что Воланд не узнает сатирические персонажи. Это один из источников комедийного в романе - то буфонно-комедийного, то горько-комедийного, почти всегда - сатирически-комедийного. Воланда в романе узнают только двое - Мастер и Маргарита. Без предъявления инфернального треугольника и других атрибутов власти, еще до того, как видят его. Узнают независимо друг от друга и так согласно друг с другом - должно быть по тому отблеску фантастики и чуда, которые реют вокруг Воланда и которых так жаждут они оба. Лишь только вы начали его описывать я уже стал догадываться - говорит Мастер Но к делу, к делу, Маргарита Николаевна произносит Коровьев Вы женщина весьма умная и, конечно, уже догадались о том, кто наш хозяин. Сердце Маргариты стукнуло, и она кивнула головой Эта их способность к принятию чуда, так противопоставляющая их Берлиозу, который к необыкновенным явлениям не привык, сродни их причастности к чуду - к подвигу самоотречения, чуду творчества, чуду любви.

Отметим, что Булгаков убежден, что общественное и душевное благоустройство государства невозможно без веры и опоры на вечные ценности.

Для инспекции нравственного состояния общества, устроенного на новых началах, и появляется в Москве по воле автора Мастер и Маргарита Князь Тьмы со своей креатурой, каким он предстает перед читателем? Рассмотрим образ Воланда в следующем разделе более детально. 2.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Магическое в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Роман был написан в 30-е годы - в пору расцвета писательского дарования автора. В этот же период им написаны такие блистательные произведения, как роман Жизнь… По сей день, мы убеждаемся в глубине творческих поисках автора, что подтверждается непрекращающимся потоком книги…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МАГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Творчество Булгакова поэтика и мистика
Творчество Булгакова поэтика и мистика. Каждый исследователь предлагает, вольно или невольно, свой образ М.Булгакова. В книге Л.Яновской Творческий путь Михаила Булгакова воскресает старинно

Воланд как художественно переосмысленный автором образ Сатаны
Воланд как художественно переосмысленный автором образ Сатаны. По замыслу автора фантастический образ Воланда в романе Мастер и Маргарита должен восприниматься как реальность. Узнать Воланда

Историзм и психологизм Мастера и Маргариты
Историзм и психологизм Мастера и Маргариты. Несомненно, роман Булгакова Мастер и Маргарита явился одним из наиболее ярких произведений послереволюционной России. Автор в своем произведении в

З А К Л Ю Ч Е Н И Е
З А К Л Ю Ч Е Н И Е. Роман М,А,Булгакова Мастер и Маргарита, над которым автор работал практически до конца своей жизни, оставался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я. Булгаков М. Белая гвардия Мастер и Маргарита Романы Предислов. В.И.Сахарова Мн. Маст. лит 1988. 2. Брюсов В. Огненный ангел М МСМ1х. 3. Виленкин В.Я. Незабываемые чтения Ли

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги